Обучение детей счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ методов и приемов при формировании элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть работу по формированию элементарных математических представлений.
3. Проанализировать все методы и приёмы в педагогическом воздействии.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и основные классификации методов воспитания ………..….……5
2. Характеристика методов математического развития …………………….….9
2.1 Практические методы………………………………………………………… 9
2.2 Игра - как метод математического развития …………………….………....12
2.3 Наглядные и словесные методы …………………………………………….14
Заключение ………………………………………………………………………..23
Список литературы ……………………………………………………………….24
Приложение ……………………………………………………………………… 26

Вложенные файлы: 1 файл

Обучение детей счету.docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат: Обучение детей счету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1. Сущность и основные  классификации методов воспитания  ………..….……5

2. Характеристика методов  математического развития …………………….….9

2.1 Практические методы………………………………………………………… 9

2.2 Игра - как метод математического  развития …………………….………....12

2.3 Наглядные и словесные  методы …………………………………………….14

Заключение ………………………………………………………………………..23

Список литературы ……………………………………………………………….24

Приложение ……………………………………………………………………… 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной работы является анализ методов и приемов при  формировании элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Провести отбор литературы  по данной тематике.

2. Рассмотреть работу  по формированию элементарных  математических представлений.

3. Проанализировать все  методы и приёмы в педагогическом  воздействии.

Предмет исследования: использование  методов и приёмов для математического  развития дошкольников.

Объект исследования: методы математического развития дошкольников.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что математика - один из наиболее сложных предметов  в школьном цикле. Поэтому в детском  саду на сегодняшний день ребенок  должен усваивать элементарные математические знания.

К окончанию детского сада дети должны уметь:

1. считать до десяти  в возрастающем и убывающем  порядке, уметь узнавать цифры  подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от  одного до десяти;

2. предыдущие и последующие  числа в пределах одного десятка,  уметь составлять числа первого  десятка; 

3. узнавать и изображать  основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

4. доли, уметь разделить  предмет на 2-4 равные части; 

5. основы измерения: ребенок  должен уметь измерять длину,  ширину, высоту при помощи веревочки  или палочек; 

6. сравнивание предметов:  больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;

7. знать дни недели, последовательность  частей суток. 

При этом формированию у  ребенка математических представлений  способствует использование разнообразных  дидактических игр, упражнений, бесед  и т. д. Такие приёмы учат ребенка  понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление  о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

Методами исследования выступают: теоретического анализа (историографический, сравнительный), педагогическое обобщение.

1. Сущность и  основные классификации методов  воспитания

Разные науки используют понятие метода в связи со своей  спецификой. Так, философская наука  трактует метод в самом общем  значении как способ достижения цели, определённым образом упорядоченная  деятельность. Метод есть способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета. По мнению учёных, сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых  знаний. В основе методов лежат  объективные законы действительности. Метод неразрывно связан с теорией.

В педагогике метод характеризуется  как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих  целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребёнка. [13, 95]

В теории и методике математического  развития детей термин «метод» употребляется  в двух смыслах - широком и узком. Метод может обозначать исторически  сложившийся подход к предматематической подготовке в детском саду (монографический метод, вычислительный метод), а также способы и приёмы работы воспитателя с детьми. [11, 114]

В педагогических системах И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори и др. обосновывается необходимость математического развития детей, а в связи с этим выдвигаются идеи о совершенствовании методов их обучения.

Основоположником теории начального обучения считают И.Г. Песталоцци, резко критиковавшего существовавшие тогда догматические методы обучения. Он предлагал обучать детей счёту  на основе понимания действий с числами, а не простого запоминания результатов  вычислений. Суть разрабатываемой И.Г.Песталоцци методики заключалась в переходе от простых элементов счёта к более сложным. Особое значение придавалось наглядным методам, облегчающим усвоение детьми чисел.

Ф. Фребель и М. Монтессори большое внимание уделяли наглядным и практическим методам. Разработанные специально пособия («дары» Ф.Фребеля и дидактические наборы М. Монтессори) обеспечивали усвоение достаточно осознанных знаний у детей. В методике Ф. Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребёнок получал достаточную свободу. По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребёнка должна быть активной и опираться на самостоятельность. Роль педагога в таком случае сводилась к созданию благоприятных условий.[7, 53]

В настоящее время в  педагогике имеет место несколько  различных классификаций дидактических  методов. Одной из первых была классификация, в которой доминировали словесные методы. Я.А.Коменский, наряду со словесными, стал распространять другой метод, основанный на приобретении информации не со слов, а «с земли, с дубов и с буков», т.е. через познание самих предметов. Главной в этой методике была опора на практическую деятельность детей. В начале ХХ в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний - это были словесные, наглядные, практические методы.

Однако исследователи  понимали, что классификацию методов  обучения нельзя проводить по одному измерению, а следует осуществлять в соответствии с целями, средствами и приёмами (М.М. Шульман).

Н. М. Верзилиным было предложено при классификации методов сочетать источниковый и логический подходы. Выделяя такие группы методов, авторы стремились подчеркнуть различные их проявления. К группе методов, основанных на слове, были отнесены беседа, рассказ, описание, дискуссия, а также работа с книгой. При этом большим недостатком было то, что слово строго отделялось от образа, т. е. наблюдался отрыв рационального познания от чувственного. М.А. Данилов предложил классификацию методов обучения по месту их применения в процессе обучения, характеру логического пути усвоения знаний, источнику их приобретения, степени активности обучающихся в усвоении знаний.

Исходя из сущности самого понятия «метод обучения», Ю.К. Бабанский предложил свою классификацию. Методы обучения рассматриваются им как способы всех основных видов деятельности и как средство формирования этих видов деятельности. Автор выделил три группы методов: стимулирования и мотивации; организации и осуществления; контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Кроме того, Ю.К. Бабанский выделяет методы, которые относятся к так называемым отдельным: игры, учебные дискуссии, методы поощрения и др.

В педагогике существует концепция, которая базируется на использовании  одного метода (монометода). К такой концепции относятся теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Процесс формирования деятельности рассматривается авторами как процесс передачи социального опыта. Это происходит не исключительно путём взаимодействия учителя с учащимися, а скорее через интериоризацию соответствующей деятельности, формирование её сначала во внешней материальной форме, а затем преобразование во внутреннюю психическую деятельность.

Однако форсирование какого-либо одного метода обучения не получило должного подтверждения на практике. Наиболее рациональным, как показывает опыт, является сочетание разнообразных  методов.

При выборе методов учитываются:

- цели, задачи обучения;

- содержание формируемых  знаний на данном этапе;

- возрастные и индивидуальные  особенности детей;

- наличие необходимых  дидактических средств;

- личное отношение воспитателя  к тем или иным методам;

- конкретные условия,  в которых протекает процесс  обучения и др.

Теория и практика обучения накопила определённый опыт использования  разных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста. При  этом классификация методов используется с опорой на средства обучения. В  период становления общественного  дошкольного воспитания на развитие методики формирования элементарных математических представлений оказали влияние  методы обучения математике в начальной  школе. В практику работы детских  садов проникли монографический  метод А.В. Грубе и вычислительный метод (метод изучения действий). Работая с дошкольниками, Е.И. Тихеева внесла много нового в разработку методов обучения детей. Составленные ею игры-занятия сочетали в себе слово, действие и наглядность. По её мнению, дети до 7 лет должны учиться считать в процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения Е.И. Тихеева предлагала вводить по мере того, как то или другое числовое представление уже «извлечено детьми из самой жизни».

В 30-е гг. идею использования  игр в обучении дошкольников счёту  обосновывала Ф.Н. Блехер.

Существенный вклад в  разработку дидактических игр и  включения их в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т.В. Васильева, Т.А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова и др. Начиная с 50-х гг. в обучении детей всё чаще используют практические методы (А.М. Леушина). Она рассматривала практические методы в системе других (словесных и наглядных)методов. Именно с практических действий с предметными множествами начинается знакомство детей с элементарной математикой. Это было доказано в исследованиях как А.М. Леушиной, так и её учеников. [13, 95-99]

2. Характеристика  методов математического развития

В процессе формирования элементарных математических представлений у  дошкольников педагог использует разнообразные  методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях  друг с другом, важно чтобы они  позволяли достигать наилучших  результатов при обучении маленьких  детей. [12, 24]

2.1 Практические  методы

В формировании элементарных математических представлений ведущим  принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации  практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

Практический метод в  наибольшей мере соответствует специфики  и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, так и возрастным возможностям, уровню развития их мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении маленького ребёнка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается  в практических действиях с конкретными  предметами, их изображениями или  условными обозначениями.

Согласно теории П.Я. Гальперина происходит это следующим образом: практические и материализованные  внешние действия детей, отражаясь  в устной речи, переносятся во внутренний план, в мысль. Развитие мысли проходит ряд этапов. На каждом из них с  разной глубиной происходит отражение  практически производимого материализованного действия.

Характерными особенностями  практического метода при формировании элементарных математических представлений  являются:

выполнение разнообразных  практических действий, служащих основой  для умственных действий;

широкое использование дидактического материала;

возникновение представлений  как результата практических действий с дидактическим материалом;

выработка навыков счёта, измерения, вычисления и рассуждения  в самой элементарной форме;

широкое использование элементарных математических представлений в  практической деятельности, быта, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Практический метод предполагает организацию упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет  практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям  в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным  дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми  детьми одновременно), так и индивидуальные (у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.

Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные упражнения, выполняя те же функции, служат образцом, на который  дети ориентируются в коллективной деятельности. Взаимосвязь между  ними определяется не только общностью  функций, но и постоянным чередованием, закономерной сменой друг друга. Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учётом индивидуальных особенностей детей.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших - в виде сюрпризного  момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших - приобретают  характер поиска, угадывания, соревнования. В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях  в игровой форме.

С возрастом детей упражнения усложняются: они уже состоят  из большего числа звеньев, учебно-познавательное содержание выступает в них прямо, не маскируясь практической или игровой  задачей, во многих случаях для их выполнения требуется проявление смекалки, сообразительности.

Наиболее эффективны комплексные  по характеру упражнения, дающие возможность  одновременно решать несколько программных  задач из разных разделов, органически  сочетающихся друг с другом, например: «количество и счёт» и «величина»; «количество и счёт» и «Геометрические  фигуры» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного  действия занятия, увеличивают его  плотность. Содержательность упражнений обеспечивает достаточно высокой уровень  умственной нагрузки на дошкольников в процессе всего занятия. (см. Приложение 1)

При подборе упражнений учитывается  не только их «сочетаемость» в одном  занятии, но и дальнейшая перспектива. Система упражнений на одном занятии  должна органично вписываться в  общую систему разнообразных  упражнений, проводимых в течение  года. [11, 114-116]

Упражнения могут быть репродуктивными, основанными на воспроизведении  способа действия, в которых действия детей полностью регламентируются воспитателем в виде образца, предписания, требований, инструкции, правил (алгоритмов), определяющих, что и как надо делать. Ход и результат упражнения находится  под непосредственным наблюдением  и контролем воспитателя, который  своими указаниями, пояснениями, непосредственной помощью корректирует действия детей. Обучение счёту, измерению, простейшим вычислениям и связанным с  ними рассуждениями требует большого количества таких упражнений. [10, 54]

Информация о работе Обучение детей счету