Сбор научной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:30, реферат

Краткое описание

Во всем мире признано, что наилучшей формой подготовки специалистов высшей квалификации является их непосредственное участие в научных исследованиях. Поэтому перед высшей школой поставлена задача, чтобы за время обучения в вузе каждый студент получил бы навыки исследователя и умел бы их применять на практике при решении сложнейших проблем современного мира. Вот поэтому так важно, уметь собрать нужную научную информацию, изучить методы поиска и анализа научной информации.
Современный период развития общества характеризуется переходом от индустриальной к информационной цивилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

СБОР НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Во всем мире признано, что  наилучшей формой подготовки специалистов высшей квалификации является их непосредственное участие в научных исследованиях. Поэтому перед высшей школой поставлена задача, чтобы за время обучения в вузе каждый студент получил бы навыки исследователя и умел бы их применять на практике при решении сложнейших проблем современного мира. Вот поэтому так важно, уметь собрать нужную научную информацию, изучить методы поиска и анализа научной информации [1].

Современный период развития общества характеризуется переходом  от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества становится приоритетной задачей. В новом обществе требуется новый тип образования - «опережающий». Хорошим специалистом сегодня становится тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года [2, 3]. Возрастает необходимость получения новой информации, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности.

Поиск информации становится сейчас все сложнее и сложнее, а знания и навыки в поиске узкоспециальной  информации становятся все более  обязательными для любого специалиста. Понятие подготовленности в поиске информации, помимо знания необходимой  теории, складывается из следующих  основных элементов:

• четкого представления  об общей системе информационных ресурсов и тех возможностях, которые дает использование информационных источников своей области;

• знания всех возможных  источников информации по своей специальности;

• умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями;

• наличия навыков в  использовании вспомогательных  библиографических и информационных материалов.

Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований [4].

Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все более и более  индивидуализируются. Совокупное предложение  сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров  и услуг [5]. Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В результате создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).

С усложнением общественного  поведения увеличиваются информационные потребности людей и информация превращается в массовый продукт. Информация получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. На ее основе функционирует и труд, и капитал. Возникает информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а также для воздействия на поведение людей [6, 7].

 

Глава 1. Научная информация и её характеристики.

Научная информация — это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике [8]. Информация обладает рядом свойств, характеризующих степень ее полезности для потребителя [9]. Эти свойства носят относительный характер.

Качественные характеристики информации:

  1. достоверность (приближенность информации к источнику или точность ее передачи);
  2. объективность (информация, очищенная от неизбежных искажений, возникающих при ее передаче, например, по неформальным каналам);
  3. своевременность;
  4. релевантность (степень соответствия информации решаемой задаче);
  5. актуальность (важность информации в конкретный момент времени).

Количественные характеристики:

  • полнота (информация без «информационного шума»);
  • достаточность (количество информации, достаточное для принятия определенного решения).

Ценностные характеристики:

  • ценность (ценностная информация для решения конкретной задачи);
  • стоимость (все расходы по факту получения информации).

Важнейшим источником научной  информации является документ (от латинского слова documentum - свидетельство) – информация, зафиксированная специальным образом на материальном носителе, снабженная реквизитами, позволяющими идентифицировать документ в процессе его обработки, поиска, использования и хранения. В широком смысле документ служит средством закрепления и передачи информации, знаний, духовных и материальных достижений человеческого общества. Документ является результатом и предметом духовной и материальной культуры [2, 3].

Документы могут содержать  текстовую, цифровую, графическую и  аудио информацию, они могут подвергаться процессам записи, поиска, передачи, получения, сбора и чтения. Самая  обширная группа документов – издания, подразделяемые на несколько подгрупп по целевому назначению, читательскому адресу, характеру информации и т. д.

По социальному статусу  документы подразделяются на опубликованные, неопубликованные и непубликуемые  документы.

Опубликованные  документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.

Неопубликованные  документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и, описания алгоритмов, программ, проекты, сметы. Не рассчитаны на широкое распространение. К неопубликованным документам относятся депонированные рукописи.

В зависимости от характера  обработки содержащихся в них  данных, документы принято разделять  на первичные и вторичные.

Первичный документ – любой материальный носитель, непосредственно фиксирующий результат познания реального мира или духовной, творческой и информационной деятельности (в виде описания фактов, отношений между ними, выявленных закономерностей, концепций, гипотез и т. д.). Документ, содержащий оригинальное произведение, свод произведений, материалы и результаты исследований и разработок: первичную статистику, фактографическую и нормативно-правовую информацию; учебные, инструктивно-методические, практические материалы и пособия, а также литературно-художественные, изобразительные, музыкальные и аудиовизуальные произведения. Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60–2003 СИБИД.

К вторичным относятся документы, являющиеся результатом аналитико-синтетической, логической переработки одного или нескольких первичных документов. В их числе: библиографические пособия, реферативные сборники, обзоры, рецензии. Они так же, как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.

Вторичные документы выполняют  две основные функции:

  • оперативно оповещают о появлении первичных документов;
  • в сжатом виде излагают основное их содержание.

Считается, что в первичных  документах отражаются непосредственные результаты познания, а во вторичных - результаты аналитико-синтетической  переработки информации, содержащейся в первичных документах. Однако исторически  сложившаяся система научных  документов такова, что многие из них  содержат одновременно и результаты научных исследований и переработку  прежних сведений, содержавшихся  в ранее опубликованных документах. Примером могут служить и статьи в научных журналах, и монографии, и учебники, и особенно - справочная литература. Тем не менее, деление  это удобно, так как позволяет  характеризовать различные потоки документов в информационной деятельности. Первичными считаются те документы  и издания, в которых преимущественно  содержатся новые сведения или новое  осмысление известных идей и фактов, а вторичными те документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах.

С учетом сделанных оговорок к первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников), журналы, газеты и сериальные издания, описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы, а ко вторичным - справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.

Деление информации на первичную и вторичную является отправной точкой при организации сбора информации. Это связано с выбором источника ее получения. Поэтому необходимо обратить особое внимание на достоинства и недостатки первичной и вторичной информации. Вторичная информация, по сравнению с первичной, собирается достаточно легко и быстро, при этом финансовые и временные затраты незначительны [8]. Однако основным недостаткам вторичной информации является трудность оценки полноты, достоверности и возможности использования информации, а также ее доступность для конкурентов, в то время как первичная информация может быть собрана в объеме, необходимом для исследования и практически отсутствует вероятность ее использования конкурентами. Когда не удается извлечь необходимые сведения из вторичных источников, они неполны, недостаточно точны, недостоверны, или просто устарели, приходится прибегать к сбору первичных данных [9].

Различия между первичными и вторичными данными наглядно представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Сравнение первичной и вторичной информации

 

Первичная информация

Вторичная информация

Цель сбора

Для решения проблемы исследования

Для решения других задач

Процесс сбора

Требует значительных усилий

Быстрый и легкий

Затраты на сбор

Большие

Относительно небольшие

Время на сбор

Длительное

Короткое


Примечание – Источник: [10, 11].

 

Глава 2. Основы и методы информационного поиска.

Несмотря на многообразие видов научных исследований, в их основе лежит общая методология, определяющая порядок их выполнения (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Процесс проведения научного исследования.









 

Возникновение системы научной  коммуникации при помощи письменных документов сразу же потребовало  организации промежуточных хранилищ, в которых бы последние накапливались  и хранились в систематизированном  виде. Это давало бы исследователю  возможность производить поиск  документов в любое удобное для  него время.

Информационным  поиском называется некоторая последовательность операций, выполняемых с целью отыскания документов, содержащих определенную информацию (с последующей выдачей самих документов или их копий), или с целью выдачи фактических данных, представляющих собой ответы на данные вопросы. Термин «информационный поиск» ввел в информатику американский математик Кэлвин Муэрс в 1947 году.

Побудительная причина информационного  поиска - информационная потребность, выраженная в форме информационного  запроса. Объектами информационного поиска могут быть документы, сведения о их наличии и (или) местонахождении, фактографическая информация.

Выделим условия  поиска:

  • Цель поиска – разыскать основные документы и издания по заданной теме.
  • Предмет поиска – только по сформулированной теме.
  • Вид литературы – книги, статьи, стандарты, справочники и т.д.
  • Метод поиска– использована вся совокупность существующих методов поиска.
  • Хронологический охват – определяется за какой период ведется поиск.
  • Географический охват – информационные источники, изданные в нашей стране, посвященные российским регионам, переведенные с иностранных языков и изданные за рубежом.
  • Полнота поиска – определяются необходимые издания: описывающие тему полностью или частично, отдельные процессы, вопросы.
  • Интенсивность поиска – разовый, многоразовый, постоянный.

Такая конкретизация способствует большей целенаправленности, глубине, полноте и эффективности информационного  поиска [2, 3] в каждом конкретном случае его использования.

Рассмотрим основные методы поиска:

  • Адресный поиск. Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.

Для осуществления нужны  следующие условия:

Информация о работе Сбор научной информации