Учет денежных средств и денежных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Возможны расчеты векселями — долговыми обязательствами установленной гражданским законодательством формы — которые имеют особую форму учета.
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.18 Кб (Скачать файл)

Введение

Хозяйственные связи —  необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность  процесса производства и своевременность  отгрузки и реализации продукции, Оформляются  и закрепляются хозяйственные связи  договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком  товарно-материальных ценностей, работ  или услуг, а другое — их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком

С момента создания предприятия  у него появляются денежные средства: вначале — перечисленные на расчетный  счет предприятия его учредителями, затем — полученные от клиентов за проданные товары или оказанные  услуги.

В соответствии с п.1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации  законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости  на всей территории Российской Федерации  является рубль.

Согласно п. 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты  между юридическими лицами, а также  расчеты с участием граждан, связанные  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности, производятся в безналичном  порядке. Расчеты между этими  лицами могут производиться также  наличными деньгами, если иное не установлено  законом.

Денежные средства организаций  находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых  книжках и т. д.

Если Ваше предприятие  осуществляет розничную торговлю или  оказывает услуги населению за наличный расчет, то оно будет иметь в  своем распоряжении наличные денежные средства в виде банкнот и монет, которые должны храниться в кассе  только в размере лимита, установленного обслуживающим банком, а далее  инкассироваться (сдаваться на хранение в банк) через определенные промежутки времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

Возможны расчеты векселями  — долговыми обязательствами  установленной гражданским законодательством  формы — которые имеют особую форму учета.

Основными задачами учета  денежных средств и расчетов являются:

своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

контроль за правильными  и своевременными расчетами с  бюджетом, банками, персоналом;

контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.

Своевременная информация о  временном высвобождении денежных средств даст Вам возможность  разместить их на депозите или инвестировать  в акции, облигации наряду с другими  ценными бумагами для получения  дополнительного дохода.

 

1. Учет денежных  средств и денежных документов

1.1 Учет операций  по расчетному счету.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации каждая организация  вправе открывать в любом банке  по своему усмотрению расчетные и  другие счета для хранения свободных  денежных средств и осуществления  через них расчетных, кредитных  и кассовых операций. Открываются счета всем юридическим лицам независимо от формы собственности, имеющим самостоятельный баланс.

Для открытия расчетного счета  организация должна представить  в учреждение выбранного банка следующие  документы:

заявление с просьбой об открытии расчетного счета установленного образца;

карточку с образцами  подписей распорядителей средств и  оттиском печати, заверенную нотариально;

нотариально заверенные копии  устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства  юридического лица;

копию свидетельства о  постановке на налоговый учет организации  в качестве налогоплательщика (ст.86 НКРФ);

справки из внебюджетных фондов о регистрации в качестве налогоплательщика  страховых взносов.

Иностранные фирмы и совместные организации представляют дополнительно  свидетельство о внесении их в  реестр организаций с иностранными инвестициями.

После проверки документов в оригинале устава делается отметка  с указанием номера счета, которая  заверяется печатью банка. Экземпляр  карточки хранится у контролера. В  случае реорганизации, изменения названия организации, других изменений в  банк передается новое заявление  об открытие счета.

Обособленным подразделением по ходатайству головной организации  могут быть открыты в их регионе  расчетные субсчета или текущие  счета. На расчетном субсчете подразделения  осуществляются операции, разрешаемые  головной организацией. Текущие счета предназначены только для операций, связанных с выдачей наличных денег обособленным подразделениям.

Согласно ст. 23 НКРФ налогоплательщики  обязаны в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного счета в  банке. Нарушение установленного срока  влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 118 НКРФ). Расчетные  документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения от налогового органа информационного письма.

Порядок совершения и оформления операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а  также правилами, инструкциями и  положениями Центрального банка  РФ. Расчеты в безналичном порядке  могут производится по товарным и нетоварным операциям.

На расчетных счетах накапливаются  свободные денежные средства, поступления  за проданные товары, продукцию, выполненные  работы и оказанные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие  средства целевого финансирования и  другие поступления. С расчетных  счетов производятся практически все  платежи, включая платежи поставщикам  за поставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные  услуги, расчеты с бюджетом и с  внебюджетными фондами, погашение  задолженности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.

Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором  на расчетно-кассовое обслуживание, в  котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных  документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность  сторон. За несвоевременное или неправильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка уплату штрафа в размере 0,5% суммы за каждый день задержки, если иное не установлено договором. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются сторонами без участия банка.

Платежи с расчетных счетов организаций осуществляются в последовательности, определенной п.2 ст.855 ГКРФ:

списание денежных средств  по исполнительным документам о возмещении вреда здоровью и о взыскании  алиментов;

списание по исполнительным документам о выплате выходных пособий  и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту);

оплата труда работников и отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, Территориальный  фонд обязательного медицинского страхования;

платежи в бюджет и другие внебюджетные фонды;

списание по исполнительным документам по другим денежным требованиям;

списание по другим платежным  документам в порядке календарной  очередности.

Операции по расчетным  счетам банка производят с согласия и по поручению владельцев счетов. Без согласия организации в бесспорном порядке списываются денежные средства по инкассо в соответствии с решением Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом (п.2 ст.854 ГКРФ). В безакцептном порядке оплачиваются счета энегоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Гражданским кодексом предусмотрено, что клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств  со счета по требованию третьих лиц (например, расчеты по инкассо –  банк производит операцию на основании  инкассового поручения, выставленного  поставщиком клиента). Банк принимает  эти распоряжения, если указанные  в них данные позволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать  списание средств со счета. Порядок списания средств по требованию третьих лиц оговаривается в договоре банковского счета.

Не допускается ограничение  прав клиента на распоряжение денежными  ресурсами, находящимися на счете, за исключением  наложения ареста на денежные средства либо приостановления операций по счету  в случаях предусмотренных законом.

Наложение ареста представляет собой временное прекращение  операций по списанию средств с банковского счета. При этом договор на расчетно-кассовое обслуживание не расторгается. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в редакции от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, ст.27) предусмотрено, что решение о наложении ареста принимается судом, арбитражным судом, а также органами предварительного следствия с санкции прокурора.

К основным документам, используемым в безналичных расчетах, относятся:

договор (поставки, купли-продажи  и др.);

заявление на открытие счета (форма №0401025);

карточка с образцами  подписей и оттиска печати (форма  №0401026);

платежное поручение (форма  №0401060);

сводное платежное поручение;

платежное требование-поручение (форма №0401064);

платежное требование (форма  №0401061);

заявление на аккредитив (форма  №0401063);

заявление на выдачу чековой  книжки;

чековая книжка;

реестр чеков (форма №0401007);

выписка из расчетного счета.

Документы по безналичным  расчетам плательщикам, получателя и  обслуживающих их банков должны быть тщательно заполнены с указанием  обязательных реквизитов:

идентификационные номера организаций;

название и место нахождение;

коды расчетных и корреспондентских  счетов.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и Инструкцией  по его применению для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете  организации используется балансовый счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 указывает на наличие свободных  денег на расчетных счетах организации  на начало и конец месяц; оборот по дебету характеризует суммы, поступившие  на расчетные счета, а по кредиту  – суммы, перечисленные со счетов. Учет движения денежных средств на счете 51 может быть организован с  использованием субсчетов.

Операции, записываемые по кредиту  счета 51, отражаются в журнале-ордере №2. Обороты по дебиту записываются в разных журналах-ордерах и ведомости  №2. Основанием для заполнения журнала-ордера №2 и ведомости №2 служат банковские выписки, в которых указываются: остаток средств на счете на дату, предшествующую выписки; суммы, зачисленные на счет; суммы, списанные со счета, остаток на дату выписки (в выписке остатки и поступления денежных средств указываются по правилам учета банка по кредиту расчетного счета, а выбытие их – по дебиту).

После получения выписки  бухгалтер должен сделать следующее:

сопоставить остаток средств  на расчетном счете на конец дня  последней выписки с остатком средств на начало дня следующей  выписки.

проверить приложение к выписке  оправдательные документы, полноту  отражения информации выписке и  арифметические ошибки. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит расчетного счета организации и  обнаруженные при проверке выписок  банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». О всех обнаруженных ошибках делается письменное сообщение банка. Приложенные к выписке документы обязательно погашаются специальным штампом банка.

проставить суммы в  банковской выписке – отметка  на полях выписки номера соответствующего корреспондирующего счета.

Порядок дальнейшей обработки  банковской выписки зависит от частоты  операций по расчетному счету в течении месяца. При малом количестве операций суммы записываются непосредственно в учетный регистр. Если выписки поступают ежедневно, то по счету 51 открывается оборотно-сальдовая ведомость. По окончании месяца в ней подводятся итого и переносятся в учетный регистр счета 51 и одновременно в регистры корреспондирующих счетов.

Ниже приведены примеры  корреспонденций счетов по движению денежных средств на расчетных счета.

Поступление денежных средств  в оплату проданной продукции, выполненных  работ, предоставленных услуг:

Дебет сч.51 «Расчетные счета»

Кредит сч.62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками».

Перечисление денежных средств в погашение кредиторских задолженностей:

Дебет сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Прочие дебиторы и кредиторы»

Кредит сч.51 «Расчетные счета».

Поступление денежных средств  от подразделений организации:

Дебет сч.51 «Расчетные счета»

Кредит сч.79 «Внутрихозяйственные расчеты».

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Учет операций  по валютному счету

Счет 52 "Валютные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах  на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Информация о работе Учет денежных средств и денежных документов