Банковская система в Российской Федерации. Роль и значение Центрального Банка как органа государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

При этом не нужно пренебрегать и богатым опытом функционирования таких институтов в развитых зарубежных государствах. Несмотря на то, что Центральные банки многих стран в силу путей своего исторического развития различны, но, тем не менее, они имеют много и сходных черт. Кроме того, часть иностранной практики управления и организации Центрального банка может быть успешно использована для совершенствования построения и функционирования Банка России.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансовому праву.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

В. И. Колесников выделяет следующие функции ЦБ:

- эмиссионная;

- контроль денежного  обращения;

- аккумуляция и хранение кассовых резервов коммерческих банков;

- кредитование КБ, ЦБ  является кредитором последней  инстанции;

- проведение денежно-кредитной  политики;

- регулирование кредитной  системы, надзор за деятельностью  кредитных организаций;

- управление государственным долгом;

- установление правил  проведения расчетов в РФ;

- установление правил  проведения банковских операций, бухучета и отчетности банков;

- регистрация проспекта  эмиссии ценных бумаг кредитными  организациями;

- государственная регистрация  кредитных организаций, выдача лицензий им и организациям, занимающихся их аудитом;

- валютное регулирование  и валютный контроль.

Важнейшим источником ресурсов ЦБ является эмиссия денежных знаков. Среди пассивных операций важное место занимают остатки средств на резервных корреспондентских счетах банков, счетах правительственных структур и организаций, а также капитал (фонды) и резервы банка, прочие пассивы.

Среди активных операций выделяются операции с государственными ценными бумагами, вложения в золотовалютные ценности, кассовая наличность, ссудные и переучетные операции.

Исторически эмиссионные  банки возникали как частные  или государственные банки, выпускавшие банкноты и имевшие свою клиентуру. Впоследствии эмиссионное право стало исключительной монополией государства, эмиссионные банки сокращали масштабы операций с обычной клиентурой, превращаясь в центральные банки и становясь «банками банков».

На практике это означает, что все кассовые резервы концентрируются  в ЦБ и их поступление в хозяйственный  оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через учреждения ЦБ. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство ЦБ, а в случае необходимости - получают кредиты ЦБ. В итоге и наличный, и безналичный обороты денежных средств концентрируются в ЦБ и его учреждениях [5, 279].

 

2.5. Результаты деятельности ЦБ РФ на данный момент

Консолидация денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики является важным направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики. Эта взаимосвязь основывается, во-первых, на единстве целей этих двух экономических политик; во-вторых, на совпадении ряда объектов, на которые направлено их воздействие (госдолг, дефицит бюджета); в-третьих, на взаимодействии инструментов и институтов, с помощью которых осуществляются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики.

Базовой основой обеих  политик является экономический  рост и, прежде всего увеличение ВВП и реальных доходов населения, поскольку только в условиях роста раскрываются возможности рыночной экономики, действуют основные рыночные категории, обеспечивается соответствие спроса и предложения. В условиях спада платежеспособный спрос подавлен, и все факторы производства недоиспользуются и теряют свою ценность и стоимость.

На протяжении, по крайней  мере, 7-8 лет реформирования российской экономики бюджетная политика не отличалась ясностью постановки целей. Сделать это в условиях спада невозможно. Искусственное балансирование бюджета за счёт обращения долгов (дефицита) на фондовом рынке ведёт к увеличению внутреннего долга и к повышению доли расходов на его обслуживание (до 30%). Наступает такой период, когда доходы от выпуска новых ГКО не компенсируют расходов на обслуживание внутреннего долга, что и выразилось в финансовом кризисе в августе 1998 г.

В настоящее время в экономической политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он представляется раньше, чем основные направления единой государственной политики. Неспособность с помощью бюджета решить ряд фундаментальных проблем российской экономики - чрезмерные объёмы внутреннего и внешнего долга, сжатие инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего воспроизводству национального капитала, остаточный метод выделения средств для развития социальной сферы и науки - создают крайне неустойчивую основу для формирования денежно-кредитной политики. С другой стороны, односторонняя ориентация денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его доходной базы, параллельная система денежного обращения, резкие колебания курса валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал бюджетных доходов российской экономики [9, 468].

Для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Основная роль Центрального банка - обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБ РФ обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

Таким образом, необходимо постоянно проводить мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок. При этом специалисты отмечают положительное значение происходящих изменений в стиле и методах высшего руководства государства.

Огромное значение имеет  привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на рецепты выхода из кризисного состояния, предлагаемые международными финансово-кредитными организациями. Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере.

Важным фактором является повышение надёжности отдельных  финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов и в достаточно крупных размерах, а не тех сумм, что гарантируют сегодня, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Так же имеет большое значение дальнейшее совершенствование своевременной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.

Важным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога, о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.

Возможно, необходим пересмотр системы надзора за банками. Существует несколько способов решения данной проблемы:

- увеличения прозрачности банковской деятельности;

- создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е. нацеленности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.

Необходимо контролирование целевого использования средств бюджета, и обеспечение ускоренного денежного оборота и расширение рынка банковских услуг.

Таким образом, для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жесткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой - резко ужесточена по отношению к объёму и движению криминального капитала [14, 11].

 

Заключение

Банки в условиях рыночной экономики - главные звенья кредитной системы. Экономические (денежные) отношения, возникающие при банковском кредитовании, позволяют временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, которые аккумулируют кредитные организации, предоставлять юридическим и физическим лицам на условиях возвратности. Организация и деятельность банковских и небанковских кредитных организаций регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. В последние годы активно формируется законодательная база регулирования финансовых отношений, в том числе и банковских. Россия, взяв на вооружение опыт правового регулирования финансовых отношений в странах, с развитой рыночной экономикой, преломила его на отечественной почве, что выражается во многих экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала, в укреплении государственных финансов.

Перед банками в 21 веке возникают проблемы, являющиеся следствием той среды, в которой банки функционируют. Эти явления происходят в глобальном, европейском и общенациональном масштабах.

Таким образом, необходимо отметить основные направления преобразования банков, основная роль которого отводится ЦБ РФ, это:

1. Глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход от раздробленного рынка финансовых услуг однородному.

2. Развитие технологий  позволит перейти к мировым интегрированным процессам, что дает возможность сформировать единую сеть связанных между собой фирм.

3. Расширение и развитие  Европейского сообщества вместе  с интеграцией валюты будут стимулировать создание общего европейского рынка.

4. Банки будут приспосабливать предложение своих услуг к конкретным потребностям отдельных сегментов рынка с учетом тенденций их развития.

Список литературы

Основная:

1. Ефимова, Л. Г. Банковское право. [Текст] :  Банковская система Российской Федерации. -  Т.1. /  Л. Г. Ефимова. – М.: НИМП, 2010. – 404 с.

2. Крылова, Л. В. Деньги, кредит, банки [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Крылова. - М.: ИД «АТИСО», 2008. – 160 с.

3. Ларина, Л. С. Организация деятельности коммерческого банка [Текст] / Л. С. Ларина, С. В. Сергеев. - М.: ИД «Юриспруденция», 2008. – 158 с.

Дополнительная:

4. Агамов, Г. Д. Большая Российская энциклопедия: Популярный юридический энциклопедический словарь [Текст] / Г. Д. Агамов, Г. Е. Авилов, Т. Е. Абова. - М.: Эксмо, 2004. – 800 с.

5. Банковское дело [Текст] / под общ. ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 476 с.

6. Банковское дело [Текст] / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.

7. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т. [Текст] / отв. ред. Г. А. Тосунян – М.: Юристь, 2001. – 559 с.

8. Камаев, В. Д. Экономическая теория [Текст] / под ред. В. Д. Камаева. - М.: Владос, 1999. - 640 с.

9. Мировая экономика [Текст] /  под ред.  В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой – М.: Флинта, 2000. - С. 466-469.

10. Сафронов, Р. Н. Состояние банковской системы. Деньги и Кредит [Текст] / Р. Н. Сафронов. - М.: Юристъ , 2000. – 581 с.

11. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1; издание «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492.

12. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18  июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля 2007 г., 13, 27  октября, 25 декабря., 30 декабря 2008 г.).

13. Федорова, М. Н. Роль Центрального банка Российской Федерации в системе государственного финансового контроля. Финансовый контроль в Российской Федерации: проблемы организации управления [Текст] /  М. Н. Федорова. – М.: Юридическая литература, 2002. – 237 с.

14. Хохленкова, М. А.  Банк России как орган банковского  регулирования и надзора [Текст] /  М. А. Хохленкова // Банковское дело. - 2002. - № 8. – С. 11-15.

15. Экономика [Текст] / под ред. А. С. Булатова. - изд. 3-е, перераб. и допол. - М.: ЮРИСТЪ, 1999. - 593 с.




Информация о работе Банковская система в Российской Федерации. Роль и значение Центрального Банка как органа государственного управления