Научная информация. Первичные и вторичные источники информации. Поиск, переработка и анализ информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:04, реферат

Краткое описание

Важное значение имеет задача обеспечения научных исследований удобной для восприятия информацией о важнейших научных достижениях, полученных в прошлом. Таким образом, задача развития общегосударственной системы сбора, обработки, хранения, эффективного поиска и передачи информации, основанной на использовании самых современных методов и средств (в первую очередь вычислительной техники), является чрезвычайно актуальной. Методы информатики успешно применяются для создания эффективных информационных систем и составляют основу для автоматизации научных исследований, проектирования, различных производственных процессов.

Содержание

Введение
1. Сущность научной информации
2. Документальные источники информации. Основные понятия и определения
3. Типология научных документов с точки зрения информатики
3.1. Первичные источники информации
3.2. Вторичные источники научной информации
4. Аналитико-синтетическая переработка документов
5. О специфике информационного анализа и синтеза
6. Закономерности производства НТИ. Анализ источников информации.
7. Организация работы с научной литературой
Заключение
Задача
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 1 гот..doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Степень подчиненности  подгруппы в группе определяется сдвигом текста вправо и точками, которые стоят перед текстом подгруппы и указывают на то, что подгруппа является рубрикой, подчиненной ближайшей рубрике с меньшим сдвигом текста и имеющей на одну точку меньше. Иерархические отношения между рубриками определяются всегда только количеством точек, стоящих перед текстом рубрики, а не присвоенными им индексами. Стоящие перед текстом рубрики точки как бы заменяют собой текст иерархически более старших рубрик, чтобы избежать повторения.

Патентный фонд имеет  справочно-поисковый аппарат, включающий классификации изобретений (МКИ, НКИ), различные указатели и таблицы соответствия. В состав указателей к системам классификации входит указатель классов изобретений (УКИ), который включает перечень рубрик классификации с указанием их подчиненности, и алфавитно-предметный указатель, включающий перечень ключевых понятий (терминов), расположенных в алфавитном порядке, и отнесенных к ним соответствующих индексов системы классификации. Кроме названных,  имеются указатели, содержащие библиографические данные о патентных документах текущей регистрации (описания изобретений): нумерационный (описания упорядочены по номерам документов); систематический (описания упорядочены по индексам системы классификации); именной (описания упорядочены по именам заявителей или патентовладельцев); патентов-аналогов (т. е. патентов, выданных в разных странах на одно и то же изобретение).

Таблицы соответствия индексов систем классификации изобретений служат вспомогательным материалом для установления аналогичных рубрик в различных классификациях. Обычно используются таблицы соответствия МКИ указателю классов изобретений конкретной страны и, наоборот, таблицы соответствия НКИ страны и МКИ.

Нумерационный поиск  можно проводить, если известен номер авторского свидетельства или патента и страна. Поиск от приоритетного патента к патентам-аналогам может производиться по нумерационным указателям приоритетных заявок или по указателям патентов-аналогов.

Патентно-правовой поиск  проводится по соответствующим разделам официальных патентных бюллетеней и по спискам действующих патентов исключительного пользования. Например, ЦНИИПИ систематически издает справочно-информационный бюллетень об изменениях в фонде действующих патентов, а в ВПТБ ведется картотека по учету изменений сроков действия патентов в Великобритании, ФРГ, Швейцарии, США, Бельгии, Венгрии, ГДР, Дании, Индии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Югославии.

7. Организация работы с научной литературой

 

Каждому исследователю  необходимо уметь искать и от¬бирать  нужную литературу для своей работы, т. е. обла¬дать знанием основ библиографии. Библиография ставит задачу информировать читателя об имеющихся печатных изданиях, для чего составляются указатели, каталоги,

обзоры и т. д.

Процесс ознакомления с  литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники), затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (ВИНИТИ, ВНТИЦ, ВКП, ГПНТБ и другие) и библиографические указатели фундаментальных библиотек. Так, Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) издает «Сводный бюллетень но¬вых иностранных книг, поступивших в библиотеки », Государственная библиотека  им. В. И. Ле¬нина (ГБЛ) издает «Каталог кандидатских и доктор¬ских диссертаций», поступивших в библиотеку им. В. И. Ленина и Государственную научную медицинскую библиотеку, и «Информационный указатель библиогра¬фических списков и карточек, составленных библиотека¬ми ».

Собственная библиография по интересующей пробле¬ме составляется на основе библиотечных катало¬гов (это  указатели произведений печати, имеющихся  в библиотеке), представляющих собой набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т.д. В карточку книги вносятся ее автор, загла¬вие, вид издания, место издания, издательство, год изда¬ния, количество страниц. В карточке журнальной статьи указываются автор, заглавие, название журнала, год из¬дания, том, номер выпуска, количество страниц. В кар¬точке газетной статьи кроме автора и заглавия приво¬дятся название газеты, год, число и месяц. При ссылке на документы и составлении перечня источников необ¬ходимо обращать внимание на знаки препинания между элементами библиографического описания и применять их только так, как дано в карточке.

Читательские каталоги, носящие справочно-рекомендательный характер, бывают трех видов: алфавитный, систематический и алфавитно-предметный.

Алфавитный каталог называется так потому, что его карточки расположены в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий произведений, если автор не указан. Благодаря этому все книги одного автора (индивидуального или коллективного) собраны в одном месте, но в некоторых случаях возможны отступления от алфавитного принципа. Так, например, вне зависимо¬сти от названия партии (РСДРП, РКП (б), ВКП (б), КПСС) все эти издания собраны за разделителем «КПСС» и организованы внутри не в алфавитном, а в логическом порядке: КПСС, Программа партии, Устав партии, Выс¬шие органы партии, Съезды, Конференции, Пленумы, далее идут официальные издания ЦК партии и произве¬дения, посвященные деятельности партии. Материалы законодательного характера (правительственные поста¬новления, указы, декреты и т. д.) нужно искать в ката¬логе под названием страны или республики.

Основным в  библиотеках  является систематический каталог. Карточки в нем распо¬ложены по отраслям знаний. Этот каталог позволяет подобрать литературу по определенным отраслям знаний, причем с его помощью можно постепенно сужать грани¬цы интересующих исследователя вопросов. Каталог поз¬воляет также определить книги, имеющиеся в библио¬теке по той или иной теме, или узнать автора и точное название книги, если известно только ее содержание.

В систематическом каталоге библиографические све¬дения приведены  в систему знаний на основе применения специальной библиотечной классификации. Наиболее широко используется Универсальная  десятичная клас¬сификация (УДК). Используется также и отечественная. Ар¬хивными учреждениями и государственными архивами нашей страны составлено несколько своих классифика¬ционных схем систематического типа. Среди них «Схема единой классификации документальных материалов в каталогах государственных архивов», схемы система¬тических каталогов, разработанные Центральным госу¬дарственным архивом Октябрьской революции, схема Центрального государственного военно-исторического архива (ЦГВИА)  и др.

Ключом к систематическому каталогу является алфавитно-предметный каталог. В нем в алфа¬витном порядке перечисляются наименования отраслей знаний, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана лите¬ратура, имеющаяся в библиотеке.

При составлении собственной  библиографии по проб¬леме необходимо внимательно просматривать списки ли¬тературы, находящиеся в конце книг, статей и т. д., или литературу, указанную в сносках в уже найденных ли¬тературных источниках.

В процессе чтения литературы обязательно выявля¬ются из ссылок и прикнижных списков использованных работ новые источники, поэтому требуется постоянная систематизация материала, его упорядочение в соответ¬ствии с поставленной задачей. Это можно осуществить, например, с помощью картотеки, состоящей из карточек и разделителей.

Лучше всего организовать три раздела: «Прочитать», «Выписки» и «Прочитано».

Создание та¬кой картотеки  позволяет по существу заложить основы будущих научных публикаций. Однако информация, со¬держащаяся в отобранной для изучения литературе, под¬час превышает действительные потребности для опреде¬ленной работы. Отсюда вытекает необходимость пред¬варительно выявлять все нужное и отбрасывать лишнее. Таким образом, закладываются элементы избирательно¬го чтения (вначале беглый просмотр источника, ознаком¬ление с названием его разделов и лишь потом подробное изучение выбранного содержания).

Важное значение для  работы с научной литературой  принадлежит организации рабочего места. Прежде всего, рабочее место и инструмент, которым че¬ловек работает, должны быть привычны для него. Это сокра¬щает до минимума время врабатываемости, появляется условный рефлекс на рабочее место. На рабочем месте не должны появляться какие-либо новые предметы (объ¬екты), которые привлекают внимание к себе и отвлека¬ют от работы. Желательно до начала работы продумать и оценить, что может потребоваться в процессе работы, чтобы потом не искать для себя повода прервать нача¬тое дело.

При работе с литературными  источниками необходимо уметь правильно  читать, понимать и запоминать прочитанное.

 Ученые выявили четыре основных способа обработки информации при чтении. Это чтения: побуквенное, послоговое, по словам (просматривается первый слог первого слова и первые буквы второго слова, остальная же часть слова угадывается), по понятиям (из текста выбираются только отдельные ключевые слова, а затем синтезируется мысль, содержащаяся в одном или нескольких предложениях). Чтение по понятиям характерно для людей, имеющих определенные навыки, большой запас знаний для понимания материала и хорошую память.

Для понимания сложного текста необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Один из них заключается в необходимости воспринимать не отдельные слова, а предложения и даже целые группы предложений, т. е. абзацы. При этом используется так называемая антиципация - смысловая догадка. Быстро читающий человек обычно по нескольким буквам угадывает слово, по нескольким словам — фразу, по нескольким фразам — смысл целого абзаца.

Необходимо стремиться, именно так читать изучаемый материал. Для этого можно использовать так называемый дифференциальный алгоритм. В соответствии, с которым обработка каждого абзаца начинается с выявления ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку, после чего строятся смысловые ряды, т. е. происходит сжатие текста путем выделения ключевых слов и образования на их основе лаконичных выражений (это как бы просеивание текста, в итоге которого остаются зерна смысла). После сжатия текста происходит процесс его качественного преобразования, в результате которого в обрабатываемом сообщении выявляется только истинное значение его содержания.

При обучении быстрому чтению ставится задача воспитания новых привычек, которые ускоряют чтение. Первый путь повышения скорости чтения — выявление скры¬тых резервов мозга, активизация процессов мышления при чтении. Один из путей решения этой задачи - использование алгоритмов.

Интегральный алгоритм определяет последовательность действий при восприятии текста. Слово «интегральный» означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом. Для использования интегрального алгоритма необходимо запомнить все его блоки, понимать и представлять себе их содержание. Современная структурная лингвистика утверждает, что все общественно-политические и научно-технические тексты обладают чрезмерной избыточностью—до 75 %. Найти и сосредоточить внимание при чтении на содержательных элементах текста и помогает интегральный алгоритм чтения. При его использовании значительно сокращается время обработки неинформативных элементов текста.

 

Заключение

Сформулируем основные выводы.

Научная информация - логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления. В научно-информационной деятельности (НИД) важнейшим источником научной информации и средством ее передачи в пространстве и времени служит научный документ.

Документом признается любой материальный объект, который  фиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включен в определенное собрание. В этом широком смысле к документам относятся не только надписи, рукописи и печатные издания, но и произведения искусства, нумизматические памятники, музейные экспонаты минерального, ботанического, зоологического или антропологического характера.

В информатике на первый план выдвигается деление документов на первичные и вторичные. Считается, что в первичных документах отражаются непосредственные результаты познания, а во вторичных - результаты аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первичных документах.

Для научно-информационной деятельности можно выделить следующие  наиболее важные виды книг: монографии;  сборники; материалы научных конференций; справочники; учебники и руководства; официальные издания. К первичным документам и изданиям, помимо книг, относятся периодические и продолжающиеся издания, депонированные рукописи научных работ, специальные виды технических изданий и непубликуемые научные документы.

Вторичные документы  и издания представляют собой конечные результаты аналитико-синтетической переработки (АСП) первичных научных документов. К ним относятся библиографические пособия, реферативные журналы, обзоры, сигнальная информация, каталоги и картотеки, вспомогательные указатели и справочная литература. К ним относятся: библиографические пособия, реферативные журналы, обзоры, сигнальная информация, каталоги и картотеки, вспомогательные указатели, справочная литература.

Информация о работе Научная информация. Первичные и вторичные источники информации. Поиск, переработка и анализ информации