История возникновения и развития письменности и документа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной исследовательской работы: изучить условия, принципы, факторы, особенности развития письменности и документа.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Определить сущность понятий «документ» и «письменность» и рас-смотреть основные профессиональные определения, постоянно встречающиеся в истории развития письменности.
2.Проанализировать исторические документы и определить особенности развития письменности на территории различных государств.
3.Определить понятие документа, его функции и признаки.

Вложенные файлы: 1 файл

111..docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

История создания славянской азбуки5 такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария тогда входила в состав Византии) распространяли тогда христианство среди народа юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков не существовало. Ее-то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. Учился Кирилл при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейские и арабские языки. Талантливый лингвист Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились в алфавите и по сей день – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита. И так, славянский алфавит состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Каждая из них имела свое название: А – «аз», Б – «буки», (их сочетание образовало слово «азбука»), В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро» и т. д. Буквы на письме означали не только звуки, но и цифры: «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные». В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелии, Послания апостолов, Псалтырь и другие богословские сочинения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых. Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы – к XIII в. она почти полностью исчезла.

Мы привыкли считать создателем кириллицы монаха Кирилла. Ученые долгое время не сомневались в этом. Однако сейчас большинство исследователей считают, что он создал не кириллицу, а глаголицу. До сих пор этот вопрос остается спорным в науки.

 

1.3. Древние рукописные  книги

 

Изготовление древних  рукописных книг было делом дорогим  и трудоемким. Материалом для них служил пергамент – кожа особой выделки. Лучший пергамент получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился и по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от десяти до двадцати шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV – XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным  пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером  имел царь. Изготовление письменных принадлежностей  требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого пера птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила в  отличии от привычных для нас  синих и черных были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а, просто говоря, ржавчины. В  воду опускали куски старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

 

 

Глава 2. Понятие документа, его функции и признаки

 

2.1. Понятие и  функции документа

 

В русский язык слово "документ" пришло во времена Петра I и первоначально имело значение письменного свидетельства.

К началу XIX века слово документ имело два значения:

- информация, написанная  на бумаге;

- юридическое значение (документ  – это бумага, составленная в  законном порядке и служащая  доказательством прав на что-нибудь  или доказательством выполнения  каких-либо обязательств).

Ко второй половине XIX в словарях европейских государств появляются производные от слова документ, это термины:

- документация (процесс подготовки  и использования подтвержденных  документов);

- документный (прилагательное, относящееся к документу).

В начале XX века Поль Отле вводит в научный оборот следующее значение термина «документ»:

- документ – это любой  источник информации, передачи человеческой  мысли и знаний, независимо от  того, воплощен ли он в материально-фиксированной  форме (на бумаге, холсте, фотозаписи) или является проводником информации во времени (радио,  театральные постановки, музейные коллекции). В XX веке использовали термин «документ» в трех значениях:

- в узком значении (деловая  бумага, письменное удостоверение,  исторический источник);

- в широком смысле документ  определялся как материальный  объект, содержащий информацию (произведения искусств, архитектура, скульптура);

- в самом широком смысле  согласно которого, документом можно  считать любой материальный объект несущий информацию.

С 90-х годов XX века существенный вклад в уточнении и развитии понятия «документ» как основного термина в документоведении и информатики внесли российские исследователи.

Если в 60-70 годах XX века документоведы определяли документ, как материальный объект, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени, то с 90-х годов стали трактовать документ, как материальный объект - носитель социальной информации.

В наше время существует следующее понятие документа. Он отражен в ГОСТе6.  Документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

 Для понимания эволюции  документа важно изучать вопрос  о его функциях. Функции документа - это его общественная роль, социальное назначение, цель и задачи. Любой документ обладает определенными функциями, выяснение которых важно для определения цели создания документа, для его классификации и изучения роли в данной социальной структуре и экономической системе. Автор документа, фиксируя информацию, не всегда программирует какую-либо функцию. Документ многофункционален, т.е. содержит в себе различные функции, которые с течением времени меняют свое доминирующее значение. Выделяются три функции документа: главная, общие и специальные (рис.1).                                 

Главная функция – это  хранение и передача информации во времени и пространстве.

Общие функции – это информационная, социальная, коммуникативная, культурная.

Информационная функция  – способность документа удовлетворять  потребность общества в информации. Эта функция определяется такими показателями как, полезность, полнота, достоверность, ценность, новизна. 


 

Рис.1 Функции документа


 

Коммуникативная функция  – способность быть информативным  средством коммуникации (общения).  Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная функция:

1) документы, ориентированные  в одном направлении (законы, указы,  распоряжения, приказы, инструкции, жалобы, докладные записки и др.);

2) документы двустороннего  действия (деловая и личная переписка,  договорные документы и т.д.).

Кумулятивная функция  – это способность документа  накапливать, собирать и упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколения.

  Социальная функция  -  тоже присуща многим документам, т. к. создаются они для удовлетворения различных потребностей как общества в целом, так и отдельных его членов. Документ также сам может влиять на социальные отношения них в зависимости от назначения, роли в данном обществе, причем может не только стимулировать их развитие социальных процессов, но и тормозить.

 Специальные функции  – это  управленческая, правовая, функция исторического источника, функция учета. 

 Управленческая функция  - присуща документам, которые созданы  для целей управления и в  процессе его реализации (законы, приказы, решения, протоколы). В управленческой функции документ, выступает прежде всего в нормативной роли, как регулятор различных сторон деятельности государства, организации и общества;

Правовая функция –  способность документа служить  средством доказательства, подтверждения каких – либо фактов. Правовая функция присуща документам, в которых закрепляются изменения правовых норм и правонарушений. Можно выделить две категории документов, наделенных правовой функцией: изначально обладающие ею и приобретающие ее на время.

В первую группу входят все  документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а также другие документы, влекущие за собой юридические последствия. Сюда относятся все правовые акты органов государственной власти (законы, указы, постановления и др.), судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты, все договорные, удостоверительные документы (паспорта, пропуска, удостоверения и т.д.) и оправдательно-финансовые документы (накладные, приходные ордера, счетно-платежные требования и т.п.)

Ко второй категории относятся  документы, которые на время приобретают эту функцию, являясь доказательством каких-либо фактов в суде, органах следствия и прокуратуре, нотариате, арбитраже. В принципе любой документ может быть доказательством и тем самым временно будет наделен правовой функцией.

Функция исторического источника  изучается исторической наукой. Существует две точки зрения: первая - документ становится историческим источником с момента передачи его на архивное хранение; вторая - документ наделяется этой функцией с момента его возникновения, но осознается эта функция человеком лишь, когда документ поступает в архив. Таким образом, эта функция начинает доминировать в документе, если он выступает как источник информации для историка, исследующего ту или иную проблему.

Функция учета дает количественную характеристику информации, это регистрация  и группировка информации в цифровом выражении, связанная с хозяйственными, демографическими и иными процессами (бухгалтерские, экономические документы).

 

2.2. Признаки и свойства документа

 

Основными признаками документа  являются:

  1. Наличие информации (смысловое содержание).
  2. Материальный объект (стабильная материальная форма, обеспечивающая долговременное использование и хранение документа).
  3. Завершенность сообщения.
  4. Функциональная предназначенность для передачи информации в пространстве и времени.

Поскольку документ создается с целью хранения и передачи, то его можно рассматривать как источник информации и как средство социальной коммуникации.

Информация - в переводе с латинского означает первоначальные сведения, передаваемые людьми различными способами (устно, письменно и т.д.). Информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.7 Информационные системы – это системы хранения, обработки преобразования передачи, обновления информации с использованием компьютерной и другой технологии. Информационные системы включают в себя ряд понятий:

  1. Информационные ресурсы (документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, музейных хранилищах, банках компьютерных данных).
  2. Информационные массивы (комплексы, представляющие собой  упорядоченную совокупность данных и документов, необходимых для решения задач определенной области деятельности).
  3. Информационные технологии (система методов и способов сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации).
  4. База данных (набор данных, достаточный для достижения поставленной цели и представленный на машинно-читаемом носителе). База данных подразумевает автоматизированную обработку информации.
  5. Банк данных (автоматизированная, информационная система, состаящая из одной или нескольких баз данных и подсистемы хранения, обработки и поиска информации).

           Информация, содержащаяся в документе, имеет определенную специфику:

- документ является носителем  социальной информации, созданной  человеком для использования в обществе;

- документ предполагает  наличие смысловой информации;

- информация передается в виде сообщения;

Информация о работе История возникновения и развития письменности и документа