Сущность и функции кредита в современной экономке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и функций кредита в современной экономике. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы кредита;

- проанализировать современное состояние кредита;

- выявить рекомендации по обеспечению эффективности осуществления кредитования.

Содержание

Введение 2

1.Теоретические основы кредита
1.Экономическая сущность кредита 4
2.Функции и законы кредита 7
3.Нормативно – правовая характеристика кредита 12
2.Состояние кредита на современном этапе развития экономики
1.Современное состояние кредита в РФ 17
2.Проблемы и перспективы развития кредита в РФ 21
3.Зарубежный опыт кредитования 24
3.Рекомендации по обеспечению эффективности осуществления кредитования 30
Заключение 34

Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Сущность и функции кредита в современной экономике.docx

— 74.28 Кб (Скачать файл)

    Заемщики  используют кредит настолько полно, насколько это им действительно  необходимо для реализации собственных  экономических интересов.

    Кредитные отношения – это, прежде всего, имущественные отношения; за использования и возврата кредита заемщик отвечает имуществом и ценностями, что есть у него. Несомненно, что имущественные отношения создают достаточно мощные стимулы к рациональному использованию одолженных средств.

    Контрольная функция кредита заключается в том, что в процессе кредитования осуществляется взаимный контроль (как кредитора, так и заемщика) за использованием и возвратом займа. В экономической литературе контрольная функция кредита часто рассматривается лишь как контрольная деятельность кредитора (банка), что, на наш взгляд, не совсем правильно.

    Контроль  является частью общего механизма управления процессом кредитования. Сегодня  любой хозяйственный субъект  не может позволить себе пренебрегать контролем за кредитом. Успешное управление кредитом требует объединения усилий кредитного контроля с направленностью  субъектов хозяйствования на получение  прибыли от предоставления (получения) займа.

    Все функции кредита взаимосвязаны, их взаимодействие обеспечивает качественную устойчивость кредитных отношений. Конечно, при желании можно выделить и более широкий набор функций  кредита: аккумулирования временно свободных средств; регулирования  денежного оборота; экономии издержек обращения и т.д. Но именно четыре выделенные выше функции являются главными, они образуют конститутивного признаки кредита.

    Представление общества о кредите не может быть полным без раскрытия законов  его движения. Знание законов, налаживание  механизма их реализации дает возможность  наиболее успешно применять те ресурсы, которые дополнительно получают субъекты рынка в виде временно неиспользуемых стоимостей.

    Экономические законы предполагают обнаружение устойчивой взаимосвязи между экономическими явлениями, в том числе между кредитом и другими экономическими категориями. Кредит представляет собой лишь элемент общей системы экономических отношений, его функционирование можно понять не в изолированности, не в отрыве от этих отношений, а во взаимосвязи и взаимодействии с ними. Законы кредита в общем виде можно определить как такие отношения, которые выражают единство зависимости кредита и его относительной самостоятельности.(12, 206)

    У экономических законов, в том  числе законов кредита, есть два  фундаментальных признака: необходимость и существенность.

    Необходимость - основа закона. Без ее познания, без раскрытия неотвратимости той или иной зависимости кредита от других экономических отношений практически нет закона, а есть лишь описание всех и всяческих связей, характерных для экономических категорий. Закон, с одной стороны, не выражающий требуемых связей, “железной” необходимости, не может квалифицироваться как закон.

    Необходимость, выражаемая законом, с другой стороны, должна совмещаться с сущностью  кредита - признак существенности. Взаимодействуя с внешней средой, кредит остается самим собой. На него могут влиять различные экономические процессы, но его специфические черты от этого не исчезают. Вместе с тем кредит влияет на другие экономические отношения посредством присущих ему качеств (возвратности, срочности и др.). В этом смысле связи, выражаемые законами кредита, устойчивы, постоянны. Там, где нет постоянства во взаимодействии, нет и закона кредита.

    Помимо  необходимости и существенности, экономические законы обладают и другими признаками, например объективностью. Положение об объективности законов препятствует их субъективистскому толкованию, предполагает такие их качественные и количественные характеристики, которые существуют вне и независимо от сознания людей. Это означает, что:

  • кредит как объективная реальность совершает свое движение во времени и пространстве;
  • ему свойственны противоречия, причинная обусловленность, определенные тенденции, закономерности, структура;
  • его существование неразрывно связано с другими экономическими образованиями;
  • он составляет лишь элемент общей системы экономических отношений.

    Важным  в данной характеристике является и  то, что кредит, несмотря на происходящие в нем изменения, превращения  из одной формы в другую, несмотря на механизм управления, остается объективной стоимостной категорией с ее всеобщими свойствами и связями. Законы кредита - прежде всего экономические законы, где стоимость, облаченная в особую форму, продолжает свое движение, не теряя при этом своих глубинных свойств.

    К признакам закона относится также  его всеобщность. Согласно данному признаку квалифицировать то или иное качество как закон, определенное развитие как закон развития можно только тогда, когда одно и то же событие возникло при сходных обстоятельствах, присущих всем явлениям.

    В отличие от ряда общих экономических  законов, регулирующих экономику в целом, законы кредита действуют лишь на базе тех отношений, суть которых они выражают.

    Законы  кредита конкретны. Затрагивая особые стороны движения кредита, они определяют направление его движения, связи со смежными экономическими категориями, зависимости от конкретных материальных процессов и т. д. В определенном смысле законы кредита более конкретны, чем законы воспроизводства и его отдельных фаз, так как они обусловлены спецификой рассматриваемой категории. (13, 132)

    Законы  кредита проявляются прежде всего  как законы его движения. Кредит в качестве отношений между кредитором и заемщиком нельзя представить без движения ссуженной стоимости, без ее пространственного перехода от одного субъекта к другому, без временного функционирования в кругообороте средств заемщика. Движение составляет важнейшую характеристику кредита как стоимостного образования, характеристику более существенную, чем его свойство, то, без чего кредит не может существовать.

    В связи с этим в перечне законов  кредита следует особенно выделить закон, выражающий особенности движения ссуженной стоимости, закон возвратности кредита.

    Закон возвратности кредита (в отличие от собственных или бюджетных ресурсов) отражает возвращение ссуженной стоимости к кредитору, к своему исходному пункту. В процессе возврата от заемщика к кредитору передается именно та ссуженная стоимость, которая ранее была передана во временное пользование. Важно здесь и то, что возвратность ссуженной стоимости - это возвратность в квадрате, поскольку средства возвращаются не только к заемщику, совершив свой кругооборот, но от него к юридической исходной точке.

    Рассматривая  законы кредита, следует признать, что  движение ссуженной стоимости зависит  от источников ее образования. Если такая  зависимость существует, то ее можно  выразить в виде определенного закона. При кредите осуществляется взаимодействие с реально созданными стоимостями, его движение во многом обусловлено следующим обстоятельством: имеются ли в распоряжении кредитора реальные средства, которые могут быть переданы заемщику. Закон, регулирующий зависимость кредита от источников его образования, определим как закон равновесия между высвобождаемыми и перераспределяемыми на началах возвратности ресурсами.

    К законам кредита можно отнести  также закон сохранения ссуженной стоимости. Средства, предоставляемые во временное пользование, возвратившись к кредитору, не теряют не только своих потребительских свойств, но и своей стоимости; ссуженная стоимость, возвратившись из хозяйства заемщика, предстает в своем первозданном равноценном виде, готовая вступить в новый оборот. В отличие от средств производства, частично или полностью перенесших часть своей стоимости на готовый продукт, ссуженная стоимость возвращается в своем постоянном равноценном качестве, обладая теми же потенциальными свойствами, что и при первичном вступлении в оборот.

    Рассмотренные законы движения кредита имеют для  практики большое значение. Отход  от их требований, нарушение их сущности может отрицательно повлиять на денежный оборот, снизить роль кредита в народном хозяйстве.

    Знание  и учет законов кредита выступают  наиболее важной задачей государства  и банков в регулировании экономики  страны. (14, 264) 

    1. Нормативно - правовая характеристика кредита.
 

    В настоящее время не существует специально созданного, сколь-нибудь кодифицированного  банковского законодательства, и  тем более кредитного законодательства, но выделить нормативно-правовые акты, регулирующие кредитные отношения полностью или в части, представляется возможным.

    Центральным, основным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые, является Гражданский  кодекс РФ. В 4 разделе ГК РФ существует глава, посвященная кредиту. В ней рассматриваются положения о кредитном договоре (ст. 819), форме кредитного договора (ст. 820), а также права при отказе от предоставления или получения кредита (ст. 821).

    В качестве одного из основных законов, регулирующих кредитные отношения, можно назвать ФЗ "О банках и банковской деятельности".

    Прежде  всего, указанный закон среди  прочих банковских операций в ст. 5 определяет такую банковскую операцию, как размещение денежных средств от своего имени  и за свой счет, что выражается фактически в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам.(3)

    Акты  Центрального банка РФ нельзя отнести к актам органов исполнительной власти, и они занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов, а Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.

    В сфере регулирования кредитных  отношений можно привести следующие  акты ЦБ РФ:

  • положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.
  • положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами, регулирующее порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.
  • положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.(2)

    Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии  непротиворечия федеральным законам  РФ.

    Среди актов Президента, регулирующих кредитные  отношения, можно выделить Указ "О  предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам". Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.

    Также, можно привести и Указ "Вопросы  Управления делами Президента РФ", который среди функций Управления делами выделяет заключение в порядке, установленном законодательством РФ, договоров займа (кредитных договоров), а также организация их заключения подведомственными ему организациями.

    Постановления Правительства чаще всего носят  адресный характер и применяются  относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных  отношений можно привести следующие  акты Правительства РФ:

    Постановление "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов", устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

    В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов  по кредитам, полученным организациями  различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных  организациях, действуют правила  возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами.

    В частности, такие правила устанавливаются  применительно к организациям легкой и текстильной промышленности, сельскохозяйственным производителям, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации и иных организаций.

    Кроме этого, ЦБ РФ совместно с Правительством РФ в конце 1998 г. приняли уникальный в своем роде обобщающий документ об основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 1999 г, тем самым осуществив функции определения денежно-кредитной политики государства. В указанном документе был проведен обзор ситуации в банковском секторе в 1998 г, определено использование таких инструментов, как установление обязательных резервных требований, рефинансирование банков, осуществление депозитных операций, и установление процентной политики по операциям Банка России, а также были определены условия проведения и цели денежно-кредитной политики на 1999 г.

Информация о работе Сущность и функции кредита в современной экономке