Формирования и использования фонда обязательных резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение порядка формирования и использования фонда обязательных резервов, а также вопросов предоставления гарантии возврата вкладов физическим лицам.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить порядок формирования и использования средств фонда обязательных резервов;
2) рассмотреть порядок расчета резервных требований;
3) раскрыть сущность деятельности Агентства по гарантированному возмещению вкладов физических лиц;
4) определить порядок постановки на учет в Агентстве, снятия с учета и уплаты календарных взносов;
5) дать оценку деятельности Агентства в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

для нете.docx

— 70.69 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Фонд обязательных резервов представляет собой часть привлечённых ресурсов коммерческих банков, которые депонируются в Национальном банке Республики Беларусь. Необходимость создания коммерческими банками этого фонда обусловлено следующим:

1. Резервирование части  привлечённых коммерческими банками  ресурсов в центральном банке  является одним из основных  экономических методов регулирования находящейся в обращении денежной массы и одним из основных инструментов регулирования общей ликвидности банковской системы.

2. Фонд обязательных резервов  является своеобразным страховым  резервом коммерческих банков  для обеспечения возможности  своевременного выполнения перед  клиентами обязательств по возврату  ранее привлечённых денежных  средств. (Это обусловлено тем, что  депонируемые в этом фонде  средства не могут быть использованы  коммерческими банками в качестве кредитных ресурсов).

3. Депонирование части  привлечённых коммерческими банками  ресурсов в центральном банке  создаёт источники средств для рефинансирования коммерческих банков.

Создание обязательных резервов в мировой практике считается достаточно жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.

Вопрос сохранности сбережений волнует каждого вкладчика. Данная проблема становится особенно актуальной в периоды финансовых потрясений и кризисов, когда возрастает вероятность банковских дефолтов.

С одной стороны государство всегда заинтересовано в том, чтобы граждане хранили свои деньги не дома «под подушкой», а на счетах в банках. Проще говоря, вкладчики не должны бояться доверять банкам свои деньги. С другой - у правительства любой страны должна быть возможность защитить своих граждан в тех случаях, когда кредитные учреждения будут не в состоянии вернуть деньги самостоятельно. Поэтому актуальными в наше время являются вопросы гарантии возврата вкладов физическим лицам.

Целью курсовой работы является изучение порядка формирования и использования фонда обязательных резервов, а также вопросов предоставления гарантии возврата вкладов физическим лицам.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1) изучить порядок формирования  и использования средств фонда  обязательных резервов;

2)  рассмотреть порядок  расчета резервных требований;

3) раскрыть сущность деятельности  Агентства по гарантированному  возмещению вкладов физических  лиц;

4) определить порядок  постановки на учет в Агентстве, снятия с учета и уплаты  календарных взносов;

5) дать оценку деятельности  Агентства в Республике Беларусь.

При выполнении курсовой работы предполагается изучить специальную литературу, а также законодательные и нормативные документы Республики Беларусь, регламентирующие деятельность Агентства по гарантированному возмещению вкладов физических лиц; Инструкцию о порядке формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

    1. Формирование и использование средств фонда обязательных резервов

Фонд обязательных резервов (далее – ФОР) представляет собой часть привлеченных ресурсов коммерческих банков, которые депонируются в Национальном банке Республики Беларусь.

Создание обязательных резервов в мировой практике считается достаточно жестким инструментом денежно-кредитного регулирования, отличительными чертами которого являются отсутствие избирательности и воздействие на ликвидность всех банков.

Обязательные резервы формируются коммерческими банками Республики Беларусь по единым для всех банков нормам, установленным Национальным банком. Установление тех или иных норм резервирования в значительной степени зависит от направления денежно-кредитной политики на соответствующий период.

В мировой практике встречаются различные подходы при установлении норм обязательных резервов. Один из них заключается в дифференциации норм резервирования в зависимости от сроков, на которые были привлечены средства коммерческими банками. При этом наиболее высокие нормы резервирования устанавливаются, как правило, по остаткам средств на счетах до востребования и срочным обязательствам до одного месяца. По обязательствам банка со сроком более одного года резервирование может вообще не предусматриваться. Считается, что подобный вариант установления норм обязательных резервов должен стимулировать привлечение коммерческими банками ресурсов долгосрочного характера, снижение доли ресурсов до востребования и краткосрочных, что в целом должно положительно сказаться на ликвидности банков. [8, стр. 64].

Норма обязательных резервов может дифференцироваться не только в зависимости от сроков привлечения средств, но и от видов вкладов, их размеров и т. д.

Второй подход предполагает установление единой нормы депонирования по всем видам привлеченных ресурсов. При этом варианте размер отчислений в ФОР осуществляется по формуле:

 

где С – отчисления в обязательные резервы; П – привлеченные средства, участвующие в расчете обязательных резервов; Н – норма обязательных резервов, %.

Если используются дифференцированные нормы резервирования по различным видам привлеченных ресурсов, расчет суммы отчислений в  обязательные резервы проводится с использованием приведенной выше формулы по каждой группе отдельно и полученные итоги суммируются.

В привлеченные ресурсы, по которым коммерческими банками Республики Беларусь формируются обязательные резервы, входят остатки на расчетных, текущих, депозитных и других счетах (как в национальной, так и в иностранной валютах) и пассивные остатки по ссудным счетам клиентов. Как правило, такие остатки образуются по специальным ссудным и контокоррентным счетам, которые имеют специфический режим функционирования, заключающийся, в частности, в зачислении на эти счета получаемой клиентами выручки. Пассивные остатки возникают в случае превышения объема зачисляемой в кредит счета выручки над размером ссудной задолженности, отражаемой по дебету счета. Кроме этого, в составе привлеченных ресурсов учитываются остатки средств в национальной валюте на корреспондентских счетах банков-нерезидентов.

При расчете отчислений в ФОР не учитываются полученные коммерческими банками целевые ресурсы, выделенные им Правительством или Национальным банком Республики  Беларусь, а также средства, полученные от других коммерческих банков.

Национальный банк может вводить различные дополнительные условия определения расчетной базы резервирования. Как правило, целью введения того или иного дополнения в методику исчисления суммы привлеченных средств, участвующих в расчете обязательных резервов, является стимулирование проведения коммерческими банками каких-либо операций. Например, для повышения заинтересованности коммерческих банков увеличивать объемы важных для развития национальной экономики инвестиционных кредитов разрешено уменьшать расчетную базу на размер ссудной задолженности по таким кредитам, выданным банком. Однако при подобной корректировке расчетной базы резервирования не должны приниматься в расчет просроченная задолженность по инвестиционным кредитам и кредиты инвестиционного характера, источниками ресурсов для которых явились целевые средства Национального банка Республики Беларусь.

При определении суммы привлеченных средств, участвующих в расчете обязательных резервов, в расчет принимаются их среднемесячные остатки. Расчет производится по установленной Национальным банком форме (условный пример представлен в таблице 1.1.1).

Таблица 1.1.1

Привлеченные средства коммерческого банка, учитываемые в расчете обязательных резервов, млн р.

 

Вид привлеченных

средств, участвую-

щих в расчете обя-

зательных резервов

Остаток привлеченных банком средств на следующие даты

регулируемого периода

Средний

Остаток

(гр.2+3+4

+5+6)/5

01

08

15

22

01

1

2

3

4

5

6

7

Средства на расчетных

и текущих счетах

 

749000,0

 

756200,0

 

916020,0

 

628000,0

 

825100,0

 

774864,0

Средства на депозитных

счетах

 

355000,0

 

332000,0

 

400000,0

 

380200,0

 

360700,0

 

365580,0

Пассивные остатки по

ссудным счетам и т.д.

 

250,0

 

250,0

 

230,0

 

210,0

 

200,0

 

228,0

ВСЕГО

1104250,0

1088450,0

1316250,0

1008410,0

1186000,0

1140672,0


 

На практике в первой графе таблицы 1.1.1 коммерческие банки указывают не виды привлеченных средств, а номера балансовых счетов, остатки по которым участвуют в расчете обязательных резервов. После определения суммы среднемесячных остатков привлеченных средств рассчитывается размер отчислений коммерческого банка в ФОР, подлежащих депонированию в Национальном банке Республики Беларусь. При норме обязательных резервов (Со.р.) в 19% расчет отчислений будет выглядеть следующим образом:

 

Депонирование средств фонда производится в национальной валюте. В случае привлечения ресурсов в иностранной валюте резервирование может осуществляться в иностранной либо национальных валютах, причем депонирование в фонде средств в иностранной валюте производится в долларах США, немецких марках и евро.

Существуют различия в порядке регулирования ФОР, формируемого от привлеченных ресурсов в иностранной и национальной валютах. Регулирование размера фонда, подлежащего депонированию в Национальном банке в иностранной валюте, производится один раз в месяц (на первое число). Оно заключается в сопоставлении расчетной суммы резерва с суммой фактически внесенных средств и приведении их в соответствие.

Результатом регулирования может быть дополнительное перечисление средств в ФОР либо частичный возврат ранее зарезервированных средств. Полный возврат всей суммы средств, зарезервированных в ФОР, возможен только при ликвидации коммерческого банка. Эти средства будут использованы банком для расчетов по своим обязательствам.

ФОР от привлеченных ресурсов в национальной валюте формируется методом поддержания банком средней арифметической величины фактических ежедневных остатков фонда. Этот метод предоставляет банку возможность по своему усмотрению менять остаток средств на резервном счете, частично используя резервы для осуществления платежей. Основной целью при этом является поддержание текущей ликвидности банков.

В условиях усредненного выполнения резервных требований банк имеет возможность в период недостатка ликвидности поддерживать остаток на резервном счете ниже установленного размера резервных требований. Тем самым компенсируется нехватка средств и обеспечивается бесперебойное совершение межбанковских расчетов. В то же время необходимость поддержания среднего размера резервов на установленном уровне стимулирует банк в моменты краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уровне по сравнению с установленным размером резервных требований, таким образом происходит автоматическое изъятие избыточной ликвидности.

Согласно практике, применяемой в Республике Беларусь, средства ФОР депонируются в Национальном банке на специально предназначенных для этого счетах. В зарубежной практике встречаются иные способы аккумуляции центральными банками средств обязательных резервов, например, в виде фиксации неснижаемого остатка на корреспондентском счете коммерческого банка. [8, стр. 67].

Право на использование части средств  фонда  обязательных резервов предоставляется банкам:

  • соблюдающим установленные Национальным  банком  коэффициенты платежеспособности и ликвидности;
  • своевременно и в  полном  объеме  выполняющим  установленные резервные требования.

Департамент монетарного регулирования (Главное управление Национального банка по  г. Минску  и  Минской  области)  с  учетом данных о выполнении банками указанных выше требований ежемесячно составляет  расчет  минимальной  суммы  остатка   средств   ФОР  от  привлеченных  ресурсов в национальной валюте для банков,  имеющих право на использование части  средств  ФОР.  Указанный  расчет утверждается заместителем  Председателя  Правления  Национального банка  (начальником  Главного  управления  по  г. Минску и Минской области) и в срок до 15-го числа каждого  месяца  передается  для руководства в Отдел межбанковских расчетов.

Информация о работе Формирования и использования фонда обязательных резервов