Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:45, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является изучение банковской системы России и роли Центробанка Российской Федерации. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-4
Глава 1: Банковская система РФ………………………………………………...…5-13
1.1. Виды банковских систем……………………………………………….5-8
1.2. Банковская система России…………………………………………...8-12
1.3. Особенности кредитной системы России…………………………..12-13
Глава 2: Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации…….13-41
2.1. Центральный банк Российской Федерации………………………...13-15
2.2. Коммерческие банки и специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)…….………………………………….15-22
2.3. Банковская инфраструктура и банковский рынок…………………22-24
2.4. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике………………………………………………………………........2
2.5. Правовой статус Банка России……………………………………...26-31
2.6. Банковские операции………………………………………………........31
2.6.1. Сущность пассивных операций………………………………31-33
2.6.2. Сущность активных операций………………………………..33-35
2.6.3. Банковские услуги…………………………………………….35-36
2.6.4. Взаимосвязь банковских операций…………………………..36-37
2.7. Роль Банка России в регулировании банковской деятельности…..38-41
Заключение………………………………………………………………………...42-43
Список литературы……………………………………………………………………44
Приложение………………………………………………………………………..45-46

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 93.82 Кб (Скачать файл)

На ближайшие полгода целями реструктуризации банковской системы  являются:

- восстановление способности банковской  системы оказывать базовый комплекс  услуг;

39

- увеличение капитала жизнеспособного  ядра банковской системы, улучшение  качества активов, создание долгосрочной  ресурсной базы для банковского  обслуживания потребностей реального  сектора экономики и проведения  платежей;

- восстановление доверия к банкам  со стороны частных вкладчиков  и кредиторов, в том числе иностранных;

- недопущение утраты банковских  технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы  для ведения конкурентоспособной  банковской деятельности;

- отстранение неспособного к  конструктивной работе банковского  управленческого персонала, его  замена на управленцев, добросовестно  защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка;

- привлечение к участию в  капиталах банков новых собственников,  в том числе иностранных инвесторов;

- восстановление нормального функционирования  финансовых рынков, в том числе  межбанковского денежного рынка.

В среднесрочной перспективе целью  программы реструктуризации банковской системы является восстановление полноценной  кредитной деятельности банковской системы при создании условий  для эффективной работы банков с  реальным сектором экономики.

В целях восстановления нормального  функционирования банковской системы  страны и содействия ее эффективному развитию, опираясь на мировую практику восстановления платежеспособности банковских систем, Правительство Российской Федерации  и Банк России объявляют о создании Агентства по реструктуризации кредитных  организаций.

Агентство по реструктуризации кредитных  организаций создается с участием Правительства Российской Федерации  и Центрального банка Российской Федерации небанковской кредитной  организации (закрытое акционерное  общество).

Перед Агентством ставятся следующие  задачи:

- участие в проведении процедур  банкротства в целях законного  удовлетворения требований кредиторов  и вкладчиков, а также обеспечение  условий для эффективной реализации  процедур банкротства;

- проведение государственной политики  по предупреждению банкротств  кредитных организаций;

- создание и обеспечение функционирования  рыночного механизма отстранения  от управления кредитными организациями  участников, в результате деятельности  которых эти организации стали  неплатежеспособными;

- формирование рынка долгов  кредитных организаций и их  должников.

Агентство по реструктуризации кредитных  организаций возьмет на себя при  активном участии Банка России часть  работы по защите интересов кредиторов банков, проведению комплекса мероприятий  по преодолению финансовой

40

неустойчивости конкретных банков либо по такому осуществлению процесса ликвидации банков, которое позволит осуществить справедливое распределение  имущества обанкротившихся кредитных  организаций между кредиторами.

Для реализации поставленных задач  Агентство получит право осуществлять следующие виды деятельности:

- приобретение контрольных пакетов  (долей в уставном капитале) банков, утративших капитал, и осуществление  управления этими банками;

- принятие в залог и в управление  пакетов акций (долей в уставном  капитале) банков, осуществление управления  этими пакетами;

- участие в капитале банков, подвергающихся реструктуризации, представление интересов государства  в этих банках, оказание им  экономической поддержки;

- участие в разработке и реализации  планов финансового оздоровления  банков, подвергающихся реструктуризации;

- управление активами, приобретение, реализация и посредничество  при реализации активов ликвидируемых  банков;

- отстранение от руководства  кредитной организацией лиц, допустивших  потерю кредитной организацией  капитала либо препятствующих  ее оздоровлению;

- организация привлечения необходимых  финансовых ресурсов от российских  и иностранных инвесторов, в том  числе путем выпуска ценных  бумаг, как для реализации мероприятий  по реструктуризации банков, так  и для организации своей деятельности.

К другим мерам по реструктуризации банковской системы, которые Правительство  Российской Федерации и Банк России намерены реализовать, относятся:

- проведение активной политики  поддержки и развития инфраструктуры  финансовых рынков: бирж, расчетных  и клиринговых систем, депозитариев;

- усиление банковского надзора  путем улучшения качества и  оперативности анализа банковской  отчетности, унификации и упрощения  процедур составления и представления  отчетности, уточнения экономических  нормативов и иных требований  к банкам.

В соответствии с мерами Правительства  РФ и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, влияние государства  на банки еще более возрастет. По поводу этого в последнее время  слышно много негативных высказываний. Однако в развитых зарубежных странах  влияние государства еще более  велико. Например в США, если банк хочет  расширить существующее здание или  построить новое, он должен получить разрешение своего контролирующего  органа. [№2]

41

Заключение

Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный  банк Российской Федерации.

Банк России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими  обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования  и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности.

Банк России регистрирует кредитные  организации в Книге государственной  регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Банк России определяет порядок  формирования и размер резервов (фондов) кредитных организаций на возможные  потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан  в соответствии с федеральными законами.

Следует отметить, что банковская система России слабо выполняет свою вторую главную функцию — кредитование. В результате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.

К середине 1998 г. заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты. Однако августовский кризис 1998 г. нанес разрушительный удар прежде всего по кредитной системе России. За август—декабрь 1998 г. капиталы банковской системы сократились на 30%.

Обострению кризиса способствовали также отток вкладов населения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужение ресурсной базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокращению кредитной активности.

В результате банковская система оказалась  отброшенной на несколько лет  назад. Но, несмотря на это, она продолжает функционировать, средние и небольшие банки развиваются, увеличивают капиталы и расширяют клиентуру (табл. 3.).

В сложившихся условиях остро стоит  вопрос о реструктуризации банковской системы. В частности, в рамках подготовки Банком России Концепции развития банковской системы предлагается принятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и закона «О

42

реструктуризации кредитных организаций», а также обеспечение результативной деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

По оценке Банка России, из 1473 действующих  банков 1032 (70%) являются финансово стабильными  и они способны работать без государственной  поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к  «проблемным»: у них образовался  значительный дефицит ликвидных  средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут  самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных» имеют  явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в число которых входят 18 крупных, оказывается государственная поддержка  в силу их социальной и экономической  значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ). Потребность  средств на рекапитализацию банков оценивается Банком России в 75 млрд. руб.

Главными в процессе финансового  оздоровления «проблемных» банков призваны быть меры по реорганизации, а не проведению процессов банкротства. Мировой опыт показывает, что убытки от банкротства в 8—10 раз больше, чем при реорганизации.

Важным вопросом является структура  банковской системы. Целесообразно  иметь полный «ассортимент» банков, таких как банк развития, экспортно-импортный, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной  кооперации. Банк России активизирует и поддержку региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов.

В ситуации, в которой сейчас находится  российская экономика, важнейшая задача – добиться того, чтобы эти финансовые ресурсы, которые формируются внутри страны и которые в ближайшее  время придут извне, были трансформированы в реальные экономические проекты  и в реальные инвестиции.

Роль банковской системы здесь  крайне велика. Если банковская система  активно будет участвовать в  этом процессе, то темпы инвестиционной активности могут значительно возрасти, что создаст основу для долговременного  высокого экономического роста в  ближайшие годы, который, возможно, будет измеряться двузначным числом. Это вполне реально. Однако явных  свидетельств того, что банковская система  справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет. 

 

43

Список литературы

1)    www. cityref. ru

2)    www. referatw. Ru

3)    Банковское дело / Под редак. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – С – Пб, М., Харьков, Минск, 2002

4)    Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы. ¾ М.:«Юстицинформ», 2005

5)    Экономика / Под редак. А.С. Булатова ¾ М.,«Экономистъ»,


Информация о работе Банковская система РФ