Система управления государственным долгом в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
1. Отражение экономического содержания государственного долга;
2. Рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
3. Рассмотрение понятия управления государственным долгом

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 1.docx

— 41.69 Кб (Скачать файл)

3.8 Система учета и регистрации  субфедеральпых, региональных и  муниципальных заимствований, а  также анализа заимствований  негосударственного сектора экономики

Субфедеральные, региональные и муниципальные заимствования  представляют собой также один из факторов риска устойчивости государственных  финансов и оказывают непосредственное влияние на государственную политику в области управления долгом. Отсутствие четкой политики в отношении этих заимствований, а также механизмов их регулирования усугубило долговой кризис Российской Федерации в 1998 году.

Действующая система управления государственным долгом не имеет  эффективных инструментов и механизмов влияния на заимствования на корпоративном  уровне, в том числе предприятий  государственного сектора экономики. Таким образом, риски, связанные  с негосударственными заимствованиями, остаются одним из уязвимых элементов  системы управления государственным, долгом.

3.9 Единый орган, уполномоченный  осуществлять заимствования от  имени Правительства

Действующее законодательство не закрепляет функции учета, оперативного управления долгом и осуществления  заимствований за одним уполномоченным органом Правительства, что предполагает возможность осуществления заимствований  другими органами исполнительной государственной  власти от имени Правительства. В  прошлом указанная, практика привела  к значительному росту долга  бывшего СССР и Российской Федерации  за счет предоставления федеральными органами государственной власти гарантий и осуществления заимствований  от имени Правительства, а также  возможность осуществления заимствований  государственными унитарными предприятиями, входящими в государственный  сектор экономики.

4. Упомянутые выше проблемы  и недостатки действующей системы  управления государственным долгом  обуславливают необходимость реформирования  системы управления государственным  долгом с целью создания единой  эффективной и интегрированной  системы, а также пересмотра  принципов ее функционирования  с учетом мирового опыта и  особенностей текущего положения  страны.

5. Цели и принципы реформирования  и развития системы управления  государственным долгом.

Изложенные выше методологические подходы относительно понятия, роли и места системы управления государственным  долгом позволяют определить основную задачу реформирования и развития системы  управления государственным долгом.

Указанная задача заключается  в усилении государственного влияния  и контроля за государственным долгом и заимствованиями и постепенном  снижении зависимости государственного бюджета от ситуации в долговой сфере.

Достижение целей по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга па экономически безопасном уровне возможно при выполнении системой управления государственным долгом следующих  задач:

· Повышение эффективности  государственных заимствований  на внутреннем и внешнем рынках;

· Дальнейшее развитие рынка  внутренних заимствований, в том  числе в связи с реформой пенсионной системы;

· Оптимизация структуры  государственного долга Российской Федерации;

· Сокращение рисков, связанных  с осуществлением заимствований;

· Обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области  управления государственным долгом и государственных заимствований;

· Развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.

Упомянутые задачи могут  быть реализованы только в случае создания и совершенствования следующих  элементов системы управления государственным  долгом:

1. Совершенствование правовых  основ в области управления  долгом;

2. Создание единой и  централизованной организационной  структуры и четких механизмов  управления долгом;

3. Создание единой системы  учета государственного долга  и единой базы данных, по учету  государственного долга;

4. Создание единой системы  анализа рисков в области управления  долгом и финансового анализа  долговых операции и заимствований;

5. Формирование интегрированной  и унифицированной системы стратегического  планирования в сфере системы  управления государственным долгом  и оценки эффективности заимствований;

6. Совершенствование механизмов  взаимодействия системы управления  долгом с системой кассового  управления средствами бюджета;

7. Создание системы и  механизмов взаимодействия, включая  межведомственные и внутриведомственные  процедуры управления государственным  долгом, денежно-кредитной политикой  и политикой в области управления  золотовалютными резервами;

8. Создание системы учета  в секторе государственного управления, основанной на принципе начисления;

9. Внедрение интегрированной  системы по аналитическому учету  субфедеральных, муниципальных долговых  обязательств и заимствований  негосударственного сектора экономики.

Заключение

Отношения, связанные с  формированием внутреннего и  внешнего долга, его погашением и  обслуживанием - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической  деятельности государства. Участие  в формировании политики государственных  заимствований и ее практической реализации требует от государственных  служащих специальных знаний.

Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта  проведения современной Россией  своих заимствований, регулирования  государством рынка государственных  долговых инструментов.

Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее  будущее должно быть решение следующих  задач:

· Улучшение качества долга  за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

· Обеспечение стабильного  обслуживания как внешних, так и  внутренних обязательств страны при  любой кризисной ситуации;

· Содействие достижению инвестиционного  кредитного рейтинга и его дальнейшему  повышению, что не только обеспечит  удешевление новых заимствований  для государства, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных  инвестиций;

· Гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего  финансовых рынков и использование  наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

· Усиление привлекательности  российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

· Прогнозирование и избегание  рисков, связанных со структурой долга, грамотное использование валютного  фактора в снижении долговых выплат;

· Максимальное использование  для обслуживания долга дебиторской  задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности  предприятий и регионов по гарантированным  государством валютным кредитам;

· Создание комплексной системы  управления государственным долгом с участием органов государственной  власти, которая позволит адекватно  формулировать и реализовывать  национальные интересы в этой сфере;

· Совершенствование учета  и мониторинга государственного долга, внедрение прогрессивных  технологий по управлению долгом, позволяющих  контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать  ход выполнения государственных  обязательств в режиме реального  времени.

Эти решения являются обоснованными  не только по линии улучшения рынка  внешнего и внутреннего государственного долга, но и по линии улучшения  социально-экономического состояния  страны и ее граждан. Снижение внешних  государственных заимствований  за счет увеличения внутренних, позволяет  избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих. Также  данная политика способствует укреплению национальной валюты и снижению экономической  зависимости государства от ситуации на иностранных финансовых рынках. На примере современной стратегии  Правительства Российской Федерации, можно сказать о правильности решений при ее выборе.

Список использованных источников и литературы

· Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ с  дополнениями и изменениями;

· Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 24 ноября 2010 г.;

· Алехин Б.И. «Государственный долг» учебное пособие - Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.;

· Бюджетное право. Учебник (под ред. Н.А. Саттаровой). - «Деловой двор», 2009 г.;


Информация о работе Система управления государственным долгом в России