Счета резидентов в иностранной валюте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:03, реферат

Краткое описание

Закон РФ от 9 октября 1992 года No 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) наделяет резидентов правом иметь счета в иностранной валюте как в Российской Федерации, так и за ее пределами. В России резиденты могут иметь счета в иностранной валюте только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками таких счетов устанавливает Центральный банк Российской Федерации. В иностранных банках за пределами Российской Федерации счета открываются резидентами в случаях и на условиях, устанавливаемых Банком России.

Вложенные файлы: 1 файл

Счета резидентов в иностранной валюте.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Счета резидентов в иностранной  валюте

Закон РФ от 9 октября 1992 года No 3615-1 «О валютном регулировании  и валютном контроле» (далее –  Закон) наделяет резидентов правом иметь  счета в иностранной валюте как  в Российской Федерации, так и  за ее пределами. В России резиденты могут иметь счета в иностранной валюте только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками таких счетов устанавливает Центральный банк Российской Федерации. В иностранных банках за пределами Российской Федерации счета открываются резидентами в случаях и на условиях, устанавливаемых Банком России.

  1. Счета юридических лиц в иностранной валюте в уполномоченных банках Российской Федерации

Валютный счет представляет собой вид банковского  счета, открываемого уполномоченным банком клиенту, для учета средств клиента в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, зачисление и списание которых осуществляются уполномоченным банком в порядке и на условиях, предусмотренных валютным законодательством, договором банковского счета, с одновременным осуществлением им функций агента валютного контроля.

Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений  по количеству валютных счетов, которые  могут быть открыты резидентами в уполномоченных банках, поэтому юридические лица вправе открывать необходимое им количество счетов в любой валюте. Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций, по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданной ему лицензией, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

Резиденты - юридические  лица открывают в уполномоченных банках текущие валютные счета и  депозитные счета в иностранной  валюте.

Текущие валютные счета представляют в настоящее  время комплекс из трех счетов. При  открытии текущего валютного счета  уполномоченный банк открывает резиденту – юридическому лицу:

    • Транзитный валютный счет, который используется для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих продаже, и проведения других операций в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 29.06.1992г. No 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее – Инструкция No 7).
    • Текущий валютный счет, который используется для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной валютной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.
    • Специальный транзитный счет, который открывается уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

Кроме Закона, правовой режим валютных счетов юридических лиц – резидентов определяется целым комплексом нормативных актов. К основополагающим актам можно отнести ГК РФ, Письмо Госбанка СССР от 24.05.1991г. No 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» (далее – Письмо 352), Инструкцию No 7, Указание ЦБ РФ от 20.10.1998г. No 383-У “О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее – Указание No 383-У).

Гражданско-правовые аспекты ведения банками валютных счетов

    Открытие  счета

Взаимоотношения банка и владельца текущего валютного  счета определяются на основе заключаемого ими договора банковского счета  с учетом действующих нормативных  актов валютного права.

ГК РФ в главе 45 «Банковский счет» определил общие условия взаимоотношений банка и клиента по поводу банковского счета. Однако, применяя соответствующие положения ГК РФ к валютным счетам, необходимо учитывать, что данные отношения складываются в связи с осуществлением сделок с иностранной валютой. В соответствии с нормой п. 3 ст. 317 ГК РФ использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке. А в соответствии с положениями ст. 141 ГК РФ «порядок совершения сделок с валютными ценностями, в том числе со средствами на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, определяется законом о валютном регулировании и валютном контроле».

Действующим законодательством  установлены разные правила ведения  валютных счетов в зависимости от категории резидента (физическое или юридическое лицо).

При открытии уполномоченным банком резиденту банковского счета  в иностранной валюте банк и резидент вступают, прежде всего, в гражданско-правовые отношения по договору банковского  счета. Данные отношения регулируются нормами главы 45 ГК РФ «Банковский счет». На отношения по договору банковского счета также влияет наличие особого объекта – иностранной валюты (ст. 141 ГК РФ).

Закон относит  установление и порядка открытия и ведения валютных счетов к компетенции  Банка России.

В соответствии с положениями ст. 30 Закона о банках клиенты вправе открывать необходимое им количество банковских счетов в любой валюте, если иное не установлено федеральным законом. В настоящее время какие-либо ограничения количества счетов отсутствуют.

Норма п. 2 ст. 846 ГК РФ установила обязанность банков заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, и возмещении причиненных этим убытков.

Необходимо отметить, что для открытия счета юридические  лица должны представить в банк комплект документов, включающих заявление об открытии счета, надлежаще заверенные копии учредительных документов, карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и др.

    Проведение  операций по счету 

В соответствии со статьей 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

    Статьей 849 ГК РФ определены сроки операций по счету.

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента  денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.

В Постановлении  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. No 5 “О некоторых  вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением  и расторжением договоров банковского  счета” разъяснено, что обязательство банка плательщика перед клиентом по платежному поручению считается исполненным в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы на счет банка получателя, если договором банковского счета клиента и банка плательщика не предусмотрено иное.

Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

    Начисление  процентов на остаток  средств на счете

В соответствии со статьей 852 ГК РФ, если иное не предусмотрено  договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет.

Сумма процентов  зачисляется на счет в сроки, предусмотренные  договором, а в случае, когда такие  сроки договором не предусмотрены, по истечении каждого квартала.

Проценты уплачиваются банком в размере, определяемом договором  банковского счета, а при отсутствии в договоре соответствующего условия  в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования.

В соответствии с Письмом No 107 начисление уполномоченными банками процентов по остаткам средств на открытых у них счетах резидентов осуществляется только в той иностранной валюте, в которой открыт счет, с зачислением указанных средств на валютный счет, на который начисляются проценты.

    Ответственность банка за нарушение сроков проведения операций

Ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету определена статьей 856 ГК РФ.

В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту  денежных средств либо их необоснованного  списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. No 6/8 “О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что в случаях, когда денежное обязательство выражено в иностранной валюте и отсутствует официальная учетная ставка банковского процента по валютным кредитам на день исполнения денежного обязательства в месте нахождения кредитора, размер процентов определяется на основании публикаций в официальных источниках информации о средних ставках банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым в месте нахождения кредитора. Если отсутствуют и такие публикации, размер подлежащих взысканию процентов устанавливается на основании представляемой истцом в качестве доказательства справки одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора, подтверждающей применяемую им ставку по краткосрочным валютным кредитам.

    1. Режим транзитного валютного счета

Закон устанавливает  строгое правило, в соответствии с которым иностранная валюта, получаемая организациями - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Банком России.

Закон наделяет Банк России правом определять порядок  обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ валютных ценностей.

Разделом II Письма 352 было установлено, что обязательному  переводу не подлежат:

а)     валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представляющие собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, - на период строительства;

б)     валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, используемые для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов - на период проведения этих операций;

в)     валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, используемые для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий.

Расходование  резидентами валютных поступлений, указанных в подпунктах а), б) и  в) на иные цели, не связанные непосредственно  с проведением операций, которые  являются источником этих поступлений, допускается только с разрешения Банка России в каждом отдельном случае.

После завершения строительства объектов за границей резидент обязан перевести в РФ остаток  средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты подписания акта о приемке объекта и урегулировании претензий заказчика.

Прибыль в иностранной валюте от проведения фондовых операций за границей подлежит переводу в РФ в течение 30 дней от даты завершения операций.

Валютные поступления  от проведения за границей выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий подлежат переводу в РФ в течение 30 дней от даты завершения этих мероприятий.

Перевод иностранной  валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться  как выполнение обязательств по переводу.

В соответствии с действующим законодательством  для юридических лиц – резидентов установлено требование по обязательной продаже части валютной выручки.

Порядок осуществления  обязательной продажи валютной выручки  регламентирован Инструкцией No 7. Установлено, что для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентам в уполномоченном банке параллельно с текущим валютным счетом открывается транзитный валютный счет. Валютная выручка в полном объеме поступает на транзитный валютный счет, о чем уполномоченный банк не позднее следующего дня извещает владельца счета, который, в свою очередь, в течение трех дней должен дать поручение уполномоченному банку на ее продажу. По получении указанного извещения резидент дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк, выполняя поручение клиента, не позднее следующего рабочего дня после его получения депонирует 75% валютной выручки, и осуществляет ее продажу в течение трех рабочих дней от даты депонирования средств для продажи на специальном лицевом счете.

При непредставлении  владельцем счета указанного поручения  в течение 3 дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный счет, уполномоченный банк, действуя как агент валютного контроля, обязан на следующий рабочий день депонировать 75% валютной выручки, зачисленной на транзитный валютный счет резидента и в течение семи дней осуществить ее реализацию на внутреннем валютном рынке самостоятельно либо купить ее от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции, установленного для данного уполномоченного банка.

Одновременно  с депонированием иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, уполномоченный банк списывает с транзитного  счета резидента оставшуюся часть валюты на его текущий валютный счет.

В соответствии с правилами пункта 8 Инструкции No 7 с транзитных валютных счетов их владельцы могут осуществлять следующие  перечисления:

В пользу нерезидентов:

      • на их валютные счета в уполномоченных банках или в иностранных банках в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов.

    В пользу резидентов:

      • на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;
      • по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте (по разрешению Министерства финансов РФ), а также по оплате таможенных процедур;
      • посредническим организациям комиссионного вознаграждения по экспортным контрактам, а также посредническими организациями своим комитентам сумм валютной выручки за вычетом комиссионного вознаграждения;
      • уполномоченным банкам по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за осуществление с транзитных валютных счетов указанных выше платежей.

Иные расходы  могут оплачиваться резидентами  с их транзитных валютных счетов только в случаях, разрешенных Банком России.

Указанные расходы  в иностранной валюте оплачиваются до осуществления обязательной продажи  части валютной выручки, то есть учитываются в уменьшение базы при расчете сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже. В свою очередь, средства, поступающие с транзитных валютных счетов резидентов на транзитные валютные счета российских транспортных, страховых и экспедиторских организаций, суммы комиссионного вознаграждения посреднических организаций являются их валютной выручкой и подлежат частичной обязательной продаже за исключением случаев, когда данные расходы осуществлялись предприятиями, в том числе посредническими, со своих текущих валютных счетов. В такой ситуации на сумму фактически произведенных платежей средства в иностранной валюте с транзитных валютных счетов переводятся на текущие валютные счета посреднических организаций.

Следует отметить, что на физических лиц - резидентов РФ, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не распространяется требование о продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.

    1. Режим текущего валютного счета

На текущий валютный счет зачисляются:

      1. средства, поступившие резиденту, не подлежащие обязательной продаже;
      2. средства, поступившие резиденту, оставшиеся после обязательной продажи;
      3. средства, возвращенные работником клиента подотчетных сумм в иностранной валюте, неизрасходованных за границей во время командировки (в том числе средства, полученные от продажи банковских и дорожных чеков в иностранной валюте);
      4. средства, полученные от реализации уполномоченным банкам валютных векселей этих же банков.

Средства с  текущего валютного счета резидента могут быть использованы для проведения валютных операций в соответствии с порядком, определенным для их проведения:

      • для осуществления текущих операций без получения разрешения Банка России;
      • для осуществления операций, связанных с движением капитала (далее – капитальных операций), при наличии разрешений (лицензий) Банка России на осуществление соответствующих валютных операций в пределах сумм, указанных в этих разрешениях (лицензиях);
      • для осуществления капитальных операций, которые в соответствии с Законом (в редакции от 31.05.2001) и нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий (разрешений) Банка России;
      • для осуществления платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату этих кредитов;
      • для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу в порядке, установленном Положением Банка России от 25.06.1997 No 62 "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" (далее – Положение No 62);
      • для осуществления платежей на валютные счета за границей, открытые в соответствии с разрешениями Банка России (территориальных учреждений Банка России), для оплаты расходов на содержание представительств;
      • для осуществления обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральными законами в иностранной валюте;
      • для продажи за валюту Российской Федерации и иностранную валюту другого вида.

Следует отметить последние изменения, внесенные  Федеральным законом от 31 мая 2001 г. No 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Данные изменения вступили в силу 6 июля 2001 года.

Уточнен перечень неторговых операций, которые относятся  к текущим операциям, осуществляемым без ограничений. С 6 июля 2001 к «переводам неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации» относятся:

      • выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;
      • оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж;
      • платежи в связи с принятием наследства;
      • платежи, связанные с погребением умершего;
      • выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам;
      • оплату приобретения и строительства за пределами территории Российской Федерации зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств Российской Федерации при международных межгосударственных (межправительственных) организациях;
      • средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом;
      • платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;
      • выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;
      • платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;
      • плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно - профилактических учреждениях другого государства;
      • выплату авторских вознаграждений;
      • взносы в международные общественные объединения;
      • расходы, связанные с гастролями артистов;
      • иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный  закон от 31 мая 2001 г. No 72-ФЗ прямо указал, что без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

      • расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы Российской Федерации;
      • расчеты за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пять лет с даты заключения такого договора;
      • расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения;
      • переводы физическим лицом - резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. Указанные переводы осуществляются физическим лицом - резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе физическим лицом - резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по указанному счету.
    1. Режим специального транзитного счета

С введением  в действие Указания No 383-У Банк России изменил порядок приобретения иностранной  валюты на внутреннем рынке Российской Федерации.

До 1.11.98г. резиденты  приобретали иностранную валюту для осуществления валютных операций в соответствии с установленными для их проведения правилами. Уполномоченные банки зачисляли приобретенную иностранную валюту на текущие валютные счета, при этом на банки не было возложено функций по контролю за целевым использованием приобретенных резидентами средств. Резиденты имели возможность приобрести иностранную валюту и использовать ее только по мере необходимости, при этом период с даты зачисления средств на текущий счет и датой списания этих средств мог исчисляться годами. В случае если договор с нерезидентом расторгался, иностранная валюта оставалась на текущем счете резидента. Некоторые компании использовали данную возможность для сохранения покупательной способности денежных средств.

С 1.11.1998г. в целях  совершения резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке уполномоченным банком параллельно с текущим валютным счетом и транзитным валютным счетом резиденту открывается специальный транзитный валютный счет. Покупка резидентом иностранной валюты за рубли на валютном рынке без открытия этому резиденту специального транзитного валютного счета не допускается.

На специальный  транзитный валютный счет зачисляются  следующие поступления в иностранной  валюте в пользу резидента:

а)     иностранная валюта, купленная резидентом за рубли на валютном рынке;

б)     иностранная валюта, ранее списанная со специального транзитного валютного счета и являющаяся:

      • суммами, не использованными для целей оплаты командировочных расходов;
      • суммами, полученными от продажи дорожных чеков, не использованных для оплаты командировочных расходов.

Списание иностранной  валюты со специального транзитного  валютного счета резидента допускается  только в случаях и порядке, установленных  Указанием 383-У.

Снятие наличной иностранной валюты со специального транзитного валютного счета не допускается, за исключением случаев оплаты командировочных расходов. Списание иностранной валюты в целях выдачи наличной иностранной валюты резиденту для оплаты командировочных расходов осуществляется уполномоченным банком по распоряжению резидента с его специального транзитного валютного счета в соответствии с порядком, установленным Положением No 62. Контроль за совершением резидентом операций покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, а также зачисления не использованной в этих целях наличной иностранной валюты осуществляются в соответствии с Положением No 62.

Иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке  и зачисленная на его специальный  транзитный валютный счет, должна быть переведена исполняющим банком по распоряжению резидента о переводе в соответствии с основаниями, указанными в Поручении на покупку, не позднее семи календарных дней со дня зачисления купленной иностранной валюты на специальный транзитный валютный счет резидента.

Иностранная валюта со специального транзитного счета  подлежит обратной продаже в следующих  случаях:

      • если списание купленной иностранной валюты в соответствии с основаниями ее покупки на валютном рынке не осуществлено в течение пятидневного срока;
      • возврата авансовых платежей (предварительной оплаты) по неисполненным импортным контрактам;
      • возврата сумм со счетов покрытия по открываемым уполномоченными банками покрытым (депонированным) аккредитивам;
      • возврата сумм в связи с ошибочно произведенными платежами, в том числе по причине неправильно указанного в расчетных документах какого-либо реквизита получателя платежа;
      • возврата сумм, ранее переведенных резидентами нерезидентам по иным основаниям, за исключением сумм, переведенных для оплаты командировочных расходов.

Резидент не вправе осуществлять перевод иностранной  валюты со своего специального транзитного  валютного счета на свои другие валютные счета, за исключением случаев, установленных  Банком России.

Резидент не вправе осуществлять перевод иностранной валюты со своего специального транзитного валютного счета в целях размещения купленной иностранной валюты в депозит, покупки ценных бумаг, покупки одной иностранной валюты за другую, а также передачи купленной иностранной валюты в доверительное управление уполномоченному банку.

Со своего специального транзитного валютного счета  резидент вправе без ограничений  осуществить обратную продажу купленной  иностранной валюты за рубли через  Исполняющий банк на основании поручения  на обратную продажу до истечения 7-дневного срока со дня зачисления купленной иностранной валюты на специальный транзитный валютный счет резидента, по курсу, установленному по договоренности с Исполняющим банком.

Исполняющему  банку запрещается начисление и  выплата процентов за пользование денежными средствами, находящимися на специальном транзитном валютном счете резидента.

По каждому  специальному транзитному валютному  счету Исполняющий банк ведет  учет документов по контролю за обоснованностью  покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее целевым использованием. По каждому документу, являющемуся обоснованием покупки резидентом иностранной валюты, открывается отдельное Досье.

Положением от 21 июня 2000 г. No 114-П Банк России разрешил резидентам открывать счета в  уполномоченных банках для накопления иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, и установил следующий порядок размещения в депозит иностранной валюты со специального транзитного валютного счета.

    1. Режим депозитного счета

Указанным выше Положением предусмотрено, что резиденты могут осуществлять накопление иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, путем размещения в Депозит (счет, открываемый резидентом в уполномоченных банках для накопления иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке) специального транзитного валютного счета на основании Свидетельства (Свидетельство - документ, выдаваемый резиденту территориальным учреждением Банка России по местонахождению резидента в порядке, изложенным ниже, подтверждающий регистрацию права накопления иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке).

Свидетельство выдается резиденту территориальным  учреждением Банка России только в целях исполнения следующих  обязательств за счет средств, размещаемых  в Депозит:

      • обязательств, обеспеченных поручительствами (гарантиями) Правительства РФ и(или) Министерства финансов РФ;
      • обязательств по кредитам (займам), предоставленным федеральным органам исполнительной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на основании разрешений (лицензий) Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;
      • обязательств по внешним облигационным займам, размещаемым резидентами, включая федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с разрешениями (лицензиями) Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;
      • обязательств по займам, предоставленным резидентам федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти, уполномоченными предоставлять займы от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
      • обязательств по кредитам (займам), предоставленным Международным банком реконструкции и развития, Международным агентством по гарантиям инвестиций, Международной финансовой корпорацией и Европейским банком реконструкции и развития;
      • обязательств по кредитам (займам), предоставленным резидентам для оплаты импорта товаров в Российскую Федерацию, обеспеченным гарантиями иностранных государственных организаций по страхованию экспортных кредитов;
      • обязательств по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд;
      • обязательств по договорам об импорте товаров за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации;
      • обязательств перед федеральным бюджетом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок начисления и выплаты процентов за пользование Депозитом определяется соглашением сторон по договору Депозита.

Проценты за пользование Депозитом, начисленные  в иностранной валюте, подлежат зачислению на текущий счет резидента и используются резидентом в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Иностранная валюта, купленная резидентом на внутреннем валютном рынке и помещенная в  Депозит со специального транзитного  валютного счета этого резидента, может использоваться только для  перевода на специальный транзитный валютный счет этого резидента в соответствии с условиями Свидетельства.

Иностранная валюта, зачисленная на специальный транзитный валютный счет резидента из Депозита, открытого на основании Свидетельства, должна быть использована в течение 7 календарных дней со дня зачисления на специальный транзитный валютный счет в соответствии с распоряжением резидента для перевода в соответствии с целями, указанными в Свидетельстве либо для осуществления обратной продажи на внутреннем валютном рынке в порядке, установленном Указанием No 383-У, при невозможности использования на цели, указанные в Свидетельстве.

    1. Особенности валютных счетов органов государственной власти

Письмом от 2.09.1994 г. No 107 «Об уточнении порядка обращения  наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации» Банк России ввел некоторые особенные правила для счетов органов государственной власти. Установлено, что без ограничений на бюджетный валютный счет и на текущие валютные счета органов государственного управления, ответственных в соответствии с законодательством РФ за учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, переданного государству по договору дарения, перешедшего к государству по праву наследования, и кладов, могут зачисляться суммы бесхозяйной наличной иностранной валюты, наличной иностранной валюты, переданной государству по договору дарения, перешедшей к государству по праву наследования и найденной в кладах.

Установлено также, что находящиеся в РФ представительства  Министерства иностранных дел РФ могут взимать в таможенно - режимной зоне с физических лиц - нерезидентов консульские сборы и средства на покрытие фактических расходов, связанных с выполнением консульских действий, наличными деньгами либо в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте. Указанные поступления в наличной иностранной валюте подлежат зачислению в полном объеме на текущие валютные счета представительств Министерства иностранных дел РФ в уполномоченных банках.

Письмом No 67 Банком России установлено, что без ограничений  на текущие валютные счета организаций - резидентов в уполномоченных банках могут зачисляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:

    • неиспользованный остаток наличной иностранной валюты, ранее полученной организацией - нерезидентом в соответствующем уполномоченном банке для оплаты наличной иностранной валютой расходов, связанных с выездом и пребыванием за границей командированных работников, а также для оплаты наличной иностранной валютой иных расходов в случаях, разрешенных Банком России;
    • таможенные платежи физических лиц в соответствии с таможенным законодательством РФ;
    • иные суммы в случаях, специально разрешенных Банком России.

Необходимо также  отметить, что федеральным органам  исполнительной власти разрешено выплачивать  в необходимых случаях работникам, указанным в специальных перечнях, в период их пребывания в краткосрочных служебных командировках на территории иностранных государств безотчетные суммы в иностранной валюте на расходы протокольного характера в определенных пределах. Такие правила установлены следующими нормативными актами:

    • Постановлением Правительства от 17 ноября 1994 г. No 1254 «О расходовании федеральными органами исполнительной власти средств в иностранной валюте на мероприятия протокольного характера»;
    • Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. No 222 «О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями»;
    • Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 1993 г. No 1312 “О выплате сумм в иностранной валюте на расходы протокольного характера”.
  1. Валютные счета в иностранных банках

Закон допускает  открытие резидентами счетов в иностранных банках. При этом Закон уполномочивает Банк России устанавливать условия открытия резидентам таких счетов. Банк России установил разрешительный порядок открытия таких счетов. Банк России установил данные правила для физических и юридических лиц.

Юридические лица-резиденты  могут открывать счета за пределами  РФ и совершать по ним операции только с разрешения Банка России.

Банк России рассматривает заявления на выдачу разрешения об открытии счетов юридическим  лицам - резидентам в иностранной валюте за границей с учетом специфики проведения конкретных валютных операций и при невозможности открытия такого счета в уполномоченных банках РФ.

Юридические лица - резиденты, которым было разрешено  размещать средства на счетах в иностранной  валюте за рубежом, обязаны представлять отчетность по остаткам средств на указанных счетах, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в РФ во время отчетного периода, по форме и в сроки, установленные Банком России.

Банк России, выдавший разрешение, вправе потребовать перевода на счета в уполномоченные банки в РФ части средств, находящихся на счетах за границей, если их сумма превышает рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, для проведения которых был открыт счет. (Раздел IV “Открытие юридическими лицами – резидентами счетов в иностранных банках за границей” Письма No 352)

22 апреля 1997 г.  Банка России издал Приказ No 02-193, которым утвердил Положение No 436 “О порядке выдачи разрешений  на открытие и ведение валютных  счетов, открываемых юридическими лицами - резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств”.

Указанным Положением установлено, что в целях оплаты расходов на содержание представительства  юридическое лицо - резидент, имеющее  валютные счета в уполномоченных банках РФ, может открыть валютный счет в банке-нерезиденте или в филиале российского уполномоченного банка за границей. Юридическое лицо – резидент вправе заключить договор банковского счета только при наличии у него разрешения Территориального учреждения Банка России по месту регистрации данного юридического лица.

Такие валютные счета используются исключительно  в целях оплаты расходов на содержание представительств за границей, если иное не разрешено Банком России.

Режим счета  представительства.

Средства на валютные счета за границей в пределах сметы переводятся с текущих  валютных счетов юридических лиц  – резидентов, учредивших представительства, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации. На счет зачисляются средства:

а)     средства в иностранной валюте, переводимые с текущих валютных счетов юридических лиц – резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации в пределах, установленных сметой;

б)     неиспользованная наличная иностранная валюта, ранее снятая со счета;

в)     проценты, начисляемые банком-нерезидентом на остаток средств на счете;

г)     средства, ранее ошибочно списанные со счета.

Со счета списываются  средства:

а)     средства на содержание представительства (коммунальные платежи, аренда помещений, транспорт и т.д.);

б)     средства, снимаемые наличными для выплаты заработной платы, для оплаты расходов, связанных с командированием сотрудников юридического лица - резидента по территории страны местонахождения представительства и за ее пределами, а также для оплаты иных расходов, предусмотренных сметой;

в)     суммы, переводимые на текущий валютный счет юридического лица - резидента в уполномоченном банке Российской Федерации;

г)     средства, ранее ошибочно зачисленные на счет;

д)     банковские расходы по ведению счета.

Не допускается  проведение юридическими лицами - резидентами  расчетов по коммерческим операциям, а  также осуществление расходов по операциям, не предусмотренным сметой, с использованием валютных счетов за границей.

Не допускается  снятие с валютных счетов за границей наличных средств на иные цели, кроме целей, предусмотренных сметой.

Юридические лица - резиденты имеют право приобретать  иностранную валюту через уполномоченные банки РФ для перевода на валютные счета за границей для оплаты расходов на содержание представительств.

Кроме счетов представительств, юридические лица – резиденты  открывают в иностранных банках также счета для других целей. Такие счета открываются после  получения разрешения Банка России. В таком разрешении устанавливается  режим счета резидента.

Федеральный закон  от 31 мая 2001 г. No 72-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании  и валютном контроле" ввел новые  правила.

Предусмотрено, что резиденты могут иметь  счета в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой (иностранная валюта, которая не обменивается без ограничений на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций), в банках за пределами территории Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенным с субподрядчиками, выполняющими отдельные виды работ (услуг), расчетов, связанных с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров товаров, и расчетов с командированными специалистами - гражданами Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с этими договорами. Резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии указанных счетов на основании указанных выше договоров и ежемесячно отчитываться перед указанными налоговыми органами о движении денежных средств на этих счетах с приложением банковских выписок по таким счетам.

Отнесение иностранной  валюты к иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, а также определение порядка открытия указанных в абзаце втором настоящего пункта счетов и предоставления информации об этих счетах осуществляются Центральным банком Российской Федерации.

Информация о работе Счета резидентов в иностранной валюте