Банковские операции в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование операций коммерческих банков в Республике Беларусь, определение проблем и тенденций их развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать структуру операций коммерческих банков.
Дать характеристику банковских операций.
Рассмотреть тенденции и перспективы развития активных и пассивных операций в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1 Активные операции, их роль и место в банковской деятельности 7
1.1 Экономическая сущность активных операций 7
1.2 Кредиты и займы как основные виды активных операций банков 11
1.3 Факторинг 18
2 Понятие и виды пассивных и посреднических операций коммерческих банков, их значение 21
2.1 Основная характеристика пассивных операций банков 21
2.2 Депозитные операции и операции доверительного управления денежными средствами 23
2.3 Посреднические операции банков 28
3 Развитие банковского сектора Республики Беларусь на современном этапе 31
3.1 Современное состояние банков Республики Беларусь 31
3.2 Перспективы развития банковских операций в Республике Беларусь 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

банковские операции.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Особым мотивом банков является снижение доли в активах денежных средств, не приносящих процента, и создание краткосрочного портфеля инвестиций, адекватного по ликвидности наличным денежным средствам, но приносящего при этом прибыль.

Основное направление  активной инвестиционной политики банка - определение  круга ценных бумаг, наиболее выгодных для вложения средств, оптимизация структуры инвестиционного портфеля  на каждый конкретный период.

 Одним из наиболее перспективных  направлений развития трастовой  деятельности для белорусской  экономики   является сотрудничество  коммерческих банков  с инвестиционными фондами.

 В современных условиях для  индивидуального инвестора, не являющегося профессионалом на фондовом рынке, слишком сложно инвестировать  свои сбережения таким образом, чтобы постоянно поддерживать оптимальные пропорции доходности, надежности  и ликвидности портфеля приобретенных им ценных бумаг. Поэтому он должен  обратиться за помощью в инвестиционный институт. Это позволяет, во-первых, получить необходимые консультации; во-вторых, существует более сложный  по сравнению с консультированием вид услуг. Это аккумуляция средств мелких  инвесторов  и управление этими средствами с последующим вложением  в широкий набор ценных бумаг с целью минимизации риска и повышения дохода.

Другим направлением  развития трастовых услуг, предоставляемых коммерческими банками, является их сотрудничество с пенсионными фондами, аккумулирующими  деньги для выплаты пенсии. Пенсионный фонд Республики Беларусь  был образован  в целях государственного управления финансами  пенсионного обеспечения. Поступления в Пенсионный фонд Республики Беларусь превышают, как правило, выплаты пенсии. Сумма превышения  может быть использована на приобретение  ценных бумаг, выдачу кредита и т.п.  В этом случае  фонду потребуется  квалифицированная помощь, которую он может получить  в траст-отделе банка.

Следующим перспективным направлением  в развитии трастовых отношений в Республике Беларусь  является посредническая деятельность  по переводу средств с рынка ссудных капиталов  в недвижимость,  приносящую доход, - так называемый  ипотечные инвестиционные трасты.

Следует отметить также, что в перспективе, банки будут осуществлять  управление имуществом  по доверенности и завещанию  по образу западных стран, а имущество достигнет определенных размеров и будет находиться в частных руках, что позволит квалифицированно распоряжаться, в том числе через посредничество банков.

Самая главная задача 2010 года для банковской системы, Правительства и для всех органов государственного управления – обеспечение запланированного уровня роста жизненного уровня населения. Для этого будут использоваться следующие инструменты: проведение в предусмотренных параметрах курсовой, кредитной, процентной политики, поддержание работы платежной системы и всех компонентов банковской системы, обеспечивающих функционирование и развитие экономики.

Для расширения ресурсной базы предполагается  сохранение  определяющей  роли  в  расширении ресурсного потенциала банковского сектора внутренних источников роста (средства организаций, населения, республиканского и местных бюджетов) при увеличении объемов привлекаемых средств из-за пределов страны.

В  структуре  ресурсов требуется поддержание необходимых пропорций  собственного  капитала  и  привлеченных  средств  в  целях обеспечения необходимого уровня достаточности капитала для покрытия рисков и обеспечения надежности функционирования банков.

Ожидается, что  в результате  эффективного функционирования  всех секторов  экономики,  повышения  благосостояния  населения,  сбалансированности бюджетной сферы объем ресурсной базы банковского сектора   составит  к  концу 2010 года 40 – 43 % в соотношении с ВВП.

Привлечение средств нерезидентов Республики Беларусь является одним из важных источников роста ресурсной базы банковского сектора.

Наиболее существенными факторами в формировании динамики остатков их средств на счетах в белорусских банках является создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, а также повышение инвестиционной привлекательности экономики страны в целом. На активизацию указанных процессов в значительной степени повлияют присвоение  Республике  Беларусь  суверенного  кредитного  рейтинга  и корпоративных  рейтингов  ведущим  организациям  и  банкам,  развитие фондового  рынка,  применение  международных  стандартов  финансовой отчетности,  бухгалтерского  учета  и  аудита  предприятий,  а  также совершенствование законодательных актов в целях приведения отдельных норм в соответствие с принципами, получившими международное признание.

Масштабы заимствования банками средств у нерезидентов Республики Беларусь определяются,  главным образом, потребностью субъектов хозяйствования  в  иностранных  инвестиционных  ресурсах  и  наличием  у них обоснованных валютоокупаемых бизнес-проектов, отвечающих требованиям зарубежных инвесторов. Банковский сектор должен расширить посредническую работу по привлечению средств нерезидентов Республики Беларусь в различных доступных и востребованных получателями средств формах, в том числе в пределах лимитов, устанавливаемых для Республики Беларусь иностранными национальными агентствами по страхованию экспортных кредитов и банками.

В 2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен в размере 136%. Будут увеличиваться все ее составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения и средств нерезидентов (в этом году они должны увеличиться в 1,8 раза). Сегодня в Республике Беларусь из 32 действующих банков 25 являются банками с участием иностранного капитала, и все они имеют возможность активно работать по наращиванию ресурсов темпами, запланированными Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год.

Для поддержания стабильности, банки должны оптимизировать активы и пассивы, т.е. формировать их рациональную структуру и высокое качество.  В целях осуществления этого процесса должны проводиться меры:

- направленные  на  сокращение  проблемных  активов  и  поддержание их уровня в установленных допустимых размерах;

- способствующие обеспечению сбалансированности активов и пассивов по срокам связанных в условиях роста объемов инвестиционного кредитования с созданием и совершенствованием форм долгосрочного привлечения средств;

- определяющие возможность дальнейшей диверсификации активов и пассивов за счет расширения используемых рынков, перечней банковских продуктов и структуры клиентской базы;

- создающие  основу  долговременного  взаимодействия  банков  и  их клиентов на принципах взаимной выгоды и неукоснительного исполнения обязательств, в том числе гарантий Правительства и местных органов управления.

На данный момент вопросы кредитования государственных и крупных предприятий решаются посредством удешевления процентных ставок за счет бюджета. На это выделены большие ресурсы. Иначе обстоит дело с кредитованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заемщиков в полном объеме ощутили на себе удар роста процентных ставок. У банковской системы Республики Беларусь есть возможность для того, чтобы обеспечить их постепенное снижение. Процентные ставки должны снижаться ежемесячно примерно на 0,5—1 процентный пункт. Правление Национального банка будет контролировать выполнение рекомендаций по данному вопросу [22, c. 10].

Планируется провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн. до 1,8 млрд. долл. США. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы к концу этого года они достигли не менее 10 млрд. долл. США. Сумма резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь, поэтому задача всех руководителей банковской системы и банков — активно работать в этом направлении.

В настоящее время не все банки реализуют имеющиеся у них возможности по работе на национальном валютном рынке. В первую очередь это относится к дочерним иностранным банкам. Для них созданы комфортные условия для привлечения иностранных ресурсов, предоставлены возможности для активной работы на нашем рынке. Курс национальной валюты в течение всего года будет стабильным, риски минимальны, поэтому иностранным банкам следует существенно расширить привлечение в республику ресурсов из-за рубежа.

Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136—140%. Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций, но если они продолжат политику выжидания, то рискуют потерять национальный рынок.

Банкам следует активизировать работу с населением в части привлечения их средств во вклады. Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6—7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1— 6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора — на 3,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24—25% [22, c. 10].

Банкам следует постоянно проводить работу по сокращению проблемных активов. В прогнозе указан параметр — не более 10%. В текущем году появляются перспективы значительно улучшить ситуацию с проблемными активами в государственных банках, кредитующих государственные программы социально-экономического развития.

Таким образом, соблюдение органами государственного управления и банками всех норм и осуществление вышеуказанных мероприятий позволит обеспечить устойчивое функционирование банковской системы, характеризующейся  развитием количественных и качественных параметров деятельности во взаимодействии с интересами экономики нашей страны для повышения общественного благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, проанализировав  всю информацию, изложенную в  работе, можно сделать следующие  выводы:

1. Банк – юридическое лицо, выполняющее многообразные банковские и другие операции в современной экономике. Банк по своей сути напоминает и промышленное, и торговое предприятие, однако в силу своих особенностей  является специфическим экономическим институтом.

2. Банковские операции  - это действия банка, направленные на создание экономических благ (банковских продуктов и услуг) и предназначенных для продажи клиентам - частным лицам, предприятиям, другим банкам и т.д.

3. Существенную и определяющую часть банковских операций составляют активные операции. Активные операции коммерческих банков заключаются в размещении аккумулируемых банками собственных и привлеченных средств с целью обеспечения необходимых условий для функционирования кредитного учреждения и получения доходов.

4. Наибольший удельный вес в активных операциях занимает кредитование.  Кредит в условиях перехода Республики Беларусь к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала. 

5. Большое значение для каждого банка имеют пассивные операции, так как они образуют ресурсную базу, которая во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка. Стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка.

6. Наибольший удельный вес привлеченных средств составляют депозиты банков. В Республике Беларусь основную часть депозитов составляют средства физических лиц.

7. Посреднические операции банков  позволяют являются промежуточным  звеном  хозяйственных операций в экономике и позволяют отслеживать движение капитала в стране.

8. В современных условиях в Республике Беларусь развиваются трастовые операции, которые помогают постоянно поддерживать оптимальные пропорции доходности и надежности. 

10.  Национальная банковская система РБ состоит из 2 уровней:

- Национальный банк РБ;

- коммерческие банки и небанковские  кредитно-финансовые организации.

11. Анализируя основные показатели банковской системы РБ, можно сделать вывод об относительно эффективной работе банков. Однако существует ряд проблем, которые сдерживают рост отдельных показателей. Основной проблемой является низкая ликвидность банковского сектора.

12. Для поддержания стабильности, банки должны оптимизировать активы и пассивы, т.е. формировать их рациональную структуру и высокое качество.  В целях осуществления этого процесса должны проводиться меры, направленные на достижение поставленных целей.  

Таким образом, операции банков Беларуси играют важную роль в развитии национальной экономики, они способствуют развитию многих промышленных предприятий республики в кризисный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело: учеб. пособие / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. – Санкт-Петербург, 2002. – 376 с.
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000 г. № 441-3 / В ред. Закона РБ от 17.07.2006 № 145-3. – 216 с.
  3. Банковские карточки в РБ [Электронный ресурс]: Банки Республики Беларусь - Банковская система Республики Беларусь. – режим доступа: http://www.rbcard.com/bank/rbbank.htm. - Дата доступа: 06.03.2010.
  4. Дом банков - информационный портал о банках и финансах  [Электронный ресурс]: Функции банков. – Режим доступа: http://dombankov.ru/system/170-funkcii-bankov.html. – Дата доступа: 04.03.2010.
  5. Дубков, С.В. Об основных направлениях совершенствования системы банковского надзора в Республике Беларусь / С.В. Дубков // Банкаўскі веснік. – 2009. - № 31[468]. – 72 с.
  6. Жуков, Е.Ф. Деньги Кредит Банки: учебник для вузов / Е.Ф. Жукова. – Москва «Банки и биржи»: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1999. – 622 с.
  7. Каллаур, П. В. Банковская система Республики Беларусь на современном этапе развития / П. В. Каллаур // Банкаўскі веснік. – 2009. - № 25[462]. – 72 с
  8. Концепция развития банковской системы РБ на 2001-2010 годы / национальный банк РБ. – Минск, Б.г. – 75 с.
  9. Кравцова, Г.И. Организация деятельности коммерческих банков: учебник / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова. – Мн.: БГЭУ, 2007 – 478 с.
  10. Лаврушин, О.И. Банковское дело / О.И. Лаврушин. – Москва: «Финансы и статистика», 2002. – 667 с.
  11. Лаврушин, О.И. Деньги Кредит Банки / О.И. Лаврушин. – Москва: «Финансы и статистика», 2001. – 460 с.
  12. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Организация банковского надзора. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/system/supervisorg.asp.  – Дата доступа: 05.03.2010.
  13. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Регулирование деятельности банков. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/BankRegul/. – Дата доступа: 05.03.2010.
  14. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 28 июня 2001 г. № 175. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?r=6&RN=B20106419. – Дата доступа: 06.03.2010.
  15. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Общие сведения. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/today/general.asp. - Дата доступа: 06.03.2010.
  16. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Бюллетень банковской статистики № 12, 2009. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/?menu=public/.  – Дата доступа: 15.03.2010.
  17. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Бюллетень банковской статистики № 12, 2008. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/menu=public/. – Дата доступа: 15.03.2010.
  18. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Бюллетень банковской статистики № 12, 2007. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/?menu=public/. – Дата доступа: 15.03.2010.
  19. Основы банковского дела: учеб. пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. – Минск: Тесей, 1999. – 448 с.
  20. Отчет о развитии банковской системы и банковского надзора в РБ (январь-декабрь 2004 г.). – Минск, 2005. – 108 с.
  21. ПРАВО – Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс ]: О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем. –Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/zak2007/bz34/dcm34186.htm. - Дата доступа: 06.03.2010.
  22. Прокопович, П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики РБ за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году / П.П. Прокопович // Банкаўскі веснік. – 2009. - № 4[477]. – 72 с.
  23. Пупликов, С.И. Банковские операции / С.И. Пупликов, М.А. Коноплицкая, С.С. Шмарловская. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 351 с.
  24. Рыкова, Л.М. Регулирование деятельности банков – Минск: Современная школа, 2009. – 237 с.
  25. Свиридов, О.Ю. Банковское дело / О.Ю. Свиридов. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. – 416 с.
  26. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу [Электронный ресурс]: Ипотечный банк. – Режим доступа: http://termin.bposd.ru/publ/10-1-0-499. - Дата доступа: 14.03.2010.
  27. Тарасов, В.И. Деньги Кредит Банки : учеб. пособие. – Минск: Мисанта, 2005. – 512 с.
  28. Тарасова, О. Банковские группы как объект консолидированного надзора / О. Тарасова // Банкаўскі веснік. – 2009. - № 10 [447]. – с. 31-40.
  29. Титоренко, Г.А.  Компьютеризация банковских операций / Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 207 с.

Информация о работе Банковские операции в Республике Беларусь