Управление резервами российского коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: проанализировать особенности управления резервами российских коммерческих банков в РФ.
Для достижения поставленной цели данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты управления резервами коммерческих банков;
-проанализировать резервы коммерческого банка ОАО «Акибанк»;
-разработать рекомендации по улучшению деятельности ОАО «Акибанк».

Содержание

Введение……………………….……………………………………..…………...….4
1 Управление резервами российских коммерческих банков …………………….7
1.1 Обязательные резервы кредитных организаций…………………………...….7
1.2. Норма обязательных резервов……………………………………………... 12
2.Анализ резервов коммерческого банка ОАО «Акибанк»……………………...16
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Акибанк»..............16
2.2. Анализ резервов коммерческого банка ОАО «Акибанк»…………..……….18
3. Рекомендации по улучшению деятельности ОАО «Акибанк» ........................29
Заключение………………………………………………………..……………...…34
Список использованной литературы.......................................................................38
Приложение 1. Схема размещения действующих банковских организации по экономическим регионам

Вложенные файлы: 1 файл

Управление резервами ркб ОАО Акибанк.doc

— 471.00 Кб (Скачать файл)

        Проценты по кредитам и иным размещенным средствам составили почти половину доходов Банка - 49,6% млн. около 1050 млн. руб. С ростом объема кредитных вложений в отчетном периоде наращивались резервы, обеспечивающие покрытие возможных кредитных рисков.

        Восстановленный резерв на возможные потери по ссудам составил 33,8% доходов Банка. Доля комиссионных доходов в структуре доходов выросла с 10,1% в 2008 г. до 11,4% в 2009 г. Непроцентные доходы сформированы платежами за расчетно-кассовое обслуживание, интернет-банкинг, комиссиями по операциям банковских карт, комиссионным вознаграждением за денежные переводы без открытия счета.

        Рассмотрим структуру доходов ОАО «Акибанк» на 1 января 2010 года (см. табл. 5). 

Таблица 5.

Структура доходов в ОАО «Акибанк» на 1.01.2010 г. (%)

Структура доходов от видов операций

 

              Процент (%)

Проценты, полученные по предоставленным  кредитам, депозитам и иным размещенным  средствам 

            

              49,6%

Доходы от операций с ценными бумагами

              1,0%

Доходы от операций с валютой

                  2,9%

Комиссии полученные

              11,4%

Восстановленный резерв на возможные потери по ссудам, под обесценение ценных бумаг и по прочим активам

 

              33,8%

         Прочие доходы

 

               1,3%


     

        В итоге как видно из табл. 5., наибольший удельный вес в составе доходов банка составили доходы от кредитования, депозитам и иным размещенным средствам 49,6%, что составило сумму 1050 млн. руб.

        ОАО «Акибанк» предоставляет весь спектр услуг по международным расчётам в иностранной валюте и осуществляет платежи во всех свободно конвертируемых валютах. В отчетном году осуществлялся валютный контроль по экспортным и импортным операциям клиентов, привлекались вклады физических лиц, и осуществлялось кредитование в иностранной валюте. На 36%, по сравнению с 2007 годом, выросли доходы по валютным операциям и составили 22,9 млн. рублей.

       Снижение темпов роста прибыли за последние два года связано с интенсивным развитием розничного бизнеса, расширением филиальной сети, внедрением современных банковских технологий и расширением линейки высокотехнологичных продуктов и услуг, что требует значительного финансирования.

Внутренняя кредитная политика совпадает с общими стратегическими целями и задачами банка, а также учитывает изменения в банковской системе в целом. Содержание кредитной политики ОАО «Акибанк» и соответствующих инструкций и нормативов корректируется с учетом изменений конъюнктуры.

«Кредитная политика»  ОАО «Акибанк» включает кредитные  нормативы, порядок и отдельные  правила по кредитованию, но, прежде всего, она содержит директивы общего характера, общую стратегию кредитования, принятую в банке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации по улучшению деятельности ОАО «Акибанк»

 

Политика ОАО «Акибанк» в  области кредитования в 2011-2012 годах должна быть направлена на эффективное управление активами и резервами– увеличение кредитных вложений давним деловым партнерам с одновременным привлечением новых надежных заемщиков при сохранении качества кредитного портфеля, минимизации кредитных рисков, максимального обеспечения возврата выданных ссуд и начисленных процентов.

Устойчивая ресурсная база, квалификация специалистов, наличие надежных клиентов-заемщиков обеспечивают эффективность кредитной деятельности, что подтверждает рост основных количественных и качественных показателей.

Для определения целесообразности предоставления кредита кредитный инспектор ОАО «Акибанк» истребует от заемщика следующие документы:

1. Заполненную и подписанную клиентом анкету. Анкета обычно содержит сведения о клиенте и его руководящих лицах.

2. Юридические документы:

а) учредительные и  регистрационные документы; в зависимости  от вида юридического лица — устав либо учредительный договор и устав, Свидетельство (решение) о государственной регистрации;

б) карточка образцов подписей и печати (форма 0401026), заверенная нотариально;

в) документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право выступать  от имени организации при ведении переговоров и подписывать кредитные договоры.

3.  Финансовая отчетность:

а) баланс (форма № 1), отчет  о финансовых результатах (форма  № 2) не менее чем за три последние  отчетные даты, отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) за последний год, заверенные налоговым органом по месту регистрации.

       Политика Банка в области коммерческого кредитования  основывается на  работе с  действующими клиентами Банка.

        Приоритет отдается клиентам Банка, имеющим хорошую кредитную историю, то есть клиентам, получавшим ранее банковские кредиты и обеспечивающим их своевременное обслуживание, включая уплату процентов и погашение основного долга.

        Кредиты предоставляются только платежеспособным клиентам Банка, имеющим регулярные поступления денежных средств. При этом финансовое положение новых заемщиков не должно оцениваться хуже,  чем среднее.

         Основную долю активных операций ОАО «Акибанк» составляет кредитование.

         Основные отрасли кредитования - промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, торговля и строительство. Пятая часть кредитного портфеля банка приходится на заимствования физических лиц. За отчетный год их доля выросла на 80%.

         Корпоративным клиентам был предложен новый кредитный продукт -  финансирование под уступку денежного требования (факторинг). Банк активно участвовал в реализации приоритетных национальных проектов Правительства РФ развития АПК и строительства доступного жилья. 

        Являясь постоянным партнером  федеральных и республиканских  программ поддержки малого и  среднего бизнеса  в прошлом  году ОАО «Акибанк» приступил  к среднесрочному кредитованию  субъектов малого предпринимательства  в рамках программы Инвестиционно  – венчурного фонда РТ.

        Банк осуществляет кредитование юридических лиц, частных предпринимателей и физических лиц.

        Юридическим лицам предоставляются следующие виды кредитования:

-разовые кредиты;

-кредитные линии;

-овердрафт;

-вексельные кредиты;

-факторинг;

-лизинг.

        К основным преимуществам системы кредитования в ОАО «Акибанк» относятся:

-удобные схемы кредитования;

-решение о выдаче кредита банк принимает дистанционно;

-после предоставления полного пакета документов вопрос о выдаче         кредита решается в течение одного дня.

        Кредитный инспектор ОАО «Акибанк» ведет переговоры с клиентом для выяснения цели, на которую испрашивается кредит; разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита в целях определения кредитоспособности клиента в юридическом смысле, т.е. правоспособен ли клиент заключить кредитный договор; кредитоспособности клиента с экономической точки зрения — иными словами, имеет ли он экономические предпосылки (доходы, имущество), необходимые для полного и своевременного выполнения условий кредитного договора с точки зрения возврата долга, уплаты процентов; характера обеспечения кредита.

         Для совершенствования доходности услуг банка, оказываемых юридическим лицам, и её оптимизации ОАО «Акибанк» необходимо постоянно совершенствовать, модернизировать предлагаемый портфель услуг юридическим лицам.

        В то же время для повышения  доходности кредитных операций юридическим лицам ОАО «Акибанк» в период 2010-2012 годов разработаны следующие мероприятия:

  - в области подготовки кадров;

       1) своевременное обеспечение подразделений ОАО «Акибанк» квалифицированными специалистами.

       Для  ее достижения необходимо решать  следующие задачи:

-проводить отбор и  адаптацию новых специалистов;

- проводить аттестацию  квалификации сотрудников;

-организовывать обучение  сотрудников по результатам аттестации;

-формировать кадровый резерв на руководящие должности и организовывать его обучение;

-формировать и поддерживать корпоративную культуру.

-анализировать потребности банка в специалистах и планировать их привлечение со стороны или повышение квалификации своих сотрудников;

-использовать в своей  работе результаты анализа деятельности  сотрудников.

         Конечно, затраты на модернизацию  системы управления персоналом ОАО «Акибанк» являются весьма значительными. Однако они дают существенное повышение эффективности работы банка в стратегической перспективе. Кроме того, ощутимая экономия средств достигается уже на стадии реорганизации, за счет сокращения дорогостоящего времени менеджеров среднего звена на решение чисто технических вопросов по приему новых сотрудников и оценке результатов их деятельности. При модернизации системы управления персоналом ОАО «Акибанк» использует современные технологии структурного анализа и проектирования (Structured Analysis & Design Technique - SADT). Данные технологии в последнее время активно используются для инжиниринга и реинжиниринга деятельности самых различных компаний, в том числе и банков. Проводя модернизацию системы управления, мы не ограничиваемся только деятельностью Службы по работе с персоналом, а всегда активно взаимодействуем со специалистами по банковским технологиям.

        Реализацию программы по повышению  эффективности системы управления  персоналом руководство ОАО «Акибанк» планирует осуществлять в три этапа.

       Реализация  программы ОАО «Акибанк» по повышению эффективности системы функционирования персонала подразделений рассчитана на один год.

        Первый этап:

-оценка существующей системы и предложение альтернатив по ее реорганизации;

-разработка детального проекта изменений, включая комплект нормативных и организационных документов;

-внедрение изменений, включая обучение сотрудников системы управления персоналом новым методам работы.

       На первом этапе выясняются ответы на вопросы: все ли из необходимых задач решаются в настоящее время; как распределены функции и обязанности; как организовано информационное взаимодействие; какова квалификация и потенциал специалистов, отвечающих за работу с персоналом.

        В результате сопоставления полученной  картины с эталонными требованиями  и спецификой банка, а также  с имеющимися ресурсами предлагается  несколько моделей усовершенствованной  системы и шаги по переходу  к ней.

      Утверждение одной из моделей осуществляется руководством банка на основе видения стратегии развития банка и возможных ресурсов.

       На втором этапе осуществляется проектирование новой системы управления персоналом в ОАО «Акибанк». Проектирование осуществляется в тесном контакте со специалистами по кадровой работе, банковским технологиям и менеджерами ключевых отделов.

        В ходе проектирования разрабатывается  комплект нормативных и организационных  документов, которые детально описывают  новую систему управления, распределение ответственности, функциональные обязанности, информационное взаимодействие. Например, кроме документов разрабатываются различные справочные и методические материалы, которые впоследствии служат для обучения сотрудников новым правилам работы системы управления. Третий этап внедрения изменений начинается, как правило, еще до полного окончания проектирования - нередко сразу же после утверждения программы реорганизации и издания соответствующего приказа.

Заключение

В итоге в последние годы для регулирования ликвидности банков стал применяться новый инструмент, использующий широко известный в зарубежной практике принцип усреднения. Использование этого инструмента доступно только для финансово устойчивых кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям Банка России. Таким банкам предоставлено право оставлять на своих корреспондентских счетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей.

На протяжении всего  периода рыночных преобразований, по мере укрепления рубля, Банк России последовательно снижал данный норматив, что позволило значительно позволило значительно повысить уровень банковской ликвидности и снизить ставки по краткосрочным кредитам, это благотворно повлияло на развитие банковской системы в целом.

Информация о работе Управление резервами российского коммерческого банка