Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 03:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является — анализ основных направлений развития банковской системы РФ и факторов влияющих на ее устойчивость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие, признаки и структуру банковской системы;
2) охарактеризовать ее основные элементы;
3) определить факторы устойчивости банковской системы;
4) рассмотреть систему мониторинга Банка России за финансовой устойчивостью банковского сектора.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Современная банковская система Российской Федерации, понятие
и структура …………………………………………………………………….
1.1. Сущность и структура банковской системы …………………….
1.2. Функции и правовые основы деятельности ЦБ РФ ……………..
1.3. Факторы, влияющие на развитие банковской системы………….
Глава 2. Анализ устойчивость банковской системы ЦБ РФ………………..
2.1. Анализ основных факторов устойчивости банковской
системы РФ ……………………………………………………………………
2.2. Роль Банка России в поддержании устойчивости банковского
сектора ………………………………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_dengi_kredit_banki_2.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

2. Мониторинг  устойчивости банковской системы должен проводиться как применительно к банковской системе России в целом, так и в регионах страны -применительно к региональным банковским секторам. Таким образом, речь идет о соблюдении принципа учета региональной специфики банковских секторов. Необходимость данного принципа объясняется наличием существенных различий в общеэкономических условиях деятельности различных региональных банковских систем. Эти различия предопределяют неравномерность воздействия внешних и внутренних факторов на устойчивость банковских структур в разных регионах страны.

3. Мониторинг  устойчивости банковской системы должен основываться на принципе непрерывности, который означает, что работа по сбору и оценке информации должна проводиться постоянно, а не, периодически.  
4. Принцип сопоставимости исходных данных и результирующих показателей мониторинга. Он означает, что исходные данные, составляющие информационную базу мониторинга устойчивости банковской системы, должны быть сопоставимы на различных отрезках времени, для этого необходимо обеспечивать неизменность форм отчетности кредитных организаций и хозяйствующих структур реального сектора экономики на длительном отрезке времени.

5. Принцип доступности выводов и результатов мониторинга свидетельствует о необходимости рас смотрения и обсуждения документально зафиксированных выводов мониторинга всеми заинтересованным и пользователями информации о банковской системе.

В целях обеспечения устойчивости банковского сектора Банком России проводится комплексный анализ внутренних и внешних факторов уязвимости банковской системы. Принципиальным моментом системы мониторинга устойчивости является сочетание в рамках одной системы инструментов макро и микро пруденциального анализа, что позволяет наряду с оценкой финансовой устойчивости банковского сектора в целом, идентифицировать банки, наиболее подверженные рискам, которым необходимо уделять особое внимание надзорного органа12. Такая система позволяет на практике реализовать проактивную функцию банковского надзора: заблаговременное выявление негативных тенденций и предупреждение развития кризисной ситуации на возможно раннем этапе. Система мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора состоит из трех основных взаимосвязанных элементов:

- регулярный мониторинг банковских рисков;

- стресс - тестирование;

- анализ показателей финансовой устойчивости банковского сектора.

Рассмотрим первый элемент - регулярный мониторинг банковских рисков. Он включает в себя следующие подсистемы:

- мониторинг риска кредитования нефинансовых предприятий;

- мониторинг риска потребительского кредитования;

- мониторинг ликвидности13.

В будущем планируется добавление к ним мониторинга рыночного риска и достаточности капитала.

В процессе мониторинга анализируется отчетность 200 крупнейших по величине активов банк При этом банки разбиваются на подгруппы:

московские, региональные и банки, контролируемые иностранным капиталом.

для определения пороговых значений, превышен ие которых может свидетельствовать о потенциальном развитии неблагоприятной ситуации в банковском секторе, проводится зонирование показателей, используемых в соответствующих блоках мониторинга, в зависимости от уровня угрозы стабильности банковского сектора (принцип "светофора"):

-  зеленая зона (не вызывает опасений);

- желтая зона (внимание - возможность формирования неблагоприятных тенденций в деятельности банка):

-  красная зона (повышенное внимание - возможность неблагоприятного развития событий).

При анализе конкретных банков в рамках любых из названных выше блоков мониторинга дополнительно учитывается попадание банка в группу риска по другим подсистемам мониторинга.

В основе мониторинга риска кредитования нефинансовых предприятий и риска кредитива физических лиц лежит расчет скорректированного показателя достаточности капитала, при определении которого используется величина капитала, уменьшенная на возможные потери, отражающие соответствующие риски. При расчете скорректированного показателя достаточности капитала были введены следующие допущения:

- объем потерь от невозврата кредитов принимается равным объему просроченной задолженности по этим кредитам;

- капитал банка уменьшается на величину указанных потерь (просроченная задолженность за вычетом резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности)14.

В целях мониторинга риска кредитования нефинансовых предприятий и физических лиц в целом по 200 крупнейшим банкам, а также по группам банков в качестве основного использован показатель удельного веса просроченной задолженности по соответствующим кредитам. Определение пороговых значений (зонирование) этого показателя производится с учетом расчета скорректированного показателя достаточности капитала.

В целях выявления конкретных банков, у которых невозврат просроченной задолженности может привести к существенному снижению.

Определение пороговых значении каждого из рассматриваемых показателей по каждой из групп банков проводится на основе ретроспективного анализа.

Верхняя граница "желтой" зоны определяется как среднее значение показателя минус одно стандартное отклонение, "красной" зоны - как среднее значение показателя минус три стандартных отклонения. Полученные значения были скорректированы по результатам ретроспективного анализа показателей ликвидности банков с отозванной лицензией.

В ходе мониторинга выявляются конкретные банки, находящиеся в "красной" зоне не менее чем по двум из указанных показателей. В качестве дополнительных факторов используются: - отклонение текущего значения каждого их указанных трех показателей от максимального за последние три

месяца;

- информация по не проведенным в течение отчетного месяца платежньтм документам;

- величина  оттока привлеченных средств15.

Мониторинг проводится ежемесячно.

В целом мониторинг рисков призван способствовать выявлению неблагоприятных тенденций в деятельности кредитных организаций на самых ранних стадиях и тем самым служит задачам поддержания устойчивости кредитных организаций и банковского сектора в целом.

Вторым элементов системы мониторинга является - стресс-тестирование. Если регулярный мониторинг призван выявлять признаки формирования неблагоприятных тенденций и по сути является инструментом раннего реагирования, то стресс-тестирование выступает инструментом оцен ки устойчивости банковского сектора, а также идентификации банков, наиболее подверженных рискам, в случае возникновения напряженной ситуации в экономике.

В Банке России стресс-тестиронание проводится ежегодно, начиная с 2002 г., когда эта работа впервые была проведена совместно с МВФ и Всемирным банком в рамках Программы оценки финансового сектора России. Методология стресс-тестирования постоянно развивается и совершенствуется. Так, по сравнению с методологией, использовавшейся при стресс-тестировании годом ранее, в методологию, используемую в рамках данного анализа, был внесен ряд изменений. В частности, был добавлен расчет по риску кредитования физических лиц, изменена методика расчета риска ликвидности, добавлено предположение об оттоке депозитов юридических лиц, а также уточнены использовавшиеся корректировочные коэффициенты.  
Анализ проводится на основании отчетности 200 крупнейших российских банков по размеру активов на начало анализируемого периода.

 Третий элемент системы представляет собой - анализ показателей финансовой устойчивости (ПФУ). Показатели финансовой устойчивости представляют собой систему показателей текущего финансового состояния различных финансовых институтов страны (в том числе небанковских кредитных организаций), а также их корпоративных контрагентов, сектора домашних хозяйств, состояния рынка недвижимости и показателей ликвидности финансового рынка.

 Банк России принимает участие в Проекте по составлению показателей финансовой устойчивости, представляющем, фазу рабочей программы М ВФ, направленной на усиление макропруденциального анализа финансовых систем стран - членов Фонда. Анализ показателей финансовой устойчивости банковского сектора являлся одним из направлений реализации Программы оценки финансового сектора Российской Федерации (Р8АР). Банк России рассчитывает 25 показателей по банковскому сектору, рыночной ликвидности и рынку недвижимости.

 Составляя ПФУ, Банк России максимально приближает методики расчета показателей к рекомендациям Руководства по показателям финансовой устойчивости. Вместе с тем в Российской Федерации и в других уровня достаточности капитала, анализируется значение скорректированного показателя достаточности капитала исходя из фактических значений просроченной задолженности.

В качестве дополнительного фактора, характеризующего повышен ны й уровень кредитного риска, определяется доля кредитов заемщикам, относящимся к отраслям "неблагополучным" в финансовом смысле. Такие отрасли выявляются по данным проводимого мониторинга финансового состояния предприятий-заемщиков.

Попадание банка в "группу риска" еще не свидетельствует о наличии у него реальных проблем и рассматривается лишь как сигнал к более внимательному изучению текущей ситуации в кредитной организации и принятых в ней систем управления рисками. При этом особое внимание должно уделяться банкам, неоднократно (на ряд отчетных дат) попадающим в зону внимания.

По результатам мониторинга в территориальные учреждения Банком России направляются запросы в отношении банков, в деятельности которых выявлены признаки формирования неблагоприятных тенденций. Территориальные учреждения проводят предметную оценку финансового состояния кредитных организаций и качества управления рисками.

Следующим этапом регулярного мониторинга банковских рисков - является мониторинг ликвидности, в его основе лежит анализ следующих основных показателей:

- доля в активах средств, размещенных банками на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России и на корреспондентских счетах в

кредитных организациях;

- показатели мгновенной и текущей ликвидности.

В странах существует ряд расхождений, связанных с особенностями законодательной и нормативной баз, а также национальной практики учета и отчетности. Например, в институциональный охват для расчета ПФУ Банк России включает все кредитные организации (а не только депозитные), производные финансовые инструменты не учитываются на балансе кредитных организаций.

Следует отметить, что показатели, аналогичные ПФУ, уже активно используются Банком России, в частности, при подготовке ежемесячного сборника «Обзор банковского сектора Российской Федерации», ежегодного «Обзора о развитии банковского сектора и банковского надзора». Кроме того, методология Руководства учитывалась при формировании систем ы мониторинга устойчивости банковского сектора. При этом зачастую Банк России применяет более строгие подходы, например, к оценке неработающих кредитов, краткосрочных активов и обязательств.

 

Заключение

 
В ходе работы по исследованию банковской системы и ее устойчивости автор пришел к следующим выводам:

- устойчивость - это многоплановое понятие, которое во многом связано как с внешними факторами экономической среды, так и с внутренними, определяющими эффективную организацию банковской деятельности.  
- в условиях рынка устойчивость банковской системы напрямую зависит от качества стратегических решений.  
- под экономической устойчивостью банковской сферы следует понимать и наличие органической совокупности внутренних характеристик деятельности банка. Таким образом, различные определения устойчивости банковской системы зависят от того, с какой целью и в связи с изучением каких процессов и факторов рассматривается понятие устойчивости. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что любую систему можно считать устойчивой, если она успешно выполняет свои основные функции, способ на преодолевать кризисы и имеет возможности для дальнейшего развития и качественного совершенствования.

В связи с этим кажется важной (и правильной) характеристика, согласно которой устойчивой можно признать банковскую систему, основное звено которой - банки - являются конкурентоспособными на отечественном и мировом рынке, невосприимчивы или быстро адаптируются к кризисным потрясениям. ориентирован ы на развитие преимущественно реального сектора и вложение средств в экономику (а не на трейдерские операции).

Для характеристики устойчивости банковской системы современной России важно исходить из основной цели ее формирования. Эта цель должна быть обращена не только к банковской системе, но и к реализации целей экономики страны в целом и в данном контексте - к повышению роли банков в народном хозяйстве.

 

Устойчивой можно считать таковскую систему, построенную с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, невосприимчивую или легко адаптирующуюся к кризисным ситуациям, играющую активную роль в кредитовании народного хозяйства страны, обеспечивающую равные возможности для повышения качества и надежности каждой кредитной организации, входящей в систему, путем укрепления структуры собственности, роста капитализации, улучшения корпоративного управления и контроля над рисками, повышения транспарентности отчетности и деятельности.

Информация о работе Банковская система РФ