Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является на основе изучения теории и существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, выявить складывающиеся тенденции и проблемы, определить возможные направления его совершенствования с целью повы-шения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
При написании дипломной работы были поставлены следующие зада-чи:
1)Рассмотреть теоретические основы организации безналичных расчетов;
2)Рассмотреть формы безналичных расчетов;
3)Выявить проблемы и перспективы развития безналичной системы расчетов на примере пластиковых карт;
4)Совершенствование безналичных расчетов на современном этапе на примере ОАО «Московского индустриального банка».

Содержание

Введение 7
Глава 1. Безналичные расчёты: принципы организации 10
1.1. Понятие и основы организации безналичных расчетов 10
1.2. Принципы организации безналичных расчётов 18
1.3.Формы и инструменты, используемые в расчетах в РФ 24
1.4. Нормативно-правовая база организации безналичных расчетов в РФ 27
Глава 2. Оценка деятельности ОАО «Московского индустриального банка» 32
2.1. Краткая характеристика ОАО «Московского индустриального банка» 32
2.2. Основные финансовые показатели деятельности ОАО «Московского индустриального банка» 36
2.3. SWOT анализ ОАО «Московского индустриального банка» 42
2.4. Анализ банковских рисков на примере ОАО «Московского индустриального банка» 45
Глава 3. Анализ и оценка системы безналичных расчетов на примере пластиковых карт 50
3.1. Понятие и классификация пластиковых карт 50
3.2. Анализ применения пластиковых карт в России и за рубежом 58
3.2.1. Технология безналичных расчетов на основе пластиковых карт в России 58
3.2.2. Развитие системы пластиковых карт в зарубежной практике 66
Глава 4. Совершенствование системы пластиковых карточек на примере ОАО «Московского индустриального банка»68
Выводы и предложения 80
Список литературы 83

Вложенные файлы: 1 файл

готовый диплом безнал.doc

— 856.50 Кб (Скачать файл)

Собственные средства (капитал) Банка, рассчитанные в соответствии с требованиями Положения Банка России от 10.02.2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций», за отчетный период увеличились на 2 369 млн. руб., и по состоянию на 1 января 2011 года составили 11 924 млн. руб. (на 1.01.2011 г. - 9 555 млн. руб.).

Основными операциями, оказывающими существенное влияние на финансовый результат, являются кредитование и привлечение депозитов юридических и физических лиц.

Общая сумма доходов, полученная Банком в 2011 году, с учетом сальдирования счетов доходов и расходов по операциям с ценными бумагами (включая переоценку), доходов и расходов по операциям с иностранной валютой, переоценки счетов в иностранной валюте и без учета сумм восстановленных резервов на возможные потери составила 13 711 млн. рублей.

Финансовый результат Банка определяли доходы по кредитным операциям с клиентами, составившие 73% совокупного дохода (9 980 млн. руб.); 13% общего дохода получено от комиссий за оказанные услуги (1 825 млн. руб.).

В структуре расходов затраты, связанные с привлечением средств кредитных организаций и клиентов (включая выпущенные долговые обязательства), составляют 6 321 млн. руб., или 50% от общей суммы расходов. Расходы Банка на содержание персонала составляют 2 863 млн. руб., или 22,7%. Основными статьями расходов, связанных с обеспечением деятельности Банка, в 2011 году стали арендные платежи (868 млн. руб., или 6,9%); амортизационные отчисления (302 млн. руб., или 2,4%); расходы на охрану (301 млн. руб., или 2,4%); расходы по ремонту и содержанию основных средств и другого имущества (297 млн. руб. или 2,4%); расходы по использованию материальных запасов (258 млн. руб., или 2%); расходы на благотворительность (158 млн.руб., или 1,3%); расходы на услуги связи, телекоммуникационных и информационных систем (145 млн. руб., или 1,1%); расходы на рекламу (135 млн. руб., или 1%). По итогам года ОАО «МИнБ» получил прибыль после налогообложения в сумме 669 026 тыс. рублей.

Краткий обзор существенных изменений, произошедших в деятельности ОАО «МИнБ» в 2011 году.

Существенных изменений в деятельности Банка в 2011 году не произошло. В своей деятельности Банк руководствовался Стратегией развития на 2008 - 2011 годы, определившей в качестве основных целей увеличение капитала и активов, рост бизнеса, сохранение и укрепление своих позиций в регионах.

Краткие сведения о дебиторской и кредиторской задолженности.(Приложение __)

Произведена сверка дебиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками. Результаты сверки оформлены двусторонними актами. Подтверждения получены в полном объеме.

По состоянию на 1 января 2011 года общая величина дебиторской задолженности (б/счета 60302, 60306, 60308, 60310, 60312, 60314 и 60323) составила 562 227 тыс. руб., в том числе:

  • текущая дебиторская задолженность - 558 832 тыс. рублей;
  • просроченная дебиторская задолженность - 3 395 тыс. рублей.
  • Сумма резерва под дебиторскую задолженность (б/сч. 60324) составила 9 051 тыс. руб., в том числе под просроченную дебиторскую задолженность - 3 395 тыс. руб.
  • По состоянию на 1 января 2011 года наиболее крупными остатками на счетах по учету дебиторской задолженности (более 10% от общей величины дебиторской задолженности) являлись:
  • расчеты с ОАО «МОЭСК» по техническому присоединению энергопринимающего устройства -60 075 тыс. руб. (срок окончания - 2012 год);
  • расчеты с ООО «Граунд», г. Архангельск, по договору долевого участия в инвестировании строительства - 157 289 тыс. руб. (срок окончания- 2 квартал 2011 года).

Общая величина кредиторской задолженности (б/счета 60301, 60305, 60307, 60309, 60311, 60313, 60320 и 60322) составила 222 912 тыс. руб., наиболее крупными являются сумма начисленного налога на имущество за 4 квартал 2011 г. - 31 939 тыс. руб., сумма начисленного налога на прибыль за 2011 год - 46 382 тыс. руб., сумма начисленного страхового взноса в Фонд обязательного страхования вкладов за 4 квартал 2011 г. - 53 803 тыс. руб., сумма НДС, полученного по оказанным услугам и подлежащая к перечислению в бюджет - 18 655 тыс. рублей. Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2011 года отсутствует.

 

2.3. SWOT анализ ОАО «Московского индустриального банка»

 

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны),
  • Weaknesses (слабые стороны),
  • Opportunities (возможности),
  • Threats (угрозы).

SWOT-анализ - метод  универсального  анализа, который применим к любой организации/институту и т.п.

Графически SWOT-анализ в общем виде выглядит следующим образом:

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths (сильные стороны)

Weaknesses (слабые стороны)

Внешняя среда

Opportunities (возможности)

Threats (угрозы)




 

Сильные и слабые стороны — это внутренние черты банка. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды. К элементам внутренней среды относятся:

  • Инжиниринг и разработка банковского продукта или услуги;
  • Оперативная деятельность;
  • Ресурсы банка (в т.ч. привлеченные средства, их стоимость, сроки);
  • Ценообразование;
  • Банковские технологии;
  • Маркетинг, продвижение услуг, брэндинг и позиционирование услуг банка;
  • Менеджмент;
  • Профессионализм персонала, заработная плата и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей;
  • И т.д.

К элементам внешней среды можно отнести:

  • Законодательные акты, регулирующие органы, политические силы;
  • Общественные силы (в т.ч. культура);
  • Технологические силы;
  • Экономическая ситуация;
  • Конкуренция;
  • И т.д.

Таким образом, с помощью анализа внешней среды определяются возможности и угрозы. При анализе внутренней среды выявляются сильные и слабые стороны Банка.

Использование описанных возможностей и работа по предотвращению влияния потенциальных и существующих угроз делает возможным определить ключевые факторы успеха. Сильные и слабые стороны Банка позволяют определить отличительные черты конкурентоспособности. Работа с полученными результатами, анализом потенциала управления и учетом социальной ответственности является началом формирования Стратегии развития.

Сильные стороны(S):

1. Устойчивая клиентская база за счет налаживания связей между управляющими филиалами и отделениями со значимыми клиентами.

2. Широко развитые филиальная и терминальная сети.

3.Имидж стабильного банка.

4.  Хорошие связи с органами местного управления в регионах присутствия.

5.  Развитая клиентская база по ряду розничных продуктов (депозиты, пластиковые карты, обмен валюты, платежи населения, денежные переводы, сейфовые ячейки).

6. Большой опыт кредитования предприятий, работающих в реальном секторе экономики.

Слабые стороны(W):

1. Консервативный подход к ведению бизнеса, характеризующийся выполнением ограниченного числа операций. Как следствие - ограниченные темпы развития.

2. Отсутствие четкой формализованной операционной модели. Как следствие - недостаточная унификация и стандартизация бизнес-процессов.

3. Недостаточно развитая система управления взаимоотношениями с клиентами.

4. Недостаточно развитая система тренингов линейного персонала.

6. Большой опыт кредитования предприятий, работающих в реальном секторе экономики.

5. Недостаточно развитая система мотивации для персонала Банка.

6. Недостаточно развитая система электронного документооборота в Банке.

7. Отсутствие системы и идивидуального

обслуживания банком состоятельных частных лиц и управления личными средствами клиента и его семьи (Private Banking).

8. Отсутствие подхода сегментирования клиентов,

9. Недостаточная информационно-аналитическая поддержка управленческих решений.

Возможности (О):

1. Широкий спектр предлагаемых услуг позволяет реализовать эффективные кросс-продажи.

2. Развитие клиентской базы за счет региональных предприятий, малого и среднего бизнеса и частных клиентов.

3. Широкая клиентская база юридических лиц позволяет привлекать их контрагентов на обслуживание в Банк.

4. Наличие инфраструктуры для работы клиентов Банка на финансовых рынках позволяет увеличить объем оказываемых услуг.

5. Увеличение объема операций через дистанционные каналы банковского обслуживания позволяет снизить издержки.

6. Создание партнерских программ с другими организациями для совместной продажи продуктов, в т.ч. с использованием пластиковых карт.

Угрозы (Т):

1. Развитие филиальной сети и освоение новых рынков требуют работы с пониженной маржей и влекут к пониженным доходам.

2. Ужесточение требований регулирующих органов к деятельности банков.

2.4. Анализ банковских рисков на примере ОАО «Московского индустриального банка»

Основными рисками, присущими деятельности ОАО «МИнБ» в 2011 году, являлись кредитные риски, риск ликвидности, а также рыночные риски. (Приложение __)

Кредитные риски

Рост объема кредитных вложений (общей суммы кредитов, предоставленных заемщикам - юридическим и физическим лицам) за 2011 год составил 12 552 млн. рублей. Всего за истекший год заемщикам Банка предоставлено кредитов на 136 млрд. рублей. Кредитный портфель Банка по состоянию на 1 января 2011 года составил 72 464 млн. рублей (на 01.01.2011 г. - 59 912 млн. руб.).

Приоритетным направлением остается кредитование предприятий реального сектора экономики, соответственно, основные кредитные риски Банка сконцентрированы на данной группе заемщиков. Удельный вес указанных кредитов - 73,3% кредитных вложений Банка, в том числе 29,3% - строительство, 23,7% - промышленные предприятия, 11,3% - оптовая и розничная торговля, 7,6% - сельское хозяйство, 1,4% - транспорт и связь.

Кредиты, предоставленные физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, составляют 3 776 млн. рублей, или 5,2 % кредитных вложений (в 2009 году - 5,5%). За 2011 год объем этих кредитов увеличился на 495 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2011 года на различные цели предпринимателям предоставлено 1013 млн. рублей, рост с начала года составил 24 млн. рублей. Общая сумма кредитов, предоставленных физическим лицам, по состоянию на 1 января 2011 года достигла 2 763 млн. рублей, рост с начала года составил 471 млн. рублей.

Продолжали осуществляться проекты, финансируемые с участием средств иностранных банков. По состоянию на 1 января 2011 года кредиты, предоставленные с участием средств иностранных банков, составили 15,5 млн. ЕВРО и 1,7 млн. долларов США. Кредитные средства предоставлялись на приобретение технологического оборудования для модернизации производства и выпуска новых видов продукции, на финансирование затрат по строительству маслозавода.

На развитие сельскохозяйственных предприятий (приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, модернизация и строительство объектов агропромышленного комплекса) направлено 5 548 млн. рублей, или 7,7 % всех кредитных вложений.

Часть активов Банка размещена в поддержку предприятий-участников национальных проектов, направленных на поддержку и развитие животноводческих комплексов. На 1 января 2011 года кредитные средства в размере 547 млн. рублей (или 1% кредитного портфеля), направлены на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческого комплекса, приобретение оборудования и закупку племенного скота и т.д.

В Кредитной политике Банка определена необходимость диверсификации кредитных рисков. В Банке ведется контроль за возможностью возникновения крупных совокупных рисков, что позволяет не допускать нарушения установленных Банком России обязательных нормативов в части максимально допустимого размера кредитных рисков на одного или группу связанных заемщиков.

Просроченная задолженность по ссудам Банка на 1 января 2011 года составляет 1%, или 635 млн. рублей. За 2011 год объем просроченной задолженности снизился на 441 млн. рублей.

Процедура управления кредитными рисками осуществляется в рамках нормативных требований Банка России и в соответствии с внутренними документами ОАО «МИнБ». С целью минимизации кредитных рисков предпочтение отдается финансово-устойчивым заемщикам, проводящим основные денежные потоки через счета, открытые в Банке, и, как правило, имеющим положительную кредитную историю. Особое значение придается обеспечению кредита как дополнительной гарантии исполнения обязательств, которое должно быть высоколиквидным и достаточным для погашения совокупных обязательств заемщика перед Банком в случае обращения на него взыскания.[35]

Информация о работе Безналичные расчеты