Факторинг и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей функционирования мирового рынка факторинговых услуг и анализ его состояния, анализ проблем и перспектив его развития. Для реализации этой цели необходимо решить несколько задач:
- раскрыть понятие факторинга;
- обосновать необходимость и преимущества факторинга;
- оценить тенденции и перспективы развития рынка международного факторинга, как нетрадиционного вида кредитования.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Введение

В процессе своей деятельности многие предприятия (в том числе  и российские) сталкиваются с такими проблемами как: недостаточная капиталовооруженность; растущие риски кредитования; высокая  дебиторская задолженность; рост неплатежей; указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.

     Традиционные виды кредитования в настоящее время не позволяют в достаточной степени преодолеть эти трудности. Справиться с ними можно прибегнув к одному из самых перспективных видов банковских услуг, наиболее приспособленному к современным процессам развития экономики, который носит название факторинг. 

    Факторинг является достаточно молодым видом кредитования и имеет значительный потенциал к росту (особенно в развивающихся странах), а также ряд преимуществ, выгодно отличающий его от других видов кредитования. Вот почему он является одним из наиболее актуальных видов кредитования в настоящее время.

     Объектом исследования данной курсовой работы является международный рынок факторинговых услуг. Для его рассмотрения были изучены особенности факторинговой деятельности как нетрадиционного вида кредитования, выгодно отличающие его от других способов предоставления кредита, а также специфика международного рынка факторинговых услуг.

     Целью работы является выявление особенностей функционирования мирового рынка факторинговых услуг и анализ его состояния, анализ проблем и перспектив его развития. Для реализации этой цели необходимо решить несколько задач:

-  раскрыть понятие факторинга;

- обосновать необходимость и преимущества факторинга; 
- оценить тенденции и перспективы развития рынка международного факторинга, как нетрадиционного вида кредитования. 
     Их реализация приведена в трех главах данной курсовой работы, каждая из которых решает ту или иную задачу:

     Первая глава данной курсовой работы посвящена понятию факторинга, рассмотрению его как особого вида кредитования, представлены основные существующие виды и модели факторинга.

     Во второй  главе  проводится анализ современного состояния мирового рынка факторинговых услуг, а также сравнительная характеристика российского и мирового рынка факторинга.

В третей - выявлены основные проблемы и перспективы развития международного факторинга. Кроме того представлены национальные особенности факторинга в странах западной Европы и России.    

  Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о важности выбранной темы, о необходимости ее раскрытия, анализа положения дел на факторинговом рынках, количества и качества предоставляемых услуг и количества компаний, предоставляющих эти услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы факторинга

1.1. Факторинг: его сущность и основные понятия

Одним из наиболее перспективных  видов банковских услуг является факторинг – рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин «факторинг» от английского factor –посредник, агент.

Факторинг – приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма–посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски. В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования (Д.ф.п.у.д.т.). Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

В соответствии с Конвенцией о международном  факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторинговой в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1) наличие кредитования в форме  предварительной оплаты

долговых требований;

2) ведение бухгалтерского учета  поставщика, прежде всего

учета реализации;

3) инкассирование его задолженности; 

4) страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе с тем в ряде стран  к факторингу по–прежнему относят и учет счетов–фактур – операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков. Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги, называются фактор–фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют функции фактор–фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация "Фэкторз Чейн Интернэшнл", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира.

В операции факторинга обычно участвуют  три лица: фактор (банк) – покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.

Операция факторинга заключается  в том, что факторинговый отдел  банка покупает долговые требования (счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из–за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего,   может  воспользоваться  услугами   факторинговой компании. Так,  факторинговому обслуживанию не подлежат:

-предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

-предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

-строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

-предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

-предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких–либо своих договорных обязательств. Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств – из–за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных производственным процессом.

 

1.2. Международная классификация факторинговых услуг

Факторинг является одной  из форм финансирования, объединяемых в США и Великобритании в понятие ABF (Asset Based Finance). ABF основывается на философии, которая заключается в том, что  сумма займа зависит в первую очередь от стоимости обеспечения в отличие от других форм финансирования, которые первично основываются на состоятельности и кредитоспособности самого заемщика.

Рассмотрим различные  формы факторинга, применяемые в  мировой практике, а также обстоятельства, при которых они наилучшим образом организованы между поставщиком и факторинговой компанией (фактором).

В основе факторинга лежит  переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании, что является общим элементом  для всех видов факторинга, описанных  ниже. Факторинговые операции, используемые в мировой практике, классифицируются следующим образом.

Внутренний/международный  факторинг

В операции внутреннего  факторинга обычно участвуют три  лица: фактор (банк) - покупатель требования, первоначальный поставщик (кредитор) и покупатель (дебитор), получивший от поставщика товары с отсрочкой платежа. При этом все участники находятся в одной стране.

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый  отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) поставщика на условиях немедленной оплаты от 50 до 90% от суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Процент финансирования зависит от платежной дисциплины дебитора. Оставшиеся же 10% перечисляются поставщику после получения платежа от дебитора, за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось.

В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу, который представляет собой продажу экспортером своему фактору краткосрочных дебиторских задолженностей (обычно до 90 дней) по экспорту. Как правило, фактор заключает с экспортером договор на покупку экспортных долгов всех покупателей в одной или нескольких странах экспорта.

Экспортный факторинг  включает в себя полный набор факторинговых  услуг: финансирование экспортера сразу  после отгрузки товара, страхование  риска неплатежа, кредит-менеджмент, взимание дебиторской задолженности, информационные услуги и т.д.

Открытый / закрытый факторинг

Открытый вид факторинга представляет собой операцию, при  которой покупатель поставщика оповещается  об участии факторинговой компании в сделке. Такое уведомление обычно производится с помощью специальной  надписи на счете-фактуре, указывающей, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью переуступлена фактору, который является единственным законным получателем платежа, с указанием платежных реквизитов фактора. Кроме того, поставщик обычно посылает своему покупателю специальное письмо, в котором уведомляет покупателя о переуступке всех дебиторских задолженностей фактору.

При закрытом (конфиденциальном) виде факторинга договор между поставщиком  и фактором не подлежит огласке для  покупателя, до тех пор, пока покупатель не нарушит условия контракта, необоснованно отказавшись платить. В этом случае поставщик уполномочивает фактора уведомить покупателя о факте переуступки.

Таким образом, при конфиденциальном факторинге покупатель первоначально  не осведомлен о факте переуступки и об участии фактора в сделке (счет-фактура поставщика не содержит специальной надписи, уведомляющей покупателя о переуступке) и все платежи направляются напрямую поставщику. Только в случае, если покупатель не заплатит после наступлении срока платежа, фактор информирует его о факте переуступки.

В международной практике такое уведомление происходит обычно через 60 дней после наступления срока  платежа. Начиная с этой даты, покупатель обязан платить уже фактору, а  в случае неплатежа и наличии страхования кредитного риска фактором, последний обязан заплатить поставщику (в международной практике обычно через 90 дней после уведомления покупателя о факте переуступки).

При конфиденциальном факторинге фактор осуществляет только финансирование и/или защиту от риска неплатежа, в то время как административное управление дебиторской задолженностью лежит на поставщике, который должен осуществлять эти услуги от имени нового владельца долгов - фактора.

Факторинг с  правом регресса или без права  регресса.

Эти термины связаны  с риском, возникающим, если покупатель не в состоянии выполнить свои платежные обязательства, то есть с  кредитным риском (риском неплатежа). При факторинге с правом регресса поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторских задолженностей, проданных фактору. В случае неплатежа со стороны покупателя, произошедшего по любой причине, включая финансовую несостоятельность, фактор потребует соответствующий платеж от поставщика.

В международной практике все факторинговые сделки приобретают силу регресса по отношению к поставщику в случае, если дебиторская задолженность признана недействительной, а также в случае возникновения между поставщиком и покупателем споров по количеству поставленных товаров, качеству, срокам поставки и т.д. При этом покупатель вправе вернуть поставленный товар и аннулировать любые платежные обязательства.

При сделках без права  регресса фактор берет на себя риск неплатежа со стороны покупателей  и является единственно ответственным  за финансовую неспособность покупателя произвести платеж.

Факторинг с полным сервисом (открытый тип, без регресса) представляет собой договор, обычно на регулярной и продолжительной основе, по которому поставщик обязуется продавать  свои дебиторские задолженности  фактору по мере их возникновения, то есть когда, поставив товар или оказав услуги, он выставляет счета своим покупателям. С помощью специальной надписи на счете поставщик уведомляет своего покупателя о том, что задолженность была переуступлена фактору и платеж, соответственно, должен быть произведен в пользу фактора (элемент открытого факторинга).

Информация о работе Факторинг и его особенности