Банковская система.Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение эффективности кредитно-денежной политики и ее воздействие на банковскую систему.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность, виды и функции банковской системы в современной экономике.
Изучить модель функционирования денежного рынка.
Рассмотреть виды, инструменты монетарной политики
Провести сравнительный анализ монетарной политики России и Китая.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Характеристика денежной и банковской системы 6
1.1. Деньги. Денежная система 6
1.2. Банковская система. Функции и роль банков в экономике страны 10
1.3. Виды банков и организационно-экономические основы их функционирования 12
Глава 2. Анализ кредитно-денежной политики 17
2.1. Денежный рынок 17
2.2. Сущность, виды, цели, инструменты кредитно-денежная политика 20
2.3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег 23
2.4. Сравнительный анализ монетарной политики Российской Федерации и Китая 27
Заключение. 30
Список литературы. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система.Кредитно-денежная политика.docx

— 156.92 Кб (Скачать файл)

Эти цели непосредственно относятся к  деятельности центрального банка и реализуются в рыночной экономике посредством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам кредитно-денежной политики центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты центрального банка и его цели.

Цели  достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят:

• лимиты кредитования;

• прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят:

• операции на открытом рынке;

• изменение  нормы обязательных резервов;

• изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования).

Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным

банком  государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке  центральный банк регулирует величину де нежной массы в народном хозяйстве  страны. Покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

Операции  на открытом рынке нередко происходят в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим образом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обязательного выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается центральным  банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит:

• от вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования);

• от размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение  нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы — суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряется доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.

Изменение учетной ставки — это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки. В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще.

Снижение  учетной ставки, наоборот, облегчает  получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.

2.3. Политика «дорогих»  и «дешевых» денег

В зависимости  от состояния экономики и целей  выделяют два типа денежно-кредитной  политики: рестриктивную и экспансионистскую.  

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции.

Реализация  политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым  Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

Позитивные последствия:

  • стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные  последствия:

  • сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • снижение устойчивости банковской системы;
  • ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

  • стабилизация курса рубля;
  • рост сбережений населения;
  • снижение темпов роста кредитования;
  • сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
  • увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
  • сокращение спроса и снижение объемов производства;
  • падение инвестиционной активности;
  • рост числа банкротств предприятий и банков.

Таким образом, политика "дорогих" денег позволила  в 2009 г. сохранить курс рубля и  удержала инфляцию в пределах 20% и  снизились разрывы между кредитами  и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный  сектор экономики в условиях проведения политики "дорогих" денег будет  испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных  сегодня предприятий смогут воспользоваться  банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать  о снижении способности к выживанию  и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также  об отсутствии государственных программ их поддержки.

Политика "дорогих" денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая  в умеренной степени зависит  от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций.

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики "дешевых" денег  может быть обусловлен следующими задачами:

  • стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);
  • обеспечение стабильности банковской системы.

Позитивными последствиями данной политики могут  стать:

  • минимизация спада производства;
  • поддержка уровня занятости;
  • стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • сохранение угрозы девальвации рубля;
  • высокие риски ускорения инфляции;
  • консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году: 

  • расширение спроса снизит темпы падения производства;
  • решение проблемы "плохих" долгов будет перенесено на последующие годы;
  • сохранится высокая инфляция;
  • продолжится снижение курса рубля;
  • произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;
  • сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Ключевым  вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда  основными источниками предложения  денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия  под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие  риски для финансовой стабильности.

Таким образом, политика "дешевых" или "дорогих" денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем. И хотя четкого определения типов  денежной политики и оценки дороговизны  денег не существует, периоды развития российской экономики в условиях "дорогих" и "дешевых" денег  можно проследить на основе реальных процентных ставок:

Из графика  видно, что за последние двенадцать лет политика "дорогих" денег  проводилась лишь в 1997 г. – первой половине 1998 г. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса  рубля. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения. Но, правда, известен и итог той политики – системный финансовый кризис.

Напротив, в 2000-х годах проводилась политика "дешевых" денег. Эта политика реализовывалась за счет притока  в страну нефтяных средств и привлечения  внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате политика "дешевых" денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.

В течение  кризиса 2008–2009 годов процентная политика Банка России пережила несколько  фаз развития. [Приложение 1] Осенью 2008 года регулятор произвел экстренное снижение процентных ставок по инструментам рефинансирования для повышения ликвидности в банковском секторе и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре 2008 – феврале 2009 года ему пришлось пойти на временное повышение процентных ставок для противодействия оттоку капитала и атаки на курс рубля. С апреля 2009 года по настоящее время Банк России осуществляет снижение процентных ставок для стимулирования кредитной активности и экономического роста.

В свете  завершения антикризисных мер процентная политика Банка России сталкивается с рядом среднесрочных задач. К ним относятся:

— поддержание  текущего экономического восстановления;

— плановое снижение инфляции до 5–6%;

— поддержание  приемлемой волатильности эффективного курса рубля; снижение процентных ставок по кредитам.

В то же время Банку России при принятии решений о процентных ставках  необходимо обращать внимание на несколько  рисков. В конце 2010-го и в 2011 году может возникнуть угроза роста инфляции из-за возобновления положительного сальдо текущего счета и роста  расходов федерального бюджета, которые  традиционно возрастают к концу  года. Кроме того, реализуя политику низких ставок, Банк России должен учитывать  возможность формирования финансовых «пузырей» и накопления избыточной ликвидности в банковском секторе.

Ожидалось, что в середине 2010 года денежный рынок достигнет «дна» процентных ставок. Для Банка России это будет  сигналом к необходимости пересмотра процентной политики. Однако в целом  процентная политика не могла быть предопределена до конца 2010 года по ряду причин. Во-первых, Банк России не придерживался  формальным правилам денежно-кредитной  политики, которые предпочитали некоторые  центральные банки за рубежом. Во-вторых, процентная политика во многом ориентировалась  на курсовую политику. Ставка рефинансирования обладает чувствительностью как  к процентным ставкам ведущих  иностранных центральных банков, так и к курсу рубля. В результате процентная политика дрейфует вслед  за ценами на беспоставочные валютные форварды. По всей видимости, регулятор  предпочтет инерционное поведение. Ставка рефинансирования снизилась  с запаздыванием, так и не достигнув  оптимального «дна» летом 2010 года (которое  оценивалось в 6,5–7%). Так же, увидели  еще пару снижений ставки на 0,25% в  месяц. Цена инерционного поведения  состояло в укрепляющемся рубле  и слабом экономическом восстановлении. [9]

Информация о работе Банковская система.Кредитно-денежная политика