Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:45, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является изучение банковской системы России и роли Центробанка Российской Федерации. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-4
Глава 1: Банковская система РФ………………………………………………...…5-13
1.1. Виды банковских систем……………………………………………….5-8
1.2. Банковская система России…………………………………………...8-12
1.3. Особенности кредитной системы России…………………………..12-13
Глава 2: Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации…….13-41
2.1. Центральный банк Российской Федерации………………………...13-15
2.2. Коммерческие банки и специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)…….………………………………….15-22
2.3. Банковская инфраструктура и банковский рынок…………………22-24
2.4. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике………………………………………………………………........2
2.5. Правовой статус Банка России……………………………………...26-31
2.6. Банковские операции………………………………………………........31
2.6.1. Сущность пассивных операций………………………………31-33
2.6.2. Сущность активных операций………………………………..33-35
2.6.3. Банковские услуги…………………………………………….35-36
2.6.4. Взаимосвязь банковских операций…………………………..36-37
2.7. Роль Банка России в регулировании банковской деятельности…..38-41
Заключение………………………………………………………………………...42-43
Список литературы……………………………………………………………………44
Приложение………………………………………………………………………..45-46

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 93.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-4

Глава 1: Банковская система РФ………………………………………………...…5-13

1.1.                    Виды банковских систем……………………………………………….5-8

1.2.                    Банковская система России…………………………………………...8-12

1.3.                    Особенности кредитной системы России…………………………..12-13

Глава 2: Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации…….13-41

2.1.                    Центральный банк Российской Федерации………………………...13-15

2.2.                    Коммерческие банки и специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)…….………………………………….15-22

2.3.                    Банковская инфраструктура и банковский рынок…………………22-24

2.4.                    Центральный банк России: история создания, место в современной экономике………………………………………………………………........2

2.5.                    Правовой статус Банка России……………………………………...26-31

2.6.                    Банковские операции………………………………………………........31

2.6.1.            Сущность пассивных операций………………………………31-33

2.6.2.            Сущность активных операций………………………………..33-35

2.6.3.            Банковские услуги…………………………………………….35-36

2.6.4.            Взаимосвязь банковских операций…………………………..36-37

2.7.                    Роль Банка России в регулировании банковской деятельности…..38-41

Заключение………………………………………………………………………...42-43

Список литературы……………………………………………………………………44

Приложение………………………………………………………………………..45-46

Введение

Целью моей работы является изучение банковской системы России и роли Центробанка Российской Федерации. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность.

Очень важно то, что происходит значительное увеличение финансовых ресурсов и сбережении, которые растут во всех секторах экономики, в первую очередь  вследствие увеличения экспортных доходов  и эффекта импортозамещения. Это относится и к сектору домохозяйств, о чем свидетельствует статистика вкладов, и к сектору предприятии, где цифры еще более высокие. Думается, что этот процесс представляет собой  огромный вызов для банковской системы, которая получает эти ресурсы и должна правильно ими распорядиться.

Даже бюджетный сектор, имеющий профицит, стал источником роста общенациональных сбережении, которые нужно также рационально и наиболее производительно использовать.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном  Банке и другими федеральными законами.                           

Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.  
Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.

При этом не нужно принебрегать и богатым опытом функционирования таких институтов в развитых зарубежных государствах. Несмотря на то, что Центральные банки многих стран в силу путей своего исторического развития весьма различны, но тем не менее они имеют много и сходных черт. Кроме того, часть иностранной практики управления и организации Центрального банка может быть успешна использована для совершенствования построения и функционирования Банка России.

Актуальность этого вопроса  объясняется тем, что, поскольку  банковская система выступает в качестве объекта государственного управления, необходимо достаточно четко уяснить, что в нее входит, из каких элементов она состоит. Иными словами, определение понятия и элементного состава банковской системы Российской Федерации позволит выявить круг объектов государственного управления в этой сфере, т.е. на кого направлено управляющее воздействие органов государственного управления и для кого управленческие решения

3

компетентных органов государства  являются обязательными. А также  актуальность этого вопроса связана  с важнейшей ролью Центрального банка в формировании и регулировании банковской системы.

4

Глава1: Банковская система  РФ.

1.1. Виды банковских систем.

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько  их видов:

-двухуровневая банковская система  (Центральный банк и система  коммерческих банков);

-централизованная монобанковская система;

-уникальная децентрализованная  банковская система Федеральная  резервная система США.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая  структура банковской системы.

Первый уровень банковской системы  образует Центральный банк страны. Он ЦБ выполняет следующие функции:

-осуществляет эмиссию национальных  денежных знаков, организует их  обращения и изъятия из обращения,  определяет стандарты и порядок  ведения расчетов и платежей;

-проводит общий надзор за  деятельностью кредитно-финансовых  учреждений страны и исполнение  финансового законодательства;

-предоставление кредитов коммерческим  банкам; 
выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг; 
управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;

-осуществляет регулирование банковской  ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

-государственные, капитал которых  принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции. Канаде, России);

-акционерные (например, в США);

-смешанные акционерные общества, часть капитала которых принадлежит  государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России), другие создавались  как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции) Но независимо от того, принадлежит или нет капитал  центрального банка государству, исторически  между банком и правительством сложились  тесные связи, особенно усилившиеся  на современном этапе. Правительство  заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в  проведении

5

экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично  влиять на политику центрального банка  независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной  банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут  назначать парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит  относительный характер в том  смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого  согласования и тесной увязки ее основных элементов денежно-кредитной и  финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка  прямо определяется приоритетами макроэкономического  курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в  той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе  банковской системы Франции, которая  характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем,

а также преобладанием государственных  кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции Банк Франции наряду с  двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и

6

финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного  хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней  торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной  валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы  привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных других услуг. Монополия трех государственных  банков приводила к тому, что кредиты  зачастую выполняли роль второго  бюджета. В этих условиях не использовался  эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить  активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой. 
Помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

Курс на развитие рыночных отношений  потребовал создания качественно новой  системы банков. В середине 80-х  годов началось проведение банковской реформы, в результате которой на тот момент были организованы крупные  отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.

Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г. После принятия закона СССР «О кооперации» в 1988 г. объединениям кооперативов предоставлялось право создавать кооперативные банки. В конце 1988 г. было создано 2,5 кооперативных банков. В апреле1989 г. было разрешено создание акционерных коммерческих банков и коммерческих банков на паевых началах.

Основными преимуществами создаваемых  коммерческих банков по сравнению с  государственными специализированными  банками являлись предоставленная  свобода в выборе методов ведения  банковских операций и прямая зависимость  в привлечении клиентов на договорной основе.

В конце 1990 г. были приняты Законы СССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Вскоре были приняты соответствующие законы и в Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» учредителями коммерческих банков могут быть не только юридические, но и физические лица, а такие иностранные участники. С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков.

Перестройка банковской системы путем  создания второго уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была названа реформой банковской

7

системы начала 90-х годов. И если на начало 1990 г. было около 200 коммерческих банков, то к началу 1995 г. уже 2,5 тысячи коммерческих банков. Для сравнения: в США, чтобы создать 1 тысячу банков, потребовалось около 80 лет (1781-1860 гг.).

1.2. Банковская система России

В теоретическом плане уяснение понятия «банковская система» дает возможность очертить ту внешнюю  среду, в которой находится конкретный банк, выявить его зависимость  от этой среды и возможности их взаимного влияния. Затем уяснение состояния банковской системы позволяет определить типы и виды связей внутри этой системы, возможности ее совершенствования, защиты и т.д.

Актуальность этого вопроса  объясняется тем, что, поскольку  банковская система выступает в качестве объекта государственного управления, необходимо достаточно четко уяснить, что в нее входит, из каких элементов она состоит. Иными словами, определение понятия и элементного состава банковской системы Российской Федерации позволит выявить круг объектов государственного управления в этой сфере, т.е. на кого направлено управляющее воздействие органов государственного управления и для кого управленческие решения компетентных органов государства являются обязательными.

Информация о работе Банковская система РФ