Контрольная работа по "Архивному делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

Архивы в Древнерусском государстве. Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование «архивного наследия», его состав, размещение, организацию

Вложенные файлы: 1 файл

ар.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

Наиболее разветвленным было III отделение, состоявшее из 5 экспедиций. Здесь сложились общий и 2 секретных архива, в которых отлагались наиболее важные государственные документы.

В архиве IV отделения, переименованного в 1880 г. в Собственную е.и.в. канцелярию по учреждениям императрицы Марии, хранились дела по управлению воспитательными домами и другими благотворительными заведениями.

Делопроизводство V отделения состояло из материалов по управлению казенными крестьянами Петербургской губернии.

Архив VI отделения, наиболее кратковременного, хранил дела, относящиеся к политике Закавказья [7, 67-68].

На местах продолжали развиваться прежние архивы, переданные из старых в новые местные учреждения. Их особенностью стало нарастание бумажного вала в связи с дальнейшей бюрократизацией российского государственного аппарата. Выходом из него стали перевод архивов из одних помещений в другие, далеко не всегда приспособленные для их хранения, уничтожение документов без их предварительной экспертизы. Поэтому начинается перевод особо ценных документов из местных архивов в центральные [8, 16].

Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечественную войну 1812 г. Так, многие дела Коллегии иностранных дел, Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архивов были уничтожены или испорчены французами. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.

Для нормальной работы государственного аппарата необходимы были архивные материалы. Поэтому возникали проекты архивных реформ. Так, в 1820 г. Г.А. Розенкампф подготовил «план о приведении в лучшее устройство архивов вообще». Он предлагал объединить в единый государственный архив Исторические архивы Москвы и Петербурга. В этом архиве должны были работать люди, «кои могли усовершенствовать себя в так называемой архивной науке». Розенкампы предлагал завести на все дела государственного архива единую опись; архив должен был находиться в ведении Главного управления архивами, которое подчинялось Государственному Совету. Но в данной проекте ничего не говорилось об архивах действующих учреждений и местных архивах. Однако данный проект реформы не осуществился.

В начале XIX в. появились новые виды архивных справочников - обзоры [7, 90-91].

Определенный вклад в развитие научно-справочного аппарата внес Комитет 1835 г., созданный для описания документов трех московских сенатских архивов. Основная заслуга в описании материалов принадлежала П.И. Иванову. Описание первой степени включало наименование фондообразователя, указание номеров дел и их хронологических рамок, рода дел, количество листов, замечание о ветхости и т.д.

Описание второй степени состояло из обзора истории фондообразователя и характеристика отдельных групп документов (книги писцовые и ревизские и т.д.).

Описание третьей степени включало в себя исторические сведения, извлеченные из документов всех трех московских сенатских архивов. Это описание напоминает современный тематический обзор [7, 91, 92].

В первой половине XIX в. была довольно велика численность чиновничества, а вместе с тем возросли и штаты архивов. В Московском архиве КИД в 1802 г. было уже свыше 100 сотрудников. Правда напротив 11 фамилий стоит помета «малолетка». В те годы служба в этом архиве была престижной, и среди таких сотрудников можно встретить представителей самых знатных фамилий. Их тогда называли «архивными юношами» [7, 94].

В 40-е гг. проходила пересистематизация документов, которые разделили на три «разряда»: 1 - архив древний, содержащий в себе дела с 1265 по 1700 гг.; 2 - архив старых дел с 1700 по 1762 гг.; 3 - архив новых дел с 1762 по 1801 гг. В свою очередь каждый разряд был разделен на 2 вида: дипломатические материалы и документы внутриполитического характера. Дипломатические дела каждого разряда были разделены на европейскую и азиатскую части, а внутри них - по государствам и хронологическому принципу. Кроме того, комплексы материалов подразделялись на группы в зависимости от делопроизводительных форм (книги, столбцы, грамоты и т.д.) [7, 96].

После отмены в 1861 г. крепостного права с особой остротой встал вопрос о реформе управления на местах.

В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губерний - земские учреждения (земства), которые являлись не только выборными, но и всесословными органами. Земства занимались хозяйственными и культурными вопросами на территории губернии, однако они не имели административной власти и зависели от государственных органов, особенно от местной полиции.

По образцу земских учреждений в 1870 г. было перестроено и городское самоуправление. Выборные органы городской Думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения, просвещения.

Судебная реформа 1874 г. провозглашала независимость суда от администрации (судья назначался правительством, но мог быть отстранен от должности только по суду), гласность (на судебных заседаниях могли присутствовать пресса и публика) и всесословность (т.е. единый суд для всего населения).

Реформирование судебной системы России привело к созданию специальных судебных органов [2, 19-20].

Все эти изменения сказались и на состоянии архивной сферы в стране.

В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через 10 лет, в 1882 г., подобный архив был создан в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора.

Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.

Более сложным было положение архивов в местных органах управления. Так, в годы правления императора Павла 1 (1796-1801) были изданы два указа: в 1798 и 1800 гг., по которым предписывалось в каждой губернии создать три архива: при губернском правлении, судебной палате и казенной палате, что должно было обеспечить хотя бы минимальную сохранность документов местных органов власти. Однако в начале XIX в., при проведении реформ управления, требования, предъявляемые к созданию провинциальных архивов, изменились. В 1820 г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводил к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли [2, 20].

Кроме того, «бумажный бум», охвативший в начале века учреждения, и особенно центральные министерства, привел к тому, что архивы оказались переполненными документами различной ценности. В этих условиях правительство приняло ряд решений, оказавшихся губительными для архивов. Архивные фонды стали спешно «переселять» из одного помещения в другое, менее загруженное. Это привело к рассредоточению единых архивных комплексов, путанице, потерям. Другой, не менее пагубной практикой хранения документов было использование заброшенных, пустующих и совершенно не приспособленных для хранения помещений. Подобная практика была характерна как для крупных, столичных и губернских, центров, так и для провинции.

И наконец, третья, самая губительная и практически бесконтрольная, «разгрузка архивов» была связана с уничтожением документов. Особенно это было распространено после проведения реформ 1861 г., когда началось уничтожение документов дореформенных учреждений [4, 93-94].

Научная общественность пыталась обратить внимание правительства на совершенно недопустимое отношение к архивам. Так, Второй археологический съезд в 1872 г. ходатайствовал перед правительством об образовании особой комиссии для выработки общих правил работы архивов. В ответ на ходатайство в 1873 г. была учреждена комиссия из 28 ведомств и ученых учреждений, основная задача которой состояла в написании положения о Главной архивной комиссии как правительственном учреждении, долженствовавшем объединить управление архивами разных ведомств и подчинить их однообразным правилам хранения и пользования. В предлагаемом положении помимо основного требования - учредить Главную архивную комиссию - предлагалось также учредить для всех ведомств общие архивы в губернских городах, а в общих архивах учредить особые комиссии для разбора местных документов под наблюдением Главной архивной комиссии.

Эта рекомендация была осуществлена лишь в апреле 1884 г., когда были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбора материалов для уничтожения и формирования местных исторических архивов. Комиссии были в ведении Министерства внутренних дел, подчинялись губернаторам и состояли из местных чиновников.

ГУ АК были созданы в 41 губернии России и просуществовали до 1918 г. Фонды архивных комиссий ныне хранятся почти в каждом областном или краевом архиве, составляя ценную часть материалов дореволюционного периода [2, 21].

 

2.3 Архивная деятельность  в начале XX в.

 

В годы Первой мировой войны (1914-1918) многие архивы понесли существенные потери, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране [2, 21].

Начало XX века характеризовалось массовым появлением в архивах научно-технической документации, машинописных материалов, телеграфных лент, записей радиограмм и телефонограмм, фотографий, кинофильмов, звукозаписей. Эти новые источники и виды их носителей требовали от архивистов определенных навыков работы. Архивисты усилили разработку теоретических вопросов, в том числе истории архивного дела.

Документы в этот период группировались в основном по принципу происхождения. Интенсивно велась работа по созданию архивных справочников: были подготовлены описи Синода, Государственного совета, Сената, ряда министерств. Издательская деятельность архивов приняла широкий размах [4, 99].

После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь - агентурные.

Дальнейшее развитие архивного дела способствовало развитию архивоведения, расширению подготовки архивистов. В 1907 г. Состоялось открытие Московского археологического института в здании на Миусской площади, первым директом которого был А.И. Успенский, в 1916-1917 гг. был издан Сборник материалов, относящихся к доархивной части в России.

В 1908 г. совещание представителей архивных комиссий при СПб. Археологическом институте выработало проект Положения об архивных комиссиях, предусматривавший:

·преобразование архивных комиссий в архивно-археологические на правах местных краеведческих обществ;

·в связи с этим - расширение их деятельности;

·координацию их деятельности Особым совещанием при МВД.

В 1912 г. Архивные комиссии были переподчинены Особой комиссии Русского исторического общества; им поручалось обследовать местные архивы, выявить наиболее ценные документы, перевезти их в свои архивохранилища, систематизировать, описать, издать. Съезд представителей архивных комиссий (1914 г.) принял Положение об архивных комиссиях [8, 23].

Можно сделать вывод, что архивы в имперский период были довольно развиты и многообразны, но из-за сложности, разветвленности, неорганизованности государственного аппарата еще тяжело говорить о совершенстве архивного дела.

Вопрос 4

АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Прежде чем начать знакомство с историей архивного дела в РСФСР и затем СССР, кратко коснемся истории становления и развития нового государства на территории России — РСФСР и затем СССР.

Становление советской государственности. Двадцатый век в истории нашей страны в целом и в истории отечественного архивного дела как ее составной части оказался наиболее насыщенным событиями, коренным образом повлиявшими на все стороны государственной, политической, общественной, экономической и культурной жизни. Войны, революции, смены политического строя, распад, восстановление и вновь распад единой страны — так началось и так закончилось двадцатое столетие.

В первые два десятилетия XX в. в России произошли сразу три революции (1905 — 1907 гг., Февральская и Октябрьская в 1917 г.), результатом каждой из которых были значительные изменения не только государственного аппарата, но и государственного строя страны.

И если революция 1905- 1907 гг. не привела к свержению существующего государственного строя, то результатом февральской буржуазно-демократической революции было свержение монархии, а результатом Октябрьской революции — провозглашение социалистического государства — РСФСР, а затем СССР.

Итак, 25 октября (по старому стилю) 1917 г. в истории России начался новый, советский, период истории.

Насыщенная событиями история советского периода остается за рамками главы. Основное внимание будет уделено государственному строительству, и особенно высшим и центральным органам власти, в документах которых отразилось все многообразие этого периода. Это связано с тем, что основным предметом нашего изучения является складывание в советский период государственной архивной службы, которая, собственно, и сосредоточила в своих архивохранилищах в основном «государственную» часть истории.

За пределами главы остается история ведомственных архивов, включая систему партийных архивов, так как они требуют отдельного изучения.

До начала 1918 г. государственное строительство связывалось с подготовкой Учредительного собрания России. Однако отрицание руководством РСДРП(б) и его лидером В.И. Лениным буржуазного парламентаризма как формы правления привело к разгону 7

января 1918 г. Учредительного собрания. Началось ускоренное становление новой, советской государственности.

Наряду с созданием «карающих мечей революции» — милиции, народных судов, революционных трибуналов, чрезвычайных комиссий — шел процесс создания единой системы Советов, ставших с октября 1917 г. основой государственной власти.

Напомним, что по ленинской концепции государственно- ти коммунистическая партия являлась ведущей политической сновой общества, играла руководящую роль в политической си- теме страны. Ее влияние от десятилетия к десятилетию все более озрастало, и, по сути, партийные органы, формально являясь бщественными организациями, влияли на все стороны жиз- и государства и общества. Решения партии были обязатель- ыми к исполнению всеми ветвями советского государствен- ого аппарата.

Государственные учреждения и общественные организации олее семи десятилетий составляли основу политической систе- 1Ы СССР, служили инструментом управления обществом.

В своем развитии советский государственный аппарат прошел есколько этапов, каждому из которых была свойственна своя истема высших, центральных и местных органов власти и управ- ения.

Высшими органами с 1917 по 1922 г. являлись: Всероссийский ъезд Советов — верховный орган государственной власти; Всерос- ийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) — ис- олнительный орган съезда и носитель высшей власти в период дежду съездами; Совет Народных Комиссаров (СНК) — прави- ельство, исполнительно-распорядительный орган управления; народные комиссариаты — центральные органы управления отдельными отраслями государственной жизни; Советы на местах — местные органы государственной власти и управления.

П осле образования в декабре 1922 г. единого союзного государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР) — были созданы общесоюзные органы власти: всесоюзные съезды Советов и Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. 8

союзных и автономных республиках высшими органами власти явились республиканские съезды Советов и ЦИК. Такая система государственного управления существовала до принятия Конституции СССР 1936 г.

Конституция 1936 г. внесла существенные изменения в систему общесоюзных и республиканских органов власти. Прекратили свое существование Всесоюзные съезды Советов. С 1936 г. высшим общесоюзным органом государственной власти стал Верховный Совет СССР (просуществовал до 1991 г.), состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

В 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства, а СНК СССР - в Совет Министров СССР.

Характерной особенностью государственного аппарата советского периода в 20-40-е гг., а также в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. было создание чрезвычайных (не предусмотренных Конституцией) органов, наделенных особыми полномочиями.

В конце 80-х гг. XX в. произошли важные изменения в государственном управлении СССР. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона — «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», 14 марта 1990 г. — закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». На основании этих законов была установлена новая структура высших органов власти: Президент СССР — Съезд народных депутатов СССР — Верховный Совет СССР — Совет Федерации — Комитет конституционного надзора.

Таким образом, была проведена реформа политической системы СССР, остававшаяся практически неизменной с 30-х гг. XX в., однако просуществовала она недолго. 8

декабря 1991 г. руководители трех республик (РСФСР, УССР, БССР), входивших в состав СССР, тайно собрались в Беловежской пуще и заявили, что СССР прекращает свое существование; соответственно была прекращена деятельность органов СССР.

Так прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик и началась история Российской Федерации, становление государственности которой в последнее десятилетие XX в. протекало весьма бурно, порой драматично.

Архивное дело в РСФСР. Все эти изменения в государственной, политической, экономической сферах неизбежно должны были отразиться и на развитии архивного дела в стране. Рассмотрим, как это было.

После Октябрьской революции 1917 г. новые органы власти в центре и на местах приняли меры по охране архивов ликвидированных учреждений царского и временного правительств.

Историческим ведомственным архивам в Москве и Петрограде были выданы специальные документы, сохранявшие за ними помещения. Из наркоматов в соответствующие по подчиненности ведомства в губерниях были направлены распоряжения, в кото рых предлагалось взять под охрану архивы местных учреждений, ликвидированных после установления советской власти.

2 апреля 1918 г. был создан  Центральный комитет по управлению  архивами. На него была возложена  функция по временному управлению  архивами, а также поставлена  задача по разработке нормативного  документа о реорганизации архивного  дела в стране.

Буквально через несколько месяцев, 1 июня 1918 г., Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике, который многие десятилетия был основополагающим законодательным актом в организации архивного дела в СССР .

В декрете были заложены принципиальные изменения в организации архивного дела в стране, которые заключались в следующем: все архивы правительственных учреждений должны были быть ликвидированы как ведомственные учреждения, хранящиеся в них дела и документы должны были войти в Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), заведование ЕГАФ возлагалось на Главное управление архивным делом, или Главархив.

Таким образом, провозглашалась централизация архивного дела в стране.

Перед Главархивом стояли очень сложные задачи по проведению учета документов, подлежащих хранению в ЕГАФ: обеспечение их сохранности и перевозка в государственные архивы; организация использования документов; контроль за сохранностью документов в учреждениях; первичная научно-техническая обработка документов, поступавших в архивы. Для проведения этой работы в Главархиве была создана инспекторская группа, в губернских городах организацией архивного дела в этот период занимались отделы народного образования.

Декрет от 1 июня 1918 г. установил составные части ЕГАФ: национализированные бывшие ведомственные исторические архивы; дела ликвидированных учреждений царского и Временного правительств; в перспективе — дела вновь организованных советских учреждений, оконченные делопроизводством и утратившие оперативное значение.

Кроме документов государственных учреждений на учет брались также материалы организаций, ликвидированных первыми декретами советского правительства.

31 марта 1919 г. СНК РСФСР  издал Декрет о губернских  архивных фондах (положение), юридически  оформивший их создание .

Состав ЕГАФ в 1917—1918 гг. постоянно расширялся за счет национализации предприятий и отраслей промышленности, частных и акционерных банков.

По Декрету о земле (1917) и Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви (1918) в собственность государства перешли церковные и монастырские архивы. Среди этих документов были летописи, старопечатные книги, сборники древних сочинений и сказаний — все, что представляет исключительную культурную ценность. 27

марта 1919 г. СНК РСФСР утвердил декрет «Об архивах и делах расформированной прежней армии» , а 29 июля того же года — декрет «Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящихся в библиотеках и музеях» . В соответствии со вторым декретом все архивы и дела расформированных частей, штабов и управлений армии, относящиеся к периоду Первой мировой войны (1914—1918), должны были быть немедленно приняты на местах военными комиссарами под свою охрану.

Все вышеперечисленные документы касались истории Российской империи и Временного правительства.

Столь же серьезное внимание правительство РСФСР уделяло поступлению в ЕГАФ документов новой эпохи. В этой связи 22 апреля 1919 г. СНК РСФСР принял Декрет «О хранении и уничтожении архивных дел», в котором предусматривалось ограничение хранения оконченных дел в учреждениях, профессиональных и кооперативных организациях сроком до пяти лет. По истечении этого срока оконченные дела должны были поступать в соответствующее государственное хранилище. Из комплекса дел, подлежащих передаче в государственные архивы, предусматривалось выделение для уничтожения групп дел, не имевших научной или иной ценности. Однако на практике ситуация была сложнее и не всегда вписывалась в рамки закона. (Подробнее об этом — в соответствующем разделе по комплектованию и экспертизе ценности документов.)

Важное место в деятельности Главархива было уделено сбору материалов по истории Октябрьской революции. В 1919—1920 гг. в этой работе активно участвовали губернские архивные фонды, губернские исполнительные комитеты Российской Коммунистической партии большевиков (РКП (б)). Специально для хранения этих материалов в 1920 г. был создан Архив Октябрьской революции (АОР), в который стали поступать документы съездов Советов, сессий ВЦИК, Совета Народных Комиссаров и других организаций, содержащие сведения о первых годах советской вла сти. В АОР были также переданы материалы по истории Октябрьской революции и Гражданской войны (1918— 1920).

Постепенно происходило расширение и усложнение задач, стоявших перед архивным ведомством, что требовало реорганизации его управления. Поэтому 30 января 1922 г. декретом ВЦИК было утверждено Положение о Центральном архиве РСФСР . В соответствии с Положением все архивные учреждения были объединены в Центральный архив РСФСР (Центрархив), находившийся в ведении ВЦИК.

На Центрархив РСФСР возлагалось общее руководство по организации архивной части и текущего делопроизводства в правительственных учреждениях РСФСР. Специальный раздел Положения был посвящен составу Единого государственного архивного фонда, который соответственно содержанию входящих в его состав архивных материалов разделялся на секции: политическую, экономическую, юридическую, историко-культурную, военно- морскую.

Создание государственных архивов и особого органа управления архивным делом (Центрархива) подчеркивало общегосударственную значимость архивов и должно было ограничить ведомственный произвол в уничтожении документов. Такому положению в архивном деле способствовал также изданный ВЦИК в 1926 г. Декрет о приведении в порядок и сдаче в Единый государственный архивный фонд архивных материалов за 1917—1921 гг. . Дополнением к нему послужил Декрет СНК РСФСР от 13 марта 1926 г. «О сдаче центральному архиву РСФСР архивных материалов». В нем указывалось, что помимо документов учреждений и общественных организаций дореволюционного и советского периодов, перечисленных в ранее принятых декретах, передаче в Центрархив подлежат следующие материалы: всех национализированных и муниципализированных промышленных, кредитных и торговых учреждений и предприятий за время, предшествующее национализации или муниципализации; всех учреждений Временного правительства и всех контрреволюционных правительств и организаций, претендовавших на государственную власть на территории бывшей Российской империи; церквей, монастырей, дворцов, бывшей царской фамилии и национализированных усадеб; бесхозные архивные материалы. Все учреждения и лица, фактически владевшие перечисленными в декрете материалами, обязаны были сдать их архивным органам. Значение этого документа в истории становления архивного дела в советский период и формирования государственного архивного фонда страны заключается в том, что в нем были указаны материалы (документы) всех категорий учреждений, организаций, предприятий и частных лиц, подлежащие концентрации в ЕГАФ.

Декреты Совнаркома РСФСР и ВЦИК по архивному делу имели силу только на территории Российской Федерации. Однако союзные республики в некоторых вопросах организации архивной сферы следовали опыту РСФСР. Представители органов управления архивным делом РСФСР приезжали в республики и непосредственно на месте оказывали методическую помощь.

Архивное дело в СССР в довоенный период. 10 апреля 1929 г. постановлением ЦИК СССР и Совета Народных Комиссаров СССР было создано Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР) для общего направления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию архивными фондами общесоюзного значения .

Архивными фондами общесоюзного значения были признаны: -

документы съезда Советов, Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР, народных комиссариатов Союза ССР и прочих общесоюзных учреждений и организаций; -

архивные материалы, относившиеся к Февральской революции 1917 г., по установлению Советской власти на территории Союза ССР, по истории Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Гражданской войны; -

архивы центральных правительственных учреждений и общественных организаций, действовавших до 1917 г. В дальнейшем состав общесоюзных фондов должен был увеличиваться. Подобные решения должны были утверждаться специальными постановлениями ЦИК СССР.

Первоначально компетенция общесоюзного архивного органа была ограничена несколькими направлениями деятельности: учет фондов общесоюзного значения; руководство постановкой архивного дела в центральных органах СССР; согласование мероприятий республиканских ЦАУ по постановке архивной части делопроизводства в местных органах. Однако постепенно ЦАУ СССР стало развивать одно из важнейших направлений, входивших в его компетенцию, — создание архивов общесоюзного значения.

Начало этому процессу было положено 7 декабря 1932 г., когда по постановлению ЦИК СССР при ЦАУ СССР был создан Центральный государственный архив звуковых записей .

См.: Основные декреты и постановления советского правительства по архивному делу 1 9 1 8- 1982 гг. — С. 22-24.

См.: Сборник руководящих материалов по архивному делу (1917- 1941 гг ) — М., 1961.-С. 79-80.

Вскоре к нему был присоединен существовавший с 1926 г. Фотокиноархив. Так появился Центральный фотофонокиноархив СССР.

В 1933 г. из ведения ЦАУ РСФСР в ведение ЦАУ СССР были переданы Архив Красной Армии и Военно-исторический архив. С этого момента он стал называться Центральным архивом. В первую очередь перевод из статуса республиканских в статус общесоюзных (центральных) коснулся архивов РСФСР.

Для выполнения архивной работы, требующей специальных профессиональных знаний, необходимы были подготовленные специалисты, поэтому 3 сентября 1930 г. по постановлению ЦИК и СНК СССР был создан Институт архивоведения. К работе институт приступил с апреля 1931 г. в здании Центрархива СССР на улице 25 Октября, 15 (ныне Никольская, 15). В 1933 г. он был переименован в Историко-архивный институт, позже — в Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ), а в 1991 г. вошел в состав Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). За многие десятилетия своего существования институт подготовил квалифицированные кадры специалистов, а также внес значительный вклад в разработку научных и методических проблем истории, архивоведения, источниковедения, археографии и других дисциплин.

Помимо организации сети центральных архивов в 1930-е гг. уделялось внимание созданию сети местных архивов и ведомственному хранению документов. Так, 5 февраля 1936 г. вступило в силу Постановление ЦИК СССР и СНК СССР «Об упорядочении архивного дела в народных комиссариатах и центральных учреждениях Союза ССР». Важно отметить, что постановление содержало перечень документов и материалов, подлежащих обязательному отбору для архивного хранения .

Таким образом, в основу организации архивного дела в СССР были положены принципы централизации и недробимости архивных фондов (к сожалению, на практике принцип недробимости часто нарушался).

По Конституции 1936 г. произошли изменения в государственном аппарате СССР. Были упразднены ЦИК СССР, ЦИК союзных и автономных республик, их местные органы, в ведении которых находились архивные учреждения. С 1938 г. по постановлению Президиума Верховного Совета СССР Центральное архивное управление СССР было передано в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР.

После передачи архивного дела в ведение НКВД СССР Центральное архивное управление СССР было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР.

См.: Основные декреты и постановления советского правительства по архивному делу 1918-1982 гг. - С. 24-27.

В 1939 г. центральные архивные управления союзных и автономных республик были преобразованы в архивные отделы народных комиссариатов внутренних дел этих республик, а архивные управления краев и областей — в архивные отделы управлений внутренний дел. Лишь в РСФСР не было создано республиканского архивного отдела, его функции были переданы Главному архивному управлению, что нарушало права республики.

Передача ГАУ НКВД СССР руководства всеми направлениями архивного дела создала условия для жестко централизованного управления архивной сферой через отделы НКВД союзных республик, так как архивные управления являлись их структурными подразделениями, а ГАФ РСФСР находился вместе с общесоюзными архивами в непосредственном ведении ГАУ НКВД СССР.

В марте 1941 г. Совнаркомом СССР было утверждено Положение о Государственном архивном фонде (ГАФ) СССР и сети государственных архивов СССР. В состав ГАФ СССР были включены все документы, имеющие научное, политическое и практическое значение независимо от времени их происхождения, содержания, оформления, техники и способа воспроизведения .

По положению изменилась сеть государственных архивов. Документы высших и центральных учреждений дореволюционной России и СССР подлежали хранению в центральных архивах СССР.

Одновременно с изменениями в организации центральных архивов происходила реорганизация сети местных архивов: на базе ранее самостоятельных краевых и областных исторических архивов и архивов Октябрьской революции были созданы единые архивы — государственные архивы областей (краев).

Таким образом, в 30-е гг. XX в. были приняты правительственные постановления об упорядочении архивного строительства в низовом звене, о создании специализированных государственных архивов, сети партархивов (история которых нами не рассматривается), а самое главное — о еще большей централизации управления архивной отраслью, особенно после передачи ранее самостоятельного архивного ведомства в систему НКВД СССР.

Однако в этом акте были как положительные, так и резко отрицательные моменты. К первым можно отнести увеличение материального обеспечения, строительство и ремонт архивохранилищ, организованное проведение частичной эвакуации архивных документов в восточные районы страны в начале 1941 г. и реэвакуации их в 1945 г.; ко вторым относятся: ликвидация самостоятельности архивной отрасли; потеря права вхождения с предложениями непосредственно в правительство; назначение на руко-

См.: Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учебное пособие — М 1996,- С. 27.

водящие посты работников, зачастую не являвшихся специалистами, далеких от понимания проблем архивоведения; существенное ограничение допуска исследователей к документам, что сказывалось на уменьшении объема и тематики научных исследований.

Архивное дело в СССР в послевоенный период. Развитие архивного дела СССР в 1940-е гг. было предопределено Великой Отечественной войной 1941 —1945 гг. На первый план вышли проблемы физического сохранения документального наследия страны: эвакуация, реэвакуация и последующая за этим первичная научно- техническая обработка, розыск и возвращение документов, вывезенных оккупантами.

С конца 1940-х — начала 1950-х гг. XX в. начинается активное выявление документов для использования их в народнохозяйственных целях: при восстановлении разрушенных предприятий, шахт, коммуникаций, электростанций, памятников архитектуры, при поиске полезных ископаемых и т. п. (Подробнее об использовании архивных документов см. в соответствующем разделе.)

После XX съезда партии в 1956 г. изменилась внутриполитическая ситуация в стране. Произошли преобразования и в управлении архивным делом. Важной вехой стало принятие в 1958 г. постановления Совета Министров СССР «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и сети центральных государственных архивов СССР» . В состав ГАФ были включены новые категории материалов (документы учреждений и предприятий, образованных немецко-фашистскими и другими оккупационными властями в период Великой Отечественной войны на временно захваченной территории СССР), а также материалы всех органов власти, управления и негосударственных объединений, существовавших на территории СССР до установления советской власти (в Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии, Северной Буковине и др.).

Положение установило юридические основы деятельности ведомственных архивов, их взаимоотношения с органами управления архивным делом, ответственность руководителей учреждений за сохранность, упорядочение и использование документов и зафиксировало сроки хранения документов в архивах учреждений .

В 1960 г. изменились подведомственность и правовое положение Главного архивного управления: оно было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР и получило название Главного архивного управления при Совете Министров

СССР (ГАУ СССР, позднее — Главархив СССР). Это способствовало либерализации доступа к архивным документам.

В течение 1960—1962 гг. во всех союзных республиках архивные органы были переданы из ведения министерств внутренних дел в ведение советов министров республик. 28

июля 1961 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об утверждении положения о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР и сети центральных государственных архивов СССР»1.

В числе основных задач Главархива СССР было названо обеспечение сохранности документов ГАФ СССР; научное и органи- зационно-методическое руководство государственными и ведомственными архивами и контроль за обеспечением сохранности документов, находящихся в архивах министерств и ведомств.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР утверждалась следующая сеть центральных государственных архивов СССР: Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР; Центральный государственный архив (ЦГА) народного хозяйства СССР; ЦГА Советской Армии; ЦГА Военно-Морского Флота СССР; ЦГА литературы и искусства СССР; ЦГА древних актов; ЦГА кинофотофонодокументов; Центральный государственный исторический архив СССР; Центральный государственный военно-исторический архив СССР. 5

марта 1967 г. постановлением Совета Министров СССР был создан Центральный государственный архив звукозаписей СССР.

В 1966 г. при Главархиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

В 1976 г. в СССР был принят закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» , согласно которому архивные документы были отнесены к историческим памятникам, а на Главархив СССР возлагались обязанности использования этой категории памятников.

В развитие закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» Совет Министров СССР принял ряд постановлений. В 1978 г. было обнародовано Постановление «Об улучшении организации архивного дела в центральных государственных архивах СССР» . В нем особое внимание было уделено проблемам комплектования центральных архивов материалами общесоюзных министерств и ведомств. 4 апреля 1980 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и Главном архивном управлении при Совете Министров СССР»1.

Это положение действовало более 10 лет — до момента распада СССР и принятия архивного законодательства Российской Федерации.

В введении к положению было дано новое толкование документальных памятников, а именно то, что они являются достоянием всего народа и, следовательно, строгое соблюдение правил охраны и использования — задача не только государства и общественных организаций, но и каждого гражданина. Цель создания Государственного архивного фонда (ГАФ) — централизованный учет, хранение и исследование документов.

Упор, сделанный на возможности использования документов, несмотря на некоторую декларативность и реальные ограничения на практике, имел огромное значение для развития архивного дела. Смещался акцент с чисто «охранительных» тенденций к всестороннему использованию документального наследия народов СССР.

В этом правительственном акте содержалось несколько новых положений, которые еще не вошли в практику работы архивных учреждений и не имели юридического подтверждения в нормативных документах, однако важен был сам факт постановки проблемы: о создании страховых фондов на особо ценные документы не только в государственных, но и в ведомственных архивах; о привлечении к ответственности лиц, виновных в хищении, сокрытии, порче, бесхозяйственном хранении, незаконном уничтожении и купле-продаже документов; о расширении состава ГАФ СССР за счет механографических документов; об изменении сроков ведомственного хранения документов; об организации государственного учета ГАФ в учреждениях государственной архивной службы.

К положению были составлены два приложения.

В приложении № 1 закреплялась сеть центральных государственных архивов СССР, находившихся в непосредственном ведении Главного архивного управления (Главархива) при Совете Министров СССР: Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР); Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР); Центральный государственный архив Советской Армии СССР (ЦГАСАСССР); Центральный государственный архив Военно-Морского Флота СССР (ЦГАВМФ СССР); Цен-

1 Основные декреты и  постановления советского правительства  по архивному делу 1 9 1 8 - 1982 гг.

-С. 49-66.

тральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР); Центральный государственный архив древних актов СССР (ЦГАДА СССР); Центральный государственный исторический архив СССР (ЦГИА СССР); Центральный государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИАСССР); Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СССР (ЦГАКФД СССР); Центральный государственный архив звукозаписи СССР (ЦГАЗ СССР).

В приложении № 2 давался перечень отраслевых государственных фондов, министерств, ведомств СССР и организаций, осуществлявших государственное хранение документов ГАФ СССР. К ним были отнесены: объединение «Всесоюзный геологический фонд»; Государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды; Центральный картографо-геодези- ческий фонд Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР; Всесоюзный информационный фонд стандартов и технических условий Госкомитета СССР по стандартам; Всесоюзный государственный фонд кинофильмов Государственного Комитета СССР по кинематографии; музеи и библиотеки Министерства культуры СССР и Академии наук СССР и союзных республик; Министерство иностранных дел СССР.

В положении были отражены новые функции государственной архивной службы: выполнять на договорных началах по заявкам учреждений ряд работ по обеспечению сохранности, упорядочению и использованию документов, созданию страхового фонда копий; осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью ведомственных архивов и делопроизводством учреждений, организаций и предприятий.

Таким образом, деятельность государственной архивной службы получила правовое закрепление.

Государственная архивная служба к этому периоду имела сложившуюся устойчивую структуру и состояла из органов управления архивным делом, государственных архивов и научных учреждений.

К органам управления относилось Главное архивное управление при Совете Министров СССР, которое возглавляло государственную архивную службу СССР. Главархив СССР непосредственно и через архивные органы союзных республик ведал организацией архивного дела в стране. Общий объем документов только в государственных архивах с постоянным составом документов составлял около 173 млн дел на бумажной основе и почти 6,5 млн кинофотофонодокументов. Кроме того, существовал Архивный фонд КПСС, в состав которого входили документы партии и комсомола. Они хранились в партийных архивах, и сведения о них не поступали в органы государственной архивной службы2. Позже стало известно, что Архивный фонд КПСС насчитывает около 74 млн дел и 220 тыс. кинофотофонодокументов. Руководство архивным делом в союзных республиках осуществляли главные архивные управления при советах министров союзных республик; в автономных республиках — архивные управления при советах министров этих республик; в краях, областях и городах республиканского подчинения (Москва и Ленинград) — архивные отделы соответствующих исполкомов Советов народных депутатов.

Государственные архивы разделялись на две группы — госархивы с постоянным составом документов и госархивы с переменным составом документов (хранившие документы до передачи их в госархивы постоянного хранения).

Архивы с постоянным составом документов подразделялись на несколько категорий:

центральные государственные архивы СССР;

центральные государственные архивы союзных республик и их филиалы;

центральные государственные архивы автономных республик;

государственные архивы краев, областей (в том числе автономных) и их филиалы в ряде городов республиканского подчинения.

Архивы с переменным составом документов (райгорархив) создавались в районах, республиках, краях, областях, городах, имевших развитую промышленность.

Разработку теоретических проблем и методических пособий по вопросам архивоведения и делопроизводства осуществляли такие научные учреждения, как ВНИИДАД и НИЦТД, а также вспомогательные центральные лаборатории по микрофильмированию и реставрации документов в Москве и Ленинграде.

Подобная система существовала практически неизменной более 10 лет, когда в конце 1991 г. Главархив СССР был ликвидирован как общесоюзное отраслевое ведомство. Все его функции были переданы центральным архивным органам союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.

Архивная деятельность в Российской Федерации. После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) 6 июля 1992 г. главами СНГ было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР. По этому Соглашению стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур и хранящихся в государственных архивах, которые находятся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами документов. Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход под юрисдикцию государственных и других архивов союзного уровня, включая находящиеся на их территории государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР.

В соответствии с Соглашением о правопреемстве центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию Российской Федерации в ведение Государственной (Федеральной) архивной службы России.

В табл. 1 приводится перечень федеральных архивов, а также центральных архивов КПСС и ВЛКСМ на территории Российской Федерации, оставшихся в наследство от СССР.

Таблица 1 №

п/п Центральные государственные архивы СССР по Положению о Государственном архивном фонде СССР от 4 апреля 1980 г. Федеральные архивы по Положению о Комитете по делам архивов РФ и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации от 24 июня 1992 г. Федеральные архивы по Постановлению правительства РФ «О федеральных государстве иных архивах» от 15 марта 1999 г. 1 Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР) г. Москва Г осударственный архив Российской Федерации (ГАРФ) г. Москва Г осударственный архив Российской Федерации (ГАРФ) г. Москва 2 Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА СССР) г. Москва Российский государственный архив древних актов (РГАДА) г. Москва Российский государственный архив древних актов (РГАДА) г. Москва 3 Центральный государственный исторический архив (ЦГИА СССР) г. Ленинград Российский государственный исторический архив (РГИА)

г. Санкт-Петербург Российский государственный исторический архив (РГИА)

г. Санкт-Петербург

Продолжение табл. 1 №

п/п Центральные государственные архивы СССР по Положению о Государственном архивном фонде СССР от 4 апреля 1980 г. Федеральные архивы по Положению о Комитете по делам архивов РФ и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации от 24 июня 1992 г. Федеральные архивы по Постановлению правительства РФ «О федеральных государственных архивах» от 15 марта 1999 г. 4 Центральный государственный военноисторический архив СССР

(ЦГВИА СССР) г. Москва  Российский государственный военноисторический архив (РГВИА) г. Москва Российский государственный военноисторический архив (РГВИА) г. Москва 5 Центральный государственный архив Военно- Морского Флота СССР

(ЦГАВМФ СССР) г. Ленинград  Российский государственный архив  Военно- Морского Флота (РГАВМФ) г. Санкт-Петербург  Российский государственный архив  Военно- Морского Флота (РГАВМФ) г. Санкт-Петербург 6 Центральный государственный архив  народного хозяйства СССР (ЦГАНХ  СССР) г. Москва Российский государственный  архив экономики (РГАЭ) г. Москва  Российский государственный архив  экономики (РГАЭ) г. Москва 7 Центральный  государственный архив литературы  и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР) г. Москва Российский государственный  архив литературы и искусства (РГАЛИ) г. Москва Российский государственный  архив литературы и искусства (РГАЛИ) г. Москва 8 Центральный государственный  архив Советской Армии (ЦГАСА  СССР) г. Москва Российский государственный  военный архив (РГВА) г. Москва Российский  государственный военный архив (РГВА) г. Москва (к РГВА присоединен  ЦХИДК) Продолжение табл. №

п/п Центральные государственные архивы СССР по Положению о Государственном архивном фонде СССР от4 апреля 1980 г. Федеральные архивы по Положению о Комитете по делам архивов РФ и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации от 24 июня 1992 г. Федеральные архивы по Постановлению правительства РФ «О федеральных государственных архивах» от 15 марта 1999 г. 9 Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГА РСФСР)* г. Владивосток Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИАДВ) г. Владивосток Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИАДВ) г. Владивосток 10 Центральный государственный архив научно- технической документации (ЦГАНТД СССР) в г. Куйбышеве с филиалом в г. Москве Российский государственный научно-технический архив (РГНТА) в г. Самаре с филиалом в г. Москве Российский государственный научно-технический архив (РГНТА) в г.Москве с филиалом в г. Самаре 11 Центральный государственный архив звукозаписей СССР(ЦГАЗ СССР) г. Москва Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД) г. Москва Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД) г. Москва 12 Центральный государственный архив СССР (ЦГА СССР) - «Особый архив»* г. Москва Центр хранения историко-докумен- тальных коллекций (ЦХИДК) г. Москва Присоединен к Российскому государственному военному архиву (РГВА) г. Москва 13 Центральный государственный архив страхового фонда документов Государственного архивного фонда СССР(ЦГАСФ СССР)* Центр хранения документов страхового фонда (ЦХСФ) Центр хранения документов страхового фонда (ЦХСФ)

Окончание табл. 1 №

п/п Центральные государственные архивы СССР по Положению о Государственном архивном фонде СССР от4 апреля 1980 г. Федеральные архивы по Положению о Комитете по делам архивов РФ и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации от 24 июня 1992 г. Федеральные архивы по Постановлению правительства РФ «О федеральных государственных архивах» от 15 марта 1999 г. 14 Научно-исследова- тельский центр космической документации СССР (НИЦКД СССР)* г. Москва Российский научно- исследовательский центр космической документации (РНИЦКД) г. Москва В составе Российского государственного научно-техниче- ского архива (РГНТА) 15 Центральный государственный архив кинофотодокументов СССР (ЦГАКФД СССР)

г. Красногорск Московской обл. + Центральный государственный архив кинофотодокументов РС ФСР* г. Владимир Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) в г. Красногорске Московской обл. с филиалом в г. Владимире Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) в г. Красногорске Московской обл. 16 Центральный партийный архив Института истории и теории социализма (ЦПАИИТС)* г. Москва Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) г. Москва Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) г. Москва 17 Архив ЦК ВЛКСМ* г. Москва Центр хранения

документов

молодежных

организаций

(ЦХДМО)

г. Москва Присоединен к Российскому государственному архиву социально-политической истории (РГАСПИ) г. Москва 18 Архив общего отдела ЦК КПСС* г. Москва Центр хранения современной документации (ЦХСД) г. Москва Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ) г. Москва * Архив в Положении о ГАФ не указан.

В 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России» , законодательно оформившее ее место и роль в системе государственных учреждений Российской Федерации.

Федеральная архивная служба России (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ.

В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе, а также органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения. Нынешний высокий статус архивной службы страны позволяет надеяться на качественное и быстрое развитие архивной сферы. В силу уникальности своей истории Россия сконцентрировала в архивах ценнейшие исторические источники, в том числе и по истории других стран. Их всестороннее использование имеет огромное политическое, экономическое, научное и культурное значение. Архивы являются национальным богатством любой страны, основной составляющей социальной памяти общества, позволяющей проникнуть в тайны прошлого для лучшего понимания настоящего и прогнозирования будущего.

Информация о работе Контрольная работа по "Архивному делу"