Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является на основе изучения теории и существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, выявить складывающиеся тенденции и проблемы, определить возможные направления его совершенствования с целью повы-шения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
При написании дипломной работы были поставлены следующие зада-чи:
1)Рассмотреть теоретические основы организации безналичных расчетов;
2)Рассмотреть формы безналичных расчетов;
3)Выявить проблемы и перспективы развития безналичной системы расчетов на примере пластиковых карт;
4)Совершенствование безналичных расчетов на современном этапе на примере ОАО «Московского индустриального банка».

Содержание

Введение 7
Глава 1. Безналичные расчёты: принципы организации 10
1.1. Понятие и основы организации безналичных расчетов 10
1.2. Принципы организации безналичных расчётов 18
1.3.Формы и инструменты, используемые в расчетах в РФ 24
1.4. Нормативно-правовая база организации безналичных расчетов в РФ 27
Глава 2. Оценка деятельности ОАО «Московского индустриального банка» 32
2.1. Краткая характеристика ОАО «Московского индустриального банка» 32
2.2. Основные финансовые показатели деятельности ОАО «Московского индустриального банка» 36
2.3. SWOT анализ ОАО «Московского индустриального банка» 42
2.4. Анализ банковских рисков на примере ОАО «Московского индустриального банка» 45
Глава 3. Анализ и оценка системы безналичных расчетов на примере пластиковых карт 50
3.1. Понятие и классификация пластиковых карт 50
3.2. Анализ применения пластиковых карт в России и за рубежом 58
3.2.1. Технология безналичных расчетов на основе пластиковых карт в России 58
3.2.2. Развитие системы пластиковых карт в зарубежной практике 66
Глава 4. Совершенствование системы пластиковых карточек на примере ОАО «Московского индустриального банка»68
Выводы и предложения 80
Список литературы 83

Вложенные файлы: 1 файл

готовый диплом безнал.doc

— 856.50 Кб (Скачать файл)

- погасить долг без  выплаты процентов в течении  льготного срока - 25-30 дней с  даты платежа, указанной в выписке

- продлить кредит за пределы льготного срока с начислением 1,5-2% в месяц на сумму непогашенного среднедневного остатка долга. [15]

Основные этапы торговой операции торговой операции с применением банковской кредитной карточки приведены на Рис. 2.

При покупке товара по банковской кредитной карточке на сумму менее разового лимита торговец выписывает торговый счет, копия которого вместе с товаром и карточкой передается покупателю (1,2). В случае же превышения лимита торговец связывается с банком-эквайром для проведения авторизации (получения разрешения на сделку).

Рис. 2. Основные этапы торговой операции с применением банковской платежной карты.

Если владелец карточки - клиент банка - эквайра то есть последний  является также эмитентом карточки, то авторизацию проводит сам эквайр (3.3а). Сделка в этом случае оформляется согласно процедуре (2). Если же владелец карточки - клиент другого банка, то для получения авторизации эквайр связывается с банком-эмитентом через систему информационного обмена (4,4а). После получения разрешения эта информация поступает к торговцу, и сделка завершается передачей товара (3а и 2). По окончании рабочего дня (недели, месяца) торговец предъявляет банку - эквайру торговые счета по карточным покупкам. Банк зачисляет суммы (за вычетом дисконта) на текущий счет владельца (5). Если владелец карточки - клиент банка -эквайра (см 3 , 3а), то последний проводит расчет непосредственно с владельцем (6). Банк посылает выписку с указанием сумм подлежащих погашению, и сроков уплаты долга. В случае же, если владелец карточки - клиент другого банка, схема расчета усложняется. Банк-эквайр получает деньги от банка эмитента через систему информационного обмена (интерчейндж) (7) . При этом банк - эквайр уплачивает эмитенту комиссию за интерчейндж. Для завершения расчета в соответствии с (7) банк эмитент получает платеж от владельца карточки (8).

Такова общая схема  расчета при покупке товара с  применением банковской кредитной карточки.

Доля безналичных платежей в общем объеме операций с использованием банковских карт выросла до 9,3% по итогам четвертого, традиционно самого "урожайного", квартала 2009 года с 9,2% в третьем квартале и 8,4% в четвертом квартале 2008 года, следует из данных Банка России. В целом за 2009 год объем эмиссии вырос на 5,6% - до 125,79 миллиона карт.[45]

В отчете Банка России от 3 июня 2008 г. структура эмиссии  банковских карточек в России была прокомментирована следующим образом: «Принимая во внимание значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%), можно прогнозировать, что  через один-два года на каждого жителя будет приходиться по одной карточке»[16]. Но к 2010 году количество пластиковых карт в стране возросло только до 128,6 млн. при численности населения 141,9 млн. чел.

В таблице 3 представлен рейтинг самых «пластиковых» банков в России.

Таблица 3. Рейтинг банков по количеству выпускаемых пластиковых карт

Банк

Количество пластиковых карт в обращении на 1 января 2011 года (шт.)

Количество пластиковых карт в обращении на 1 января 2010 года (шт.)

Изменение (%)

1

2

3

4

5

1.

Сбербанк России

51 389 920

39 796 153

29.13

2.

ВТБ24

7 168 068

5 826 816

23.02

3.

Альфа-Банк

7 090 101

5 921 089

19.74

4.

Банк Русский Стандарт

5 836 003

4 492 801

29.90

5

Банк УРАЛСИБ

3 705 319

3 413 241

8.56

6.

Росбанк

2 845 808

2 737 801

3.95

7.

Мастер-Банк

2 280 410

1 653 410

37.92

8.

Ренессанс Кредит

2 079 119

538 904

285.81

9.

Национальный Банк Траст

1 813 978

1 313 013

38.15

10.

Балтийский Банк

1 404 671

1 549 497

 

По количеству пластиковых карт в обращении на 1 января 2011 года «Сбербанк» прочно удерживает верхнюю строчку рэнкинга, обгоняя ближайшего «конкурента» по этому показателю - «ВТБ 24» почти в 7 раз. Количество пластиковых карт в обращении у «ВТБ 24» составляет чуть менее 7.2 млн. штук, что, впрочем, соответствует второму месту. Замыкает тройку лидеров «Альфа-Банк», аналогичный показатель которого составляет почти 7.1 млн. штук, увеличившись за истекший год на 19.74%. ОАО «МИнБ» занимает 24 место с 605550 штук, по сравнению с 2010 годом количество пластиковых карт в обращении на 1 января 2011 увеличилось на 28,66%.(Приложение __)

Что же касается платежных систем, то самой популярной у россиян по-прежнему является VISA. Согласно полученным результатам по окончанию обработки анкет суммарное количество карт, находящихся в обращении на начало 2011 года (учитывались только банки, приславшие свои анкеты) этой платежной системы составляет чуть менее 53.5 миллионов штук, и это несмотря на то что лидер рэнкинга «Сбербанк» предпочитает выпускать карты платежной системы MasterCard, по крайней мере, их, согласно анкете «Сбербанка», оказалось почти на 10 млн. больше, чем карт VISA. Самих же карт системы MasterCard насчитывается более 41.6 млн. штук, что также не мало. Именно карты этих платежных систем выпускаются у подавляющего большинства российских банков.[17]

Среди держателей карточек подавляющее большинство составляют держатели расчетных (дебетовых) карточек. Их доля в общем количестве эмитированных  карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек, полученных держателями по собственной инициативе, по-прежнему незначительно, т. е. подавляющее большинство карточек - это карточки, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов.

Сегодня для рынка  характерна тенденция ужесточения требований к клиентам. Те группы заемщиков, которые еще недавно без проблем проходили скорринговую оценку, теперь относятся к категории повышенного риска, что может влиять как на решение о выпуске карты, так и на размер кредитного лимита. Кроме того многие банки ввели увеличенные проценты по карточным продуктам. По оценкам AnalyticResearchGroup, в среднем увеличение ставок по кредитным картам составило 4-8%, и в настоящее время рублевые кредиты предоставляются под 24-30% годовых.

3.2.2. Развитие системы пластиковых карт в зарубежной практике

 

Рынок платежных карт приобрел характер международной платежной  системы более чем на 40 лет  раньше появления пластиковых денег  на территории России.

На сегодняшний день в мире существует пять крупнейших международных платежных систем, распространяющих свои пластиковые карты : MasterCard Worldwide; Visa International; American Express; Diners Club; JCB.

Расстановка сил (если брать  весь мировой рынок) следующая: Visa Int.- 57 % рынка, MasterCard Worldwide - около 26 % , чуть более 13 % рынка контролирует компания American Express, завоевания Diners Club и JCB значительно скромнее.

1. Visa International - самая крупная международная платежная система как по количеству карточек, так и по оборотам. Ежегодный торговый оборот по картам Visa составляет 4,8 триллиона долларов США. Карты Visa принимаются к оплате в торговых точках более 200 стран мира. Организация играет центральную роль в разработке инновационных платёжных продуктов и технологий, которые использует 21 тысяча финансовых организаций — членов платёжной системы и держатели их карт. Около 57 % платёжных карт в мире приходятся на долю VISA.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 1,59 млрд карт Visa, которые принимаются к оплате примерно в 20 млн. различных учреждений по всему миру.

2. MasterCard Worldwide – международная платёжная система, объединяющая 22 тысячи финансовых учреждений в 210 странах мира. Штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке, США. Вторая на мировом рынке - приблизительно 26%.

3. American Express - третья по величине компания на рынке пластика, приблизительно 13%. Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых (“дорожные чеки”, а затем и пластиковые карточки). Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и в настоящее время.

Штаб-квартира в Нью-Йорке. Европейский офис в Брайтоне (Великобритания).

4. Diners Club - американская компания, первой выпустившая пластиковую карточку в 1949 году вначале исключительно для ресторанов в Нью-Йорке. Позднее карточка Diners Clab распространилась по всему миру, специлизируясь, также как и AmEx, на секторе рынка, обслуживающем путешественников.

В настоящее время  на 100% принадлежит Citicorp. Штаб-квартира в Чикаго. С другими странами работает через франчайзы (организации, которым предоставлены права на определенные территории), созданные, как правило, с участием местных финансовых организаций, и агентства (организации, подписавшие с DCI агентские соглашения).

Diners Club объединяет 82 франчайза. Эти карты принимаются к обслуживанию более, чем в 185 странах, в миллионах торгово-сервисных предприятий и более, чем в 675 тыс. банкоматов по всему миру.

5. JCB International - основана в 1961 году. Карточка, выпускаемая несколькими крупными японскими банками в основном для внутрияпонского использования, но принимаемая по всему миру в основном на базе агентских соглашений. На данный момент JCB выпускаются в 20 странах, где, как правило, афилировано с финансовыми институтами, имеющими лицензию на выпуск таких карт. Все международные операции проходят через дочернюю структуру, JCB International Credit Card Co., Ltd, где материнская компания имеет 100 % акций.

Глава 4. Совершенствование системы пластиковых карточек на примере ОАО «Московского индустриального банка»

 

Главными целями программы  развития системы пластиковых карт ОАО "Московский Индустриальный Банк" являются два взаимосвязанных аспекта: - получение Банком прибыли от реализации данной программы за счет привлечения новых клиентов и дополнительных средств; - предоставление клиентам банковских услуг на мировом уровне. Развитие в системы пластиковых карт создало почву для дальнейшего продвижения в этом направлении. На рисунке 3 представлен анализ выпуска пластиковых карт по Московской области в ОАО «МИнБ» за последние четыре года.[48]

Рис. 3. Выпуск пластиковых карт в ОАО «МИнБ» по Московской области

Как мы видим на графике  выпуск карт вырос в 2011 году на 43,5 % по сравнению с 2008 годом. Это говорит о том что клиентская база ОАО «МИнБ» увеличивается и тем самым растет рейтинг банка. На 1 января 2011 года количество используемых клиентами банка пластиковых крат по Московской области насчитывает 146284 штук.

Разновидность кредитных карт ОАО«МИнБ» представлены в таблице4.

 

 

 

Таблица 4. Виды кредитных карт ОАО«МИнБ»

Кредитная 
карта

Процентная 
ставка

Кредитный 
лимит

Льготный 
период

Годовое 
обслуживание

Комиссия за 
обналичивание

Справки / Возраст

Visa Classic  
MasterCard  
«МИнБ»

от 26%

10 млн руб.

50 дней

930 руб.

3%

требуют  
 
возраст 
20-60 лет

Visa Gold  
MasterCard Gold  
«МИнБ»

от 26%

10 млн руб.

50 дней

3100 руб.

3%

требуют  
 
возраст 
20-60 лет

«Бесконтактная карта» 
MasterCard Standard 
«МИнБ»

от 26%

10 млн руб.

50 дней

930 руб.

3%

требуют  
 
возраст 
20-60 лет

«Бесконтактная карта» 
MasterCard Gold  
«МИнБ»

от 26%

10 млн руб.

50 дней

3100 руб.

3%

требуют  
 
возраст 
20-60 лет

«Под залог права  требования банковского вклада» 
Visa Classic  
MasterCard Standard 
«МИнБ»

от 18%

10 млн руб.

50 дней

390 руб.

2%

требуют  
 
возраст 
20-60 лет

«Под залог права  требования банковского вклада» 
Visa Gold  
MasterCard Gold  
«МИнБ»

от 18%

10 млн руб.

50 дней

<span class="dash041

Информация о работе Безналичные расчеты