Проблемы доступа к архивным документам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что доступ к информации и поныне является важнейшей проблемой, без ее разрешения невозможно взаимодействие Росархива с представителями исторической науки и общественности. Полноценное и разностороннее использование документальных богатств архивов возможно лишь при их открытости, т.е. наличии свободного доступа граждан к архивным документам и научно-справочному аппарату. Если фонды надежно заперты в спецхранилище, вся работа по поиску источников, созданию и совершенствованию архивных справочников бессмысленна – документы не будут востребованы исследователями. Немало смелых исследовательских проектов разбилось о гриф «совершенно секретно».

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………3
2. Глава 1. Нормативно – правовая база использования архивных документов…………………………………………………………….....6
3. 1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»……………...6
4. 1.2. Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем……………………………………………….10
5. Глава 2. Проблемы доступа к архивным документам……………...13
6. 2.1. Основные ситуации усложненного доступа к архивам………..13
7. 2.2. Ограничение доступа к архивным документам………………. 15
8. 2.3. О доступе к документам архива…………………………………20
9. Заключение …………………………………………………………….25
10. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 48.16 Кб (Скачать файл)

Второе принципиальное отличие архива от библиотеки - в генезисе и структуре хранимой информации. Работа в архиве в качестве пользователя, фигурально говоря, не для «человека с улицы» (из этого не следует, что архивисты против доступа к документам любого гражданина). Но пользователь должен быть подготовлен к этой работе, которая требует не только «охотничьего чутья и недюжинной интуиции» (А.Койтен), но прежде всего хорошей подготовки в области истории государственных и других учреждений, знания основ архивоведения и многого другого. В архив следует обращаться лишь после того, как изучены вся историография по теме, все опубликованные источники. Лишь тогда можно дать действительно новое, а не случайно надерганные факты.

Хочется всячески поддержать высказывания участников спецвыпуска по поводу абсурдности, бессмысленности, позорности засекречивания ранее рассекреченных или несекретных документов. Убежден, что наносимый этим урон престижу государства намного превосходит временную выгоду для отдельных ведомств или групп лиц; ссылка на «политизированность» проведенного ранее рассекречивания лишь выдает политизированность авторов повторного засекречивания.

Проблемы доступности, секретности архивов обсуждаются нашим профессиональным сообществом на протяжении десятилетия. Писал об этом и автор настоящих заметок12. Традиция "охраны" архивов в России известна с XVIII в., если не раньше, и об этом нельзя забывать. Начиная с 1987 г. в области рассекречивания архивов сделано очень и очень много, что может подтвердить любой серьезный исследователь. Стали доступными документы и темы, об изучении которых прежде нельзя было и мечтать. Но, к сожалению, сохраненная с советских времен процедура рассекречивания не позволяет вести это должным образом. Можно лишь поддержать точку зрения Н.Петрова и других авторов «НЛО» о необходимости большего доверия к архивистам. Могу подтвердить, что значительная часть архивных документов ХХ в., имеющих грифы секретности, не содержит государственной тайны в ее определении современным законодательством, и опытные архивные работники могли бы сами провести эту работу, обращаясь в необходимых случаях к экспертам соответствующих ведомств.

Другая проблема - личная и семейная тайна, тайна частной жизни. Хочется поддержать мысли, высказанные по этому поводу М.Чудаковой, Т.Горяевой, Н.Петровым. Критика по этому поводу Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» справедлива. Установленное 75-летнее ограничение допуска к документам, содержащим частную тайну, основано лишь на удобной для архивистов позиции - хранить личные и подобные им дела 75 лет. В законе не учтено положение Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1112) о том, что «не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности… право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина; …не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага». Предусмотренные ст. 23 Конституции Российской Федерации права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки - являются именно такими неимущественными правами, принадлежащими живому человеку. Поэтому, строго говоря, срок их охраны в 75 лет исходит лишь из средней продолжительности человеческой жизни и не должен применяться к документам, содержащим сведения о лицах, умерших ранее этого срока. Раздающиеся в последнее время предложения еще больше увеличить этот срок ни на чем не основаны. Это не только затруднит исследование конкретной человеческой истории, но будет способствовать гибели ценных исторических источников. Кроме того, по нашему глубокому убеждению, государственный (и другой) архив обязан охранять от преждевременного использования лишь ту документацию, содержащую тайну частной жизни, которая носит официальный характер и имеет общепризнанное правовое значение (личные и судебные дела: медицинские карты, налоговые декларации, нотариальные и другие подобные им документы), но отнюдь не любое упоминание лица в данном аспекте в служебной и частной переписке и других неправовых документах. В противном случае работник читального зала архива превращается в цензора и вынужден читать от корки до корки все запрошенные пользователями дела. Это уже сейчас приводит к неоправданному произволу в выдаче или невыдаче документов.

Наконец, хочется заявить о своем решительном несогласии с некоторыми не соответствующими действительности высказываниями. Так, нельзя говорить «об ограничении или закрытии доступа граждан в архивы» - это не равносильно ограничению доступа к некоторым документам. Чистой ахинеей является утверждение об увольнении из архивов неугодных «материально ответственных» лиц под угрозой проведения инвентаризации (архивные документы не имеют балансовой стоимости), а также о нежелании руководителей архивов иметь «свободные площади» (А.Левинсон). Бесполезными представляются нам также эмоциональные ламентации по поводу вынесенных судебных решений (М.Чудакова, письмо в редакцию И.Емельяновой13).

 

Заключение

Архив предоставляет для пользования всем юридическим и физическим лицам открытые документы Архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним.

Архив обеспечивает в установленном порядке доступ пользователей к секретным, частично секретным и конфиденциальным документам, базам и банкам данных с учетом ограничений, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Архив дает пользователю соответствующие разъяснения или выдает копии части дела, документа, не содержащие указанных сведений, а также предупреждает пользователя о его ответственности за сохранение государственной тайны, конфиденциальных сведений, содержащихся в документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ознакомление с секретными документами в установленном порядке осуществляется в специальном читальном зале или специально выделенном помещении под контролем работника архива, допущенного к работе с секретными документами.

Частично рассекреченные дела выдаются пользователям в порядке, установленном для секретных дел.

Архив ограничивает доступ пользователей к документам, содержащим информацию о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни конкретного лица, если не истек срок в 75 лет с момента создания таких документов. К таким документам и делам относятся: личные, персональные, следственные, судебные дела, документы кадровых служб, персонифицированные материалы переписей, социологических и иных обследований, медицинская документация, личная переписка. Ограничения на доступ к документам, содержащим информацию о частной жизни граждан, устанавливаются при наборе персональных данных, в совокупности позволяющих идентифицировать личность.

Таким образом, доступ к архивной документной информации и поныне является важнейшей проблемой современности, без ее разрешения невозможно взаимодействие Росархива с представителями исторической науки и общественности, а также она является одним из условий полноценной демократизации общества.

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон  РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне";
  3. Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением коллегии Росархива от 06.02.2002);
  4. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 276 с.;
  5. Алексеева Е. В. Организация документов и дел в пределах архивного фонда (фондирование) // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2008. - № 9.;
  6. Крайская  З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: НОРМА,2009. – 224с.;
  7. Делопроизводство : Организация и технологии документационного обеспечения управления : Учебник для вузов / Т.В.Кузнецова, Л.В.Санкина, Т.А.Быкова и др. ; Под ред. Т.В.Кузнецовой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 359 с.
  8. Елпатьевский А.В. О доступе к документам архива// Отечественные архивы. – 2006. - № 1. – С.8.;
  9. http://www.archivexpert.ru;
  10. СПС КонсультантПлюс - www.consultant.ru/

 

 

 

1 Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

 

2 Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

3 Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

4 Кодекс РФ об административных правонарушениях.

5 http://www.archivexpert.ru

 

6 http://www.archivexpert.ru

7 Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 195.

8 Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне".

9 Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 197.

10 Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 199.

11 Эрнст В. Архивация: архив как хранилище памяти и его инструментализация при национал-социализме // НЛО… С. 135-154 (автор - философ, искусствовед, профессор теории средств массовой коммуникации Университета им. Гумбольдта, Берлин).

12 Елпатьевский А.В. О рассекречивании архивных фондов // Отечественные архивы. 1992. № 5. С. 15-20; Он же. Засекречивание архивных документов - часть истории архивного дела // Вестник архивиста. 1994. № 4. С. 79-81.

13 Емельянова И. Какой Бог хранит русские архивы? // НЛО… С. 646.


Информация о работе Проблемы доступа к архивным документам