Банковская система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Рассмотреть перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…5
1 Возникновение и развитие банков и банковского дело…………………………… 6
2 Современная банковская система............................………………………………..9
3 Особенности развития банковской системы Республике Беларусь……..…………17
3.2 Характеристика банковской системы в Республике Беларусь...............................19
3.2.1 Национальный банк Республики Беларусь...........................................................19
3.2.2 Коммерческие банки в Республике Беларусь.......................................................28
Заключение………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………………..…30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Воробей.docx

— 173.36 Кб (Скачать файл)

В современных  западных странах двухуровневость банковских систем является завершающим этапом длительной эволюции центральных банков. На протяжении нескольких веков функции и правовой статус центральных банков значительно видоизменялись. Первые центральные банки возникли более трехсот лет назад. Исследователи считают, что старейшим из ныне существующих центральных банков является шведский Риксбанк, основанный в 1668 г. Вторым по времени создания принято считать Банк Англии (1694 г.)

Время основания  центральных банков является дискуссионным  вопросом в литературе, что объясняется  сложностью определения самого понятия  «центральный банк»: поскольку на протяжении XVIII в. они функционировали как обычные коммерческие банки и только позднее были наделены функциями центробанков, то ни один из таких банков не являлся центральным в его современном понимании. В связи с особенностями финансовой системы XIX в., выразившимися в стихийности рынка и золотомонетном характере денежного обращения, функции таких банков сводились к простому посредничеству в торговых операциях. Даже обслуживание нужд правительства не давало оснований говорить о получении каким-либо банком статуса центрального. Возникновение центральных банков исторически связано с распространением бумажных денег и с последующей концентрацией банковской эмиссии в руках наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнить функцию всеобщего средства обращения.

В некоторых  странах центральные банки создавались  самим государством, которое сразу же закрепляло за ними монопольное право денежной эмиссии. Формированию центральных банков в таких случаях предшествовала крайне высокая инфляция, возникшая в начале XIX в. вследствие чрезмерного выпуска правительствами бумажных денег для покрытия своих военных расходов. Необходимость защиты денежного обращения от необоснованного вмешательства, осуществления контроля за состоянием финансов и восстановления общественного доверия к государственной валюте потребовала образования независимой банковской организации[3]. 

В начале XIX в. были созданы: Банк Франции - в 1800 г., Банк Соединенных Штатов Америки и Банк Финляндии - в 1811, Банк Нидерландов - в 1814, Австрийский Национальный банк (позднее - Национальный банк Австро-Венгрии) - в 1816, Банк Норвегии - в 1817, Национальный банк Дании - в 1818 г. Все они получили независимый статус и исключительное право денежной эмиссии.

Таким образом, создание центральных банков происходило  двумя путями: 1) на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием денежно-кредитной системы происходила концентрация денежной эмиссии; 2) путем образования центрального эмиссионного банка непосредственно государством.

В течение  всего XIX в. основной задачей центральных  банков было поддержание стабильности цен, а единственное, что отличало их от обычных коммерческих банков, - исключительные полномочия на выпуск в обращение денежной массы и, вследствие этого, особые отношения с правительством. Центральные банки осуществляли банковские операции, а их отношения с коммерческими банками были обычными конкурентными отношениями. В начале XX в. функции центральных банков претерпели значительные видоизменения, в результате чего они окончательно выделились из круга коммерческих банков.

Необходимость обеспечения стабильной работы банковской системы, связанная с чрезвычайной важностью для общества услуг кредитных организаций, побудила правительства возложить на центральные банки функции оказания финансовой помощи банкам, находящимся в затруднительном положении, получившие в законодательстве и научной литературе название «функции кредитора в последней инстанции». Результатом этого явились значительные изменения в статусе центральных банков. Приобретя функции «кредитора в последней инстанции», центральные банки получили и законодательное право определять правила и контролировать деятельность своих должников - коммерческих банков, т.е. право регулировать банковскую систему. Для того чтобы центральные банки действовали в отношении частных банков с необходимой объективностью, им следовало прекратить коммерческую деятельность, при осуществлении которой они неизбежно вступали в отношения конкуренции с подконтрольными кредитными организациями. Поэтому в начале XX в. начался процесс преобразования центральных банков из обычных коммерческих банков в публичные организации.

С расширением  денежной сферы и возможностей коммерческих банков центральные банки стали выполнять другую существенную функцию - оказание банкам платежных услуг, аналогичных тем услугам, которые банки оказывают своим клиентам. При осуществлении платежей между банками центральные банки служат единственно возможными посредниками, выступая как представители банковской системы в целом. К концу 20-х гг. XX в. подобная структура системы платежей и роль, отводимая в ней центральному банку, прочно утвердились в промышленно развитых странах.

К началу XX в. европейские центральные банки  оформились практически с тем  набором функций, который большинство  исследователей полагают классическим: монополия денежной эмиссии, функции банка правительства (прежде всего управление государственным долгом), функции банка банков (расчетный центр, кредитор в последней инстанции), функции регулирования деятельности кредитных учреждений.

Первая мировая  война положила начало новому этапу  в развитии центральных банков и привела к кардинальному изменению их статуса. Перемены в деятельности центральных банков были обусловлены изменениями в монетарной политике, и в первую очередь - подхода государства к вопросу регулирования экономики. Полагалось, что золотой стандарт обеспечит саморегулирование денежной системы, а центральный банк - бесперебойную работу золотого стандарта. На этом этапе роль центрального банка была более технической и сводилась в основном к поддержанию конвертируемости валюты в соответствии с золотым стандартом. Государство не вмешивалось в деятельность центральных банков, предоставляя им практически полную самостоятельность, чему способствовал и акционерный статус центральных банков[3].

Первая мировая  война и последующая за ней  экономическая депрессия значительно усилили роль центральных банков: их основной функцией стала борьба с инфляцией. В связи с этим возник потенциальный конфликт между правительствами и центральными банками: в большинстве стран правительства не соглашались на доминирующую роль центрального банка в определении экономической политики. Центральному банку отводилась роль управления денежно-кредитной системой в соответствии с экономическими целями правительства, среди которых стабильность цен не была основной. Подчинение центрального банка правительству стало составной частью новой экономической политики, опиравшейся на идею необходимости установления государственного контроля над деятельностью частных экономических субъектов и на положения экономической теории кейнсианства, принятой многими правительствами. Общий процесс усиления государственного вмешательства в экономику закономерно привел сначала к установлению контроля над деятельностью центральных банков, а затем - к их национализации.

До второй мировой войны все европейские  центральные банки имели статус коммерческих организаций, облеченных в форму акционерного общества. Уставный капитал центральных банков принадлежал частным лицам, государство практически не имело своего участия в нем. В 40-50-е гг. высшими законодательными актами государств центральные банки были объявлены собственностью государства, а их акции - переданы в управление правительства (в 1945 г. национализирован Банк Франции, в 1946 г. - Банк Англии).

80-е гг. стали  новым этапом в эволюции правового  статуса центральных банков. Мировой кризис управления повлек за собой широкое распространение неоклассической экономической доктрины, провозгласившей необходимость сужения государственного вмешательства в экономику. Следствием этого стало возобновление обсуждения проблемы независимости центральных банков. На практическом уровне отказ от кейнсианской модели и реализация новой доктрины породили широкую волну финансовой либерализации и дерегулирования в 80-е гг. и усилили тенденцию к финансовой глобализации. Эти факторы сформировали политический климат, определивший обращение многих стран к независимости центрального банка в качестве хранителя долгосрочных общественных интересов и противовеса угрозе экономического спада, который может быть вызван движением мировых капиталов. В качестве конкретного аргумента в пользу наделенного большими полномочиями центрального банка приводился тот довод, что независимость последнего приводит к ослаблению инфляционных процессов. В результате в большинстве европейских стран уже внесены изменения в законодательство о центральных банках, в первую очередь касающиеся объема их полномочий и взаимоотношений с правительством[3].

Глобальные  изменения в сфере финансовой деятельности способствовали и появлению другой тенденции - росту координации деятельности центральных банков. Радикальное совершенствование банковских технологий на основе широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации и средств дальней связи, во-первых, и снижение барьеров на экономических и политических границах, во-вторых, оказали существенное влияние на изменение управленческой структуры, частью которой являются _ центральные банки.

Процесс координации  деятельности центральных банков протекает на нескольких уровнях. На глобальном уровне стандарты устанавливает Банк международных расчетов (город Базель), называемый некоторыми специалистами «центральным банком центральных банков», правовые нормы которого все чаще принимаются национальными банковскими законодательствами. На региональном уровне страны «семерки» создали в Базеле международный банковский секретариат, способствующий тесным рабочим отношениям между центральными банками. Основное региональное сотрудничество развивается в рамках Европейского союза и Европейского центрального банка.

Таким образом, можно выделить пять этапов в развитии центральных банков(данные выводы касаются центральных банков Европы и Соединенных Штатов Америки; большинство центральных банков развивающихся стран были основаны после второй мировой войны):

-XVII—XVIII вв. - этап зарождения коммерческих банков — предшественников центральных банков;

-XIX - 30-е гг. XX вв. - этап юридического оформления центральных банков как банков правительства, наделение центральных банков исключительным правом денежной эмиссии, функциями кредитора последней инстанции и регулирования деятельности кредитных учреждений. Появление самого понятия «центральный банк». Этап характеризовался частным статусом центральных банков и практически полной независимостью от правительства. Центральные банки все еще выполняют функции обычных коммерческих банков;

-30-70-е гг. XX в. - этап доминирования кейнсианской модели экономической политики и подчинения центральных банков правительствам. Центральные банки национализированы и иным образом поставлены под контроль правительств. Происходит кардинальное изменение их функций - центральным банкам запрещено заниматься банковскими операциями, их коммерческая деятельность ограничена;

-80-е гг. XX в. - этап неоконсервативной монетарной политики. Характерные черты: либерализация государственного регулирования экономики, автоиомизация центральных банков от правительств. Несмотря на различия юридических механизмов взаимодействия центральных банков с правительствами, очевидна тенденция все большей независимости центральных банков от исполнительной власти;

-с начала 90-х гг. - этап строительства наднациональных центральных банков.

История возникновения  и становления Национального  банка Республики Беларусь как центрального банка Беларуси коренным образом отличается от истории создания и развития центральных банков развитых стран. Если центральные банки государств Западной Европы прошли длительный путь эволюции, развиваясь из обычных коммерческих банков, то Национальный банк Беларуси возник как самостоятельный эмиссионный банк и оформился с тем набором функций, которые характерны для центрального банка, в конце 1990 г. До этого времени на территории Беларуси, как и в иных советских республиках, действовала республиканская контора Государственного банка СССР (создана постановлением СовнаркомаБССР от 3 декабря 1921 г.), которая не являлась и по определению не могла являться центральным банком в его классическом понимании, поскольку выполняла функции, далекие от функций последнего.

Накануне  реформ 80-х гг. в банковскую систему  СССР входили Госбанк СССР, Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), Государственные трудовые сберегательные кассы СССР (Гострудсберкассы). Банковская система СССР в условиях государственной монополии банковского дела представляла собой систему государственных учреждений. Банки являлись собственностью государства и находились в полной зависимости от органов государственной власти. Возглавлял эту систему Госбанк СССР, который, как отмечается в литературе, по существу, функционировал как министерство банков, управляя банками в основном административными методами и формально неся вместе с Правительством СССР, правительствами союзных республик, их центральными и местными органами ответственность по обязательствам всех подчиненных ему кредитных учреждений (Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М.: Юристъ, 1999. С. 313).

Будучи по размерам своих общих активов  самым крупным банком мира и имея разветвленную систему территориальных учреждений, Госбанк СССР представлял собой централизованную систему, непосредственно подчиненную Совету Министров СССР. Полное огосударствление экономики позволяло Госбанку быть единым эмиссионным центром, единой кассой государства и всего народного хозяйства, концентрировать все свободные денежные средства в стране (как производственных предприятий, организаций и учреждений, так и всех банков) и свободно перераспределять их, выдавать наличные деньги предприятиям и организациям для выплаты заработной платы и осуществления других платежей, контролируя при этом процесс расходования этих средств, осуществлять кассовое исполнение бюджета, функцию единого расчетного центра страны, монопольное на территории СССР совершение сделок по покупке золота, серебра и других драгоценных металлов в монетах, слитках, ломе и в сыром виде, а также сделок по купле и продаже иностранной валюты, выписанных в иностранной валюте платежных документов и иностранных ценных бумаг.

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь