Факторинг и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей функционирования мирового рынка факторинговых услуг и анализ его состояния, анализ проблем и перспектив его развития. Для реализации этой цели необходимо решить несколько задач:
- раскрыть понятие факторинга;
- обосновать необходимость и преимущества факторинга;
- оценить тенденции и перспективы развития рынка международного факторинга, как нетрадиционного вида кредитования.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Поставщик, следовательно, превращает дебиторские задолженности, возникающие в процессе сделок с  несколькими покупателями, в дебиторскую  задолженность только одного покупателя - фактора. Таким образом, поставщику нужно вести учет продаж только операций с фактором, который в этом оказывает ему помощь. Со своей стороны, фактор обязуется заплатить поставщику за купленные дебиторские задолженности к согласованной дате. При этом фактор соглашается нести потери, возникающие в случае неплатежа со стороны покупателей по причине их финансовой несостоятельности, но только по тем покупателям, которые были одобрены фактором для кредитных целей, то есть на которые были открыты лимиты (элемент факторинга без регресса).

Таким образом, поставщик  значительно сокращает свои задачи по учету продаж и управлению дебиторской  задолженностью. У него отпадает необходимость  рассылать многочисленные напоминания, выписки и письма, начинать судебные процессы. Кроме того, поставщик заменяет риски неплатежа по каждому из своих покупателей на один кредитный риск - фактора, а при правильном выборе фактора кредитный риск может считаться несуществующим.

Поставщики, применяющие  факторинг с полным сервисом, описывают  последний как вид услуги, при которой фактор, помимо финансирования, осуществляет административное управление дебиторской задолженностью поставщиков. Соглашение, достигнутое между поставщиком и фактором, освобождает первого от выполнения этих задач, в то время как фактор осуществляет эти функции за отдельную плату и для собственной выгоды, чтобы лучше контролировать ситуацию с купленными дебиторскими задолженностями.

Природа взаимоотношений  между поставщиком и фактором такова, что предпочтительнее рассматривать  фактора как агента, работающего от имени и по поручению поставщика. Тем не менее, фактор является только попечителем покупателей, они же продолжают оставаться клиентами поставщика, без которых бизнес последнего не выживет. В связи с чем, фактор крайне ответственно относится к поддержанию неразрывных связей между поставщиком и покупателем. Только при исключительных обстоятельствах фактор может предпринять действия, которые в состоянии повлиять на отношения между поставщиком и его покупателями. Ведь чем крепче связи между поставщиком и покупателем, тем больше заказов разместит покупатель у данного поставщика и тем больше комиссий в конечном итоге заработает фактор при обслуживании будущих дебиторских задолженностей.

Факторы покупают дебиторские  задолженности и в какой-то момент времени должны заплатить поставщику за них. Мировая практика знает различные варианты соглашений, касающихся момента получения досрочного платежа. Соглашения различаются от фактора к фактору, однако существует несколько вариантов стандартных условий. В одном случае фактор выплачивает поставщику величину досрочного платежа сразу после поставки товара и получении документов, подтверждающих факт отгрузки товара.

Многие факторинговые  компании, работающие без регресса, предлагают условия, при которых  они гарантируют поставщику платеж спустя определенное количество дней после покупки дебиторской задолженности. Это соглашение известно как соглашение с фиксированным периодом платежа (Fixed Maturity Period (FMP)). Фактор проверяет бухгалтерские записи своего перспективного клиента-поставщика и определяет среднее число дней, необходимое покупателям для погашения своих задолженностей. Фактор обязуется оплатить поставщику величину купленных дебиторских задолженностей (за вычетом комиссионных вознаграждений) через фиксированный промежуток времени (FMP) независимо от того, заплатили покупатели фактору или нет, при условии, что данные дебиторские задолженности были одобрены фактором, а также не подлежат оспариванию со стороны покупателей. Поскольку FMP является средней величиной, в обычной ситуации некоторые покупатели заплатят раньше этого срока, другие позже. Для поставщика выгода сделки с фиксированным периодом платежа заключается в том, что он может точно знать, когда поступит платеж от фактора и, следовательно, с большей точностью сможет планировать платежи по своим собственным обязательствам. Для фактора данные условия выплаты досрочного платежа также выгодны, так как он сможет лучше планировать свои денежные потоки.

Однако не всегда возможно определить средний срок оплаты дебиторских задолженностей, например, в тех отраслях, деятельность которых носит сезонный характер или, если поставщик продает товар покупателям на различных платежных условиях. В таких случаях фактор может предложить сделку на условиях «pay-as-paid», при которой он платит поставщику по мере того, как получает платежи от покупателей. Смысл досрочного платежа при таких сделках теряется для тех поставщиков, которые испытывают недостаток оборотных средств и заинтересованы в первую очередь в финансировании как элементе факторинга.

С точки зрения фактора, управление всем оборотом поставщика позволяет избегать ситуации, когда  поставщик выбирает для факторингового обслуживания только рискованные долги. Для поставщика факторинг с полным сервисом имеет преимущество в том, что отпадает необходимость вести отдельный учет продаж и управлять дебиторскими задолженностями по тем поставкам, которые не были переданы на обслуживание фактору.

Факторинг с полным сервисом (открытый тип, с регрессом) имеет  много общего с факторингом с кредитным покрытием (без права регресса). Главное отличие состоит в том, что фактор не принимает на себя кредитный риск покупателя, который остается на поставщике. Все остальные черты факторинга с регрессом и факторинга без регресса схожи, но услуга уже теряет ряд характерных и привлекательных черт из-за того, что фактор имеет право дебетовать своего поставщика на сумму, не оплаченную покупателем (обычно через 30 дней после наступления срока платежа).

Некоторые иностранные  факторинговые компании, при проведении сделок с регрессом, взимают рефакторинговую комиссию, схожую с обычной факторинговой комиссией, по всем задолженностям, неоплаченным более 90 дней с момента платежа. Такая практика обычно имеет место, если поставщик обращается к фактору с просьбой не применять право регресса и продолжать процедуру обычного инкассо или просит начать юридические действия по возмещению задолженности (в этом случае все юридические затраты будут покрываться поставщиком).

Дисконтирование счетов-фактур (Invoice Discounting).

Целью дисконтирования  счетов-фактур является скорейшее удовлетворение потребностей поставщиков в финансировании, чем предоставление услуг по учету продаж и кредит-менеджменту. Дисконтированием счетов чаще пользуются крупные предприятия, которые обладают достаточным опытом и возможностями для осуществления самостоятельного учета и управления дебиторской задолженностью. При этом предметом покупки чаще является не весь оборот поставщика, а отдельные контракты (поставки).

Рассматривая преимущества факторинга любого из вышеперечисленных основных типов, поставщик стремиться получить соглашение такого типа (или, даже концепцию), в котором он увидит все выгоды, отличающие факторинг от обычного банковского кредитования. Главными такими выгодами являются, несомненно, непрекращающаяся работа фактора по административному управлению дебиторской задолженностью клиента, принятие на себя риска неплатежа дебиторов (в том числе и риска «плохих долгов»), предоставление финансирования сразу поле отгрузки товара (до наступления срока платежа), оказание информационной поддержки.

Итак, факторинг - это  комплекс финансовых услуг, оказываемых  клиенту в обмен на уступку  дебиторской задолженности, который  включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. С ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять своим покупателям коммерческий кредит. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки. Факторинг является одной из древнейших форм торгового кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Современная мировая практика факторинга

2.1.Анализ российского рынка факторинга

Факторинг в Россию пришел гораздо позже классических элементов  рыночной экономики: банкинга, страхования  и даже лизинга. Если не считать робких попыток середины девяностых, годом рождения рынка факторинга в России принято считать 1999-й.

Рекордный темп роста рынка факторинга в 2011 году обеспечил переток клиентов от банковских кредитов к факторингу. В результате объем рынка факторинга по итогам 2011 года составил рекордные 880 млрд рублей, что на 77% больше 2010 года. С одной стороны, на фоне ухудшения ситуации с ликвидностью в экономике более консервативным стал подход банков к выдаче новых ссуд и пролонгации действующих кредитов. Банки сейчас больше заинтересованы в факторинге как инструменте краткосрочного фондирования, который позволяет контролировать процентные риски и диверсифицировать кредитные. С другой стороны, из-за жесткой ценовой конкуренции на рынке факторинга его стоимость и стоимость кредита стали сопоставимы. Клиент при этом выбирает факторинг, который декларирует хотя бы какую-то сервисную составляющую.

Рынок четко сегментировался  на факторинг как замена кредиту  и факторинг с сервисной составляющей, и рост рынка обеспечивает преимущественно  первая часть. Именно поэтому некоторое повышение ставок во второй половине 2011 года не повлекло роста маржинальности факторинга. Факторинговые ставки росли медленнее, чем стоимость пассивов Факторов. А некоторые Факторы продавали факторинг ниже декларируемых ставок, экономя при этом на сервисной составляющей услуги.

В 2011 году ставки по факторингу и кредитам были сопоставимы, что  обеспечило рынку взрывные темпы  роста: за прошлый год он увеличился на 77%. В 2012 году многие факторы стали  смещать приоритеты с объемных показателей на рентабельность, подорожало и банковское фондирование. Это привело к заметному — на 2–2,5 процентных пункта — росту ставок на рынке факторинга. Он дорожал даже чуть быстрее, чем банковские ссуды, но к кредитам поставщики не вернулись. В первом полугодии 2012 года объем уступленных требований вырос на 70% (по отношению к аналогичному периоду 2011 года), что лишь немногим ниже прошлогодних темпов.(см. график 1).

Клиенты успели оценить  преимущества продукта и выстроить  свои бизнес-процессы под факторинг: сократили сотрудников, занятых сбором дебиторской задолженности, адаптировали типовую документацию, отказались от открытых в банках лимитов. Поэтому быстрого возврата к традиционному кредитованию не будет, а факторы, наладившие технологии управления рисками, имеют возможность пользоваться плодами возросшей популярности факторинга. Многие предприятия стали более активно использовать факторинг в своей деятельности, они поняли, что факторинг удобен, а сейчас еще и исторически дешев, поэтому даже определенное повышение ставок не может негативно сказаться на их отношении к продукту. По мнению большинства факторов, до конца года ставки вырастут еще на 2–3 процентных пункта. В целом есть тенденция к повышению ставок для клиентов.

Безрегрессный прогресс

Как и прогнозировал  «Эксперт РА», существенно выросла  доля безрегрессного факторинга. Если в первом полугодии 2011 года она составляла 25,7% рынка, то в первом полугодии 2012-го — 34,6% (см. график 2).

Расширение безрегрессного факторинга способствовало сохранению высоких темпов прироста всего рынка. Объем рынка внутреннего безрегрессного факторинга в первом полугодии 2012 года вырос в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом традиционно клиентские базы факторов по безрегрессному и регрессному факторингу мало пересекаются, то есть говорить о том, что произошел массовый переход клиентов с регрессного факторинга на безрегрессный, не приходится. За безрегрессным факторингом приходят, как правило, поставщики, заинтересованные в покрытии рисков. Крупные клиенты, в отличие от представителей малого и среднего бизнеса, имеют инфраструктуру, позволяющую им собирать дебиторскую задолженность.

Отрицательные темпы  прироста оборота безрегрессного факторинга в первом полугодии 2012 года показали Металлинвестбанк (–12,5%) и «Петрокоммерц» (–79,2%). Последний ужесточил критерии получения безрегрессного факторинга, ссылаясь на ожидания роста неплатежей даже при незначительном ухудшении ситуации с ликвидностью.

Рост доли безрегрессного факторинга и принятие повышенных коэффициентов риска в Инструкции ЦБ 110-И привели к снижению доли банков на рынке факторинга с 70% в первом полугодии 2011 года до 65% в первом полугодии 2012-го. Теперь в силу внесенных в инструкцию поправок безрегрессный факторинг с баланса банка оказывает повышенное давление на норматив достаточности собственных средств кредитных организаций практически в 100% сделок. Ведь фактор не может отследить целевое использование средств поставщиком, да и неясно, что считать целевым использованием средств, полученных поставщиком по безрегрессному факторингу (нецелевое использование заемных средств является в соответствии с новой редакцией Инструкции 110-И поводом для применения повышенных коэффициентов риска).

Ожидаемая смена лидера произошла в первом полугодии 2012 года: на первую строчку в ренкинге факторов по объему уступленных требований вышла группа «ВТБ факторинг» (в составе ООО «ВТБ Факторинг» и ЗАО «Транскредитфакторинг», см.  Приложение 3). Примечательно, что «БНП Париба Восток», в первом полугодии 2012 года оказывавший только услуги безрегрессного факторинга и только одному клиенту, смог ворваться в топ-4.         Самые высокие темпы прироста объемов уступленных требований показал в первом полугодии Транскапиталбанк (рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на уровне А+), благодаря чему фактор переместился в ренкинге на четыре позиции.

Информация о работе Факторинг и его особенности