Формирования и использования фонда обязательных резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение порядка формирования и использования фонда обязательных резервов, а также вопросов предоставления гарантии возврата вкладов физическим лицам.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить порядок формирования и использования средств фонда обязательных резервов;
2) рассмотреть порядок расчета резервных требований;
3) раскрыть сущность деятельности Агентства по гарантированному возмещению вкладов физических лиц;
4) определить порядок постановки на учет в Агентстве, снятия с учета и уплаты календарных взносов;
5) дать оценку деятельности Агентства в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

для нете.docx

— 70.69 Кб (Скачать файл)

Банк снимается с учета в Агентстве в случае принятия Национальным банком решения:

  • об отзыве специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления этой банковской операции;
  • о внесении изменения по ходатайству банка в перечень банковских операций, указанный в специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности, в части исключения из него банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты).

Национальный банк в день принятия решения обязан направить в Агентство в письменной форме уведомление о принятом решении.

Агентство в день получения уведомления Национального банка снимает банк с учета путем внесения в реестр банков, принятых на учет, соответствующей записи об этом. Датой снятия банка с учета в Агентстве считается дата принятия Национальным банком решения.

В случае снятия банка с учета в Агентстве выданное ему свидетельство о принятии его на учет в Агентстве аннулируется.

Банк в течение пяти рабочих дней с даты получения им уведомления Национального банка о принятии решения обязан возвратить в Агентство выданное ему свидетельство о принятии его на учет в Агентстве.

Агентство в течение пяти рабочих дней с даты снятия банка с учета обязано опубликовать в республиканских печатных средствах массовой информации, определенных Президентом Республики Беларусь официальными изданиями для опубликования нормативных правовых актов Национального банка, сообщение об исключении банка из реестра банков, принятых на учет.

Банки обязаны перечислять на безвозвратной основе в резерв Агентства обязательные взносы - учетный взнос и календарные взносы.

Учетный взнос составляет 0,5 процента от размера нормативного капитала банка по состоянию на день направления банком в Агентство заявления о принятии его на учет.

Календарные взносы, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь составляют 0,3 процента от остатка привлеченных банком банковских вкладов (депозитов) физических лиц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Приостановление Национальным банком действия специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в части осуществления этой банковской операции не освобождает банк от обязанности по перечислению календарных взносов.

Для восстановления резерва Агентства, а также исполнения Агентством обязательств по непогашенным займам (кредитам), может быть установлена повышенная ставка календарных взносов в размере и на срок, определяемые Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь, но не более 0,6 процента от остатка привлеченных банком банковских вкладов (депозитов) физических лиц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Агентство ежеквартально в письменной форме обязано информировать банки о соотношении размера резерва Агентства и размера общей суммы привлеченных банками банковских вкладов (депозитов) физических лиц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

В случае, если размер резерва Агентства превысит 5 процентов от размера общей суммы привлеченных банками банковских вкладов (депозитов) физических лиц, размер последующих календарных взносов автоматически уменьшается в два раза.

В случае, если после уменьшения размера календарных взносов размер резерва Агентства составит менее 5 процентов от размера общей суммы привлеченных банками банковских вкладов (депозитов) физических лиц, размер календарных взносов автоматически устанавливается на уровне 0,3 процента от остатка привлеченных банком банковских вкладов (депозитов) физических лиц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Расчет календарных взносов производится банками самостоятельно.

Календарные взносы перечисляются банком Агентству ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Календарные взносы по банковским вкладам (депозитам) физических лиц в белорусских рублях перечисляются банком в белорусских рублях, а по банковским вкладам (депозитам) в иностранной валюте - в одной из свободно конвертируемых валют исходя из кросс-курса, рассчитанного на основе официальных курсов белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам на день перечисления. [2, стр. 12].

Возврат календарных взносов банков, перечисленных сверх определенных размеров, осуществляется в порядке, установленном Национальным банком.

За неперечисление (перечисление не в полном объеме) в резерв Агентства календарных взносов банк уплачивает в резерв Агентства пеню в размере 0,1 процента от неперечисленной суммы за каждый день просрочки платежа.

 

3 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  АГЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Поподробнее остановимся на деятельности Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов, которое было создано в Беларуси в 2008 году, а начало свою деятельность в начале 2009 года.

Как видно из названия данного учреждения, основным его предназначением является защита вкладчиков и гарантированная выплата им денег при невозможности банка самому возвратить средства.

Поскольку агентство является всего лишь одним из структурных элементов системы гарантирования вкладов нашей страны, то вначале остановимся подробнее на том, для чего нужна и как устроена эта система.

Вопрос сохранности сбережений волнует каждого вкладчика. Данная проблема становится особенно актуальной в периоды финансовых потрясений и кризисов, когда возрастает вероятность банковских дефолтов.

С одной стороны государство всегда заинтересовано в том, чтобы граждане хранили свои деньги не дома «под подушкой», а на счетах в банках. Проще говоря, вкладчики не должны бояться доверять банкам свои деньги. С другой - у правительства любой страны должна быть возможность защитить своих граждан в тех случаях, когда кредитные учреждения будут не в состоянии вернуть деньги самостоятельно.

В нашей стране основы сохранности банковских вкладов и создания государством гарантий их возврата закреплены в Конституции, а также в Банковском кодексе. Однако по существу до недавнего времени в Беларуси не было надежной и эффективной системы гарантирования вкладов. Так, в соответствии с действовавшими до 1 января 2009 года нормами, государство гарантировало полную сохранность средств граждан лишь в банках, уполномоченных обслуживать государственные программы, и то - только в иностранной валюте.

Таким образом, обеспечивался полный возврат средств, размещенных в долларах США, евро и российских рублях лишь в шести системообразующих банках.

Что касается средств в иностранной валюте в других банках и в белорусских рублях во всех остальных банках, то по ним возмещению подлежала лишь сумма, эквивалентная 1000 долларам США. Для целей выплаты возмещения в Национальном банке действовал гарантийный фонд, который формировался за счет взносов банков.

За прошедшие годы средства этого фонда использовались, например, для выплаты населению при банкротстве банков “Дукат” и “Магнат” в 1997 году.

Системы гарантирования вкладов действуют во многих странах мира. На сегодняшний день исторически сложились две их формы: американская и германская. Например, в США страхованием банковских вкладов занимается Федеральная корпорация страхования депозитов. Она находится под контролем Конгресса и федерального правительства. Сами же банки не участвуют в управлении данным органом.

Это наиболее старая система гарантирования банковских вкладов, ее начало было положено в 1934 году, и было связано со значительными сокращениями потерь вкладчиков от банкротств банков в этой стране.

Поэтому страны при создании своих собственных систем гарантирования вкладов чаще всего полагаются на американский опыт. Похожие системы представлены и в других странах (Великобритании, Канаде Индии, Литве, России).

В отличие от американской, в германской системе государство имеет незначительное влияние на страховые фонды, а принадлежат они банкам-участникам. Такие системы, кроме самой Германии, действуют также в Австрии, Франции, Швейцарии и Италии.

В 2008 году появились два новых документа, регулирующих порядок сохранности сбережений граждан в нашей стране: Закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» и Декрет «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)».

В соответствии с ними была создана новая система гарантирования вкладов, в основу которой легло возникновение Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

Теперь перейдем непосредственно к характеристике Агентства. Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов является государственным учреждением. Оно подотчетно Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку.

Высшим органом управления Агентства является Наблюдательный совет, который состоит из трех представителей Совета Министров Республики Беларусь и трех представителей Национального банка. Текущим руководством его деятельностью занимается Генеральный директор.

Основной целью деятельности Агентства служит возмещение гражданам их вкладов в национальной и иностранной валюте в банках, которые состоят на учете в этом агентстве. Тем самым оно защищает права и законные интересы вкладчиков.

Агентство аккумулирует взносы банков, из которых и формируется резерв для выплат по вкладам. Для этого каждый банк, который имеет специальное разрешение на прием вкладов населения, должен стать на учет в Агентство. При вступлении в него кредитные учреждения уплачивают учетный взнос. В последующем банки каждый квартал обязаны уплачивать календарные взносы.

Кроме принятия банков на учет и получения от них взносов, а также выплат при необходимости возмещений гражданам, Агентство выполняет и ряд других функций. К примеру, оно информирует банки о соотношении размера своего резерва и общей суммы привлеченных банками вкладов физических лиц.

Кроме того, деньги, которые накапливаются в результате отчислений банков, Агентство не просто держит на своих счетах, а вкладывает в ценные бумаги Национального банка и Правительства, так как это наименее рисковые инвестиции.

Как видим, данное учреждение не только получает деньги от банков и государственных органов, но еще и само зарабатывает себе доход. Но поскольку получение прибыли не является основной целью деятельности агентства, то вся сумма заработанного дохода будет использоваться в случае необходимости для выплат вкладчикам. Кроме того, таким образом, агентство еще и защищает данные средства от инфляции.

Примечательно, что при создании Агентства его капитал составлял всего 275 млрд. белорусских рублей. Он был сформирован преимущественно из средств гарантийного фонда, которые были переведены на счета агентства, а также из взносов Правительства и Национального банка.

Но уже по состоянию на конец августа текущего года в агентстве было 370 млрд. рублей. Однако даже этой суммы пока еще не достаточно для того, чтобы полностью гарантировать вкладчикам сохранность их депозитов, поэтому в ближайшее время планируется увеличить капитал Агентства до 5% от всех вкладов населения.

В настоящее время на учете в агентство приняты 26 банков, то есть все те, которые могут привлекать вклады от населения  (приложение 3).

Теперь перейдем непосредственно к тому, как же государство собирается возмещать средства вкладчикам в случаях, когда банк не сможет это сделать собственными силами.

Сразу сделаем оговорку, что новое законодательство о гарантировании вкладов распространяется только на случаи отзыва лицензии у банков после       1 января 2009 года. Поэтому данный механизм гарантирования вкладов не применяется к банкротствам банков в прошлом (например, банк «БелБалтия») и к «сгоревшим» вкладам в Сберегательном банке СССР.

Согласно ныне действующему законодательству, возмещению подлежат как средства физических лиц на срочных вкладах, так и на любых других счетах в банке. Однако необходимо, чтобы данный банк находился на учете в агентстве по возмещению вкладов.

Любой клиент при открытии вклада может удостовериться в том, состоит ли банк на учете в Агентстве, запросив у него соответствующие сведения.

Кроме того, сам банк размещает на своих стендах и в печати информацию о принятии на учет либо снятии его с учета в Агентстве.

Причем так как средства граждан могут быть размещены как в белорусских рублях, так и в валюте, то и возмещаться будут в валюте договора. То есть если банковский вклад размещен в белорусских рублях, то при его возмещении выплачивается сумма в белорусских рублях, если в иностранной валюте – в соответствующей валюте.

По желанию вкладчика возмещение независимо от валюты депозита может быть выплачено в белорусских рублях. При этом для расчета эквивалента по вкладу в инвалюте используется курс Национального банка, который действовал на момент возникновения у агентства обязательства по возмещению вклада.

Информация о работе Формирования и использования фонда обязательных резервов