Банковская система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Рассмотреть перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…5
1 Возникновение и развитие банков и банковского дело…………………………… 6
2 Современная банковская система............................………………………………..9
3 Особенности развития банковской системы Республике Беларусь……..…………17
3.2 Характеристика банковской системы в Республике Беларусь...............................19
3.2.1 Национальный банк Республики Беларусь...........................................................19
3.2.2 Коммерческие банки в Республике Беларусь.......................................................28
Заключение………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………………..…30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Воробей.docx

— 173.36 Кб (Скачать файл)

Обладая валютной монополией, Госбанк определял пределы  компетенции, в рамках которых другие банки могли осуществлять валютные операции. Кроме того, он концентрировал в своих руках все совокупное кредитование субъектов народного хозяйства, что, по существу, являлось лишь плановым перераспределением ресурсов единого государственного фонда оборотных средств. Главным же направлением деятельности Госбанка, как и всей банковской системы, было осуществление контроля и надзора за выполнением предприятиями и организациями планов производства и сбыта товаров, финансовых производственных планов, соблюдением плановой и финансовой дисциплины посредством вышеперечисленных финансовых инструментов.

Кардинальная  реорганизация всей союзной банковской системы началась в 1987 г. Основанием для нее послужило Постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». Оно внесло значительные структурно-функциональные изменения в банковскую систему (создав, в частности, новую систему специализированных банков), провозгласило новые цели денежно-кредитной политики, в том числе пересмотрело задачи и функции Госбанка, утвердило ряд новых форм и методов банковской деятельности. Новыми задачами Госбанка, распространявшимися и на его республиканские конторы, провозглашались: централизованное управление денежно-кредитной системой страны, проведение единой кредитной политики, координация деятельности банков СССР и организация расчетов между ними, организация денежного обращения, кассовое исполнение бюджета.

Постановление предоставило Госбанку СССР право совместно  с другими союзными банками определять на единой методологической основе обязательные для всех банков СССР состав объектов кредитования, условия выдачи и погашения кредитов, льготы при кредитовании, устанавливать правила расчетов и ведения кассовых операций в народном хозяйстве, порядок ведения учета и отчетности в банках, а также по согласованию с Госпланом СССР и Минфином СССР - процентные ставки за пользование кредитами. За Госбанком СССР было сохранено уже имевшееся у него право установления официальных курсов иностранных валют к советскому рублю.

С 1 января 1988 г. Белорусская республиканская  контора Госбанка была ликвидирована и на ее основе создан Белорусский республиканский Госбанк СССР.

Новый Устав  Госбанка СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 1 сентября 1988 г. № 1061) конкретизировал задачи, касавшиеся республиканских банков. Они должны были обеспечивать проведение единой политики государства в области денежного обращения, кредитования, расчетов, кассовых операций, осуществлять координацию и контролировать деятельность банков и других кредитных учреждений республики. Регистрация создаваемых в это время в республике коммерческих банков и утверждение их руководства осуществлялись по-прежнему Госбанком СССР. За Госбанком остались также обязанности по координации деятельности республиканских банков, осуществлявших разработку и выпуск совместно с ним всех основных документов, регламентирующих вопросы кредитной и процентной политики, денежного обращения и расчетов.

После провозглашения Декларации о государственном суверенитете Постановлением Верховного Совета БССР от 21 декабря 1990 г. Белорусский республиканский банк Госбанка СССР со всей подведомственной ему сетью учреждений и организаций был объявлен собственностью БССР. Тем же актом Верховный Совет постановил создать на базе обращенных в собственность БССР Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк БССР (позднее - Республики Беларусь).

С 1 января 1991 г. были введены в действие законы Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь» и  «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»; Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 13 февраля 1991 г. утвержден Устав Национального банка. Президиум Верховного Совета Республики Беларусь 6 марта 1991 г. принял Постановление «О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики», которым утвердил структуру Национального банка и его руководящих органов. Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 3 апреля 1991 г. была решена проблема имущественной базы Национального банка: ему были переданы все денежные средства и имущество Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков.

Становление Национального банка Республики Беларусь как центрального банка  — первого уровня отечественной  банковской системы — связано с принятием в декабре 1990 г. Законов «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный  банк Республики Беларусь действует  исключительно в интересах Республики Беларусь и подотчетен только Президенту Республики Беларусь. Он является юридическим лицом и состоит из центрального аппарата, а также структурных подразделений и организаций, находящихся как на территории республики, так и за ее пределами.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

-утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

-назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

-определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

-утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный  банк является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения Национального банка - город Минск.

Цели и  принципы деятельности Национального  банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь[3].

Органами  управления Национального банка  являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Высший орган управления — Правление Национального банка — определяет основные направления деятельности Национального банка, осуществляет общее руководство им на основе принципа коллегиальности. Количественный состав Правления определяется Президентом Республики Беларусь и назначается Президентом Республики Беларусь при согласовании с Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на 5 лет. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством Республики Беларусь[2,c.47].

Национальный  банк занимает первый, или верхний, уровень банковской системы. Рассматриваемая статья наряду со ст. 24 БК определяет Национальный банк как центральный банк страны. Тем самым подчеркивается централизованный характер национальной банковской системы. Статус Национального банка как центрального банка проявляется в том, что он: 
1) является единственным и монопольным эмиссионным банком страны, таким образом, денежная система страны во многом зависит от Национального банка; 
2) осуществляет регистрацию всех остальных банков; 
3) осуществляет надзор и контроль за всеми остальными банками;

4)предоставляет банковские услуги Правительству;

5)является банком банков - все белорусские банки имеют в Национальном банке корреспондентские счета в белорусских рублях, а также хранят в Национальном банке часть своих денежных средств в виде резервов и в иных формах;

6)выступает в качестве кредитора последней инстанции, осуществляя рефинансирование банков.

В банковских правоотношениях Национальный банк выступает, во-первых, как орган государственного управления, обладая соответствующими функциямив сфере денежно-кредитного регулирования, и, во-вторых, как банк, осуществляябанковские операции. Однако, поскольку деятельность Национального банка » банка подчинена его деятельности как государственного органа, рассматриваемая статья дает понятие Национального банка именно как государственного органа, выполняющего возложенные на него функции. В статье перечисляются основные функции Национального банка, закрепленные также ст. 136 Конституции[3]. 

3.2.2.Коммерческие  банки в Республики Беларусь

 

Согласно  ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь  Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в  порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк  может создаваться в форме  акционерного общества или унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут создаваться  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Банк  имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей  организационно-правовой формы.  В  уставе банка должны содержаться:

-наименование банка;

-указание на его организационно-правовую форму;

- сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;

-перечень банковских операций и видов деятельности;

-сведения о размере уставного фонда;

- сведения об органах управления, в том числе исполнительных  органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;

- иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк  должен иметь наименование и фирменное  наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном  порядке, не могут использовать в  своем наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших от Национального  банка лицензию на осуществление банковских операций.

В соответствии с требованиями Кодекса, государственной регистрации подлежат:

-вновь созданные (реорганизованные) банки;

- изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Деятельность  банка без государственной регистрации  запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной  регистрации, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк[3].

 

Заключение

Проведенное изучение проблематики курсовой работы позволяет  сделать следующие выводы.

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Для большинства  промышленно развитых зарубежных стран  характерна многоуровневая структура кредитной системы. В нашей же республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы  к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня экономика Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленной. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих  не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора. Вместе с тем, руководству страны вряд ли стоит рассчитывать на то, что банки взвалят на себя основную нагрузку по кредитованию сельского хозяйства, потому что, кредитуя сельскохозяйственные предприятия, банки вынуждены забывать не только про доходность, но и про возвратность. Банкиры считают, что государство должно гарантировать покрайний мере безубыточность этих вложений.

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь