Правовые основы документирования информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
- порядок документирования информации;

Содержание

Введение
3
1.Правовое регулирование в области производства документированной информации
4
2.Правовой режим документированной информации
8
Заключение
16
Список литературы
17

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы документирования информации.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

Государство имеет право  выкупа документированной информации у физических и юридических лиц  в случае отнесения этой информации к государственной тайне. При  этом собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к  государственной тайне, вправе распоряжаться  этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной  власти.

Субъекты, представляющие в  обязательном порядке документированную  информацию в органы государственной  власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и  на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основании ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении  органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету  и защите в составе государственного имущества. Информационные ресурсы  могут быть товаром, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством  Российской Федерации, в том числе  он имеет право:

- назначить лицо, осуществляющее  хозяйственное ведение информационными  ресурсами или оперативное управление  ими;

- устанавливать в пределах  своей компетенции режим и  правила обработки, защиты информационных  ресурсов и доступа к ним;

- определять условия распоряжения  документами при их копировании  и распространении.

Право собственности на средства обработки информации не создает  права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке  предоставления услуг или при  совместном использовании этих средств  обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной  продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.

Отношения, связанные с  формированием государственных  информационных ресурсов, регламентируются ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о  защите информации". В ней указывается, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются  в соответствии со сферами ведения  как:

- федеральные информационные  ресурсы;

- информационные ресурсы,  находящиеся в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации (далее - информационные ресурсы совместного  ведения);

- информационные ресурсы  субъектов Российской Федерации.

Формирование государственных  информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной  власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными  объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование  в соответствии с установленной  компетенцией.

Согласно ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные ресурсы  Российской Федерации являются открытыми  и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного  доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной  тайне, и конфиденциальную.

Пунктом 3 ст. 10 указанного Федерального закона запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие  нормативные акты, устанавливающие  правовой статус органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений,  а также права, свободы и  обязанности граждан, порядок  их реализации;

- документы, содержащие  информацию о чрезвычайных ситуациях,  экологическую, метеорологическую,  демографическую, санитарно-эпидемиологическую  и другую информацию, необходимую  для обеспечения безопасного  функционирования населенных пунктов,  производственных объектов, безопасности  граждан и населения в целом;

- документы, содержащие  информацию о деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, об использовании  бюджетных средств и других  государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях  населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной  тайне;

- документы, накапливаемые  в открытых фондах библиотек  и архивов, информационных системах  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций,  представляющие общественный интерес  или необходимые для реализации  прав, свобод и обязанностей граждан.

Отнесение информации к государственной  тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне». Отнесение  информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных  информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Согласно этой статье персональные данные относятся к категории  конфиденциальной информации. Не допускаются  сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной  жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного  решения.

Персональные данные не могут  быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда  гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан  Российской Федерации на основе использования  информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством. [13, с.104]

Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования  этой информации.

Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в  судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании ст. 14 и 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о  защите информации" и законодательства о персональных данных.

Согласно ст. 21 этого Федерального закона защите подлежит любая документированная  информация, неправомерное обращение  с которой может нанести ущерб  ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается  в отношении:

- сведений, отнесенных к  государственной тайне, - уполномоченными  органами на основании Закона  Российской Федерации "О государственной  тайне";

- конфиденциальной документированной  информации - собственником информационных  ресурсов или уполномоченным  лицом на основании Федерального  закона "Об информации, информационных  технологиях и о защите информации";

- персональных данных - федеральным  законом.

Органы государственной  власти и организации, ответственные  за формирование и использование  информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие  информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.

Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого  с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может  подтверждаться электронной цифровой подписью.

Юридическая сила электронной  цифровой подписи признается при  наличии в автоматизированной информационной системе программно -технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении режима их использования.

Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством РФ.

Граждане, органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения  обязаны представлять документированную  информацию органам и организациям, ответственным за формирование и  использование государственных  информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной  информации и перечни органов  и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных  информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ.

Порядок и условия обязательного  представления документированной  информации доводятся до сведения граждан и организаций.

Перечень представляемой в обязательном порядке документированной  информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).

Документы, принадлежащие  физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным  для включения документов в соответствующие информационные системы.

Список литературы

 

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (по состоянию на 30.12.2008 г.)
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (по состоянию на 06.04.2011 г.)// Консультант плюс, 2013
  3. ГК РФ часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (по состоянию на 07.02.2011 г.)// Консультант плюс, 2013
  4. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (по состоянию на 28.12.2010 г.)// Консультант плюс, 2013
  5. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (по состоянию на 23.07.2008 г.)// Консультант плюс, 2013
  6. Федеральный закон от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (по состоянию на 12.05.2009 г.)// «Российская газета», № 9-10, 14.01.1995 г.
  7. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (по состоянию на 23.02.2011 г.)// Консультант плюс, 2013
  8. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (по состоянию на 06.04.2011 г.)// Консультант плюс, 2013
  9. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (по состоянию на 15.11.2010 г.)// Консультант плюс, 2013
  10. Указ Президента РФ от 20.01.1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (по состоянию на 09.07.1997 г.)// Консультант плюс, 2013
  11. Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» (по состоянию на 26.11.2008 г.)// Консультант плюс, 2013
  12. «ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации» (Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 299) (по состоянию на 23.12.2010 г.)//М., ИПК издательство стандартов, 1995 г.
  13. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. Учебник//М., 2006 г.
  14. Боер В. М., Павельева О. Г. Информационное право. Часть первая. Учебник//СПб, 2006 г.
  15. Ковалева Н. Н. Информационное право России. Учебное пособие//М., 2007 г.
  16. Копылов В. А. Информационное право. Учебник//М., 2007 г.
  17. Коростелева С. В. Актуальные проблемы информационного права. Учебник//М., 2008 г.
  18. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право: Учебное пособие//М., 2008 г.

Информация о работе Правовые основы документирования информации