Управление государственным кредитом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; перераспределение денежного капитала; экономию издержек; ускорение концентрации и централизации капитала; регулирование экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность государственного кредита………………………………………...4
2.Необходимость государственного кредита………………………………….6
3.Формы и Функции государственного кредита……………………………..10
4. Управление государственным кредитом…………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………...20
Список используемой литературы…………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 107.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Сущность государственного кредита………………………………………...4

2.Необходимость государственного кредита………………………………….6

3.Формы и Функции государственного кредита……………………………..10

4. Управление государственным  кредитом…………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………...20

Список используемой литературы…………………………………………….22

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная кредитная система - это  совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке  ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного  капитала.

Через кредитную систему реализуются  сущность и функции кредита. 
Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Кредит выполняет следующие  функции: аккумуляцию и мобилизацию  денежного капитала; перераспределение денежного капитала; экономию издержек; ускорение концентрации и централизации капитала; регулирование экономики.

На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

Принимая во внимание сложившиеся  в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный  кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния  в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие  показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение  страны на мировой арене.

 

 

  1. Сущность государственного кредита

 

Государственный кредит - это специфическая форма кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами - юридические или физические лица. Экономическим назначением государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвращения для финансирования государственных расходов.

Государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии.

При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Развитие государственной  формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита  возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных  связей между различными странами рядом  с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций  государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который  должен впоследствии возместить владельцу  ценной бумаги сумму основного долга  и процента. Владельцы свободных  денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг.

В настоящее время государство  стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем  отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного  производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким  использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства  как кредитора различны: нежелание  частного капитала развивать отрасли  инфраструктуры из-за отсутствия или  недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в  борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке.

Формирование посредством  госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда).

Второй стороной выступают  отношения, обусловленные возвратностью  и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.

Государство гарантирует  возврат средств с уплатой  кредиторам установленного дохода, как  правило, в виде процентов. Выплата  доходов осуществляется преимущественно  за счет госбюджета. При этом госкредитные отношения и налоговые не подменяют  друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения  по возврату средств и выплате  вознаграждения также имеют перераспределительный  характер.

 

2. Необходимость  государственного кредита

 

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования  государственного кредита объясняется  противоречиями между растущими  потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет доходов  бюджета.

Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис.1 Система источников государственных финансов

Современное государство  одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим  агентом, располагающим огромными  средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных  государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный  долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.

Рис.2 Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.

Закономерен вопрос: а нужно  ли вообще финансировать дефицит  госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует  экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит  полезен лишь в малых, гомеопатических  дозах. В остальных случаях (при  стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Дефицит федерального бюджета  сохранился на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом запланировано, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица 1).

Таблица 1. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012-2014 гг., млрд. руб.

Показатель

2012

2013

2014

Дефицит федерального бюджета

1 570,5

1 744,3

1 648,4

Государственные заимствования, в том числе:

1 592,3

1 601,7

1 626,1

Привлечение

2 181,7

2 284,0

2 474,1

Погашение

-589,4

-682,3

-848,0

Государственные внутренние заимствования, в том

числе:

1 459,0

1 465,7

1 486,2

Привлечение

1977,9

2082,2

2273,6

Погашение

-518,9

-616,5

-787,4

Государственные внешние  заимствования, в том

числе:

133,3

136,0

139,9

Привлечение

203,8

201,8

200,5

Погашение

-70,5

-65,8

-60,6

Использование Резервного фонда

-164,0

-51,4

0,0

Использование ФНБ

7,5

10,0

10,0

Приватизация

276,1

309,4

300,0

Исполнение государственных  гарантий РФ

-120,2

-85,8

-248,7


 

Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).

 

3.Формы и функции государственного кредита

Основные формы государственного кредита 

  • Внутренний государственный кредит – денежные средства на добровольной, возвратной и платной основе привлекаются органами власти от юридических лиц или физических на внутреннем финансовом рынке страны. Этот займ позволяет финансировать возможный дефицит бюджетной системы. Как правило, такие операции выполняются благодаря выпуску и обращению на фондовом рынке муниципальных или государственных ценных бумаг. В результате такой деятельность можно наблюдать реализацию фискальной функции госкредитования и как следствие образование государственного внешнего и внутреннего долга, который в дальнейшем необходимо будет обслуживать.
  • Внешний государственный кредит – этот займ позволяет формировать в государстве возвратные финансовые потоки, ведь, по сути, он служит регулированию социального и экономического развития страны. Этот займ выглядит следующим образом: органы власти предоставляют внешние кредиты на возвратной платной основе из федерального бюджета нижестоящим бюджетным системам, например для покрытия временных кассовых разрывов, в свою очередь юридические лица могут рассчитывать на займ для реализации своих социально-экономических программ связанных с развитием регионов страны.
  • Условный государственный кредит – то есть органы власти могут предоставлять муниципальные или государственные поручительства и гарантии своим нижестоящим уровням бюджетной системы или даже юридическим лицам, оформляющим внешние займы, долгосрочные целевые кредиты. Однако необоснованная выдача таких гарантий очень часто приводит к увеличению госдолга, другими словами эти гарантии можно назвать пролонгированными финансовыми обязательствами.

Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную  функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства  или их использование на принципах  срочности, платности  и возвратности.

Положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с её помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном  случае). Зато потом, когда кредиты  погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения  процентов по задолженности.

Информация о работе Управление государственным кредитом