Зарубежные архивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:45, реферат

Краткое описание

В первое время после войны большое место в деятельности архивных учреждений заняли восстановительные работы. Однако, почти сразу же, ставятся на повестку дня наболевшие, «запущенные» проблемы буржуазного архивного дела, требующие какого-то разрешения. Последующие годы и знаменуются попытками разных государств подойти к разрешению этих проблем, поскольку это возможно в рамках буржуазного государства. Попытки эти не привели к каким-либо принципиальным изменениям в организации архивного дела капиталистических стран, но, несомненно, имели положительные результаты и представляли собой определенные сдвиги в постановке многих важных вопросов

Вложенные файлы: 1 файл

II мировая война имела для архивов стран.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В период войны чрезвычайно пострадали крупнейшие ведомственные архивы Франции - архив министерства иностранных дел и архив военного министерства, материалы которых имели большое политическое и военное значение. Большая масса современной документации этих архивов была уничтожена французскими войсками, покидавшими Париж перед оккупацией, много материалов было расхищено и уничтожено оккупантами, наконец, в конце войны были разрушены здания архивов и погибла еще часть документов. После войны принимались меры к восстановлению и упорядочению этих важнейших архивов. Содержание архива министерства иностранных дел восстанавливалось главным образом за счет дубликатов и микрорепродукции из архивов французских посольств и консульств за рубежом. Конечно, полностью восстановить содержание погибших документов невозможно. Гибель этого богатого архива нанесла значительный удар изучению истории международных отношений и внутренней истории Франции, а также других стран, о которых здесь хранились сведения. В восстановленном Военном архиве сконцентрированы сохранившиеся документы его прежнего состава, а также материалы 11 мировой войны (причем из материалов кампании 1939-1940 гг, большая часть погибла) и сил Сопротивления. Наибольшее внимание в последние годы уделялось собиранию и организации документов по истории колониальных войн и военному управлению в колониях, что связано с обострением положения во французских колониях после войны и военными мероприятиями правительства Франции по подавлению в них национально-освободительного движения. Послевоенная структура военного архива предусматривает 3 отдела - отдел старых документов (до 1918 г.), заморский (т.е. колониальный) и отдел современной документации.

Кроме государственных и ведомственных  архивов ценные собрания документальных материалов по истории Франции и  ее культуры, в том числе средневековые рукописи, личные фонды писателей, художников и музыкантов, материалы иностранного происхождения и др. хранят многие библиотеки. Среди них первое место занимает Национальная библиотека в Париже с ее филиалом - Арсенальной библиотекой. Рукописные отделы имеют все библиотеки департаментов и многие библиотеки университетов и научных учреждений.

Архивное дело в Англии

 

После II мировой войны перед архивным делом Англии стояли те же проблемы, что и в других странах и, кроме того, некоторые особые, свойственные этой стране, где до войны не существовало сети местных государственных архивов. Потери документальных источников во время войны в Англии были довольно значительны, но коснулись архивов действующих учреждений в центре и на местах, в то время как Государственный архив сохранился полностью и не прекращал своей деятельности, хотя часть наиболее ценных документальных материалов была эвакуирована. Несмотря на потери, ведомственные архивы были переполнены, и огромные массы документации должны были перейти в Государственный архив.

Определенное  значение для архивного дела Англии имела работа «комиссии Д. Григга», действовавшей в середине 50-х гг. и уполномоченной парламентом изучить вопрос об организации и хранении документальных материалов центральных учреждений. Комиссия дала ряд рекомендаций по улучшению организации делопроизводства и организации архивов в центральных учреждениях. В результате обсуждения в парламенте доклада Григга был принят новый закон о гос. архивах 1958 г. По этому закону руководство Гос. архивом и вместе с тем архивным делом в правительственных учреждениях страны передается лорду-канцлеру, как лицу, занимающему более высокое положение, чем мастер свитков. Мастер свитков остается председателем консультативного архивного совета.

К важным и интересным мероприятиям в области  архивного дела послевоенной Англии относится организация Национального  Регистра архивов. Целью его является собирание сведений обо всех архивах Англии, главным образом негосударственных, которые в условиях капиталистических стран почти совсем выпадают из поля зрения гос. архивных органов. Наконец, в 1945 г. при Гос. архиве Англии был создан Национальный Регистр архивов, в виде специальной части в составе 10-12 человек. Национальный регистр работает в тесном контакте с Комиссией исторических рукописей, являясь в этом смысле как бы ее рабочим аппаратом. Самой трудной задачей явилась организация опоры на местах, без чего невозможно было наладить обор сведений. В этом вопросе большую помощь Регистру оказало Общество Британских архивистов, объединяющее в своих рядах всех лиц, причастных к работе над документами: архивистов и библиотекарей графств, библиотекарей и преподавателей университетов, местных знатоков и любителей истории и других представителей местной интеллигенции; через них установлен был контакт и с некоторыми местными научными обществами. Так постепенно в графствах и городах создавались местные комитеты по составлению Регистра; деятельность их заключалась, прежде всего, в собирании сведений о разных архивах на своей территории - архивах приходских советов, фамильных и вотчинных архивах, архивах школ, колледжей, местных учреждений, клубов, обществ, торговых и промышленных предприятий, больниц и благотворительных учреждений - об их местонахождении, объеме, составе, хронологических рамках, состоянии доступности. Эти сведения оформляются в виде сообщений или докладов и направляются в Национальный регистр. Попутно с собиранием сведений местные комитеты оказывают посильную помощь в улучшении состояния архивов, в случае угрожаемого положения хлопочут о помещении этого архива на хранение в архив графства, архивы местных учреждений, библиотеки местных университетов и колледжей и т. п. Это не устраняет распыленности документальных материалов, но все-таки способствует их сохранности. В отдельных случаях деятельность комитетов способствовала организации архивов графств.

В Национальном регистре сведения оформляются в виде каталогов по хранилищам, именам владельцев и географическим пунктам. Следующим этапом обработки является тематический каталог. Еще в процессе своего создания Национальный регистр выполняет справочную работу, обслуживая обращающихся к нему за сведениями исследователей, иногда он оказывал посредничество в вопросе допуска к документальным материалам. В ходе работы по составлению регистра удалось установить местонахождение и связь отдельных частей, распыленных фондов, выявить рад весьма интересных документов и собраний, так что деятельность Национального регистра оказалась, несомненно, очень полезной.

Положение же местных архивов в Англии значительно отличается от положения архивов департаментов во Франции и вообще гос. архивов в странах с централизованной администрацией. Они не подчиняются дирекции Гос. архива, непосредственному ведению которого подлежат лишь документы коронных учреждений. Но они пользуются его консультационной помощью и осуществляют контакт с ним в области профессиональной деятельности. Юридические основы деятельности местных властей в области управления своей документацией и создания архивов были оформлены актом об архивах местных властей от I августа 1962 г.

Архивное дело в Италии

 

В первые послевоенные годы в работе итальянских  архивистов основное место занимали работы по реэвакуации, выявлению и  восстановлению архивов, реставрации и подыскиванию помещений, по приведению в порядок документальных материалов. Важную роль сыграл правительственный указ 1951 г. о создании Центрального государственного архива. Наконец в 1963 г. был принят новый закон об архивах, охвативший все стороны архивной организации страны, разумеется, в пределах компетенции правительства. Он не предусматривал существенных изменений в организации гос. архивов и управления ими, но зато отражал современные тенденции в области контроля над архивами действующих учреждений и частными архивами, а также применения в архивах современной техники. Для обсуждения важнейших вопросов архивного дела существует периодически собирающийся Высший совет гос. архивов, куда наряду с архивистами входят представители ведомственных и научных учреждений, Совет имеет постоянно действующую техническую комиссию ("Джунта").

Для хранения документальных материалов центральных  учреждений Италии служит Центральный  государственный архив. Кроме Центрального гос. архива сеть гос. архивов Италии после II мировой войны представлена 2-мя категориями архивов:

I) государственные архивы, число которых с 1974 г. значительно увеличилось, включив помимо 17 гос. архивов в бывших столицах итальянских государств, архивы ряда других городов, где имелись богатые собрания письменных памятников, а с 1963 г. все провинциальные архивы в главных городах провинций, хранящие документальные материалы местной администрации за период, как до воссоединения Италии, так и после, до настоящего времени. Их общее число к середине 60-х гг. достигло 90. Низовое звено в сети гос. архивов составляют секции гос. архивов. Они образованы в городах, не являющихся провинциальными центрами, но обладающих ценными архивами. Как правило, состав секций формируется из документальных материалов городских и нотариальных архивов. В 1960 г. таких секций было 60.

В итальянских  гос. архивах не существует единых правил обработки и описания документальных материалов. Выбор методики и формы этих работ представлен на усмотрение директоров.

Архивные  учреждения Италии уделяют значительное внимание вопросу о негосударственных архивах. Над ними осуществляется некоторая «опека», ее осуществляют суперинтендантства архивов, предусмотренные для этой цели еще законом 1939 г., но преобразованные после войны. Каждое суперинтендантство действует на определенной территории, оно выявляет и берет на учет частные архивы, имеющие историческое значение (по формулировке закона 1963 г. к ним относятся архивы, имеющие материалы 70-летней давности), по договоренности с владельцами принимает меры к их безопасности и упорядочению или помещению на хранение в гос. архив, наблюдает за соблюдением законодательства в области частных архивов, это

Архивисты Италии объединены в специальную  научно-профессиональную организацию - Национальную ассоциацию итальянских архивистов, созданную в 1947 г. Ассоциация созывает периодически съезды архивистов, на которых обсуждаются актуальные вопросы архивного дела.

Церковные архивы Италии не подчиняются гражданской  администрации. Ватиканский архив играет в настоящее время роль своеобразного центра, объединяющего деятельность церковных архивов. Этому способствует то, что в крупных церковных архивах обычно служат архивисты, окончившие школу палеографии и архивистики при Ватиканском архиве. В 1956 г. создана Ассоциация церковных архивистов, возглавляемая в качестве председателя префектом Ватиканского архива, и ставящая целью содействие упорядочению церковных архивов и использование их в деятельности церкви.

Архивное дело в США

 

После окончания второй мировой войны перед правительством США с еще большей остротой встала проблема организации Федеральных архивов. Деятельность Национального архива за время войны, обслуживавшего правительство большим количеством различных сведений и справок, порой очень обширных и сложных по составу, ясно показала полезность этого учреждения и своевременность его создания. Необходима была реформа Национального архива, которая и была оформлена актом от I июня 1949 г. На Национальный архив возлагались функции управления всей федеральной документацией, как в делопроизводстве, так и в архивах учреждений. В структуре Национального архива была создана новая структурная часть - Отдел управления документации. Соответственно расширились и функции Архивного совета, который принял название Совета федеральной документации. В то же время изменилось и название самого Национального архива. Он стал называться "Служба Национального архива и документации".

Для концентрации рассеянных по ведомственным хранилищам документальных материалов актом "О федеральных архивах" от 5 сентября 1950 г. в крупнейших городах США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, С. Фраициско) создавались т. н. "центры документации". "Центры документации" представляют собой промежуточные хранилища. Поступающая в них из федеральных учреждений определенного района документация приводится там в порядок, разбирается по срокам хранения, производится выделение материалов, не подлежащих хранению. Документальные материалы с постоянным сроком хранения впоследствии должны передаваться в Национальный архив.

И в  послевоенный период в США сохраняется  разрыв между архивами федеральных  учреждений и архивным делом в  штатах. По-прежнему правительство каждого штата самостоятельно решает вопрос об организации архивов штата. В начале 50-х гг. Обществом американских архивистов было проведено обследование архивного дела в штатах. Результаты показали очень пеструю картину и в целом довольно печальную. В организации архивов нет никакого единства. Некоторые штаты имеют специальные архивные учреждения, в других старые архивы хранятся в библиотеке штата, есть штаты, где не существует специального учреждения или лица, ведающего архивным делом. Если отдельные штаты - Иллинойс и Мэриленд имеют специально построенные современные здания для своих гос. архивов, то в некоторых других на архивное дело почти не отпускается никаких средств. Общество американских архивистов разработало и предложило в печати типовой проект положения о "департаменте архивов и истории штата", обратившись с призывом к правительствам штатов принять его за основу архивного законодательства. Что касается федерального правительства, то оно не уполномочено и не стремится оказывать влияние на организацию архивного дела в штатах. Совершенно изолированно существуют архивы муниципальных общественных учреждений, архивы церковных учреждений разных вероисповеданий подчиняются соответствующей церковной администрации.

Как и  во всех капиталистических странах  в США существует огромное множество  разного рода частновладельческих  архивов. В развитии частновладельческих  архивов характерной тенденцией является создание центральных архивов крупных фирм. Так, например, в Детройте центральной архив фирмы «Форд-Моторз» предоставляет исследователям, работающим в читальном зале, материалы по истории автомобилестроения, документы о жизни и деятельности основателя фирмы и т. п. Благоустроенные центральные архивы организованы фирмами Дюпонов, Рокфеллеров, многими страховыми, нефтяными и другими объединениями.

Архивы стран Латинской  Америки

Информация о работе Зарубежные архивы