Регулирование торговли услугами и обьектами интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить механизм регулирования торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является механизм регулирования торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности; объектом – рынок интеллектуальной собственности РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие интеллектуальной собственности 5
1.1. Появление и развитие понятия «интеллектуальная собственность» 5
1.2. Объекты интеллектуальной собственности 11
2. Формы сделок с интеллектуальной собственностью 17
2.1. Общие положения 17
2.2. Договор уступки интеллектуальной собственности 17
3. Регулирование торговли интеллектуальной собственностью в РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

регулирование торговли услугами и обьектами интеллектуальной собственности.docx

— 59.97 Кб (Скачать файл)

не предпринимает  разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или  юридических лиц этого государства  на территории Российской Федерации.

Указанные меры вводятся в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых  для эффективной защиты экономических  интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований  и российских лиц.

В главе 10 описано государственное регулирование  внешнеторговых бартерных сделок, которое  распространяется и на объекты интеллектуальной собственности.

Так, согласно ст. 43 установленные в Законе запреты  и ограничения внешней торговли применяются также в отношении  внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, осуществляемой с использованием внешнеторговых бартерных сделок.

В соответствии со ст. 44 внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных  сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрены обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а  также обязанность соответствующей  стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой  сделкой предусматривается обмен  неравноценными объектами, которые  названы выше.

Следует напомнить о трудностях применения на практике такого критерия, как «равноценность по стоимости» в отношении объектов интеллектуальной собственности.

В статье 45 определены особенности осуществления  внешнеторговых бартерных сделок.

В документе, оформляющем внешнеторговую бартерную  сделку, должны, в частности, указываться  перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки  оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование этих объектов; перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование этих объектов.

Внешнеторговые  сделки с товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием бартера  могут осуществляться только после  оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки. Под  ним понимается документ, необходимый  для контроля за внешней торговлей  товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществляемой на основании  внешнеторговых бартерных сделок.

В главе 11 перечислены мероприятия по содействию развитию внешнеторговой деятельности, среди которых названо обеспечение  создания федеральной системы статистической отчетности. В эту отчетность согласно ст. 48 должны входить статистические данные и о внешней торговле интеллектуальной собственностью.

В главе 5 закреплено государственное регулирование  внешнеторговой деятельностью в  области внешней торговли товарами.

По общему правилу в целях регулирования  внешней торговли товарами, в том  числе для защиты внутреннего  рынка Российской Федерации и  стимулирования прогрессивных структурных  изменений в экономике, в соответствии с отечественным законодательством  применяется таможенно-тарифное регулирование (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Оптимальной в экономике признается среда, находящаяся под защитой  антимонопольного законодательства. Однако по ряду объективных причин государство  вынуждено воздействовать на конкуренцию  административными методами, исключая из конкурентного правопорядка определенные секторы экономики. К таким методам  относится, в частности, предусмотренное в ст. 20 комментируемого Закона нетарифное регулирование, которое в отношении внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных ст. ст. 21 — 24, 26 и 27 Закона.

В статье 21 речь идет о количественных ограничениях, устанавливаемых Правительством РФ в исключительных случаях, а именно: временные ограничения или запреты  экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации  продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными  для внутреннего рынка нашей  страны; ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических  ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию  в любом виде при наступлении  определенных условий. В статье 22 декларируется  принцип недискриминационного применения количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара. Такие ограничения  должны применяться вне зависимости  от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено Законом.

Согласно  ст. 23 такой же принцип действует  в отношении квотирования — распределение  квоты основывается на равноправии  участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты  и их недискриминации по признакам  формы собственности, места регистрации  или положения на рынке.

Статья 24 посвящена лицензированию в сфере  внешней торговли товарами, которое  устанавливается в следующих  случаях:

введение  временных количественных ограничений  экспорта или импорта отдельных  видов товаров;

реализация  разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов  товаров, которые могут оказать  неблагоприятное воздействие на различные сферы жизнедеятельности (безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающая среда, жизнь или здоровье животных и растений);

представление исключительного права на экспорт  и (или) импорт отдельных видов товаров;

выполнение  Российской Федерацией международных  обязательств.

В соответствии со ст. 26 право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного  права на экспорт и (или) импорт отдельных  видов товаров.

Перечни отдельных видов товаров, на экспорт  и (или) импорт которых предоставляется  исключительное право, а также организации, которым предоставляется такое  право, определяются федеральным законом.

Согласно  ст. 27 федеральным законом могут  также вводиться специальные  защитные, антидемпинговые и компенсационные  меры при импорте товаров для  защиты экономических интересов  российских производителей товаров. Таким  законом является Федеральный закон  от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров», цель которого — защита экономических  интересов российских производителей товаров в связи с возросшим  импортом, демпинговым импортом или  субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

Специальные защитные меры применяются в случае, когда резкий рост импорта может  ухудшить платежный баланс страны, вызывая значительный отток валюты, т.е. тогда, когда импорт причиняет  серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу такого причинения. Специальные защитные меры должны прекращаться, как только они достигнут своей цели. В  противном случае у отечественного производителя может возникнуть ощущение отсутствия конкуренции, что  неблагоприятно скажется на интересах  потребителей.

Антидемпинговые меры направлены против конкретных зарубежных предпринимателей, предлагающих товар  по искусственно заниженным ценам, т.е. против продажи товара дешевле, чем  он стоит в стране поставщика. Антидемпинговая  мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования  установлено, что импорт такого товара в Россию причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу такого причинения или  существенно замедляет создание отрасли российской экономики [11, c. 190].

Компенсационные меры устанавливаются в отношении  государств или группы государств, допускающих субсидирование своих  экспортеров с целью облегчить  их продвижение на внешние рынки. Как правило, субсидирование осуществляется развитыми странами в отношении  продукции агропромышленного комплекса  ввиду ее перепроизводства. Компенсационные  меры применяются в отношении  импортируемого товара в тех же случаях, что и антидемпинговые меры.

Положения названного Федерального закона не распространяются на правоотношения, связанные с оказанием  услуг, выполнением работ, передачей  исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или с предоставлением  права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля.

Возвращаясь к анализу положений комментируемого  Закона, необходимо обратить внимание на ст. 32, в которой определены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов России. Так, в п. 1 предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и  федеральными законами могут вводиться  меры неэкономического характера, затрагивающие  внешнюю торговлю товарами, если эти  меры необходимы, в частности, для  защиты интеллектуальной собственности.

В заключение следует указать на еще одно важное упущение разработчиков рассмотренного Закона — в нем отсутствуют  положения, определяющие полезность импортируемой  в Россию технологии, необходимость  ее высокого уровня, исключающей поставку устаревших объектов. Федеральный орган  исполнительной власти в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности следовало бы наделить полномочиями по проверке ввозимых в нашу страну объектов интеллектуальной собственности  с точки зрения их экономической  эффективности, экологической безопасности, социальной значимости для общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, можно сказать, что термин «интеллектуальная  собственность» предстает перед  нами как некое лингвистическое  отклонение, соединившее в одном  термине два совершенно противоположных  по смыслу элемента: вполне материальное понятие собственности, источником которой выступает общественное производство, и идею как продукт  духовной деятельности человека.

Сегодня интеллектуальная собственность играет все возрастающую роль. Практически  ни один промышленный товар не обходится  без включения в него какого-либо объекта интеллектуальной собственности. В некоторых из них количество таких объектов исчисляется десятками. Например, даже если взять такой  простой товар, как коробка для  компакт-диска, то и в ней заключен результат интеллектуальной деятельности. Поскольку пользование объектами  интеллектуальной собственности строится на возмездной основе, то все изготовители этих коробок обязаны производить  так называемые "лицензионные отчисления" в пользу патентообладателей. Таким  образом, себестоимость коробки  для компакт-диска сводится не только к затратам на сырье и рабочую  силу, но и к затратам за пользование  объектами интеллектуальной собственности.

Иногда  существенная часть цены продукта обусловлена  именно затратами на объекты интеллектуальной собственности, а не на сырье и  рабочую силу. В особенности это  относится к таким специфическим  товарам, как программное обеспечение.

Для развития экономики нужно стремиться повышать долю интеллектуальной собственности  в себестоимости промышленных товаров. Россия пока не может похвастаться успехами в этой области, в то время  как значительная часть бюджета  США формируется за счет оборота  объектов интеллектуальной собственности. При этом США добились того, что  их интеллектуальная собственность пользуется спросом в огромном количестве стран, например сфера производства кинокартин (которые также являются объектами авторского права).

Подводя итог, можно сказать, что существует две составляющие, характеризующие  интеллектуальную собственность как  результат интеллектуальной деятельности: это право на результат интеллектуальной деятельности – правовая составляющая и информация о результате интеллектуальной деятельности – информационная составляющая.

Интеллектуальная  собственность имеет ряд особенностей, которые отличают ее от вещной собственности. На наш взгляд, главная особенность  интеллектуальной собственности заключается  в ее объекте. Объект интеллектуальной собственности - творения разума, человеческого  интеллекта.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ в ред. от 04.10.2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  2. Арбитражный суд об интеллектуальной собственности // http://inforaspb.ru/content/view/404/35/1/1/
  3. Бовин А.А, Чередникова Л. Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2011.
  4. Гаврилов Э.П. О кодификации законодательства, относящегося к интеллектуальной собственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. - № 10. - С. 96.
  5. Залесов А. Исключительные права автора изобретения - "изобретение" авторов части 4-й ГК РФ // ИС. Промышленная собственность. 2011. - № 9. - С. 39.
  6. Иванов Г. И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 352 с.
  7. Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). Учеб. пособие / под общ. ред. Коршунова Н.М. - М.: Норма, 2009.
  8. Кайль А.Н. комментари к IV части ГКРФ, 2010.
  9. Карпова Н.Н. Правовая защита и коммерческая реализация интеллектуальной собственности. - К.: Профессионал, 2006.
  10. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - Экспертное Бюро-М, 2007.
  11. Лабзин М.В. Принадлежность исключительного права на один и тот же объект разным лицам // Патенты и лицензии. - 2012. - № 1. - С. 17.
  12. Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в системе гражданского права: проблемы правопонимания - "Юрайт", 2008.
  13. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие / Т. К. Савчук, В. И. Шевчук, А. А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т. К. Савчук. - Мн.: БГЭУ, 2010. - 196 с.
  14. Плетнев К.И. Экономические аспекты интеллектуальной собственности. М:., 2010.
  15. Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие. - "Дашков и К", 2009.
  16. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности. - «Проспект», 2006.
  17. Суша Г. З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 384 с.
  18. Шипова Е. В. Оценка интеллектуальной собственности. Учебное пособие. - Иркутск. Издательство БГУЭП, 2011.

Информация о работе Регулирование торговли услугами и обьектами интеллектуальной собственности