Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 03:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является — анализ основных направлений развития банковской системы РФ и факторов влияющих на ее устойчивость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие, признаки и структуру банковской системы;
2) охарактеризовать ее основные элементы;
3) определить факторы устойчивости банковской системы;
4) рассмотреть систему мониторинга Банка России за финансовой устойчивостью банковского сектора.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Современная банковская система Российской Федерации, понятие
и структура …………………………………………………………………….
1.1. Сущность и структура банковской системы …………………….
1.2. Функции и правовые основы деятельности ЦБ РФ ……………..
1.3. Факторы, влияющие на развитие банковской системы………….
Глава 2. Анализ устойчивость банковской системы ЦБ РФ………………..
2.1. Анализ основных факторов устойчивости банковской
системы РФ ……………………………………………………………………
2.2. Роль Банка России в поддержании устойчивости банковского
сектора ………………………………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_dengi_kredit_banki_2.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

- Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов;  
- Банк не регистрируется в налоговых органах;

 - Банк России является юридическим лицом;

 - государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства;  
- полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России без его согласия не допускаются.

Центральный Банк (Банк России) является основным проводником денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения.  
Роль Центрального Банка РФ в экономике заключается:

- в защите и обеспечении устойчивости рубля;

- регулирование совокупной денежной массы в экономике;

- в развитии и укреплении банковской системы;

- в воздействии на активность коммерческих банков;

- в установлении единых правил банковской деятельности, разъяснении отдельных вопросов банковской практики;

- в содействии бесперебойному функционированию системы расчётов.  
По мере развития экономики роль Центрально Банка усиливается и возрастает, поскольку именно через денежно-кредитный механизм обеспечивается основа развития денежной системы страны.

  Центральный Банк в Российской Федерации был создан после обретения  
ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка  
РСФСР, который в декабре 1990г. был переименован в Центральный банк  
РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995г. — в Центральный банк  
Российской Федерации (Банк России)6.

  Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности  
Центрального Банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ,  
Федеральным законом от 26 апреля 1995г. «О внесении изменений и  
дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а  
также Федеральным законом от 3 февраля 1996г. «О внесении изменений и  
дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». 1 Центральный банк РФ подотчетен лишь Государственной думе Федерального

Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента назначает

сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России - Совета директоров, рассматривает годовой отчёт ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год: при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство ф инансов РФ по вопросам графика выпуска ценных государственных бумаг и погашения государственного долга с учётом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениям и ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Важное направление денежно-кредитной политики Банка России - политика валютного курса. ЦБР активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования денежного обращения и уровня инфляции. Покупая или продавая доллары США за рубли, ЦБР оказывает воздействие, как на объем рублёвой массы, так и на валютный курс рубля.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик - около 40% денежной массы, поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение. Контроль за ростом денежной базы, более 70% которой составляют наличные деньги в обращении, является важной составляющей регулирования Банком России денежной массы.

Банкноты (билеты Банка России) и монеты - это безусловные обязательства Банка России, которые обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории РФ: они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платёжного средства, как наличные рубли.

В целях организации налично-денежного обращения на территории РФ Банк России:

- осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создаёт их резервные фонды;

- устанавливает правила и хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожение;  
- определяет порядок ведения кассовых операций.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчи ков и кредиторов. ЦБР осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:  
- регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.); определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;  
- регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

- установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчётности кредитных организаций;

- регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

- надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦЬР, проверка деятельности кредитных организаций.

  Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платёжной систем ы Российской Федерации. Он организует межбанковские расчёты, служит расчётным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчётов в России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчётных (в том числе клиринговых) систем.

  Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственных внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты Правительству России на срок не более одного года (для покрытия кассовых разрывов в бюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете.

ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска ценных государственных бумаг и погашения государственного долга с учётом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

 Банк  России выполняет внешнеэкономическую функцию по следующим основным направлениям:

- предоставляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях; участвует в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах;  
- определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ, выдаёт разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ;

- определяет порядок осуществления расчётов с иностранными государствами;

- принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса России и организует его составление;

- управляет международными резервами страны;

- в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» выполняет функции органа государственного валютного регулирования и валютного контроля.

 

1.3. Факторы  влияющие на развитие банковской

 

На   ход   развития банковской системы влияет  ряд   макроэкономических  и

политических факторов. Среди них можно выделить такие, как:

-  степень зрелости товарно-денежных отношений;

- общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

- законодательные основы и акты;

- общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Банки выполняют операции, носящие в основном денежный характер. Они (принимают денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяет и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и тортового оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стали основным занятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Сорос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями в общем поступательном развитии банковского хозяйства оно может в то же время сдерживаться войнами, которые связаны с разрушением материальных благ и имущества. Негативное влияние на банковскую систему могут также оказать и затяжные экономические кризисы.

 Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, банки не могут мобилизовать свободные ресурсы, если вместо товарообмена вводятся обязательные изъятия продуктов, если в целом не поощряется деятельность банков, отдается предпочтение распределению, а не обмену продуктов, то кредитные учреждения не получают импульсов для развития, более того, банки могут быть свернуты. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби, составленное из местных банков, местных предпринимателей, может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков. Естественное для развития банков взыскание ссудного процента может сдерживаться общим представлением общества о его ценностях и морали.

 Заметное  влияние на развитие банковской  системы может оказать законодательная  база той или иной страны. В  некоторых странах банкам запрещается  выполнять определенные операции  с ценными бумагами, вкладывать  свои капиталы в капиталы предприятии. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция сосредоточена на выпуске денег в обращение и укрепления их платежеспособности.

 Законодательство  оказывает воздействие на развитие  банковской системы не только  своими запретами. Известны многочисленные  примеры, когда в соответствии  с тем или иным законом учреждается  тот или иной банк, призванный содействовать развитию той или иной отрасли народного хозяйства (промышленности, торговли, транспорта и т.п.).

 На  развитие банковской системы  огромное влияние оказывают и  общее представление о сущности  и роли банка в экономике. В  распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, как орган контроля, надзора за деятельностью предприятий. Банк в этой связи выступал как бы в роли надстройки, не создающей своего продукта. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, появляются частные, кооперативные и акционерные банки, такие специализированные кредитные учреждения, как ипотечные, муниципальные банки; система становится более многосторонней, приобретает более за конченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Информация о работе Банковская система РФ