Антимонопольное регулирование банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению антимонопольной деятельности в сфере банковского сектора. В данной работе будет рассматриваться история возникновения антимонопольной деятельности, ее основные понятия, особенности, сущность и какие виды существуют.
Выбранная мной тема очень актуальна в наше время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Антимонопольное регулирование в РФ. 5
1.1.История создания антимонопольных ведомств. 5
1.2.Сущность антимонопольного регулирования. 7
1.3.Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ. 9
2.Монополизм в банковской сфере. 13
2.1.Банковские монополии. 13
2.2.Монополизм и соответствующая концентрация экономики. 15
2.3.Создание банковской системы рыночного типа 18
2.4.Пути повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков 21
3.Проблемы и перспективы развития антимонопольного регулирования25
3.1.Необходимость улучшения антимонопольного регулирования. 25
3.2.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ КУРСОВАЯ 3 семестр.docx

— 131.87 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Экономики Управления и права

 

Кафедра Мировая экономика

 

 

 

  Допускаю к защите

           Руководитель к.т.н., доц. И.А. Серебряник

И.О. Фамилия  

_______________________________________________

 

 

 

 Антимонопольное регулирование банковской деятельности

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к курсовой работе по дисциплине

«Деньги Кредит Банки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы  МЭб-11-2       ________       В.П. Махутова

                                                                       шифр                  подпись                              И.О. Фамилия

 

Нормоконтроль                                           ________        И.А.Серебряник

                                                                                                             подпись                  И.О. Фамилия

 

Курсовой проект защищен  с оценкой __________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012  г.

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

По курсу «Деньги Кредит Банки»

 

Студенту: Махутовой В. П.                                                

 

Тема курсовой работы: Антимонопольное регулирование банковской деятельности

 

 

Исходные данные: учебно-методическая литература, периодическая печать, Интернет-ресурсы.

 

Рекомендуемая литература :

  1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». от 31.07.98 г. № 151-ФЗ (в ред. 24 .01.2003 г.). – с. 16
  2. Михайлов, Д.И. Хозяйственное право: курс лекций / Д.И. Михайлов – Гомель, 2009. – 191 с.
  3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (Правовая основа предпринимательской деятельности): учебник для вузов / С.Э. Жилинский. - М., 2010. – с. 212
  4. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг. / Отв. ред. Г.А. Тосунян.М., БЕК. 2011. - 15,4 п.л.

 

 

Дата выдачи задания  «15» сентября 2012  г.

 

Дата представления курсовой работы руководителю «17» декабря  2012 г.

 

Руководитель курсовой работы к.т.н., доц. Серебряник И.А.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Антимонопольное регулирование в РФ. 5

1.1. История создания антимонопольных ведомств. 5

1.2. Сущность антимонопольного регулирования. 7

1.3. Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ. 9

2. Монополизм в банковской сфере. 13

2.1. Банковские монополии. 13

2.2. Монополизм и соответствующая концентрация экономики. 15

2.3. Создание банковской системы рыночного типа 18

2.4. Пути повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков 21

3. Проблемы и перспективы развития антимонопольного регулирования25

3.1. Необходимость улучшения антимонопольного регулирования. 25

3.2. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная курсовая работа посвящена  изучению антимонопольной деятельности в сфере банковского сектора. В данной работе будет рассматриваться история возникновения антимонопольной деятельности, ее основные понятия, особенности, сущность и какие виды существуют.

Выбранная мной тема очень  актуальна в наше время. Сейчас, когда в основном завершен этап становления российской банковской системы, о чем свидетельствует наличие ее более чем десятилетнего прошлого, а также вполне весомого с точки зрения значимости для экономики страны настоящего, есть все основания для подведения некоторых итогов, которые могут помочь определить направления ее дальнейшего развития.

Общая тенденция к специализации  привела к тому, что ученые-правоведы  обычно замыкаются в рамках своей  отрасли юридической науки, а  юристы-практики направляют усилия, как  правило, на решение частных юридических  вопросов. О научных исследованиях, которые проводились бы совместно  представителями юридической, экономической  и политической наук, ведутся лишь одни разговоры.

Между тем научное знание о банковской системе и закономерностях  ее развития - это такое "взаимопереплетение" права, экономики и политики, что  отделить одно от другого подчас бывает весьма трудно.

Ярким примером подобного "взаимопереплетения" как раз и является избранная  для исследования тема - регулирование  рынка банковских услуг нормами  банковского и антимонопольного законодательства. Во-первых, исследованию подлежит один из основополагающих экономических  феноменов современного общества - рынок. Во-вторых, рынок рассматривается  с точки зрения его регулирования  правовыми средствами, что предполагает необходимость включения в сферу  исследования юридической проблематики. В-третьих, предметом исследования является антимонопольное регулирование, которое невозможно описать не используя  термины "конкуренция" и "монополия", вошедшие в обиход сначала как  понятия экономической действительности, а затем как категории юридической  терминологии и практической юриспруденции. Наконец, в-четвертых, исследуется регулирование  специфического рынка -рынка банковских услуг, где основным "товаром" являются деньги, представляющие собой  важнейший инструмент взаимодействия личности, общества и государства. Механизмы  взаимозависимости и взаимовлияния, а иногда и взаимоконвертации  денег и власти пока еще ждут своих  исследователей. Но сам факт наличия  весьма тесной взаимозависимости и  взаимовлияния этих категорий очевиден. В связи с этим законодательное  регулирование рынка банковских услуг самым непосредственным образом  затрагивает политические интересы различных общественных слоев и  групп.

 

 

  1. Антимонопольное регулирование в РФ.

    1. История создания антимонопольных ведомств.

 

 

Для организации антимонопольной  деятельности создаются антимонопольные  комитеты.

Впервые в хозяйственной  практике и практике государственного регулирования основы антимонопольного законодательства были заложены в США  в период усиления антитрестовской  борьбы, поэтому в США это законодательство называется антитрестовским законодательством. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.); Клейтона (1914 г.); Кейлера Кефовера (1950 г.); а также постановления  Министерства юстиции США.

В РФ регулирование монополий  и проведение политики на увеличение конкуренции возложена на Федеральную  антимонопольную службу.

История создания ведомства. Предшественник Федеральной антимонопольной службы - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР". Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский. Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение "О государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур", которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 "Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 "О Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур" в целях обеспечения  развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" и "О защите прав потребителей" утверждены новое Положение о Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без  персонала по охране и обслуживанию зданий).

В ноябре 1992 года Председателем  Комитета назначен Леонид Арнольдович  Бочин.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

В августе 1997 г. Председателем  Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом  Президента Российской Федерации  от № 1142 "О структуре федеральных  органов исполнительной власти" были упразднены Государственный  антимонопольный комитет Российской  Федерации (Председатель Фонарева  Н. Е.), Государственный комитет  Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства  (Председатель Хакамада И. М.), Федеральная служба Российской  Федерации по регулированию естественных  монополий на транспорте (Руководитель  Будько В. И.) и Федеральная  служба Российской Федерации  по регулированию естественных  монополий в области связи  (Руководитель Горячев В. М.). На  их месте образовано Министерство  Российской федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  (МАП России), которому переданы  функции упраздненных органов.  Министром назначен Геннадий  Максимович Ходырев.

Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала  по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 "Вопросы Министерства Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства". В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением  законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования  деятельности естественных монополий  на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  утверждено Постановлением Правительства  Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

4 сентября 2001 г. Указом  Президента Российской Федерации  от № 1091 "О внесении изменения  в Указ Президента Российской  Федерации от 29 ноября 1995 г. №  1194 "О Федеральной энергетической  комиссии Российской Федерации"  утратил силу абзац второй  пункта 3 Указа Президента Российской  Федерации от 22 сентября 1998 г. №  1142 "О структуре федеральных  органов исполнительной власти" в части, касающейся передачи  МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.

9 марта 2004 г. Министерство  было упразднено, а его полномочия  переданы другим ведомствам. Принадлежавшие  МАП России функции федерального  антимонопольного органа, контроля  над деятельностью естественных  монополий и над соблюдением  законодательства о рекламе перешли  к вновь образованной Федеральной  антимонопольной службе, руководителем  которой стал Игорь Юрьевич  Артемьев. Положение о Федеральной  антимонопольной службе принято  Правительством России 29 июля 2004 г.

 

    1. Сущность антимонопольного регулирования.

 

 

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, имеющее два направления:

  1. запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;
  2. формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.

    Антимонопольное  законодательство представляет  собой  пакет законов, который  выступает  как средство поддержания  государством баланса между конкуренцией  и  монополией, как средство  установления официальных «правил  игры» на рынке. Предметом антимонопольного  законодательства является как  поведение фирм на рынке, так  и структура рынка. В настоящее  время антимонопольным законодательством  запрещены любые соглашения между  фирмами с целью установления  цен, ограничения выпуска или  раздела рынка. Кроме запрещения  и ограничения определенных форм  поведения фирмы, антимонопольное  законодательство ограничивает  существование или образование  определенной структуры рынка,  при которой наиболее вероятно  злоупотребление монопольной силой.  Конечной целью любого антимонопольного  законодательства является эффективное  противодействие попыткам фирм  контролировать определенный сегмент  рынка.

Информация о работе Антимонопольное регулирование банковской деятельности