Проблемы внедрения новых информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Глава 3 описывает конкретные примеры использования систем электронного документооборота (СЭД). Первые два параграфа посвящены описанию двух популярных СЭД – «ДЕЛО» и «DocsVicion 4.0. «Административное производство».
В параграфе 3.3. приведены примеры автоматизации делопроизводства в таких государственных структурах, как Министерство Экономического Развития и Торговли Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации и Совет Федерации. Кроме того, на основании приведенной информации анализируются типичные проблемы во внедрении автоматизации делопроизводства на предприятии.
Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших процессов внедрения новых информационных технологий в делопроизводстве, а также рассмотрение возникающих при этом основных проблем.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Делопроизводство и новые информационные технологии___________6
1.1 Определение терминов «делопроизводство» и «новые информационные технологии», их взаимодействие. Информационные системы_______________6
1.2 Автоматизация делопроизводства__________________________________10
1.3 Электронный документооборот____________________________________12
Глава 2. Нормативное регулирование использования новых информационных технологий в делопроизводстве_______________________________________16
2.1 Федеральные законы_____________________________________________16
2.2 Национальные (государственные) стандарты_________________________17
2.3 Иные нормативно-методические документы_________________________19
Глава 3. Примеры использования систем электронного документооборота (СЭД)_____________________________________________________________20
3.1 «Дело» – система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота__________________________________________________20
3.2 DocsVision 4.0. Приложение «Административное производство»________23
3.3 Опыт некоторых госструктур в автоматизации делопроизводства и внедрении СЭД_____________________________________________________26
Заключение________________________________________________________31
Список использованных источников и литературы_______________________32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по ОиТДОУ.docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)

В настоящее время на рынке  производителей программных продуктом  в наличии имеется достаточно широкий выбор систем, обеспечивающих ускорение информационно-документационного  обеспечения управления:

-системы управления документами (такие как «БОСС-референт», «ДЕЛО», «DocsVision», и др.);

-справочно-информационные справочно-правовые) системы («Консультант Плюс», «Гарант», и др.);

-комплексные системы (предназначенные для автоматизации работы различных служб – такие, как «БОСС-кадровик», и др.).

В условиях  традиционного «бумажного» делопроизводства задача делопроизводственных служб сводится к выполнению следующих технологических функций:

- изготовление и учет бумажных документов,

- их перемещение по организации и отправка;

- контроль работы с документами исполнителей;

- уничтожение / хранение документов

- связанная с документами справочно-аналитическая работа.

С появлением компьютеров, объединенных в сети, на смену трудоемким операциям  с бумажными документами приходят несравненно более эффективные  электронные технологии работы с  документами. Это приводит не только к изменению содержания и распределения  функций по работе с документами  в организации, но и, что еще более  важно, стало основой для перехода к созданию принципиально новых  и эффективных схем управления.

Основные проблемы документооборота и ДОУ, возникающие обычно в организациях различного масштаба:

- путаница и проблема поиска документов;

- невыполнение документов в срок;

- дублирование и противоречие документов друг другу;

- неподдающаяся контролю текущая работа исполнителей с документами;

- невозможность проследить историю работы с документами.

Один из самых эффективных  путей решения проблемы управления документами – переход организаций  на максимальное использование электронных  документов, которые перемещаются и  обрабатываются с помощью компьютерной сети. [12; 13]

Принципиальное решение  – компьютерная сеть, связывающая  компьютеры на рабочих местах в различных  подразделениях организации. При этом любые действия, осуществляемые на данном компьютере, могут автоматически  собираться и накапливаться на центральном  компьютере (сервере) сети. В результате на сервере накапливается полная база данных о состоянии и истории  документооборота организации.

Более того, компьютерная сеть может использоваться и для организации коллективной работы с электронными документами – для их перемещения, согласования, и т.д. С этой целью используется специальное программное обеспечение управления документационной деятельностью, обычно называемое системой автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД) или системой электронного документооборота (СЭД). [5]

Таким образом, необходимо провести различие между понятиями-«автоматизация делопроизводства» и «электронный документооборот».

1.2 Автоматизация делопроизводства

Автоматизация производства – процесс в развитии машинного  производства, при котором функции  управления и контроля, ранее выполнявшиеся  человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. Цель процесса заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства. Различают автоматизацию частичную, комплексную и полную. [10; 11]

Автоматизация работы службы делопроизводства (канцелярии):

-установка нескольких компьютеров в службе делопроизводства;

-внедрение электронных регистрационных карточек вместо традиционных журналов и картотек;

-автоматизированный поиск документов, хранящихся в службе делопроизводства по различным реквизитам;

-автоматизированный контроль исполнения документов;

-хранение электронных документов в памяти компьютера наряду с традиционным хранением дел. [21; с.142]

Автоматизация делопроизводства в рамках организации:

- внедрение локальной электронной сети внутри предприятия;

-перемещение части внутренних и исходящих документов организации по электронной сети;

-установка сервера в службе делопроизводства для хранения регистрационных форм самой службы и регистрационных форм документов структурных подразделений;

-автоматизированный поиск и автоматизированное сопровождение хода исполненных документов;

-формирование отчетных данных о документообороте предприятия. [21; с.142]

В автоматизации делопроизводства можно условно выделить следующие-основные этапы:

-традиционная технология делопроизводства на бумажных носителях:

- получение документов по почте;

- регистрация документов в журналах и на карточках;

- ведение контрольно-сроковых картотек;

- копирование документов и передача их в соответствии с резолюцией исполнителям (структурным подразделениям);

- формирование дел с исполненными документами;

- передача дел на архивное хранение;

- электронный документооборот между организациями:

-замена перемещения и размножения бумажных документов между предприятиями пересылкой электронных документов;

- автоматизированная регистрация в электронных журналах;

- внедрение сканирования поступивших бумажных документов и дальнейшая работа с их электронными копиями;

- использование электронно-цифровой подписи;

-внедрение санкционированного доступа к документам, потокового сканирования и других технологий электронного документооборота;

-создание электронного архива организации;

-электронный документооборот в территориально-распределенной системе организаций:

-внедрение единой электронной системы документооборота в рамках отрасли, ведомства;

-автоматизация обмена электронными документами между органом управления (министерством) и предприятиями, а также между предприятиями и его удаленными подразделениями (филиалами, представительствами);

-автоматическое формирование отчетности по различным показателям производственной деятельности;

-автоматическое формирование отчетности по различным показателям производственной деятельности;

-создание и управление большими массивами архивной документации.

[21; с. 142-143]

Таким образом, мы видим, что электронный документооборот является частью процесс автоматизации делопроизводства.

1.3 Электронный документооборот

Электронный документооборот: - процесс движения, обработки, хранения и обмена электронными документами.

Электронный документ –  документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме (Федеральный  закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной  цифровой подписи»). [4]

Электронный документ, равнозначный документу, подписанному собственноручной подписью – это электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи; признается в случаях, если федеральными законами или иными  нормативными правовыми актами не устанавливается  или не подразумевается требование о составлении такого документа  на бумажном носителе (Федеральный  закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о  защите информации») [4]

Согласно ГОСТ Р 52292-2004 «Электронный обмен информацией. Термины и определения», электронный документ – это форма представления документа в виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде.

В Российской Федерации на сегодняшний день не существует отдельного закона «Об электронном документе».

Участниками обмена электронными документами могут являться физические и юридические лица, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления, участвующие в обмене электронными документами.

Отправителем электронного документа является участник обмена электронными документами, который составляет электронный документ, подписывает его своей электронно-цифровой подписью и направляет в адрес получателя непосредственно или через информационного посредника.

Получатель электронного документа – участник обмена электронными документами, в адрес которого поступил электронный документ.

Посредник в обмене электронными документами (информационный посредник) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который выполняет услуги, связанные с обменом электронными документами между отправителями и получателями электронных документов.

При обмене электронными документами  должны использоваться средства защиты информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ.

Электронный документ подлежит проверке для подтверждения его  подлинности средствами проверки электронно-цифровой подписи.

Подтверждение подлинности  электронного документа осуществляется получателем электронного документа  с использованием средств проверки электронно-цифровой подписи, предоставленных ему отправителем или распространителем средств проверки электронно-цифровой подписи.

Подлинность электронного документа считается подтвержденной, если в результате выполнения получателем электронного документа процедур, предусмотренных средствами проверки электронно-цифровой подписи, устанавливается неизменность всех его реквизитов.         [2]   

Электронный документооборот  регулируется государственными, межотраслевыми, отраслевыми и локальными (созданными на предприятии) нормативными актами (о  чем более подробно будет рассказано в главе 2).

Правовое регулирование  в сфере обращения электронных  документов направлено:

-на реализацию единой государственной политики в сфере обращения электронных документов;

-на обеспечение безопасности и защиты информации при ее создании, обработке, хранении, передаче и приеме;

-обеспечение прав и законных интересов пользователей электронных документов;

-правовое обеспечение технологии создания, обработки, хранения, передачи и приема электронных документов. [6]

Делопроизводственные операции с электронными документами, посылаемыми  по электронной почте, проводится аналогично работе с документами на бумажных носителях.

В настоящее время употребляются  два термина: «Система автоматизации  делопроизводства» и «Система электронного документооборота». Часто считается, что это одно и то же. Однако специалисты  иногда различают эти два понятия. Например, А.М. Савельев в статье «Электронный документооборот» или «автоматизация делопроизводства?», опубликованной в  журнале «Справочник секретаря  и офис-менеджера» говорит о различиях  между САД (системами автоматизации делопроизводства) и СЭД (системами электронного документооборота).

В своей статье А.М. Савельев приводит следующие различия и сходные  элементы между указанными системами:

САД

СЭД

учет (регистрация) бумажных и электронных документов, но бумажный документ первичен;

прежде всего ориентированы на работу с электронными документами;

первичен электронный  документ;

в базе данных хранятся как  реквизиты, так и содержание документов;

в СЭД содержательная часть  документа является главной и  обязательной частью

позволяет вести контроль исполнения документов;

поддержка традиционной системы  делопроизводства (электронные журналы  регистрации с отдельными правами  доступа);

виртуальное движение документа  реализуется методом изменения  прав доступа;

маршруты прохождения  документов настраиваются согласно утвержденному в организации  регламенту;

возможен быстрый поиск  документов по различным параметрам;

поиск возможен не только по одному из реквизитов, но и посредством  навигации по иерархии каталогов  и папок (т.к. самые важные реквизиты  электронного документа – его  вид и тематика);

возможность просматривать  историю исполнения документа,

но необязательна автоматизация  процесса подготовки документов;

учтены все жизненные  фазы электронного документа – от его создания до перемещения в  архив,

автоматизированы все  процессы прохождения документов;

возможность создания произвольных отчетов по хранящейся в системе  информации;

территориальная распределенность, позволяющая организовать «сквозное делопроизводство» между подразделениями;

наличие доверия к электронному документу – активное использование  ЭЦП (электронно-цифровой подписи);

основная функция - автоматизация  делопроизводства.

основные функции –  автоматизация производства и управление электронными документами.


Вывод, который делает автор  статьи: САД реализуют только часть (пусть и очень важную), возможностей СЭД. [18]

Из проанализированной выше информации следует неожиданный  вывод. Несмотря на то, что электронный  документооборот является частью процесса автоматизации делопроизводства, термин «система электронного документооборота» (СЭД) является более широким понятием, чем «система автоматизации делопроизводства» (САД).

Информация о работе Проблемы внедрения новых информационных технологий