Система управления государственным долгом в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
1. Отражение экономического содержания государственного долга;
2. Рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
3. Рассмотрение понятия управления государственным долгом

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 1.docx

— 41.69 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по предмету «Финансы, денежное обращение  и кредит»

на тему «Система управления государственным долгом в России»

Специальность 080108 «Банковское дело»

Студентки 2 курса 214-п группы

Матвиенко Анастасии Константиновны

Руководитель: Войниконис Наталья  Николаевна

Москва, 2011г.

Введение

Проблемы, связанные с  управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние  годы ситуация на рынке государственных  заимствований очень сильно изменилась в лучшую сторону, но не стоит забывать о том, что любой неверный шаг  может привести к серьезным проблемам  в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных  займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить  ситуацию возможно только лишь зная все  особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный  опыт.

Данная курсовая работа выполнена  чтобы сконцентрировать внимание на непростых проблемах, связанных  с возникновением и регулированием государственных долгов. В ней  будут подробно рассмотрены и  проанализированы вопросы, связанные  с государственным долгом. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее  время проблема государственного долга  это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят  состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния  и социально экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.

Цель работы потребовала  решения следующих задач:

1. Отражение экономического  содержания государственного долга;

2. Рассмотрение государства  в качестве гаранта и кредитора;

3. Рассмотрение понятия  управления государственным долгом;

4. Анализ причин возникновения  государственного долга Российской  Федерации;

5. Анализ обслуживания  государственного долга Российской  Федерации и его современного  состояния;

6. Отражение перспектив  сокращения государственного долга  России и его социально-экономического  значения.

Были использованы следующие  материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов», учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической  печати, информация с сайтов Министерства Финансов и Центрального Банка Российской Федерации.

1. Понятие и значение государственного долга

1.1 Государственный долг: содержание и основные формы

Согласно п. 1 статьи 97 Бюджетного Кодекса  РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов  Российской Федерации об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. Кроме того, в понятие "государственный долг" также  включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности  РФ. При возникновении данного  вида долгового обязательства должником  в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти.

Основные формы долговых обязательств РФ следующие:

1. Кредитные соглашения  и договора;

2. Государственные ценные  бумаги (облигации Российского внутреннего  выигрышного займа, приватизационные  чеки (ваучеры), государственные краткосрочные  бескупонные облигации, облигации  федерального займа, облигации  сберегательного займа, казначейские  займы, облигации внутреннего  валютного займа, государственные  долгосрочные облигации, золотые  сертификаты);

3. Договора о предоставлении  гарантий РФ, переоформленные долговые  обязательства третьих лиц в  госдолг РФ;

4. Соглашения и договора  РФ о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств.

По срокам долговые обязательства  подразделяются на:

· краткосрочные (до 1 года);

· среднесрочные (до 5 лет);

· долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется  государственный долг.

Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов  по ранее полученным кредитам. Кроме  того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

В настоящее время государственный  долг выдвинулся в центр экономических  проблем страны (Госдолг России в 2011 году составит 13,6% ВВП, к 2012 году показатель вырастет до 15,7% ВВП, а к 2014 году - до 17,4% ВВП, сообщает пресс-служба Минфина  РФ. По состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем государственного долга составит 5,0 трлн. рублей, в  том числе государственный внутренний долг 3,5 трлн. рублей, государственный  внешний долг - 1,5 трлн. рублей), что  требует самого пристального внимания к этой экономической категории  и проблемам, с ней связанным. В проблеме государственного долга  можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние  государственного долга на развитие экономики страны.

В эффективной, нормально  развивающейся, стабильной экономике  государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности  общества. Как правило, государственный  долг возрастает на этапах активного  экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое  производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может  расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение  длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства  являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных  кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений  отражают состояние экономики и  финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для  отражения реальной экономической  ситуации чаще используют относительные  величины, в частности, отношение  государственного долга к объему ВВП.

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации. Бюджетный  кодекс Российской Федерации предусматривает  разделение государственного долга  на внутренний и внешний.

1.2 Структура государственного  внутреннего и внешнего долга

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  согласно бюджетному кодексу включаются:

· номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации;

· объём основного долга  по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым  выражены в валюте Российской Федерации;

· объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

· объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

· объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена  федеральными законами до введения в  действие настоящего Кодекса.

Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета  на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего  долга утверждаются законом о  бюджете на соответствующий финансовый год (верхний предел государственного внутреннего долга РФ, установленный  на 1 января 2012 г - 5 трлн. 148 млрд. руб., верхний  предел государственного внешнего долга  РФ на 1 января 2012 г - 55,6 млрд. долл. или 44,9 млрд. евро). Предельный объем может  быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о  бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или  муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

Внешний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства  Правительства Российской Федерации  в иностранной валюте.

Наличие внешнего долга у  страны является нормальной мировой  практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости  от кредиторов.

Для относительной характеристики величины государственного долга в  мировой практике используются специальные  показатели - относительные параметры  внешнего долга. Они включают отношение  долговых платежей (по погашению и  обслуживанию долга) к экспорту товаров  и услуг.

По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности  считается отношение меньше 18%; умеренным - 18-30%.

По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части  созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны и подрывает  доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды - нерезиденты.

2. Управление государственным  долгом

2.1 Основные цели и задачи  эффективного управления госдолгом

Управление государственным  долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации  либо уполномоченным им Министерством  финансов Российской федерации.

Управление государственным  долгом субъекта Российской Федерации  осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом  субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным  долгом осуществляется исполнительно  распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Государственный долг, как  и финансы, может являться рычагом  и объектом управления. В качестве рычага управления государственный  долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние  на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Государство определяет соотношение  между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных  займов, кредитов и гарантий, порядок  выпуска и обращения государственных  займов, порядок предоставления государственных  кредитов, порядок предоставления государственных  гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Государство устанавливает  и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

В процессе управления государственным  долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:

· Удержание величины внутреннего  и внешнего государственного долга  на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя обязательств без причинения значительного  ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

· Минимизация стоимости  долга на основе удлинения срока  заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

· Сохранение у российского  государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

· Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

· Достижение эффективного и  целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных  им заимствований;

· Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных  групп инвесторов;

· Координация действий федеральных  органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны.

Управление государственным  долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся  в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и  исполнительных органов власти субъектов  Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных  и региональных законов (законодательной  инициативой обладают также Федеральное  Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и  главы администраций субъектов  Российской Федерации), Федеральное  Собрание Российской Федерации и  законодательные органы субъектов  Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации  и главы региональных администраций  их отклоняют или подписывают.

Информация о работе Система управления государственным долгом в России