Управление государственным кредитом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; перераспределение денежного капитала; экономию издержек; ускорение концентрации и централизации капитала; регулирование экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность государственного кредита………………………………………...4
2.Необходимость государственного кредита………………………………….6
3.Формы и Функции государственного кредита……………………………..10
4. Управление государственным кредитом…………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………...20
Список используемой литературы…………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 107.22 Кб (Скачать файл)

Регулирующая функция  государственного кредита. Вступая  в кредитные отношения, государство  воздействует на состояние денежного  обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить  ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция - специфические  особенности, порожденные особенностями  этой категории:

    • тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
    • охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
    • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами

 

4. Управление государственным кредитом

 

Управление государственным  кредитом может рассматриваться  в узком и широком смысле. Под  управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его  деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком  смысле, как одно из направлений  финансовой политики, находится в  руках органов власти управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых  для его финансирования, основные направления и цели воздействия  на денежное обращение, кредит, производство, занятость, а также целесообразность, осуществления общегосударственных  программ по поддержке малого бизнеса, отдельных отраслей экономики, районов  страны и т.п.

Под управлением гocyдapcтвенным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает  максимальные размеры как привлечения  средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ1.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями  Бюджетный кодекс РФ предусматривает  разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным  кредитом решаются задачи:

• минимизации стоимости долга для заемщика;

• обеспечения своевременного возврата кредитов;

• максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранения иностранных капиталов в стране и переориентировки инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Управление государственным  кредитом в узком смысле ложится  на органы управления, финансовые и  кредитные институты. Оперативное  управление государственным кредитом под руководством Правительства  обычно осуществляет Минфин РФ или  Казначейство совместно с Центральным  банком.

Минфин выступает эмитентом  государственных ценных бумаг от лица федерации. Оно устанавливает  конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных  Правительством.

Регулирование рынка государственных  ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. К мерам воздействия, применяемым  ЦБ, относятся:

• поднятие ставки рефинансирования;

• интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг;

• регулирование валютного рынка2.

Как показала практика, эти  меры оказываются действенными лишь короткий промежуток времени. Однако эффективное  и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к денежным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

При управлении государственным  долгом между кредиторами и заемщиком  могут быть достигнуты соглашения о  новации - замене обязательств по долгу другими обязательствами; унификации - объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств; конверсии - изменении условий займов, касающихся их доходности; консолидации - изменении условий обращения займов, касающихся их сроков; реструктуризации - основанном на соглашении прекращении долговых обязательств с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Государство как кредитор

Внутренние кредиты. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах». Бюджетная ссуда- бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заёмщиков средств  федерального бюджета могут выступать:

1) государственные и муниципальные  унитарные предприятия;

2) органы исполнительной  власти нижестоящих бюджетов;

3) отдельные категории  граждан.

Бюджетный кредит юридическим  лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, может быть представлен только при  условии предоставления заёмщиком  обеспечения исполнения обязательства по возврату кредиту.

Обязательное условие  предоставления бюджетного кредита  – проведение предварительной проверки финансового состояния заёмщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Субъектами РФ беспроцентные  бюджетные ссуды из федерального бюджета могут быть предоставлены  в пределах финансового года на покрытие:

- временных разрывов, возникающих  при исполнении бюджетов субъектов  РФ;

- временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов  РФ в связи с несовпадениями  сроков возврата заёмщиками средств  в региональные фонды государственной  финансовой поддержки досрочного  завоза продукции в районы  Крайнего севера и приравненные  к ним местности с ограниченными  сроками завоза грузов по ранее  предоставленным ссудам и сроков  закупки и доставки грузов  в указанные районы и местности3.

Кредиты субъектов РФ. В отличие от Федерации субъекты РФ продолжают в настоящее время активно использовать бюджетные кредиты для поддержки различных отраслей экономики.

Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Долговые обязательства  иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

При расчётах с должниками РФ использует различные формы погашения  долга. В частности, большое распространение  получила поставка товаров в счёт погашения государственных кредитов, предоставленных РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, установлены  налоговые льготы.

Правовое регулирование  государственного кредита

Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации  временно свободных денежных средств  населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых  является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в  распоряжение органов государственной  власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как  правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета4.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления с одной стороны  и юридическими и физическими  лицами с другой, при которых государство  выступает преимущественно в  качестве заемщика, а также кредитора  и гаранта. Причем преобладающей  является деятельность государства  как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда  государство предоставляет ссуды  юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за гашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при  которых государство выступает  в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Возможность мобилизации  денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени использования  доходов, получаемых физическими и  юридическими лицами. У населения  постоянно образуются временно свободные  денежные средства в связи с неравномерным  получением различных доходов, особенно в сезонных отраслях производства, выплатой премий, отпускных и т. п. Люди могут и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости  накопить денежные средства для покупки  товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют  место и в движении денежных средств  организаций и предприятий в  связи с длительностью производственного  цикла, сезонностью производства и  т. п5.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при  предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения обычно выступают  конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при  заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все  имущество, находящееся в его  собственности, имущество данной территориальной  единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для погашения  и выплаты по нему процентов за счет увеличения производимой стоимости  прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

В современных условиях поступления  от государственных займов стали  вторым после налогов методом  финансирования расходов бюджета. Последнее  объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с  увеличением налоговых поступлений.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного  обращения, Уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещал займы среди  различных групп инвесторов. Мобилизуя  средства физических лиц, оно снижает  платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

Выступая на финансовом рынке  в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные  средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос  государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна  заемных средств вынуждает бизнесменов  сокращать инвестиции в сферу  производства, в то же время она  стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. Если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно.

Положительное воздействие  на производство и занятость государство  оказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счет заимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и  гаранта. В частности, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам, путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случае их банкротства, при помощи страхования риска по низким ставкам неплатежа экспортерам национальных товаров и др.

Информация о работе Управление государственным кредитом