Контрольная работа по "Архивному делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

Архивы в Древнерусском государстве. Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование «архивного наследия», его состав, размещение, организацию

Вложенные файлы: 1 файл

ар.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

В результате этих преобразований архивы отделились от канцелярий и превратились в самостоятельные структурные части учреждений, что юридически было закреплено в Генеральном регламенте 1720 г., по которому предусматривалась обязательная сдача учреждениями документов в архивы по истечении определенного срока. Одновременно устанавливался порядок сдачи дел в архивы и появились специальные должности - архивариусы [6, 33-34].

Комплекс важных источников сложился при Кабинете его императорского величества (1704-1727 гг.). Сперва Кабинет являлся личной канцелярией Петра I. В архив поступала военная и финансовая документация, материалы императора о взаимоотношениях с высшими, центральными и местными учреждениями. Здесь же находился «Юрнал», в который ежедневно записывались сведения придворного и военного характера о деятельности Петра I.

Позднее cюда поступали документы о важнейших событиях страны, проекты указов, велась переписка с послами. В этом хранилище откладывались челобитные, доносы и жалобы на имя царя, переписка о приглашении иностранцев на службу и т.д. Поэтому при кабинете Петра I сложился один из богатейших архивов, который постоянно пополнялся. При архиве была создана первоклассная библиотека.

Большое значение имеют фонды сенатских архивов Москвы и Петербурга. Указом 16 июля 1712 г. предписывалось «…собрать помесячно дела» и «приговоры» правительствующего Сената, «…учинить тем приговорам реестры с объявлением каждого дела» и отдать на хранение в архив. Так был создан Московский сенатский архив.

В 1713 г. Сенат переводится в Петербург, где создается его новая канцелярия. В 1719 г. здесь утверждается должность архивариуса. Но сам архив, как самостоятельная структурная часть учреждения был создан лишь в 1763 г. Этот комплекс дел по сравнению с московским хранилищем сразу же получил преимущество, т.к. в нем отлагались более важные документы, нежели в петербургском архиве [7, 34-35].

В 1721 г. был образован святейший правительствующий Синод во главе со светским лицом. Таким образом, произошло подчинение церкви государству, ее превращение в часть государственного аппарата [2, 16].

Сначала документальный массив находился в ведении обер-секретаря канцелярии Синода. В 1738 году он выделился в самостоятельную структурную часть, которую возглавил архивариус.

С 1717 г. стали создаваться коллегии. Для некоторых из них стали разрабатываться регламенты. В Военной коллегии установилась должность архивариуса, в Камер-Коллегии - инспектора Камер-архива [7, 36-37].

В начале XVIII века на местах учреждаются архивы при новых местных учреждениях - при губернских канцеляриях (в губерниях), при провинциальных канцеляриях (в провинциях), при земских комиссарах (в уездах). Кроме того, на местах создаются архивы провинциальных, городовых и надворных судов. Архивы создаются и при ратушах - органах городского самоуправления. Созданная в начале века сеть местных архивов существовала до 1770-х годов [4, 70].

В то же время стала возникать сеть архивов судебных учреждений: провинциальных, городовых и надворных судов. Кроме того, в городах учреждались органы самоуправления - ратуши, при которых создавались архивы.

Т. о., количество местных архивов увеличилось. Была предпринята попытка их концентрации. Сенат в 1728 г. разослал наказ губернаторам, в котором предлагал создать в каждой губернии два архива: губернской канцелярии и городского самоуправления. Но из-за отсутствия приспособленных помещений и квалифицированных кадров этот проект не был осуществлен. При каждом учреждении возникал свой собственный архив [7, 40-41].

Под влиянием развития книгопечатания и распространения определенных форматов книг уже с середины XVII века в российское делопроизводство входит практика ведения дел на листах книг и тетрадей. В 1700 году выходят два указа, значительно ограничившие делопроизводство на столбцах. Однако столбцовое делопроизводство отменялось постепенно. Дело в том, что в учреждениях сохранялся большой запас бумаги с двумя гербовыми клеймами (при столбцовом делопроизводстве большой лист разрезался на две части), а не с четырьмя, который требовался для ведения делопроизводства на листах, сшиваемых в тетради и книги. Необходимо было определенное время, чтобы исчерпать запасы этой бумаги. Только в 1726 году вышел указ, подтвердивший отмену столбцового делопроизводства. Причем, вышел и целый ряд инструкций по хранению старых документов в столбцах: частично их оставляли в столбцах, но часть столбцов разрезали на отдельные листы и сшивали в книги и тетради. Ведение делопроизводства на отдельных листах в книгах и тетрадях позволяло перейти от хранения документов в сундуках, коробах, ящиках - к хранению их в шкафах [4, 70].

Создание новых губернских учреждений, предусмотренных екатерининскими реформами, растянулось на несколько лет. Ликвидированные в их результате учреждения должны были сдать оконченные дела в Санкт-Петербургский государственный архив старых дел, имевший самостоятельное положение: архив находился в ведении Сената.

По такой же схеме происходила концентрация «решенных дел» в Москве - они были сосредоточены в Московском государственном архиве старых дел.

В конце ХVIII в., в годы правления Павла I, В результате восстановления деятельности части упраздненных коллегий часть документов была вновь рассредоточена по учреждениям. Таким образом, попытка концентрации архивных документов упраздненных учреждений оказалась непродолжительной по времени и локальной по масштабу - в двух государственных архивах, Московском и Петербургском [2, 17].

В XVIII в. возникают исторические архивы. Они хранили в основном документацию, потерявшую практическое значение.

Московский архив стал первым историческим архивом. Среди ученых нет однозначного мнения о том, когда он получил статус исторического архива. Исследователи называют три даты: 1720 г., когда асессору А.Д. Почайнову была поручена разработка и описание дипломатических дел, хранившихся в Петербурге и Москве; 1724 г., когда Московский архив Коллегии иностранных дел (КИД) получил штаты (6 сотрудников), печать и собственного руководителя - асессора П. Курбатова; 1781 г., когда Московская контора КИД была упразднена и архив стал полностью самостоятельным, подчиняясь непосредственно КИД.

Следует отметить, что до 1724 г. у Московского архива КИД не было собственного руководителя, и в 1720-1724 гг. в петербургском и московском архивах был один архивариус - А.Д. Почайнов. С 1724 г. московский архив КИД имел все атрибуты самостоятельного учреждения и подчинялся непосредственно Коллегии иностранных дел (до 1759 г.) Подчиненность же МАКИД Московской конторе КИД носила временный характер и захватывала незначительный промежуток времени, всего в 22 года (с 1759 по 1781 гг.).

В документах МАКИД освещалась внешняя политика Русского государства XV-XVII вв., особо важные события внутри страны, а также история царской фамилии.

Подавляющее большинство подобных материалов поступило в МАКИД и лишь небольшая их часть (в основном за последние годы) была передана в Петербургский архив КИД, поскольку они были необходимы для текущей работы коллегии. В Петербургский архив КИД поступали трактаты вскоре после их подписания. Дела Петербургского архива, потерявшие в значительной мере свое практическое значение, перевозились в Москву. Этим было положено начало дифференциации старых и текущих дел [6, 16-17].

Штат архива постоянно увеличивался, т.к. здесь хранились документы на многих языках, и нужны были квалифицированные сотрудники. К концу XVIII в. в архиве насчитывалось около 80 штатных сотрудников (вместе с охраной и обслуживающим персоналом), из них 24 переводчика. Так же в конце XVIII в. для сотрудников стали устраиваться экзамены «в знании иностранных языков и науках» (истории, географии, статистике); уровень знаний учитывался при продвижении по службе [7, 41-42].

Во второй половине XVIII в. произошли существенные изменения в составе и организации архивов. В 1763 г. в связи с реформой Сената ликвидировалась его Московская контора, а ее документы слились с фондом Разрядного приказа и составили самостоятельный Разрядно-Сенатский архив. Одновременно в Петербурге функционировал при Сенате свой архив как архив действующего учреждения. Архив стал крупным хранилищем источников по внутренней истории России XVI-XVIII вв., сосредоточившим около 500 тыс. дел.

Реорганизация Сената и местных учреждений в 60-70 гг. XVIII в. привела к затуханию деятельности коллегий и их ликвидации (кроме коллегии иностранных дел, военной и морской). Большое количество документов коллегий, их контор и канцелярий были переданы в Петербургский и Московский государственные архивы старых дел, учрежденные в 1780 и 1782 гг. Архивы получили свои штаты и самостоятельное вневедомственное положение, подчиняясь непосредственно Сенату [7, 44-46].

Указом от января 1786 г. «Об упразднении Вотчинной коллегии и наименовании архива ея Государственным» образовался Поместно-Вотчинный архив. Его основу составили комплекс документов центральных поместно-вотчинных учреждений XVI-XVIII вв. Новый архив после упразднения должен был стать самостоятельным учреждением. Однако коллегия ликвидировалась не полностью. Для решения неоконченных дел и сдачи их в архив временно был оставлен Вотчинный департамент, который затем превратился в постоянное учреждение и подчинил себе архив. Он имел коллегиальное управление - присутствие.

Деятельность Поместно-Вотчинного архива регламентировалась специально выработанными инструкциями. В частности предписывалось, чтобы сотрудники являлись на службу «в порядочной одежде, обуви и прическе волос, работали бы прилежно и с челобитчиками обходились вежливо». Особое внимание обращалось на то, «чтоб вотчинных дел… никто отнюдь выносить не мог, а… за кем сие примечено будет, таковых брать под стражу» [7, 49].

По Манифесту 1765 г. началось межевание земель. Нуждаясь в поддержке дворянства, Екатерина II, проводя генеральное межевание земель, закрепляет за ним не только те земли, на которые оно имело юридические права, но и земли, самочинно захваченные [2, 18].

Для проведения межевания при Сенате была учреждена Межевая экспедиция, преобразованная в 1765 г. в Межевой департамент, а в губерниях - межевые канцелярии или конторы. Указом этой экспедиции в 1768 г. предписывалось «после окончания межевания каждой губернии» всю документацию «содержать в обособливо» учреждающемся при московской межевой губернской канцелярии межевом архиве. В нем сконцентрировались планы, карты, атласы, межевые книги, экономические примечания (объяснительные записки к картографическим материалам); поверочные планы, чертежи, судебные решения и другие ценнейшие документы [2, 18; 7, 50].

В конце века - в 1797 году, - в Зимнем дворце было создано собственное Его Императорского Величества Депо карт, в которое передали более 20 000 карт, планов, атласов из упраздненного департамента Генерального штаба. Создание Депо карт положило начало концентрации военной документации [4, 78].

 

2.2 Архивная деятельность  в XIX в.

 

В начале XIX в. правительство Александра I было вынуждено приступить к модернизации страны. В этой связи был проведен ряд реформ государственного управления.

В 1802 году в России создаются министерства и Комитет министров, а при них складываются комплексы документов и формируются архивы. Создание министерств положило начало множественности и дробности ведомственных архивов. При министерствах создавались департаменты, при каждом из них - свой архив. Таким образом, в каждом министерстве существовало по нескольку архивов, полностью зависевших от канцелярий министров и от директоров департаментов, что пагубно отражалось на состоянии архивов.

Такая же дробность и множественность, узкая ведомственность характеризовала и архивы в провинции [4, 81].

Центральными были архивы:

·Комитета министров, в который поступали материалы по надзору за государственным аппаратом, о борьбе с общественно-политическим движением, выступлениями крестьян, студенческими волнениями, запрещениями некоторых книг и т.д. Кроме того в архиве комитета министров концентрировались документы ряда комитетов, в которых освещались положение и быт присовединенных народов, развитие торговли, строительство железных дорог, заводов, фабрик, налоговая политика власти;

·Государственного Совета - органа, который рассматривал проекты законов, сметы и штаты ведомств учреждений, решал административные и судебные дела, превышающие компетенцию других органов власти. В Архиве Государственного Совета отлагались законопроекты, именные указы, мемории, доклады, сметы и пр. Так же здесь концентрировались фонды различных учреждений: Комитета охранения общей безопасности, Главного коимтета об устройстве сельского состояния и ряда других;

·Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которая приобрела характер высшего общегосударственного учреждения во время Отечественной войны 1812 г. В архиве этого органа власти отлагались письма и донесения русских военачальников, журналы Главной квартиры, материалы о формировании пленных и т.д. Затем в архив стали поступать проекты указов, мемории и мнения Государственного Совета, отчеты сенаторов о производимых ревизиях, доклады и письма министров, послов, губернаторов;

·Архивы различных министерств (Внутренних дел, Иностранных дел, Народного просвещения, Архив Синода, Министерства юстиции, Министерства финансов, Архив Военного и Морского министерств) [8, 16; 7, 67, 70].

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое депо (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иностранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произошло в 1852 г., когда был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов [2, 19].

В январе 1826 г. были созданы I и II отделения Собственной е.и.в. канцелярии. В архиве I отделения, которое унаследовало функции от канцелярии предшествующего периода, наряду с уже хранящимися, хранились ведомости о ценах на продукты, проекты и мнения государственных деятелей, фонды сановников и пр.

Архив II отделения, которое занималось кодификацией законов, хранил документы по истории законодательства за период с середины XVII в.

Информация о работе Контрольная работа по "Архивному делу"