Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:05, реферат

Краткое описание

Половая дифференциация не может быть однозначно определена каким-то из этих факторов или их сложением. Суть половой дифференциации в психологии развития личности заключается в становлении психологического пола, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентации и образцов поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ГРУППЕ.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Полученные факты на первый взгляд могут быть вполне объяснены, исходя из презумпции опережения возрастного  развития девочек по сравнению с  мальчиками. Девочки раньше, чем  мальчики, усваивают моральные нормы, в частности норму гуманности «для себя, как для другого, и для  другого, как для себя» — по крайней мере внешне, в сфере вербального  поведения.

Возникает соблазн в качестве аргумента сослаться на существующую в биологии развития теорию половой  дифференциации, согласно которой адаптация  женских особей в онтогенезе, их «пригнанность» к существующим условиям и требованиям среды совершеннее, чем мужских, что обеспечивает женскому полу более высокую онтогенетическую пластичность, приспосабливаемость по сравнению с мужским. Изменчивость женского пола направлена на то, чтобы придерживаться нормы и поспевать за ее изменениями [6].

Половая дифференциация, фундаментальная  категория, затрагивающая целый  комплекс наук о человеке, не может  быть ограничена рамками психологии, но психология может стать базой  интеграции знаний в этой области. Например, хорошо известная каждому педагогу большая податливость девочек воспитательным воздействиям 

 

74 

 

оборачивается «онтогенетической  пластичностью женского пола» в  биологии развития, а повышенная способность  дошкольниц к рефлексии выступает  как функция психологического возраста. Однако как объяснить из биологических  индивидных оснований различия в  степениреферентности, значимости группы своего пола у девочек и у мальчиков?

С нашей точки зрения, подлинной причиной обнаруженных различий является не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в  социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у женщин, нашедшие свое отражение в поведении современных дошкольников. В связи с этим корректнее было бы говорить не о прямом влиянии пола на проявление межличностных гуманных отношений в детской группе, а о влиянии исторически сложившегося способа общения и взаимоотношений индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Л.С. Выготский писал: «Индивид в своем поведении обнаруживает в застывшем виде различные законченные  уже фазы развития.Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе пласты, различной древности (курсив мой.— В. А.), сообщает ей необычайно сложное построение...» [4; 63]. Становление психологического пола личности в онтогенезе также несет на себе отпечаток разных эпох развития человеческого общества.

Обнаруженные различия в  межличностных гуманных отношениях современных дошкольников могут  оказаться своеобразным атавизмом  — свидетельством половозрастной стратификации  общества [13] и древних форм взаимоотношений в социогенезе. В современных условиях с утратой своих первоначальных функций эти формы отношений перестают проявляться, а значит, и сами различия у мальчиков и девочек в онтогенезе могут варьировать. Как будет меняться соотношение показателей гуманных отношений в группах мальчиков и девочек с возрастом детей? Проведенное исследование в детских группах младшего школьного (8—9; 10—11 лет) и подросткового (12—13 лет) возрастов дает возможность ответить на этот вопрос (см. табл. 2). 

 

Таблица 2 

 

Влияние половой дифференциации детей младшего школьного и подросткового  возрастов на проявление межличностных  отношений в группе своего пола 

 

Экспериментальныеситуации

Показатели (X) межличностных отношений по возрастам в соответствии с половой принадлежностью детей

8—9 лет

10—11 лет

12—13 лет

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

I

— 1,97

—3,85

1,32

2,58

1,45

3,37

II

12,56

14,34

1,47**

5,85**

8,55

7,58

III

2,36*

—9,79*

8,21**

16,6**

9,58

9,83


Примечание. * p<0,01; ** p<0,05. 

 

Экспериментальные данные позволяют  сделать самый общий вывод  о том, что приблизительно до восьмилетнего  возраста мальчики оказываются в  проявлении межличностных отношений  в группе сверстников более гуманными, чем девочки в группе сверстниц. На рубеже 9—10 лет это соотношение  «переворачивается» в пользу девочек, а к 12—13 годам уравнивается (см. рисунок).

В каждый из этих периодов неповторим ансамбль сочетания различных ситуаций совместной деятельности детей в  группе и их половой дифференциации. Мальчики и девочки по-разному  оказываются чувствительны к  определенным аспектам совместной деятельности: как к степени совместности (I и II ситуации), так и к форме ее санкционирования — наказания и награды (II и III ситуации). При этом девочки всех возрастов обнаруживают большую вариабельность в этих проявлениях по сравнению с мальчиками.

Таким образом, на проявление межличностных отношений в группе в различные 

 

75 

 

периоды детства половая  дифференциация влияет неоднозначно. Каждый возрастной период, связанный  с этапом становления психологического пола личности ребенка, имеет свою особую сензитивность к определенным воздействиям извне. Вместе с тем формирующийся на основе полоролевых стереотипов массового сознания психологический пол личности на разных этапах онтогенеза не может не испытывать влияния историко-культурных напластований, зафиксированных в таких формах, как, например, обычаи, фольклор и др. Это значит, каждый возрастной этап может актуализировать тот или иной пласт социогенеза межличностных отношений. 

 

Рис. Развитие межличностных (гуманных) отношений в различных ситуациях совместной деятельности в группах мальчиков и в группах девочек.  

 

Исследуемые нами дети старшего дошкольного возраста воспроизводят, по всей вероятности, наиболее глубинные  уровни историко-культурного развития межличностных отношений в группах, обусловленных половой дифференциацией.

На протяжении длительной истории человеческого общества социогенез межличностных отношений представлял собой две самостоятельные линии, безусловно пересекающиеся и влияющие друг на друга, но полностью не совпадающие. Существование этих двух линий обусловленное, по выражению К. Маркса, «естественным разделением труда, возникшим вследствие половых и возрастных различий»[1; 364], определялось содержанием и формой той совместной деятельности людей, которая имела место в обществе. В самом деле, деятельность мужчин носила преимущественно коалиционный характер, как совместная деятельность в группах своего пола: охота, война, мужские «союзы» и др. Возможность реализации собственных целей через группы своего пола увеличивала потребность мужчин в объединении с другими, повышала необходимость в соучастниках, а значит, готовность в содействии с ними. Деятельность женщин была более индивидуализирована, сферы общения и взаимодействия в группах сверстников своего пола либо полностью отсутствовали, либо были ограничены. Собственные цели, как правило не выходящие за пределы семьи и родственных связей, женщина реализовала через близких — родителей, мужа, детей. Отсюда исторически у женщины во взаимоотношениях с женщиной могла сформироваться ориентация на себя, свои интересы, а у мужчины — на товарища, его мнение и оценку.

Половозрастная стратификация  общества на протяжении длительного  периода истории человеческого  общества вызывала необходимость раздельного  воспитания детей, которая была продиктована жесткой поляризацией общественных функций мужчины и женщины  и строгой иерархией половых 

 

76 

 

ролей, когда считалось, что  мужчина должен занимать социально  более значимую позицию, а позиция  женщины — зависимая и подчиненная. Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а следовательно, освободить его  от любых женских влияний и  в первую очередь ослабить его  идентификацию с матерью. Это  достигалось путем физического  удаления мальчика от родительского  дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или  вождей племени, отдавали в ученье [15], [18], [25]. Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые «мужские дома», в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали [17], [18].

Половая социализация девочки  проходила преимущественно в  стенах родительского дома, подле  матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и  приобщение ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

Таким образом, исторически  сложившиеся формы взаимоотношений  внутри половозрастных групп общества и половая сегрегация в воспитании детей в большинстве культур  не могли не оказать влияния на формирование межличностных отношений  мальчиков и девочек в группах  своего пола. По-видимому, у современных  дошкольников и оказываются наиболее ярко выражены эти архаичные формы  межличностных отношений в соответствии с половой дифференциацией. На ранних этапах онтогенеза (в дошкольном детстве) обнаруживается ориентация на совместную деятельность и кооперацию в группе сверстников у мальчиков (отсюда чувствительность мальчиков к самому факту присутствия товарищей) и  ориентация девочек на индивидуальные формы деятельности и межличностных  отношений в группе сверстниц (при  этом референтным лицом для девочек выступает взрослый).

Изменения в общественном производстве и характере труда, правовое и политическое равенство  полов, повышение роли женщины в  семье и обществе не могли не изменить эту ориентацию и наложили свой отпечаток  на половую дифференциацию, формирование психологического пола личности в современных  условиях.

В младшем школьном возрасте полученные факты различий в проявлении межличностных гуманных отношений  в группах своего пола у мальчиков  и девочек обусловлены следующими обстоятельствами. С одной стороны, в целом сохраняется традиционная тенденция в половой социализации, согласно которой девочка должна быть предельно «фемининной», а значит заботливой, теплой в общении, зависимой, а мальчик — предельно «маскулинным», значит самостоятельным, доминантным, агрессивным. В большинстве современных  культур в обыденном сознании эта полоролевая ориентация является главенствующей. По-видимому, дети младшего школьного возраста оказываются наиболеесензитивны к воздействию этих полоролевых моделей. Недаром в грандиозном исследовании «Дети шести культур» установлено, что в возрасте 7—11 лет девочки оказываются наиболее заботливыми, гуманными в общении со сверстниками и младшими детьми, чем мальчики (см. [18]).

С другой стороны, социальная ситуация развития ребенка в современных  условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения [19]. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские. В самом процессе социализации происходит увеличение доли общественных форм, институтов и средств массовой информации, в которых нивелируются нормы и требования в соответствии с половой принадлежностью ребенка.

Кроме этого стихийная  половая сегрегация — основа создания однополых детских сообществ  — в современных условиях приобретает  частный характер, 

 

77 

 

исчезают типичные коллективные игры, специфический детский фольклор, и вообще детская субкультура  утрачивает четкие полоролевыеграницы [12]. В этих условиях происходит переориентация в формировании психологического пола личности ребенка с жестко фиксированнойполоролевой модели на более мягкую смешанную модель. К слову сказать, установлено, что дети, поведение которых строго соответствуетполоролевым стереотипам («максимально девочки» и «максимально мальчики»), обладают более низким интеллектом, плохо справляются с современными видами совместной деятельности и психологически неблагополучны [9].

Следствием этих двух противоборствующих тенденций в формировании психологического пола личности и является сглаживание  к подростковому возрасту различий в половой дифференциации в процессе становления межличностных отношений  детей в группе своего пола. В  преддверии пубертатного периода происходит смена детерминации в развитии межличностных  отношений [2], половые различия, вероятно, перекрываются индивидуальными, так как ребенок вступает в эпоху индивидуализации собственного «я». 

 

 

Таким образом, исследование межличностных отношений ребенка  в социальной психологии детства  с помощью анализа историко-культурных форм полоролевого поведения, эволюции реальных детских сообществ в половозрастной структуре общества, а также психологических особенностей взаимоотношений современных мальчиков и девочек в группах своего пола с необходимостью приводит к разработке проблемы половой дифференциации в детской группе. Этот анализ убеждает в неоднозначном характере детерминации поведения детей в соответствии с половой принадлежностью на разных ступенях онтогенеза — от старшего дошкольного к подростковому возрасту. Формирование психологического пола личности ребенка в социальных группах может быть понято лишь в контексте их развития в прошлом, настоящем и будущем.

Информация о работе Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе