Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть деньги как средство накопления.
Данная цель решается с помощью рассмотрения следующих основных задач:
раскрыть понятие и сущность денег;
описать функции денег в экономике (ликвидность, надежность);

Содержание

Введение
3
Деньги и их роль в экономическом кругообороте
5
1.1 Понятие и сущность денег, виды денег
5
Функции денег: деньги как средство накопления ликвидность, надежность
12
1.3 Наличные и безналичные деньги как средство накопления
16
2 Анализ структуры накоплений в российской экономике
19
2.1 Структура накоплений в России
19
2.2 Частные накопления населения
21
Золотовалютные резервы России
32
3 Проблемы и перспективы более эффективного использования накоплений в России
42
Заключение
47
Список использованных источников
49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по деньгам.docx

— 122.71 Кб (Скачать файл)

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАКОПЛЕНИЙ В РОССИИ

 

Существующая практика инвестирования международных резервов в России вызывает неоднозначную реакцию. Минфину России и ЦБ РФ в последние годы приходится сталкиваться с растущей волной критики по поводу того, что огромные ресурсы фактически направляются на финансирование экономики других стран, значительно более благополучных в экономическом и социальном плане, чем Россия. При этом на разных уровнях выдвигаются многочисленные предложения о необходимости активного инвестирования накопленных средств на внутренние нужды. В частности, рекомендуется использовать резервы для финансирования инфраструктурных проектов (дорожное строительство, энергетика, ЖКХ), снижения налогов, поддержания ликвидности банковского сектора, увеличения государственных социальных расходов и иных целей. Хотя далеко не все критические замечания и предложения оправданы с экономической точки зрения, сам факт резкого нарастания их количества в последнее время говорит о том, что определенная перестройка системы управления резервами сегодня становится все более актуальной.

Как представляется, корректировка управления международными резервами возможна по двум направлениям:

- оптимизация объемов  резервов, и в первую очередь размера Резервного фонда и ФНБ, в соответствии с потребностями российской экономики;

- повышение экономической  эффективности инвестирования резервов, прежде всего за счет увеличения доходности их размещения.

При принятии экономически обоснованных решений об изменении размера резервов, в частности путем их сокращения или фиксации на текущем уровне, и направлении высвободившихся средств на какие-либо социально-экономические цели необходимо учитывать следующие важнейшие аспекты:

  1. Перспективы мировых цен на нефть и возможная потребность в свободных денежных ресурсах для финансирования дефицита федерального бюджета в случае их снижения;
  2. Масштабы инфляционного воздействия на экономику при расходовании части международных резервов на внутренние нужды;
  3. Возможности эффективного использования резервов на инвестиционные цели внутри страны, в частности наличие достаточного количества подготовленных, экономически жизнеспособных инвестиционных проектов и необходимого организационного потенциала у государства для их реализации. В этой связи следует отметить, что в 2007 г. из средств Стабилизационного фонда уже было направлено в общей сложности 300 млрд. рублей для капитализации Банка развития (Внешэкономбанка), Инвестиционного фонда РФ и ГК «Роснанотех» с целью финансирования через эти институты приоритетных проектов. Дальнейшие действия по наращиванию государственных капиталовложений было бы целесообразно предпринимать после оценки эффективности этих инвестиций;
  4. Долгосрочные тенденции развития демографической ситуации в России и определяемые ими будущие финансовые потребности национальной пенсионной системы. Согласно расчетам Института финансовых исследований, в середине следующего десятилетия в российской пенсионной системе начнется 20-летний период дефицита с совокупным финансовым разрывом в размере около 75% ВВП. Это, скорее всего, потребует дальнейшего увеличения средств ФНБ, созданного в целях обеспечения стабильного пенсионного обслуживания населения;

5. Возможности и риски  вложения резервов на национальном  финансовом рынке, в частности  в акции и облигации национальных  компаний. Представляется, что значительные инвестиции на рынке способны привести к его перегреву и надуванию фондового «пузыря». Кроме того, ликвидность таких вложений при возникновении кризисных явлений в экономике будет довольно низкой, что не позволит вернуть инвестированные средства без существенных потерь.

Необходимо также учитывать, что наличие значительных международных резервов сегодня является важным фактором обеспечения устойчивости национальной финансовой системы и курса рубля, проведения стабильной бюджетной политики, что особенно важно в условиях сохраняющейся глобальной финансовой нестабильности. Это, в свою очередь, способствует повышению привлекательности экономики и финансового рынка России для отечественных и иностранных инвесторов, создает благоприятный фон для наращивания капиталовложений и внутреннего производства. Резкое сокращение резервов может быть воспринято международным инвестиционным сообществом как крайне негативный сигнал, свидетельствующий о наличии серьезных проблем в экономике страны, и привести к оттоку капитала из России. Учитывая указанные обстоятельства, к вопросу о сокращении объема международных резервов или его фиксации на каком-то уровне (текущем или достижимом в ближайшем будущем) следует подходить крайне осторожно и взвешенно. Как нам представляется, это задача все-таки не сегодняшнего дня, а на средне- или даже долгосрочную перспективу.

Более актуальна в настоящее время задача повышения эффективности размещения международных резервов. Ее решение в качестве первоочередного шага предполагает выстраивание новой, более агрессивной стратегии инвестирования резервов, направленной на существенное увеличение доходности вложений. Как отмечалось выше, в последние годы многие страны активизируют политику размещения резервов, в частности за счет создания суверенных фондов с диверсифицированными портфелями вложений, включающими в себя как облигации с фиксированным доходом, так и акции, недвижимость, доли участия в национальных и иностранных компаниях.

Понимание валютной политики как совокупности мероприятий в сфере валютно-экономических отношений, соответствующих задачам социально-экономического развития страны, подразумевает повышение роли валютного фактора инновационного развития России. Для этого необходима модернизация валютной политики как составной части экономической политики.

Однако в руководящих документах валютной политике не уделяется должного внимания. Даже в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на три года, где по логике должна прогнозироваться и валютная политика, рассматриваются лишь ее отдельные направления - в основном курсовая политика и состояние международных резервов. А в документе, определяющем развитие государственной денежно-кредитной политики на 2013-2015 гг. - лишь в аспекте перехода к свободно плавающему курсу рубля и таргетированию инфляции.

Важным принципом модернизации валютной политики является разработка ее концепции, что до сих пор не сделано в России. При этом целесообразно учитывать тенденцию к обновлению теоретической основы экономической политики, поскольку недавний мировой кризис выявил банкротство неолиберализма / монетаризма и необходимость усиления надзора, регулирования экономики, в том числе валютных отношений.

Для концептуального обоснования валютной политики целесообразно использовать системную методологию как наиболее эффективный метод ее анализа, а также воспроизводственную теорию валютной политики с учетом ее прямой и обратной связи с процессом воспроизводства. Модернизация валютной политики должна быть комплексной и включать основные направления: курсовую политику, управление официальными международными резервами, валютное регулирование и контроль.

Банк России при проведении курсовой политики в 2013-2015 гг. ориентируется на оптимистический прогноз параметров инфляции 5-6% в 2013 г. (в отличие от прогнозируемых 4,5-5,5% в «Стратегии 2020»), 4-5% - в 2014-м и 2015 г. Учитывая периодическое невыполнение прогноза по инфляции, в том числе в 2012 г. (она увеличилась, по оценке, до 6,8% при прогнозе 5-6%), необходимо снижать инфляционные риски, порождаемые денежными и неденежными, внутренними и внешними, как объективными, так и субъективными факторами.

 

Регулируемое плавание курса рубля позволяет снизить риски участников рыночной экономики России, которая еще не готова к свободному плаванию национальной валюты в условиях нестабильности глобальной экономики. Гибкий курс рубля позволяет учитывать размер и темп его снижения или повышения в интересах российских участников национального и мирового рынков. Значительное повышение курса рубля невыгодно российским экспортерам и кредиторам, так как сокращаются их валютные поступления в рублевом эквиваленте, а снижение курса невыгодно импортерам и должникам, так как увеличивает их затраты на покупку иностранной валюты, в которой номинирована цена контрактов.

Изменения курса рубля влияют на инфляцию: в России цены повышаются вопреки логике при любой его динамике в связи с отсутствием рыночной конкуренции. Мотивация введения свободно плавающего курса рубля предстоящим переходом Банка России к таргетированию инфляции не учитывает опыт стран, которые при этом сохраняют режим регулируемого плавания курса национальной валюты. И таргетирование как инструмент денежно-кредитной политики - не самое действенное средство от инфляции, оно не сможет устранить фундаментальные причины этого сложного социально-экономического процесса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деньги выполняют функцию средства накопления, т.е. в деньгах находит выражение покупательная способность за определенный период времени. Кроме денег многие активы могут выполнять эту функцию: недвижимость, земля, произведения искусства, чеки, векселя. Средство накопления – это актив, сохраняемый после продажи товаров и услуг и обеспечивающий покупательную способность в будущем. Несмотря на то, что средств накопления довольно много и их доходность может превышать доходность накоплений, выраженных в денежной форме, деньги обладают важным преимуществом – ликвидностью – возможностью использования актива в качестве средства платежа и способность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной.

Поскольку деньги представляют собой всеобщее воплощение богатства, то возникает стремление к их накоплению. Но для этого необходимо прервать кругооборот Т-Д-Т. В данном случае за продажей товара не следует купля другого товара, а деньги выпадают из обращения.

С ростом товарного производства превращение денег в сокровище стало необходимым условием регулярного возобновления воспроизводства. Стремление к получению наибольшей прибыли заставляет предпринимателей не хранить деньги как мертвое сокровище, а пускать их в оборот.

Функция денег как средства накопления в условиях золотомонетного обращения реализуется в качестве средства образования сокровищ. Однако в настоящее время ни в одной стране нет «золотого регулятора» денежного обращения. Происходит накопление знаков стоимости, не разменных на золото. Эти денежные знаки выполняют функцию накопления или сохранения стоимости (сбережения).

Средство сохранения стоимости (средство накопления) - способность денег использовать соответствующую стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки. Эта функция денег является следствием их абсолютной ликвидности. Абсолютная ликвидность денег означает, что с помощью денег их владелец может в любой момент выполнить любое обязательство, быстро и без потерь обменять деньги на товары и услуги, поскольку они всегда могут быть использованы в качестве средства обращения и платежа и имеют фиксированную номинальную стоимость.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 538 с.
  2. Костерина, Т. М. Банковское дело : учеб. для бакалавров / Т. М. Костерина ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 332 с.
  3. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для бакалавров / под ред. Л. А. Чалдаевой. – М. : Юрайт, 2012. – 540 с.
  4. Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – 9-е изд. – М. : Дашков и К, 2013. – 543 с. – 5 экз.
  5. Финансы и кредит. [Текст]. Журнал № 42 2014г.
  6. Финансы. [Текст]. Журнал № 9 2014г.
  7. Банковское дело. [Текст]. Журнал № 3 2013г.
  8. Вопросы статистики. [Текст]. Журнал № 4 2014г.
  9. Вопросы экономики. [Текст]. Журнал № 8 2014г.
  10. Центр управления финансами: [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.center-yf.ru
  11. http://www.kremlin.ru
  12. http://minfin.ru

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовые ресурсы государства: состав, структура, перспективы развития