Роль Национального банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка РК в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.
Реализация поставленной цели предполагает решение задач:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, цели и объекты;
- изложить функции Национального Банка РК и направления его деятельности;
- проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2010–2012 г.г.
- рассмотреть пути совершенствования деятельности Национального Банка в РК.
Предметом исследования является формирование денежно-кредитной политики Национального Банка РК и ее эффективность.
Объект исследования – кредитно-денежная политика Национального Банка РК.

Вложенные файлы: 1 файл

полностьюЕ.docx

— 447.05 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На современном  этапе дальнейшее развитие банковской системы зависит от деятельности Национального банка, который выделяется в финансовой системе страны своей  главенствующей ролью.

Значимость  Национального банка Республики Казахстан состоит в том, что  он учитывает в своей деятельности стратегию развития Казахстана до 2030 года, экономическую политику Правительства  и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его  функций и осуществлению денежно-кредитной  и валютной политики.

Национальный  банк Республики Казахстан, являясь  его центральным банком и представляющий собой первый уровень банковской системы должен правильно проводить  денежно-кредитную, валютную политику государства, а также действенно осуществлять контроль за банковско-финансовой системой.

Одним из главных аспектов деятельности Национального  банка РК является проведение денежно-кредитной  политики и эффективность её проведения зависит от правильного курса и выработки мероприятий по стабилизации экономики.

Национальный  банк РК, как государственный орган  экономического управления имеет большое  влияние на кредитно-финансовую систему. В этой связи его влияние очень  огромно на эффективное функционирование всего кредитно-финансовые учреждения. Поэтому актуальными становятся вопросы приближению функций  Национального банка РК к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.

Аналитические оценки развития банковского сектора  наиболее четко проявляют себя на уровне проводимой им в экономике  реальной и практической кредитно-денежной политики, которая концентрируется  в конкретной финансовой поддержке. Исходя из этого очевидно, что исследованием  денежно-кредитной политики национального  банка можно выявлять и основные его тенденции, которые позволяют  в целом проводить оценку реального  состояния экономики с позиции  всего банковского сектора Казахстана, для чего необходимо более четкое установление происходящих в нём  процессов. Обязательно следует  проводить анализ влияния каждого  значимого фактора на развитие банковского  сектора в стране с точки зрения развития целостной экономики.

Актуальность  заданной темы курсовой работы обуславливается  особым местом, ролью, которую выполняет Национальный банк Казахстана как главный координирующий и регулирующий орган всей кредитной системы страны. Аналитические основы процессов, происходящих внутри национального банка, таким образом, становятся исключительно важными, имеющими особенное значение для научного понимания возникающих трудностей. Это позволяет на научной основе выделять как сильные, так и слабые стороны финансового обеспечения в экономике. Отсюда следует, что внутренними факторами развития банков становятся его основные процессы, связанные непосредственно с обеспечением движения денежных ресурсов, с входящими и выходящими их составляющими, то есть, депозитной и кредитной сторонами. При этом влияние каждой составляющей банковского сектора следует считать определяющей базой для оценки происходящих изменений в этой сфере. Это связано с тем, что депозитная составляющая выступает носителем, характеризующим входящие финансовые потоки в банках второго уровня, а кредитные – в качестве выходящих финансовых потоков. Таким образом, соотношение этих двух факторов является характеристикой уровня банковской готовности к неизбежностям рыночного существования

Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка РК в денежно-кредитном  регулировании экономики Казахстана.

Реализация  поставленной цели предполагает решение  задач:

- рассмотреть  теоретические аспекты денежно-кредитного  регулирования, цели и объекты;

- изложить  функции Национального Банка  РК и направления его деятельности;

- проанализировать  денежно-кредитную политику Национального  Банка за 2010–2012 г.г.

- рассмотреть  пути совершенствования деятельности  Национального Банка в РК.

Предметом исследования является формирование денежно-кредитной  политики Национального Банка РК и ее эффективность.

Объект  исследования – кредитно-денежная политика Национального Банка РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1.1 Основы  денежно-кредитного регулирования,  цели и объекты

 

 

Как считают большинство ученых-экономистов  стран СНГ, в том числе и  Казахстана, денежно-кредитное регулирование  – это осуществление кратко- и  долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При  этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного  оборота. Одной из важнейших задач, поставленных перед центральными банками как главными банками государств является функция денежно-кредитного регулирования экономики[1,с. 6].

 Центральный банк регулирует  экономику не прямо, а через  денежно-кредитную систему. Воздействуя  на кредитные институты, он  создает определенные условия  для их функционирования. Так,  например, направляя  регулирование  на расширение или сокращение  кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней  экономики, укрепления денежного  обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов [2,c.47].

От этих условий в известной  мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние  на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности  кредитной системы определяют степень  регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени  воздействуют на выбор путей и  методов денежно-кредитного регулирования  центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

       Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как  косвенными (экономическими), так и  прямыми (административными) методами  воздействия. Различие между ними  состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное  воздействие через ликвидность  кредитных учреждений, либо устанавливает  лимиты в отношении количественных  и качественных параметров деятельности  банков.

         С помощью денежно-кредитного  регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы,  сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны

[3,c.56].

         Основные цели денежно-кредитного  регулирования.

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим их на рисунке 1.

 



 

 

 


 



 





 





 

Рисунок 1: Основные цели денежно-кредитного регулирования.

 

          Основная  цель денежно-кредитного  регулирования – поддержание  стабильности цен – в современных  условиях является определяющей  и часто трактуется как последовательное  снижение уровня инфляции.

Так как  уменьшение инфляционных процессов  способствует улучшению инвестиционного  климата в стране, укрепляет тенденцию  долгосрочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

    • уменьшение макроэкономических рисков;
    • расширение внутреннего кредита;
    • концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Поэтому система денежно-кредитного регулирования  является неотъемлемой частью денежной системы государства, так как  реализует государственные и  общественные интересы в области  управления денежным оборотом страны [1, c 7].

Также система денежно-кредитного регулирования составляет организационный блок денежной системы государства, так как осуществляет поддержку ее нормальному функционированию и поэтому призвана обеспечивать:

- удовлетворение  потребностей и повышение эффективности  деятельности участников денежного  оборота;

- защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;

- создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;

- формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

- развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;

- расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;

- совершенствование системы безналичных расчетов [1,c.16].

Определяющим  элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты регулирования, которые представлены на рисунке 2.

 


 


 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2: Объекты регулирования денежного оборота.

 

                Денежно-кредитное регулирование  каждого из этих важнейших  показателей проводится на определенный  срок, который согласуется с периодом  регулирования, устанавливаемым  на различных уровнях государственной власти [4,c 134].

Большое значение в настоящее время имеет  оценка спроса на деньги и предложение  денег.

Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне, (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей [5, c.19].

Процедуры денежно-кредитного регулирования  со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного  оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также являются важным фактором денежно-кредитного регулирования.

Собственники  денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный  банк, согласно законодательству располагают  всеми необходимыми полномочиями для  проведения преобразований, результатом  которых должно стать снижение риска  инвестирования и повышение кредитоспособности страны [6, c 28].

Оценка  и определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством  монетарного регулирования выступает  как регулирование предложения  денег и общих ценовых условий  предоставления кредита.

Однако, спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение  спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

- дальнейшим  ростом экономики;

- снижением  инфляции и инфляционных ожиданий;

- ростом  доверия к банковской системе.

Роль  государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением  основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять права и свободы участников денежного  оборота, а возможные ограничения  должны быть соразмерными и обуславливаться  необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей  законодательной регламентации  – определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких  прав. Это обеспечит недопущение  возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав

При правовом регулировании устанавливаются  пределы осуществления прав, то есть возможные их ограничения, принимаются  меры к достижению разумного баланса  конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям  часто не удовлетворяют, поскольку  допускают (следовательно, создают  возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права [7, c. 119].

При регулировании  денежного оборота применяется  принцип разграничения действия норм гражданского и банковского  законодательства в части регламентации  отношений по использованию денег.

Особое  внимание уделяется мерам по совершенствованию  регулирования действующих в  стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты.

Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации  денежно-кредитного регулирования  вырабатывается действенный механизм его реализации [7, c. 119].

Информация о работе Роль Национального банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики