Факторинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы: рассмотреть факторинг в России и его проблемы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия «факторинг»,
- изучить историю его появления и развития за рубежом,
- проанализировать виды факторинга и факторинговые операции,
- изучить договор факторинга,
- рассмотреть историю развития факторинга в России,
- проанализировать проблемы и перспективы развития факторинга в стране.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы факторинга
5
1.1 История развития и современная мировая практика факторинга
5
1.2 Понятие факторинга
7
1.3 Классификация видов факторинга
10
1.4 Факторинговые операции
11
1.5 Договор факторинга
13
2. Факторинг в России
17
2.1 История развития факторинга в России
17
2.2 Проблемы развития факторинга в России
18
2.3 Перспективы развития факторинга в России
22
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Факторинг в России.doc

— 267.36 Кб (Скачать файл)

 


 


титульник

 

Содержание

 

Введение

3

1. Теоретические основы факторинга

5

1.1 История развития и современная мировая практика факторинга

5

1.2 Понятие факторинга

7

1.3 Классификация видов факторинга

10

1.4 Факторинговые операции

11

1.5 Договор факторинга

13

2. Факторинг в России

17

2.1 История развития факторинга в России

17

2.2 Проблемы развития факторинга  в России

18

2.3 Перспективы развития факторинга в России

22

Заключение

24

Список литературы

25


 

Введение

 

Систематический дефицит оборотных средств вынуждает предпринимателей всего мира прибегать к поиску дополнительных путей финансирования своей производственной деятельности.

Кредитование и факторинг являются самыми распространёнными механизмами увеличения оборотного капитала.

Кредитование, ввиду своих характерных особенностей, в первую очередь - высокой процентной ставки, является доступным не всем производителям, особенно малому и среднему бизнесу, ориентированному на конечный результат своей деятельности, который зависит как от внутренних, так и от внешних факторов, сложившихся в тот или иной момент.

Факторинг, являясь одновременно комиссионно-посреднической и кредитной операцией, помогает решению проблемы с оборотными средствами, обеспечивая полноценное обслуживание регулярного товарного кредитования поставщиком постоянного круга покупателей в возрастающих масштабах, и, что важно для малых и средних предприятий, берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков. Играя роль эффективного инструмента совершенствования финансов предприятий, факторинг, благодаря своей привлекательности, может использоваться как в период устойчивого развивающего рынка, так и в период экономического кризиса.

На российском рынке факторинговые услуги находятся в стадии развития, приобретая всё большую популярность. Сдерживающим фактором, тормозящим развитие рынка факторинга в России в настоящее время, является несовершенная законодательная и нормативно - правовая база, а также малоразвитость конъюнктуры рынка факторинга.

Кризис 2008 - 2009 года способствовал перераспределению сил на российском рынке и поиску оптимальной стратегии развития факторинга. Всё это является благоприятной почвой для его быстрого развития, что даёт возможность выхода российского рынка факторинга на уровень развитых стран уже к 2015 году.

Целью данной работы: рассмотреть факторинг в России и его проблемы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия «факторинг»,

- изучить историю его появления и развития за рубежом,

- проанализировать виды факторинга и факторинговые операции,

- изучить договор факторинга,

- рассмотреть историю развития факторинга в России,

- проанализировать проблемы и перспективы развития факторинга в стране.

 

1. Теоретические основы факторинга

 

1.1 История развития и современная мировая практика факторинга

 

Активное развитие факторинг, как одна из форм торгового кредитования, получил в XIV в. в Англии, чему способствовала удалённость мест производства продукции текстильной промышленности от её конечных потребителей. В роли связующего звена между производителями и потребителями выступила движущая сила - фактор от английского factor - агент, посредник, маклер. Главным направлением деятельности факторов являлось хранение и поиск надежных покупателей для дальнейшего сбыта товара, а также получение торговой выручки. Факторов характеризовали такие особенности, как знание рынков сбыта, рыночных законов, состояние платежеспособности покупателей, уровень сбыта и потребности товаров и т.д.

Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции1.

Начиная с 50-х годов XX века, факторинг начал активно развиваться в европейских странах. В это время появился новый вид взаиморасчётов договаривающихся сторон при поставках товаров друг другу, сущность которого заключалась в рассрочке платежа. Бурное развитие рынка сбыта обуславливало ситуацию недостатка свободных денежных средств у покупателей, в связи с чем, они стали диктовать свои условия: расчёт со своими поставщиками (производителями) осуществлять только после реализации товаров конечному потребителю, т.е. заранее оговаривали рассрочку платежа. Так называемый коммерческий кредит давал возможность покупателям беспрепятственно и стабильно осуществлять свою деятельность и не пользоваться банковским кредитом, который не всегда доступен и обусловлен различными формальностями. Поставщики товаров при этом не всегда были обеспечены достаточным объёмом оборотных средств для продолжения своей деятельности и не шли на условия предоставления покупателям рассрочки платежа.

Выходом из создавшейся ситуации недостатка оборотных средств у поставщиков товаров стал факторинг, сущность которого заключается в финансировании поставщиков сразу после отгрузки товара за счёт финансовых средств факторинговой компании (факторингового отдела коммерческого банка), приобретающей денежные требования на покупателя с дальнейшим взысканием задолженности в пользу продавца за определенное вознаграждение на договорных условиях. Такие условия дают возможность поставщикам не думать о состоянии  собственной ликвидности и предоставлять своим покупателям существенные рассрочки платежа. Продукция таких поставщиков стала пользоваться популярностью, объёмы их продаж резко выросли, а вместе с ними и их финансовые возможности.

Начиная примерно с середины 80-х годов XX  в. факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%).2

Вслед за внутренним факторингом с середины ХХ в. стал бурно развиваться международный факторинг, следствием чего стало создание в 1960 году первой международной факторинговой ассоциации - International Factors Group (IFG). В настоящее время под эгидой этой ассоциации находятся более 60 компаний из 41 страны мира, осуществляющих свою деятельность с использованием электронной системы передачи информации между факторинговыми компаниями. Электронная система даёт возможность компаниям отслеживать состояние своих поставок и платежную исполнительность покупателей, быстро оценивать кредитоспособность дебиторов стран, пользующихся услугами факторинга, устанавливать кредитные лимиты и пр.

Второй крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией является Factors Chain International (FCI), объединившей почти 200 участников, более чем из 50 мировых государств, на долю которой, приходится около 65% рынка международного факторинга и около 50% рынка внутреннего факторинга.

 

1.2 Понятие факторинга

 

Факторинг - это финансовый продукт, который позволяет поставщикам товаров и услуг предоставлять покупателям отсрочку в оплате и в то же самое время оперативно пополнять оборотный капитал, который нужен для поддержания продаж. Факторинг используется как инструмент для долгосрочного увеличения бизнеса, его развития в соответствии с принятым планом. Сущность факторинга состоит в том, что коммерческий банк приобретает денежные требования на покупателя с последующим взысканием задолженности в пользу продавца за определенное вознаграждение.3 Таким образом, предпринимательские отношения, участник которых, приобретая денежное требование к другому лицу, в соответствии с поставкой ему товара (исполнения услуги), не дожидаясь его реализации (исполнения), передавая данное требование банку или иной коммерческой факторинговой организации (финансовому агенту - фактору), имеет возможность получить при этом сразу часть денежных средств под условие полного расчёта при реализации (исполнения услуги). Частичная оплата приобретённого требования обеспечивает фактору гарантию от возможной неоплаты должником полной суммы требования. При этом фактор может предоставлять кредит поставщику, считая приобретённое требование как способ полного или частичного обеспечения его своевременного возврата с учётом своего вознаграждении за услугу.

С учётом сказанного, договорной финансовый механизм - факторинг считается функционирующим, если присутствуют не менее двух из названных признаков в соответствии с Конвенцией о международном факторинге:

1) предоставление кредита, как одной из форм оплаты долговых требований;

2) страхование поставщика от кредитного риска;

3) инкассирование задолженности поставщика;

4) предоставление финансовых услуг, в первую очередь по ведению бухгалтерского учёта и выставлению счетов по поступающим денежным требованиям. Факторинговая компания в данном случае как бы "покупает дебиторскую задолженность" клиента или его денежные требования к контрагентам, реализуя при этом свою заинтересованность осуществления контроля финансовых операций, в ходе осуществления бухгалтерского учета и отчётности клиента. Помимо названных функций факторинговые услуги включают в себя юридические консультационные услуги, страхование рисков неплатежа, изучение коммерческой деятельности и финансового состояния должников клиента, ведение конторских книг, информационное, рекламное обслуживание, сбыт, аудит, подготовка разнообразных статистических сводок и пр.

Факторинг осуществляется по следующей технологии:

Первое действие: поставщик предоставляет товар (услугу) покупателю при условии отсрочки платежа. Второе действие: поставщик передаёт факторинговой компании денежное требование к покупателю в соответствии с поставленным ему товаром (исполнением услуги). Третье действие: факторинговая компания выплачивает поставщику до 90% от стоимости поставленного товара (услуги). Четвёртое действие: покупатель оплачивает факторинговой компании стоимость поступившего ему товара (услуги). Пятое действие: факторинговая компания производит полный расчёт с поставщиком.

Факторинговая компания, получив сопроводительные документы от поставщика на отгруженный товар и убедившись в его отгрузке покупателю, производит поставщику частичную оплату за покупателя в соответствии с договорными обязательствами в размере от 60 до 90%. Размер выплачиваемого долга покупателя обусловлен объёмом и суммой сделки, степенью рисков, длительностью отсрочки платежа. В дальнейшем на счета факторинговой компании поступают средства от покупателя, размер которых определяется стоимостью поставленных товаров на условиях отсрочки платежа. После получения денег факторинговая компания выплачивает поставщику оставшиеся средства от договорной суммы, удерживая с него комиссионные платежи за оказанные услуги и процент за предоставленный кредит.

Комиссионные выплаты факторинговой компании формируются из:

- договорных сборов за ведение сопроводительных бухгалтерских документов на поставляемый товар (услугу);

- процента, обусловленного размером оборота поставщика;

- процентных выплат за пользование денежными средствами, которые переносятся покупателем в себестоимость продукции;

- пени за просрочку платежа покупателями;

- прочих выплат за оказание дополнительных услуг.

 

1.3 Классификация видов факторинга

 

Классификация видов факторинга обусловлена ответственностью, возлагаемой на участников факторинговой сделки за не соблюдение сроков оплаты. В связи с этим факторинг бывает регрессный и безрегрессный.

При регрессном факторинге ответственность за соблюдение сроков по оплате возлагается на клиента кредитной организации, которая имеет право взыскивать своевременно не выплаченную ей клиентом сумму, а он должен обеспечить погашение возникшей задолженности.

При безрегрессном факторинге финансовая ответственность за соблюдение сроков по оплате возлагается на покупателя. При этом принимать меры по погашению имеющейся задолженности обязана сама кредитная организация, которая выплачивает оставшуюся часть денежных средств поставщику, только после полного погашения долга покупателем.

Другим признаком классификации факторинга является территориальная принадлежность участников факторингового договора. При этом существует внутренний и международный факторинги.

При внутреннем факторинге участники договора должны находиться в одной стране. При международном факторинге участники договора находятся в разных странах.

Кроме того, отличают открытый и закрытый типы факторинга. Если дебитора уведомляют о том, что тот долг, обязательства по которому он имеет, уступлен другому лицу, то такой факторинг является открытым. Если же уступка дебиторской задолженности произошла, но дебитор об этом уведомлен не был, то такой факторинг называют закрытым.4

В зависимости от времени возникновения денежного требования факторинг бывает реальным и консесуальным. Если денежное требование возникает в день заключения договора, то такой факторинг называется реальным. Если денежное требование появится в перспективе, то такой факторинг называется консесуальным.

 

1.4 Факторинговые операции

 

Участниками факторинговых операций являются: фактор (банк - факторинговая компания), приобретающая денежные требования; поставщик товара (услуги) - первоначальный кредитор банка, именуемый клиент; покупатель товара (услуги) с отсрочкой платежа, называемый должник

Информация о работе Факторинг в России