Банковская система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение банковской системы Китая. Попытка дать оценку происходящим изменениям в банковском секторе. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
дать понятие банковской системы и её элементов;
проследить историю развития банковской системы России;
оценить реформирование банковской системы
проанализировать её современное состояние;
описать межбанковские отношения Китая с Россией;
узнать, как регулируется банковская система;

Содержание

Введение…………………………………………………………….….. стр. 5
1. Система денежного обращения Китая…………………………… стр. 7
1.1 История развития денежно-кредитной системы…………………… стр. 7
1.2 Денежно-кредитная политика Народного банка Китая………….. стр. 12
2. Банковская система Китая………………………………………… стр. 17
2.1 История развития банковской системы Китая…………………. стр. 17
2.2 Банковская система Китая и ее структура……………………… стр. 20
3. Современная банковская система Китая……………………………стр. 22
3.1 Народный банк Китая……………………………………………… стр. 22
3.2 Коммерческие банки Китая……………………………………… стр. 24
3.3 Банки некоммерческого кредитования…………………………. стр. 31
3.4 Иностранные банки в Китае……………………………………… стр. 33
3.5. Реформирование банковской системы Китая……………………. стр. 38
4. Сравнение банковских систем Китая и России……………………. стр. 44
5. Расчет нормативов деятельности коммерческих банков…………. стр. 47
Заключение……………………………………………………………. стр. 51
Список использованной литературы………………………………….. стр. 52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа китай.docx

— 213.77 Кб (Скачать файл)

В помощь четырем  крупнейшим государственным банкам были созданы четыре компании по управлению активам: "Хуажун", "Циньда", "Чан-чэн" и "Дунфан". В связи с предоставленными им правами эти компании стали акционерами соответствующих государственных предприятий, являвшихся крупнейшими должниками. Им предстояло поменять руководство предприятий и взять под контроль процесс принятия решений, влияющих на производственный процесс и движение к рыночным отношениям.

Как показала практика, попытка использования реструктуризации долгов для акционирования предприятий  не дала в полной мере ожидаемых  результатов, так как квота возврата наличных средств составила всего 30%.

Значительная  часть несостоятельных долговых обязательств возникла у государственных  банков вследствие "принудительного" кредитования государственных, региональных и местных проектов в области  инфраструктуры. Кредиты банков воспринимались как дарение, их возврат, вероятно, планировался государством лишь в редких случаях, и банки своих денег обратно  практически не получали.

Для прекращения  подобного "принудительного" финансирования, которое и стало причиной большей  части безнадежных долгов, были учреждены  три банка развития. Именно эти кредитные учреждения, а не четыре крупнейших банка несут теперь ответственность за кредитование государственных проектов в сфере инфраструктуры. После завершения этого преобразования случаи невозврата кредитов могут возникать только в результате собственной неспособности банков распознать кредитные риски и управлять ими.[7]

Деполитизация и  приватизация банков

В настоящее время  существует смешанная система управления, состоящая из политических факторов, трудностей производственного характера  и недостатков самих банков. Политический фактор состоит в том, что банкам в рамках коммерциализации была предоставлена большая свобода и расширена сфера ответственности, а политические указания были заменены директивами. В явном противоречии с объявленной политикой коммерциализации находится также тот факт, что от государственных банков требуют разработки новых программ кредитования для стимулирования несколько ослабевшей конъюнктуры.

Следующий фактор - относительная внутренняя слабость государственных банков. После их коммерциализации были введены новые  правила менеджмента кредитных  рисков, и некоторые кредиты по экономическим соображениям больше не предоставлялись. Одновременно банкам еще не хватает внутренней надежности и достаточного опыта, знания современных методов составления балансов и систем оценок.

И, наконец, производственный фактор - ограниченная рентабельность государственных банков, что объясняется  целым рядом причин, в том числе:

  • общими недостатками системы управления,
  • плохим внутренним контролем за расходами,
  • слишком высокими налогами и сборами.

Несмотря на все  эти трудности идет процесс по подготовке к приватизации государственных  банков. Произошло изменение в  идеологии центрального банка Китая, который теперь допускает преобразование государственных банков в акционерные  общества.

Следует отметить, что в течение последних 10 лет  государственные коммерческие банки  в значительной степени изменили свой имидж с точки зрения оборудования, банковских технологий и архитектуры. По сравнению с остальными китайскими банками они лучше обеспечены капиталом, техникой и имеют хорошо обученный персонал. Шанхай буквально перегружен банками и более интернационален, чем Пекин. Гонконг занимает особое положение и служит образцом динамичного развития и консультантом по реформированию. В результате неоднородности страны и несовпадающих друг с другом региональных интересов между центральными офисами банков и отдаленными провинциями существуют значительные расхождения.

Для Китая современный  облик столичных банковских небоскребов  и низкий качественный уровень провинциальных банков - это не противоречие, а выражение  стремительного развития и неоднородности страны.

Все изменения  проводятся с большой осторожностью. Быстрые и радикальные перемены считаются не подходящими для  Китая и отвергаются. Нельзя не заметить при этом некоторой фрагментарности  финансово-банковской реформы и  отсутствие единой стратегии действий.

Процесс реформирования затронул Народный банк Китая. После  проведенной в 1983 г. реорганизации  и принятия в 1995 г. Закона "О Народном банке Китая" он взял на себя функции  надзора за банками и ответственность  за денежную политику, обеспечение  народного хозяйства деньгами и  осуществление платежного оборота.

Важной задачей  центрального банка является либерализация  процентной политики, введение свободных  процентных ставок по депозитам и  кредитам, а также разрешение рыночного  ценообразования.

Важной особенностью банковской системы КНР является то, что во вклады идет примерно 40% доходов населения. Это весьма высокий показатель. Такое положение можно объяснить, с одной стороны, уже ставшей поговоркой китайской бережливостью. С другой стороны, подобная ментальность населения вытекает из самого состояния экономической системы, необходимости иметь сбережения на случай социальных потрясений, желания получить хорошее образование, возможно, даже за рубежом, но может объясняться также и отсутствием альтернатив сберегательным вкладам, таких, как финансовые рынки и рынки капитала.

Защита депозитов  и банковский надзор. Системы защиты частных сберегательных вкладов в современном понимании нет ни в Китае, ни в Гонконге. Три четверти всех депозитов находятся в четырех государственных банках, и их сохранность негласно гарантируется государством. Специальная же система защиты частных вкладов необходима, в первую очередь по двум причинам. Во-первых, потому, что только обязательный и финансируемый всеми банками фонд защиты вкладов поможет решить проблему морального риска и справедливо распределить затраты по защите вкладов населения.

Во-вторых, потому, что все сберегательные вклады, а  не только лежащие в государственных  банках, должны быть защищены от потери с помощью специального института. Именно на том этапе, когда банки  постепенно приобретают самостоятельность, возникает вопрос их надежности. Система  защиты депозитов снижает опасность  системных рисков, способствует росту  доверия к банкам, развитию конкуренции  и созданию новых частных банков.

До недавнего  времени не существовало и реального  банковского надзора. Он возник лишь совсем недавно весной 2003 г. в лице государственной комиссии по банковскому  надзору и регулированию. Надзор должен прежде всего быть адаптирован  к новым финансовым отношениям и  растущему числу китайских и  иностранных кредитных организаций.

В целях повышения  прозрачности и борьбы с безнадежными долгами Народный банк Китая внедрил  у себя компьютерную систему с  короткими отчетными периодами  и инструментами, аналогичными тем, которые использует Немецкий федеральный  банк.

Большие надежды  связаны с комиссиями, образованными  Народным банком, но работающими независимо от него. Они призваны обеспечить более  строгий контроль.

Признание правил ВТО рассматривалось не как ослабление политической системы реформирования или угроза ей, а как внешняя  помощь в интересах санации всего  финансового сектора, в том числе  и для убеждения внутренних критиков и обоснования необходимости  частичного ускорения темпа реформ. Следствием этого станет конкуренция  иностранных банков с национальными, прежде всего государственными банками. Иностранные банки смогут осуществлять сделки в иностранной валюте с  физическими и юридическими лицами, с предприятиями и населением Китая.

К этому времени  должны быть сняты также все региональные ограничения деятельности иностранных  банков.

Вступление в  ВТО и конкурентное давление на банки  стимулирует более интенсивное  движение по пути реформ и вынуждает  банки систематически совершенствовать технологии менеджмента и кредитного контроля, а также работать более  прибыльно. Уже сейчас управление банками  стало более самостоятельным  и уверенным. Для многих предприятий  стало гораздо труднее получить кредиты.

Остро стоит и  проблема санации банков. Возможны следующие варианты ее решения:

  • санация государственных банков путем списания безнадежных долгов;
  • ежегодное снижение на 3% государственными банками суммы безнадежных долгов, чтобы через семь лет достичь приемлемого по международным меркам уровня в 5 - 6%. Этот метод "взросления" наряду с общеэкономическим ростом и ростом кредитов предполагает получение прибыли, за счет которой можно бы было провести списание старых безнадежных долгов. Давно назревшая рекапитализация могла бы быть осуществлена путем выпуска акций государственных банков. Хотя коммерциализация началась уже несколько лет назад в качестве первой ступени санации, но пока стратегические инвесторы готовы иметь дело только с высоко прибыльными здоровыми предприятиями, а не со слабыми банками.

Выделение в особую статью проблемных кредитов представляется неизбежным. В ином случае банковский сектор станет ахиллесовой пятой  и тормозом реформ. Только повторная  рекапитализация за счет государственных  средств выведет банки Китая  на международный уровень и тем самым будет способствовать стабильности банковского рынка. Применимая на практике стратегическая концепция могла бы состоять из следующих мероприятий:

  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • прямые платежи из средств центрального и региональных бюджетов;
  • радикальное, но временное снижение налогового бремени;
  • опережающая либерализация процентных ставок;
  • ускоренное реформирование аудиторской системы специально для государственных банков в целях предупреждения возникновения новых безнадежных долгов в результате предоставления "политических" кредитов и применения международных стандартов;
  • ускорение либерализации финансового рынка.

После реального  отказа от "принудительных" кредитов шаг за шагом произойдет оздоровление государственных банков, но при этом одновременно усилится напряжение на государственных предприятиях, которые  лишатся прежде всегда существовавшей возможности получения ликвидных  средств и во многих случаях будут  вынуждены пойти на увольнения. Если подобные увольнения окажутся для руководства  страны по социальным соображениям неприемлемыми, то наилучшим путем по-прежнему останется  прямое субсидирование этих предприятий. Перенос тяжести адаптации к реформам с банков на предприятия уже давно назрел и должен теперь быть проведен, в том числе и по причинам социального характера.

Региональное  обособление и юридическое дробление  каждого из этих больших банков могло  бы создать организационные и  налоговые преимущества для достижения рационализаторского эффекта и  повышения конкурентоспособности. Но в настоящее время такая  возможность не обсуждается, во-первых, из-за общей проблемности этого сектора, во-вторых, из-за колоссальных региональных различий в экономической сфере  и сфере менеджмента, и в третьих, из-за неясных ожидаемых выгод.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сравнение банковских систем Китая и России

 

Сравнение банковских систем двух стран обычно осложняется огромным различием масштаба наших экономик, что делает несопоставимыми показатели в абсолютном выражении. Глубина финансового посредничества в Китае также больше, что усиливает ощущение расходящихся эволюционных траекторий. С методологической точки зрения нелегко преодолеть и понятийный барьер, когда одни и те же по сути явления и институты называются в каждой из стран по-своему, а также информационную недостаточность (отсутствие надёжной подробной статистики, низкое качество финансовой отчётности банков, и т.д.). Изучив банковскую систему России и Китая, выделим следующие сходства:

1. Особое положение группы крупнейших банков, находящихся под контролем государства.

Особый уровень  составляют крупнейшие из контролируемых государством банков – в России это Сбербанк, ВТБ и 3 его дочерних банка, Россельхозбанк; в Китае - Industrial and Commercial Bank of China, Agricultural Bank of China, Bank of China, China Construction Bank, and Bank of Communications. Даже названия этих банков во многом похожи; по сути

прообразом их всех были «спецбанки» из опыта позднего СССР.

Контролируемые  государством банки лидируют и совокупно  преобладают почти во всех сегментах банковского рынка. В России создаются новые «спецбанки».

2. Концентрация  на рынке является средней,  если брать госбанки по отдельности, и высокой, если консолидировать их доли рынка.

3. Государство  постепенно отходит от полного  владения своими банками, привлекает внешних инвесторов. Но конечный контроль всё равно остаётся в руках государства.

4. Контролируемые  государством банки проводят  инвестиционную и

структурную политику правительства, пытаясь сочетать это  с коммерческими принципами деятельности. Качество активов является проблемой в обеих странах.

5. В обеих странах  опережающими темпами растут  банки развития и

Информация о работе Банковская система Китая