Теоретические основы банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управления. Через них происходит удовлетворение экономических интересов участников воспроизводственного процесса

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по банковской системе РК.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Банковская реформа  в СССР была проведена в 1987-1988 гг. В результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР престал осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны[11,c.20].

Структура специализированных банков была построена по административно-территориальному принципу. Организованны  республиканские банки союзных Республиках и управления банков в краях и областях. На уровне района или города банки имели свои учреждения. они создавались по принципу: в районе, как правило, одно учреждение одного из специализированных банков, клиентура которого преобладает в данном районе. Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены в каждом районе, колхозе или совхозе.

Коммерческие банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали  как специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли (промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они  финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось, зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных предприятий[11,c.32].

В целом идея специализации  банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в  кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев.

После распада СССР и  обретения Казахстаном в 1991 г. статуса суверенного государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики, создания ее правовой основы, принятия новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О банках в Республике Казахстан". Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с банками второго уровня[12,c.53]. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане большого количества (около двухсот) банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в государстве роли центральных органов исполнительной власти в лице Президента и Правительства, требований по выводу страны из глубокого экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенности - введением 15 ноября 1993г. национальной валюты - казахстанского тенге, а также введением в действие с 01 марта 1995 г. Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), возникла необходимость и было принято новое банковское законодательство. 30 марта 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", а 31 августа 1995 г. - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

Основной целью принятия Указа "О Национальном банке Республики Казахстан" явилось более полное отражение роли Национального банка  в осуществлении денежно-кредитной  политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности. Нацбанка перед Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи, с чем в Указе "О Национальном банке Республики Казахстан" четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом. В частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться проверка деятельности Национального банка[13,c.64].

Указ "О банках и  банковской деятельности в Республике Казахстан" имеет существенные отличия  от старого Закона РК "О банках в Республике Казахстан": определены виды банков второго уровня - государственные, депозитные, инвестиционные, банки с иностранным участием, межгосударственные банки; все банки, кроме государственных, создаются только в форме акционерных обществ; разрешено создание ассоциаций (союзов) банков; впервые дано понятие небанковского финансового учреждения, которое не является "банком", но на основании лицензии Национального банка правомочно проводить отдельные виды банковских операций; более подробно и четко изложен порядок создания, реорганизации и ликвидации банков; введено новое понятие - "консервация банков", которое представляет собой проведение по решению Национального банка принудительных мероприятий и процедур в отношении банка в целях оздоровления его финансового положения и улучшения качества работы; предусмотрены новые виды банковских операций - клиринговые, ломбардные, выпуск платежных карточек и другие; установлены определенные требования к работникам, занимающим руководящие должности в банке; введен запрет на предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями.

Принятие новых законодательных  актов в банковской сфере, ужесточение  контроля и требований со стороны  Национального банка РК к созданию и функционированию банков второго  уровня - установление с 15 апреля 1995 г. минимального размера уставного фонда эквивалентного 1,5 млн. долларов США для банков, получающих лицензию на проведение валютных операций, привлечение вкладов населения и открытие филиалов; утверждение Правлением Нацбанка РК (с дальнейшими изменениями и дополнениями) Положения о ликвидации банков в Республике Казахстан от 09 февраля 1996 г., Правил выдачи, отзыва разрешения на создание, реорганизацию банка, лицензии на проведение банковских операций и иной банковской деятельности, их аннулирования и приостановления, дачи, отзыва, согласия на открытие, слияние филиалов и открытие представительств банка от 29 февраля 1996 г., Положения о пруденциальных нормативах от 29 февраля 1996 г, Положения о консервации банков в Республике Казахстан от 29 февраля 1996 г., Положения об основных условиях деятельности инвестиционных банков и операций банков с ценными бумагами от 28 марта 1996 г., Положения об условиях приобретения и осуществления права контроля над банком от 28 марта 1996 г., Положения о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам от 10 мая 1996 г. (в новой редакции от 12 декабря 1996 г.), Положения о порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего отрицательный размер капитала, от 31 декабря 1996 г. - все это подтвердило стремление государства усилить контроль над банковским сектором и привело к тому, что количество банков в Казахстане стало сокращаться. Если по состоянию на 01 марта 1995 г. общее количество банков второго уровня в республике составляло - 178 (Вестник Национального банка N 1 от 28.04.1995 г.), на 01 сентября 1995 г. - 147 (ВНБ N 9 от 15.09.1995 г.), на 20 апреля 1996 г. - 117 (ВНБ N 24 от 30.04.1996 г.), то на 17 сентября 1996 г. в Казахстане количество банков сократилось до 102, а по состоянию на 1.03.2001 г. количество банков второго уровня составило 47( на начало 2001 года-48, на начло 2000 года – 55), в том числе 1 банк со 100% участием государства[14,c.45].

 Причины ликвидации банков, по словам руководства Нацбанка, в каждом отдельном случае разные, но по большей части они заключаются в невыполнении пруденциальных нормативов, которые устанавливаются Национальным банком, либо в слиянии или поглощении одних банков другими. Все эти меры, по мнению государства, должны привести к созданию (сохранению) наиболее устойчивых и крупных банков второго уровня, стабилизации денежно-кредитной системы в Казахстане и возможности ее стратегического прогнозирования (регулирования).Особое отношение государства, в определенном смысле - привилегированное, к банковской среде, как основному элементу финансовой системы, подтверждается и тем, что, одновременно с принятием новых законодательных актов в банковской сфере, 07 сентября 1995 г. было принято дополнение в ст. 3 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), в соответствии с которым отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, отчетностью и аудиторской проверкой деятельности банков, лицензирование отдельных видов банковских операций, регулируются Кодексом лишь в части, не противоречащей действующему банковскому законодательству. Эта тенденция сохранялась и в дальнейшем, о чем свидетельствует внесение 07 декабря 1996 г. ряда изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", в соответствии с которыми предусматривается возможность и основания принудительного выкупа акций банков и небанковских финансовых учреждений, в случае наличия у них отрицательного размера капитала. Указанное решение может приниматься Национальным банком по согласованию с Правительством на условиях обязательной последующей незамедлительной реализации выкупленных акций новым инвесторам "в целях усиления интересов кредиторов банков второго уровня и обеспечения устойчивости банковской системы республики"[14,c.59].

Нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в то время вынуждало Национальный банк и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять указанное  выше вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей  выхода из кризиса. Ликвидация 04 октября 1996 г. крупного банка республики - ОАО "Крамдс Банк", слияние 15 января 1997 г. крупных и имеющих широкую сеть филиалов -ОАО "Туранбанк" (до 1991 г. - Промстройбанк) и ОАО "Алем Банк Казахстана" (до 1991 г. - Внешэкономбанк) в один банк с принудительным выкупом акций и 100%-й продажей их Правительству Республики Казахстан в лице Министерства финансов (все названные банки находились в кризисном состоянии и имели миллиардные суммы отрицательного капитала в тенге); передача на обслуживание в Государственный реабилитационный банк неплатежеспособных предприятий (отбор предприятий производится Межведомственной комиссией и Правительством Республики Казахстан из перечня неплатежеспособных предприятий, который был сформирован Агентством по реорганизации предприятий); изменение действующего банковского и гражданского законодательства, - все это в целом, с одной стороны вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой – благоприятно влияет на дальнейшее развитие и укрепление банковской системы Республики Казахстан и ,соответственно,  всей экономики нашей республики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка современного  состояния деятельности коммерческого  банка

2.1  Оценка деятельности банка: зарубежный опыт

 

Ликвидность коммерческого  банка как качественное состояние, на которое оказывает влияние  множество факторов, сложно в измерении. Об этом свидетельствует зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков.

Как правило, существуют два метода измерения ликвидности:

а)         на основе финансовых коэффициентов, исчисляемых по балансам и отражающих ликвидность баланса;

б)        на основе определения потенциальной потребности в ликвидных средствах с учетом анализа оборотов по активам и пассивам баланса банка в соответствующих периодах.

Коэффициентный метод предполагает установление определенных количественных соотношений между статьями баланса. Причем в одних странах эти соотношения предписываются властями, в других – вводятся и поддерживаются самими банками.

Так, в США нет узаконенной  сверху системы измерения ликвидности. Ее определение и поддержание является задачей руководства банка.

Выбор показателей для  оценки ликвидности может изменяться в зависимости от[16,c.60]:

  • рынка, на котором функционирует банк:
  • типа или вида банка;
  • содержания и набора банковских операций. Вместе с тем накопленный банками опыт обусловил наиболее частое применение следующих показателей.

Первая группа показателей  характеризует соотношение ликвидных активов и депозитов. При этом используются два показателя:

1. Первичные резервы (касса + корреспондентский счет в Центральном банке) / Депозиты

2. Первичные + Вторичные (государственные ценные бумаги) резервы / Депозиты

Посредством указанных  показателей устанавливается непосредственная связь между ликвидными активами и обязательствами в виде депозитов, подлежащих выполнению. Уровень первого показателя для обеспечения ликвидности банка принято иметь не менее 5-10%; уровень второго – не менее 15-25%.

Второй показатель используется и в Японии, но как обязательный для выполнения всеми банками. Его уровень не должен быть менее 30%[16,c.54].

В США для оценки ликвидности  используется еще несколько показателей. Одним из них являетсясоотношение суммы выданных кредитов и депозитов. Его оценка осуществляется в динамике. При этом установлена зависимость: чем больше данный показатель превышает 1, тем ликвидность банка ниже.

Одновременно рассчитывается и оценивается доля кредитов в общей сумме активов как отражение диверсифицированности активов. Этот показатель принято считать оптимальным при уровне в пределах 65-70%.

Для оценки ликвидности  используется также показатель, отражающий способность актива быстро обмениваться на наличность. Он исчисляется как отношение ликвидных активов к обшей сумме активов. При этом в ликвидные активы включают лишь остатки средств в кассе, денежные средства в пути, на валютных счетах, остатки но счетам “Ностро” в Центральном банке и в других банках. Чем выше данный показатель, тем ликвидность выше, но ниже доходность. Поэтому целью менеджмента в области управления ликвидностью является выявление оптимальной границы между ликвидностью банка и его доходностью.

Особое внимание уделяется  анализу структуры привлеченных ресурсов, стабильности депозитной базы. В этой связи рассматривается группы па показателей, характеризующих качество ресурсной базы банка.

С точки зрения стабильности депозиты подразделяются на основные (устойчивые) и “летучие”. Основные депозиты – депозиты, которые закрепились за данным банком, не покидают банк. Чем больше устойчивых депозитов, тем выше ликвидность банка, поскольку они уменьшают потребность в ликвидных активах.

Основные депозиты могут  быть как среди вкладов до востребования, так и среди срочных и сберегательных счетов и вкладов. Причем практика показала, что устойчивая часть депозитов выше среди вкладов до востребования.

Причина такого положения  заключена в том факте, что  по срочным и сберегательным вкладам  устанавливается более высокий  процент в сравнении со вкладами до востребования, причем плата по срочным и сберегательным депозитам различна в разных банках. Поэтому именно эти депозиты больше всего подвержены движению, что и определило их название “летучие”.

Показатель, характеризующий  степень постоянства, стабильности депозитов, рассчитывается в виде отношения суммы основных депозитов к общей сумме депозитов. Банк считается ликвидным, если доля основных депозитов в общей сумме депозитов составляет не менее 75%[17,c.85].

Другим показателем, отражающим стабильность депозитной базы, является отношение срочных и сберегательных депозитов к обшей сумме депозитов. Срочные и сберегательные депозиты, как отмечалось выше, относятся к ресурсам банка, более чувствительным к изменению процентной ставки. Поэтому повышение доли таких депозитов увеличивает объем “летучих” депозитов, а значит снижает ликвидность банка.

Качество ресурсной  базы банка оценивается также показателем, свидетельствующим о доступности коммерческого банка к внешним источникам (межбанковскому кредиту). Формула его расчета:

Информация о работе Теоретические основы банковской системы