Внешний долг РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Международный кредит- это предоставление ресурсов в денежной или товарной форме во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности в сфере международных отношений, в том числе и во внешнеэкономических связях.
Международный кредит возник как один из рычагов первоначального накопления капитала. В современных условиях кредитные отношения охватывают не только международную торговлю, но и другие сферы мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

повод (Автосохраненный).docx

— 49.87 Кб (Скачать файл)

Международный кредит- это предоставление ресурсов  в денежной или товарной форме во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности в сфере международных отношений, в том числе и во внешнеэкономических связях.

Международный кредит возник как один из рычагов первоначального  накопления капитала.  В современных  условиях кредитные отношения охватывают не только международную торговлю, но и другие сферы мировой экономики.

Особенности международных кредитных соглашений с участием государства в качестве заемщика

Условия

Характеристика

1) Об обеспечении

Может предусматривать обязанность  иностранного государства депонировать часть своего золотого запаса или  валютных резервов в иностранном  банке, производить уступку прав на валютную экспортную выручку или  поступления от инвестиций государства  за рубежом, а также направлять часть  бюджетных поступлений в погашение  кредита. В соглашение могут включаться также условия о поддержании  качества активов и их чистой стоимости, а так же достаточных для возврата денежных потоков.

2) О запрете залога

Запрет распространяется только на внешнюю задолженность и затрагивает  активы центрального банка государства-заемщика или активы иных государственных  органов. Залог возможен лишь в случае, если удержанное таким образом имущество составляет сумму долга и может быть оценено и оплачено в иностранной валюте иностранному кредитору.

3) О пропорциональности обеспечения

Также касается только внешней задолженности  и направлено на предотвращение дискриминации  необеспеченных иностранных кредиторов.

4) О предоставлении информации

Имеет ограниченный характер, поскольку  степень предоставления во многом зависит от самого государства. В качестве условия может предусматриваться предоставление бюджетной информации и копий документов, направляемых международным финансовым организациям.

 

5) о членстве в МВФ

Обязывает государство-заемщика поддерживать статус члена МВФ, что обеспечивает предоставление стабилизационных кредитов и контроль со стороны МВФ за финансовой политикой, проводимой государством.

6) О неисполнении обязательств

Эти условия включают в себя неплатеж, кросс-дефолт (неисполнение обязательств по нескольким соглашениям), перенос  или пересмотр сроков возврата, неплатеж по долгу в иностранной валюте или объявление моратория на его возврат.

7) О существенных неблагоприятных изменениях

Затрагивает случаи ухудшения финансового  состояния государства-заемщика или  неблагоприятные изменения его  законодательства.

8) О применимом праве и юрисдикции

Выбор в качестве применимого права страны места нахождения банка-кредитора или права третьего государства (например, права рынка) не снижает суверенный риск, но позволяет избежать риска неблагоприятного изменения законодательства государства-заемщика. Но такой выбор может быть невозможен, когда законодательство государства-заемщика содержит положения, препятствующие выбору иностранного права в качестве применимого, что находит отражение в тексте кредитного соглашения. Так, в международных кредитных соглашениях, заключаемых с государствами Латинской Америки, встречается т.н. оговорка Кальво, суть которой в том, что применимым правом является право государства-заемщика, компетентным судом является суд государства-заемщика, банк-кредитор отказывается от защиты со стороны национального государства.


 

РБ является членом МВФ  с 1992 года того же года она вступила в членство в ЕБРР. Были предоставлены два транша кредита по программе СТФ в рамках системной трансформации с странам с переходной экономикой для помощи в развитии рыночной экономики в августе 1993 г. РБ  получает кредит 70 млн СДР( СДР специальные права заимствования, учетная единица МВФ. В 1995 г, так же, как и в настоящее время составляет около 1.5 долл. США за 1 СДР), что примерно составляет 105 млн  и феврале 1995 г по этой же линии МВФ предоставляет еще 70 млн СДР, 105 млн долл СШАВ декабре 1995 года  было одобрено соглашение о резервном кредите на 196 млн СДР,  но Беларусь выбрала его первую часть в размере 50 млн СДР, т.к МВФ приостановил выделение средств, посчитав что республика не соблюдает « целевые показатели и условия» данной программы Больше средств Беларусь не получала, несмотря на то что в конце 1990-х власти страны обращались за финансовой поддержкой для преодоления российского финансового кризиса. В сентябре 1995 г. бал получен один транш кредита «стэнд-бай», предназначенного для финансирования дефицита платежного баланса, правительственной программы реформ и экономического развития. Однако дальнейшее финансирование было прекращено, так как экономическая политика страны перестала соответствовать программе, согласованной с Фондом. Эти обязательства по полученным кредитам были погашены 1 февраля 2005 г. Сотрудничество с МВФ в 2005 – 2006  гг. ограничивалось обсуждением с его представителями параметров развития Республики Беларусь в министерствах и Национальном банке и получении технической помощи. Так, в мае 2006 г. в стране работала миссия МВФ по оценке финансового сектора Беларуси.

      Глобальный  финансовый кризис, разразившийся  в конце 2008 года, оказал сильное  влияние на экономику Беларуси. Республика начала активно сотрудничать  с МВФ осенью 2008 года, когда руководству  фонда была направлена белорусская  заявка о привлечении кредита.

      Договоренность  о кредите «стэнд-бай» (СБА) на срок в 15 месяцев до апреля 2010 года и сумма в 1,6 млрд. СДР (2,4 млрд. долларов США) была утверждена Исполнительным советом МВФ 12 января 2009 года, и первый транш кредита МВФ в размере 800 млн. долларов (517,8 млн. СДР) Беларусь получила после заседания Совета .

      В ходе  первого обзора в рамках Договоренности  о кредите «стэнд-бай», который проводился в Минске с 29 апреля по 13 мая 2009 г. и продолжался через офис постоянного представителя в конце мая – начале июня 2009 г., официальные органы Беларуси обязались внести коррективы в курсовую и денежно-кредитную политику, с тем чтобы сохранить сбалансированный бюджет, несмотря на снижение доходов, а также расширить свои усилия по проведению структурных реформ. В силу вышесказанного Республика Беларусь просила увеличить объем СБА на 651,399 млн. СДР (977, 099 долл США). С учетом этого увеличения сумма второго транша составила 437,930 млн. СДР (около 680 млн. долларов), которая поступила июле 2009 г.

      В октябре  2009 г. Республика Беларусь по  плану получила третий транш  кредита Международного валютного  фонда в размере 699,5 млн. долларов.

      Очередной,  четвертый транш кредита МВФ  в размере 437,9 млн. СДР, что  соответствует примерно 688 млн. долларов  Беларусь получила 18 декабря 2009г.  Соответствующее решение принял  исполнительный совет МВФ, который  утвердил завершение третьего  обзора реализации программы  stand-by. Основанием для положительного решения послужило выполнение Беларусью всех обязательств, принятых на себя в рамках программы stand-by.

      Таким образом,  рассчитанный на 15 месяцев объем  финансовой поддержки со стороны  МВФ в размере 1,62 млрд. СДР (около  2,46 млрд. долларов США), утвержденная  Исполнительным советом МВФ 12 января 2009 года, 29 июня 2009 года была  увеличена до 2,27 млрд. СДР (около  3,52 млрд. долларов США).

      Республика  Беларусь является членом ЕБРР  с 1992 г. На первых этапах  взаимодействия республики с  Банком осуществлялись проекты  преимущественно в государственном  секторе. Так, при содействии  ЕБРР за 1992-1994 гг. в республике  было реализовано под гарантии  Правительства четыре крупных  проекта (Беларусь-Телеком, Минский  оптовый рынок, Модернизация Оршанской  ТЭЦ, Шоссе Брест-Минск-граница  России). В настоящее время ЕБРР  придерживается принципа приоритетного  финансирования частного сектора.  Кроме предоставления кредитов, Банк также реализует проекты  и за счёт участия в акционерном  капитале белорусских субъектов  хозяйствования (к примеру, за  счёт аккредитованных банков  ОАО «Приорбанк» и ОАО «Белгазпромбанк»).

способствующей экономическому росту и повышению уровня жизни  населения.

      К основным  кредитам, полученным от Банка,  можно отнести:

    ✓ институциональный займ (июль 1993 г. – 8,3 млн. долларов), для проведения преобразований в сфере государственного управления, переобучения и переоборудования ключевых экономических министерств и ведомств Беларуси.

    ✓ реабилитационный займ (ноябрь 1993 г. – 120 млн. долларов) был направлен на: поддержку платежного баланса страны, стабильности белорусского рубля – 42,5 млн.; импорт критически важных для народного хозяйства и экономики товаров – 77 млн.; повышение квалификации госслужащих в области проведения тендерных торгов – 0,5 млн. В целом проект носил социальную направленность и не предполагал валютной окупаемости.

    ✓ кредит на развитие лесного хозяйства (май 1995 г. – 41,9 млн. долларов). Цель проекта – превращение лесного хозяйства в эффективную отрасль экономики страны, внедрение новейших технологий и методов в области ведения лесного хозяйства и вырубок, ведение экологического контроля и мониторинга, проведение пожароохранных мероприятий, прореживание лесов, увеличение производительности деревообработки, расширение внутренней торговли древесиной и ее экспорта.

    ✓ кредитный аванс на подготовку проекта энергоснабжения на объектах социальной сферы (2000 – 2001 гг. – 1 млн. долларов). Согласно соглашению со Всемирным банком, республика должна была получить заем в размере 22,6 млн. дол. на модернизацию объектов социальной сферы – внедрение энергосберегающих технологий в школах больницах, детских домах, домах инвалидов и др. Банк предоставил заем с отсрочкой возврата на 4,5 года после начала реализации проекта.

    ✓ дополнительный заем на проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере (4 декабря 2007 г. – 15 млн. долларов). Срок погашения – 17 лет, льготный период – 5 лет. Цель проекта – повышение уровня комфортности в зданиях социальной сферы с акцентом на снижение энергопотребления. Проект предусматривал модернизацию инфраструктуры в социальной сфере для стимулирования более эффективного использования ресурсов, снижения расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание школ, больниц, медицинских и некоторых других учреждений социальной сферы.

Помимо сотрудничества и МВФ И ЕБРР РБ тесно сотрудничает с КНР о чем свидетельствуют  различные реализованные проекты  и проекты находящиеся в реализации. В 2006 году он предоставил коммерческий кредит $184 млн., а также правительственный льготный кредит 405 млн. юаней на финансирование проекта по созданию третьего оператора ЗАО "БЕСТ". В 2007 году Эксимбанк КНР предоставил льготный правительственный кредит $43 млн. на финансирование проекта реконструкции Минской ТЭЦ-2. В 2008-2009 годах Эксимбанк заключил три кредитных соглашения по предоставлению коммерческих кредитов на общую сумму $500 млн., а также соглашение на предоставление льготного правительственного кредита 200 млн. юаней на финансирование проектов строительства цементных заводов в Беларуси.

17 декабря 2009 года  Эксимбанк КНР заключил с правительством Беларуси Рамочное соглашение о развитии долгосрочного всестороннего сотрудничества, в соответствии с которым была открыта Беларуси кредитная линия на сумму $5,7 млрд. для финансирования совместных инвестпроектов.

 

7 июня 2010 года в  Пекине между Эксимбанком КНР и правительством Беларуси было подписано Генеральное кредитное соглашение о предоставлении льготного покупательского кредита на сумму $1 млрд.

11 октября 2010 года  в Пекине во время визита  Президента Беларуси в КНР  было подписано Рамочное соглашение  между Эксимбанком КНР и правительством Беларуси о финансировании первоочередных проектов. Также были подписаны кредитные соглашения между Эксимбанком КНР и правительством Беларуси по проекту "Создание интеллектуальной транспортной системы безопасности г. Минска с включением в нее автомобильных дорог М-2 "Минск-Национальный аэропорт Минск" и М-9 "Кольцевая дорога вокруг г. Минска" (сумма кредита $102 млн.) и проекту "Электрификация участков железной дороги Гомель-Жлобин-Осиповичи и Жлобин-Калинковичи. Первая очередь. Участок Жлобин-Осиповичи" (сумма кредита $70 млн.), а также кредитное соглашение между Эксимбанком КНР и ОАО АСБ "Беларусбанк" по финансированию проекта "Приобретение грузовых электровозов" (сумма кредита $89 млн.).

 В декабре  2010 года между Эксимбанком КНР и правительством Беларуси были подписаны два кредитных соглашения о льготном финансировании строительства ПГУ-400 МВт на Березовской ГРЭС и строительства ПГУ-400 МВт на Лукомльской ГРЭС (общая сумма кредитов $634 млн. ). В частности, подписано кредитное соглашение на предоставление покупательского кредита на строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО "Светлогорский ЦКК". Китайским партнером выступит корпорация "Самсе". Сумма кредита - $654 млн.

 Также  в 2012 году подписано кредитное соглашение для финансирования реконструкции автомобильной дороги М-5/Е271 Минск-Гомель на участке Жлобин-Гомель по параметрам первой категории. Соглашение подписано на сумму $340 млн.

 Помимо этого,  заключено соглашение по проекту  "Электрификация участков Гомель-Жлобин-Осиповичи  и Жлобин-Калинковичи" на сумму $64 млн. (финансирование первой очереди - Гомель-Жлобин-Осиповичи).

 В целом объем  трех подписанных кредитных соглашений  составил $1058 млн.

После образования  таможенного союза значительную поддержку оказал, Антикризисный  фонд ЕвроАзсЭС   соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития, управляющим средствами АКФ ЕврАзЭС, по выделению кредита на 3 млрд долл. шестью траншами было подписано 9 июня 2011 года. Первый транш на 800 млн долларов был перечислен в Беларусь в июне 2011 года, еще 440 млн долларов — в декабре 2011 года. Третий транш в 440 млн долл. был получен в июне 2012 года и зачислен в золотовалютные резервы страны.

Оценим внешне долговую устойчивость РБ за 2012 год.

Ключевым показателем  уровня валового внешнего долга является его соотношение с ВВП. В Беларуси оно недавно превысило пороговое значение в 55%, установленное Концепцией национальной безопасности. На конец 2012 г. валовый внешний долг составил 57,9% от ВВП, и вероятно его дальнейшее увеличение. Согласно базовому сценарию прогноза МВФ, валовый внешний долг к 2016 г. должен превысить 85% от ВВП . Это существенно выше официально установленного предельного уровня валового внешнего долга, и общепринятого критического уровня в 60% от ВВП. Соответственно, существует определенная угроза внешней долговой устойчивости Беларуси в среднесрочной перспективе, но степень этого риска следует уточнить с помощью других показателей. Например, соотношение валового внешнего долга и экспорта по-прежнему находится ниже предельно допустимого уровня. На конец 2012 г. оно было 73,1%, а превысить уровень в 100% этот показатель должен только в 2014 г. Другими словами, возможности Беларуси по обслуживанию валового внешнего долга могут быть несколько выше, чем об этом сигнализирует показатель долга к ВВП, так как он недооценивает долю экспорта в ВВП и, соответственно, размер валютной выручки.

Информация о работе Внешний долг РБ