Банковская система в Российской Федерации. Взаимоотношения ЦБ РФ с иными кредитными и некредитными организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть особенности банковской системы и защиту прав вкладчиков в РФ. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение банковской системы РФ и взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными и некредитными организациями;
- анализ зарубежного и отечественного опыта защиты прав потребителей;
- составление договора займа.

Содержание

Задание 1. Банковская система в Российской Федерации. Взаимоотношения ЦБ РФ с иными кредитными и некредитными организациями.
Задание 2. Защита прав вкладчиков. Зарубежная и российская практика.
Задание 3. Составьте договор займа.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

Банкам, принимающим вклады, запрещалось заниматься в качестве основной деятельности гарантированием  размещения непервоклассных ценных бумаг. То есть коммерческие банки были отделены от инвестиционных (организаций, занимающихся консалтингом, гарантирующих  размещение ценных бумаг и предоставляющих  брокерские услуги фирмам, эмитирующим  новые акции или облигации  и т.д.).

 Коммерческим банкам  запрещалось платить проценты  по депозитам до востребования.

Согласно новому закону была перестроена ФКСД(Федеральная корпорация ссудо-сберегательных ассоциаций) : ее страховой фонд разделили на фонд страхования банков и фонд страхования сберегательных ассоциаций, причем последний предназначался для страхования депозитов ссудно-сберегательных учреждений. Новый закон оговаривал постепенное повышение комиссионных, взимаемых обоими подразделениями ФКСД с депозитных учреждений, которые пользовались федеральным страхованием, с тем чтобы увеличить резервы ФКСД до уровня, составляющего по меньшей мере 1,25% стоимости всех застрахованных депозитов. Наконец, закон разрешил ссудно-сберегательным ассоциациям преобразовываться в коммерческие банки, если они в состоянии соответствовать банковским стандартам. Ссудно-сберегательным ассоциациям запретили приобретать сомнительные облигации. Их кредитная деятельность, осуществляемая под залог недвижимости, стала ограничиваться не более чем 400% совокупного капитала.

 Закон также ликвидировал  Федеральный совет системы банков  жилищного кредита, который был  главным контролером для ссудно-сберегательных  ассоциаций.

Появление системы страхования  депозитов способствовало защите сберегательных и трансакционных счетов мелких вкладчиков, а также стабилизации банковской системы. Обладая недостаточной информацией, мелкие вкладчики стремятся побыстрее вернуть свои банковские вклады, порой независимо от финансового состояния последних. Таким образом, государственное страхование мелких вкладчиков выгодно в социальном плане, поскольку оно уменьшает вероятность дестабилизирующих банковскую систему случаев массового изъятия банковских вкладов. К тому же расходы на информацию единого федерального страхового агентства меньше, чем общие расходы множества мелких вкладчиков. Следовательно, рынки депозитов становятся более эффективными в силу федерального страхования депозитов, так как уменьшаются расходы общества на информацию. Федеральное страхование депозитов приводит к общественной выгоде и повышению доверия граждан к надежности банковской системы.

 В ФКСД страхуются  все банковские вклады (включая  гарантийные обязательства банка  перед своими клиентами) - физических  и юридических лиц, государственных  и частных организаций. Такой  порядок распространяется и на  национальные банки (работающие  на основе генеральной лицензии  по всей стране), и на банки  штатов (работающие по лицензиям,  выданным властями штатов).

 До последнего времени  банк, застраховавший в ФКСД свои  депозиты, мог в любое время  разорвать с ней отношения.  А ФКСД в свою очередь могла  исключить из системы страховой  защиты вкладов банки, замеченные  в совершении незаконных или  очень рискованных операций. Однако  независимо от мотивов, повлекших  за собой лишение банка страховой  защиты вкладов со стороны  ФКСД, еще в течение двух лет  с момента расторжения договора  по этим вкладам обеспечивалось  страховое возмещение. В это время  банк обязан вносить в фонд  ежегодные платежи по действующей  ставке, рассчитанной на неизменную  сумму вкладов. Кроме непосредственной  защиты банковских вкладов, ФКСД  предоставлено право за счет  своих средств приобретать долю  в капитале банков (либо весь  капитал на срок до пяти  лет), предоставлять ему ссуды,  а также назначать временное  руководство банка или переводить  дебиторскую и кредиторскую задолженность  разорившегося банка в другой  банк, застрахованный в ФКСД.

 Система ФКСД охватывает  вклады 98% банков, которым принадлежит  99,5% всех активов, т.е. практически  все банки работают с застрахованными  депозитами ФКСД не только  страхует депозиты, но и осуществляет  регулирование деятельности банков, которые не входят в Федеральную  резервную систему США. Банки  - нечлены ФРС с вкладами, застрахованными  в ФКСД, подчиняются законам штатов, а также правилам и инструкциям  ФКСД.

 ФКСД может осуществлять  следующие меры для защиты  интересов вкладчиков:

- не допустить банкротства  банка путем оказания ему помощи, используя, например, приобретение  части его капитала, предоставление  ему ссуд, размещение в нем  вкладов, покупку его активов;

- сменить руководство  банка;

- провести реорганизацию  банка путем его слияния с  другим банком, передачи ему активов  и пассивов неплатежеспособного  банка. При этом банку-донору  предоставляются определенные льготы (выдают ссуду, выплачивают определенные  суммы для возмещения убытков,  приобретают те кредиты банка-банкрота, вероятность невозврата которых  особенно высока, и т.п.);

- приобрести разорившийся  банк.

 Все вышеперечисленные  меры можно отнести и к естественной  сфере деятельности Агентства  по реструктуризации кредитных  организаций, действующего в России.

Быстрый рост банковских активов может вести к росту концентрации вложений с повышенной степенью риска и снижению качества управления банком. Банки, выделяемые как "быстро растущие", являются объектом дополнительного внимания со стороны FDIC. Модель использует пять показателей:

- прирост активов;

- прирост кредитного  портфеля;

- доля кредитных вложений  и вложений в ценные бумаги  со сроком свыше 5 лет в составе  активов;

- доля неустойчивых обязательств  в пассиве;

- капитализация баланса.

 При этом рассчитываются  темпы прироста последних трех  показателей, затем процентные  соотношения сравниваются с соответствующими  средними показателями сходной  группы банков. Всего в зависимости  от величины баланса, местоположения  и количества отделений банка  выделяется 25 таких групп. Данные  соотношения оцениваются по соответствующим  критериям и образуют общую  оценку GMS. Прогнозные свойства модели  позволяют выделить банки, характеризующиеся  повышенным риском неплатежеспособности  в будущем, причем прогноз распространяется  на 4 года.

При дифференциации страховых  взносов величина тарифных ставок определяется для каждого банка индивидуально  в зависимости от показателей  риска. Ежегодный страховой взнос  составляет 0,23% от усредненной суммы  всех вкладов для банков с безупречным  финансовым положением, 0,31% - для проблемных банков, 0,35% - при резком ухудшении  финансового состояния банка  и 0,5% - для банков, кредитные вложения которых сопряжены с повышенным риском.

 Введенная система  в значительной степени способствовала  ограничению величины риска, принимаемого  кредитными институтами, и повышению  уровня надежности вкладов.

Ряд практически важных достижений в сфере защиты вкладов населения  имеется в Германии. Ее кредитная  система высокоразвита, отличается разнообразием институтов и эффективностью их функционирования. Аккумуляция сбережений населения играет в ней исключительную роль и пользуется всемерной защитой  и поощрением со стороны государства. Высокая склонность к сбережению в известном смысле является частью национального менталитета.

 Более 2/3 сводных активов  кредитной системы приходится  на так называемые универсальные  банки, которые в свою очередь  делятся на три группы:

- кредитные банки;

- институты сберегательного  сектора;

- институты кооперативного  сектора.

 Первая включает три  так называемых гросс-банка (банки-гиганты), региональные банки, частные (неакционерные)  банки и филиалы иностранных  банков. Вторая включает жироцентрали (своего рода центральные банки  для сберкасс) и сберегательные  кассы (скромное название которых  далеко не отражает масштабы  деятельности). Третья группа - кредитные  кооперативы и их "центральные  банки".

 

 Банк может быть  исключен из участия в фонде  в следующих случаях 

- неперечисления страховых  взносов в установленные сроки;

- несоблюдения инструкций  и указаний,

- непредоставления фонду  необходимой информации;

- создания препятствий  для проведения аудиторской проверки.

 Страхуются практически  все виды вкладов, за исключением  межбанковских, а также некоторых  долговых обязательств на предъявителя. Фонд предоставляет страховую  защиту как по вкладам в  марках, так и в иностранной  валюте, включая вклады, принятые  отделениями местных банков за  границей.

Фонд страхования депозитов  сберегательных касс является дополнительным средством защиты интересов вкладчиков. В качестве базы расчетов взносов  в фонды берутся не пассивы, а  активы сберегательных касс, поскольку  в кризисных ситуациях средства фондов направляются на покрытие убытков  от невозвращенных ссуд. Общий объем  региональных фондов определяется в  размере 3% суммарных клиентских требований сберегательных касс.

Размер ежегодных взносов  участников фондов составляют:

- Фонд страхования депозитов  частных банков - 0,03% небанковских  вкладов;

- Фонд страхования депозитов  сберегательных касс - 0,03% долговых  обязательств;

- Страховой фонд кооперативных  банков - переменного размера, в  среднем 0,05% долговых обязательств <*>.

Важнейший с точки зрения рассматриваемой темы результат заключался в том, что 33 тыс. мелких вкладчиков банка получили полную компенсацию своих депозитов в пределах 20 тыс. марок. Вся эта операция проходила под эгидой Федерального союза германских банков и сильно укрепила его престиж.

 Эксперты считают,  что эти действия германских  властей и банковского сообщества  сыграли важную роль в локализации  кризиса, не позволив ему распространиться  на другие звенья кредитной  системы ФРГ и за ее пределами.

Привлекательным местом вложения капиталов давно является Люксембург, интересующий вкладчиков своим особенно выгодным географическим положением, использованием нескольких языков на государственном уровне, размещением  руководящих органов ЕЭС. Финансовые служащие не имеют права давать какую-либо информацию о своих клиентах. Обязанность  предоставления информации со стороны  банков существует только при совершении уголовного преступления его клиентом.

К защищаемым не относятся  вклады в сберегательные кооперативы (где действует добровольное страхование) и межбанковские депозиты. Страхованию  не подлежат вклады: государственных  учреждений; бюджетных организаций; фирм со 100% государственным капиталом; органов местного самоуправления; страховых  институтов, инвестиционных фондов; фондов социального страхования; государственных  финансовых фондов; финансовых институтов и КБ; национального банка, льготные вклады; вклады, размещенные до 30 июня 1993 года с государственной гарантией, и некоторые другие 

Включаются в страхование  только именные вклады физических лиц  и их групп, субъектов хозяйства (негосударственных), их ассоциаций, юридических  лиц.

 Фонд обязуется удовлетворять  требования вкладчиков к финансовому  институту по возврату вклада  и выплате процентов по ним  в пределах до 1 млн. форинтов, если сам финансовый институт  не делает этого в течение  3 рабочих дней со дня их  предъявления.

 Проценты по вкладам  в форинтах при этом не должны  превышать среднюю учетную ставку  Центрального банка за соответствующий  период. Процент по вкладам в  иностранной валюте определяется  по договору, но он не должен  быть выше средних ставок межбанковского  финансового рынка пяти ведущих  банков Венгрии за предшествующие 6 месяцев. Сумма в 1 млн. форинтов  охватывает интересы 90 процентов  вкладчиков, поскольку только 10 процентов  вкладов в Венгрии превышают  эту сумму.

 Источниками средств  фонда служат:

1. Вступительный взнос  финансового института в размере  0,5 процента его уставного капитала.

2. Ежегодный членский  взнос в размере около 0,2 процента  от суммы страхуемых вкладов.  На 1993 год этот норматив устанавливался, как правило, на уровне 0,18 процента. Для отдельных банков с высокорисковыми  активами фонд вправе повысить  норматив до 0,3% или установить  чрезвычайный взнос на погашение  кредитов и процентов по ним.  Взносы в фонд относятся на  издержки банка и освобождаются  от налогообложения.

3. Кредиты, которые фонд  может получить в ЦБ, покупая  валюту для выплаты в ней  страховых сумм. Фонд вправе обращаться  в правительство за поручительством  для своих кредиторов. Правительство  обязано решать вопрос о поручительстве  в срок не более 8 дней.

4. Фонд является юридическим  лицом, его операции не облагаются  налогами, а средства не подлежат  изъятию и не могут использоваться  на другие цели, кроме выплаты  страховых сумм. Собственный капитал  фонда неделим. При выходе финансового  института из членов фонда  взносы не возвращаются. Контроль  за деятельностью фонда осуществляет  Государственная учетная палата, а ликвидирован он может быть  только по решению парламента. Высший орган управления - Совет  директоров, в который входят  председатель государственного  Банковского надзора, два члена  от финансовых институтов, распорядительный  директор. Решения могут опротестовываться  в суде.

5. При возникновении сложных  ситуаций фонд может содействовать  финансовому институту в получении  кредитов, предоставлять гарантии  кредиторам на срок не более  года. Объем гарантий не может  превышать 25% капитала фонда. Кроме  того, фонд представляет интересы  кредиторов и вкладчиков при  банкротстве и ликвидации финансового  института.

Информация о работе Банковская система в Российской Федерации. Взаимоотношения ЦБ РФ с иными кредитными и некредитными организациями