Виды дивидендной политики корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Предлагаемая работа рассматривает существующие виды дивидендной политики. Кроме того, с позиций перспективного планирования анализирует дивидендную политику предприятия, позволяющую рассмотреть, как результирующий эффект вышеназванной политики, так и влияние ее на цену капитала рассматриваемого общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие дивидендной политики 5
1.1 Нормативно-правовые аспекты регулирования дивидендной политики……5
1.2. Виды дивидендной политики 5
Глава 2. Расчет основных финансовых показателей и финансово-экономический прогноз. 12
2.1. Аналитический баланс предприятия 12
2.2. Расчет и оценка основных финансовых показателей 13
2.3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов……………..16
2.4. Анализ затрат предприятия 20
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………...22
Глава 3. Прогнозный анализ…………………………………………………….....25
3.1. Прогноз выручки на планируемый год, анализ затрат……………………...25
3.2. Прогнозный баланс на планируемый год……………………………………28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

виды дивидендной политики корпораций.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

 Устойчивому финансовому  положению предприятия во многом  способствует предварительная работа  по планированию всех его доходов  и направлений расходования средств. Жизнь по средствам - это один из главных принципов рациональной организации финансов на предприятии. В зависимости от целей и задач разрабатываются и составляются финансовые планы разнообразного назначения и содержания. Необходимость планирования продиктована многочисленными причинами, но представление о деятельности и ее результатах, вмещаемое в план, продиктовано прежде всего тем, что в сам процесс хозяйственного развития заложен значительный элемент неопределенности. Направленность плана задается общей стратегией предприятия, и именно поэтому он выступает руководством к действию. В настоящее время планированию на предприятии уделяется все большее внимание. Для успешного управления разрабатываются бизнес-планы, учитывающие задачи текущего и перспективного развития. В этих документах находит отражение стратегия финансирования. Здесь анализируются и прогнозируются разнообразные ситуации и варианты, оцениваются возможности предприятия на рынке. На этой основе предполагаются наиболее квалифицированные варианты решений, что позволяет надеяться на устойчивое финансовое положение предприятия в будущем.

Финансовый план на предприятии призван решать ряд задач. Прежде всего, обеспечивается источниками финансирования процесс воспроизводства путем формирования и использования соответствующих целевых фондов. Финансовый план предусматривает расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с банками и страховыми организациями, кредиторами, создавая тем самым определенные гарантии по своим обязательствам. Кроме того, в ходе финансового планирования на предприятии выявляются имеющиеся резервы, мобилизация которых обеспечит получение дополнительных доходов. Отбор в ходе планирования оптимальных вариантов хозяйствования позволяет снизить риски и избежать нежелаемых убытков и потерь, вести рациональную налоговую политику. Важной задачей, стоящей перед финансовым планированием, является организация контроля рублем за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия. Таким образом, финансовый план является важнейшим инструментом в управлении предприятием, а его неукоснительная реализация - залогом успешного предпринимательства, соблюдения интересов собственников, акционеров и всех работников.

Перспективный финансовый план содержит важнейшие показатели и целевые установки развития и поведения предприятия на рынке, им задаются пропорции и темпы, стратегия инвестиционной деятельности, формирования накоплений, ценовая и дивидендная политика. Такие планы разрабатываются на несколько лет и могут уточняться по мере реализации основных задач.

Предлагаемая работа рассматривает существующие виды дивидендной политики. Кроме того, с позиций перспективного планирования анализирует дивидендную политику предприятия, позволяющую рассмотреть, как результирующий эффект вышеназванной политики, так и влияние ее на цену капитала рассматриваемого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие дивидендной политики

 

    1. Нормативно-правовые аспекты регулирования дивидендной политики.

 

 Нормативным документом, регулирующим порядок выплаты дивидендов по акциям акционерных обществ, является "Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям" от 25.12.91 №601 (Порядок выплаты обществом дивидендов (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ))

 Дивиденд – стоимость активов акционерного общества, распределяемых среди держателей акций пропорционально числу их акций в счет чистой прибыли отчетного периода. Обычно сумма дивидендов не превышает суммы чистой прибыли за данный период.

 Оперируя представленными  категориями перейдем к рассмотрению непосредственно дивидендной политики организаций.

 

1.2. Виды дивидендной политики

 

 Реально корпорация  выбирает конкретный вид дивидендной  политики с учетом низкого  или высокого дивидендного выхода, стабильных или меняющихся дивидендов на акцию [5].

1. Остаточная дивидендная  политика. Эта политика строится  на первостепенном учете инвестиционных  возможностей корпорации, ограниченности  внешних источников финансирования  или их высокой стоимости. Дивидендный  выход определяется следующим образом:

1) определяется количество  денежных средств, которыми может  располагать корпорация без дополнительной  эмиссии акций. Например, если получена  чистая прибыль 100 млн. рублей и  корпорация не выплачивает дивиденды, то максимальный рост капитала за счет собственных внутренних источников составит 100 млн. рублей. Если структура капитала сохраняется неизменной (например, финансовый рычаг D/V равен 0,33), чтобы максимизировать рыночную оценку капитала, то корпорация должна привлечь заемный капитал (облигационный заем или банковский кредит) в размере 50 млн. рублей (50/(100 + 50) = 0,33).

 В этом случае возможный  размер нового капитала возрастет  до 150 млн. рублей;

2) возможный размер нового  капитала сравнивается с инвестиционными  возможностями через сравнение относительной ожидаемой величины дохода (внутренней нормы доходности проекта) и стоимости капитала. Если денежные средства, необходимые для реализации выгодных проектов (по которым внутренняя норма доходности превышает стоимость капитала), превышают размер располагаемого нового капитала, то дивиденды не выплачиваются, вся чистая прибыль реинвестируется, а недостаток денежных средств по проекту покрывается через дополнительную эмиссию акций или через возможное растяжение сроков осуществления проекта. Если денежные средства, необходимые по инвестиционной программе, меньше, чем располагаемый размер нового капитала, то дивиденды выплачиваются по остаточному принципу. Дивидендные выплаты (d) года t определяются как разница между чистой прибылью года t и нераспределенной прибылью, необходимой для финансирования инвестиционной программы данного года. Например, если ожидаемая чистая прибыль в следующем году 100 млн. рублей, структура капитала (которая максимизирует рыночную цену) включает 50% заемного капитала и 50% собственного и по инвестиционной программе на следующий год предполагается затратить 140 млн. рублей, то исходя из целевой структуры капитала 70 млн. рублей следует привлекать в виде заемного капитала и 70 млн. рублей собственного (прежде всего нераспределенная прибыль). Остаток чистой прибыли 30 млн. рублей следует направить на выплату дивидендов. Дивидендный выход составит 30/100 = 30%.

 Инвесторы предпочитают  фирму, которая реинвестирует прибыль  вместо выплаты дивидендов, если  доходность активов фирмы (рентабельность), полученная в результате реинвестирования, превышает ту доходность, которую инвесторы могут получить самостоятельно, инвестируя с аналогичным уровнем риска.

 Таким образом, даже  если инвестор оценивает будущий  рост более рискованно, чем получение текущей дивидендной доходности, высокая ожидаемая доходность по новым проектам компенсирует этот риск.

2. Политика фиксированного  дивидендного выхода. Корпорации  могут устанавливать оптимальное  значение дивидендного выхода  и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. Колебания дивидендов могут вызвать падение цен акций. В чистом виде политика фиксированного дивидендного выхода не максимизирует цену акции. На практике в первые годы своего существования корпорация использует остаточную дивидендную политику, затем с учетом влияния различных факторов устанавливает оптимальное значение дивидендного выхода, но не следует ему слепо, а придерживается как ориентира. В конкретные годы дивидендный выход может отличаться от оптимального, но в среднем за рассматриваемый период — близок к нему [15].

1) менеджеры корпораций / обществ имеют целевое (оптимальное) значение дивидендного выхода, с  учетом которого строят политику конкретных выплат;

2) существует задержка  по времени ответной реакции  дивидендов на изменение прибыли. Увеличение прибыли в год t на 20% не приводит к автоматическому  увеличению дивидендов на 20% за  этот год. На размер дивиденда  оказывают влияние общие изменения в размере прибыли за прошлые годы и перспективы роста. Снижение дивидендов нежелательно;

3) самые сложные решения  — это решения по изменению  дивидендной политики. Менеджеры  не склонны менять дивидендную  политику из-за опасения невозможности следовать ей в течение большого периода времени. В дивидендной политике имеет место определенная инерционность. Рост чистой прибыли всегда опережает рост дивидендов. Только если менеджеры уверены в переходе на более высокий уровень прибыли, они меняют дивидендную политику.

 Линтнер предложил  простую модель, которая отражает  полученные выводы и позволяет  найти значение дивиденда при  фиксации дивидендного выхода. Предполагается, что корпорация имеет оптимальное  значение дивидендного выхода  ψ и стремится не менять его. Это означает, что дивиденд на акцию da в текущем году t равен фиксированной доле от чистой прибыли πа года t

d = (ψ)(π) и da = (ψ)(πа),

где πа — чистая прибыль на акцию.

 Прирост дивиденда  равен

dat - (dat - 1) = (ψ/)(πat) - (dat - 1).

3. Политика неснижающихся  дивидендов на акцию и остаточного  подхода к нераспределенной прибыли. Суть политики — никогда не  снижать ежегодный размер дивиденда  на акцию. Политика может выражаться

1) в постоянном или  слабо увеличивающемся размере  дивиденда на акцию;

2) в стабильных выплатах  невысоких дивидендов и процентных  надбавок в удачные годы.

 Политика стабильных  дивидендов означает низкий риск  инвестирования и невысокую требуемую  доходность. Акции корпораций, придерживающихся  такой политики, высоколиквидны, так как имеют постоянный спрос на них со стороны финансовых компаний (страховых компаний, пенсионных фондов).

4. Политика выплаты дивидендов  акциями. Эта политика может проводиться  как при неблагополучном финансовом  состоянии, так и при временном недостатке финансовых средств для реализации инвестиционных программ при общей финансовой устойчивости.

Выплата дивидендов акциями диктуется не отсутствием денежных средств в данный момент, а либо невозможностью их концентрации к моменту выплаты дивидендов, либо альтернативными вариантами использования чистой прибыли [18].

Другой причиной использования неденежной выплаты дивиденда являются цели реинвестирования прибыли с желанием не раскрывать объект инвестирования. Еще одна цель может преследоваться руководством, принимая решение о выплате дивиденда акциями, — повышение ликвидности акций через снижение рыночной цены вместо дробления. Выплата дивидендов акциями имеет здесь тот же результат, что и дробление акций. Однако дробление обычно используется, как разовая процедура после резкого скачка цены.

5. Политика выкупа собственных  акций. Выкуп собственных акций  означает использование чистой  прибыли на выплаты владельцам  капитала и, следовательно, может  рассматриваться как дивидендная  политика, альтернативная денежным выплатам дивиденда. Выкуп акций как регулярная дивидендная политика может осуществляться следующими способами:

1) покупка на фондовом  рынке, если акции котируются  на бирже, или через брокерские  конторы покупка у держателей;

2) скупка по фиксированной цене в объявленный период времени (тендер). Если предложение акций превышает намеченное к выкупу количество, то акционеры получают возможность продать пропорционально имеющемуся пакету;

3) аукционная скупка. Акционеры, предложившие на аукционе наименьшую цену за акцию, имеют преимущества в продаже. Такой вариант наиболее предпочтителен оставшимся акционерам;

4) прямой выкуп пакета  акций у одного крупного акционера  по договорной цене. Если цена  не завышена, то оставшиеся акционеры  не теряют капитал.

6. Политика автоматического  реинвестирования дивидендов. Многие  корпорации предлагают своим  акционерам программу автоматического  реинвестирования дивидендов. Программа является опционом на реинвестирование части или всей суммы, причитающейся в качестве денежного дивиденда. Акционер имеет выбор между получением дивиденда в денежной форме и покупкой на указанную сумму дополнительного количества акций. В ряде случаев акционеры получают возможность приобрести новые акции с дисконтом, то есть ниже рыночной цены, что повышает популярность этих программ.

7. Политика низкой дивидендной  доходности и косвенных выплат  отдельным акционерам. Эта политика  проводится многими российскими  корпорациями и имеет основную  цель — удержание контроля. Так  как при объявлении дивидендов все акции одного вида (обыкновенные, различные типы привилегированных) имеют одинаковые права и должны иметь одинаковую дивидендную доходность, то руководство корпорации в целях сохранения нынешнего состава акционеров и недопущения перехода контрольного пакета к стороннему инвестору проводит политику косвенных высоких выплат из чистой прибыли отдельным группам акционеров, в большинстве случаев неконсолидированных. Политика строится на констатации факта покупки акций в России только двумя группами лиц:

- институциональными инвесторами;

- инвесторами, желающими иметь контроль и управление.

 Индивидуальный инвестор  отсутствует. Поэтому появление  предложения акций на рынке  рассматривается руководством как  сигнал опасности поглощения  или потери контроля. Эта политика может проводиться под обоснованием необходимости материальной помощи бывшим работникам, а ныне акционерам. Такие выплаты обеспечивают низкий дивидендный выход и малую ликвидность акций. Для приватизированных предприятий или тех, где большая часть акционеров являются работниками, занижение чистой прибыли и отсутствие дивидендов являются предпочтительной политикой. Рост текущего дохода достигается выплатами в виде страховых поступлений, процентов по банковским депозитам, натуральными выплатами продукцией предприятия. Такая политика минимизирует налоговые платежи и не снижает оценку капитала. С другой стороны, акционер оказывается привязанным к данной корпорации и при смене места работы теряет не только текущие доходы, но и возможность получения прироста капитала.

Информация о работе Виды дивидендной политики корпораций