Зарубежные архивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:45, реферат

Краткое описание

В первое время после войны большое место в деятельности архивных учреждений заняли восстановительные работы. Однако, почти сразу же, ставятся на повестку дня наболевшие, «запущенные» проблемы буржуазного архивного дела, требующие какого-то разрешения. Последующие годы и знаменуются попытками разных государств подойти к разрешению этих проблем, поскольку это возможно в рамках буржуазного государства. Попытки эти не привели к каким-либо принципиальным изменениям в организации архивного дела капиталистических стран, но, несомненно, имели положительные результаты и представляли собой определенные сдвиги в постановке многих важных вопросов

Вложенные файлы: 1 файл

II мировая война имела для архивов стран.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)


В первое время после войны большое  место в деятельности архивных учреждений заняли восстановительные работы. Однако, почти сразу же, ставятся на повестку дня наболевшие, «запущенные» проблемы буржуазного архивного дела, требующие какого-то разрешения. Последующие годы и знаменуются попытками разных государств подойти к разрешению этих проблем, поскольку это возможно в рамках буржуазного государства. Попытки эти не привели к каким-либо принципиальным изменениям в организации архивного дела капиталистических стран, но, несомненно, имели положительные результаты и представляли собой определенные сдвиги в постановке многих важных вопросов. В ряде стран ставится вопрос о расширении компетенции архивных учреждений и усилении их бюджета, что имело большое значение уже для проведения восстановительных мероприятий. В законодательстве 50-х годов Англии, Франции, Испании, Австрии, Италии усиливаются моменты централизации архивного дела, хотя нередко формулировки эти носят несколько декларативный характер. Значительные изменения происходят в составе столичных государственных архивов. Если в XIX в. эти архивы носили характер чисто исторических архивов, хранивших главным образом дела ликвидированных учреждений, то в настоящее время процент современных материалов, особенно за период до окончания второй мировой войны настолько велик, что о них уже можно говорить как о центральных архивах, комплектующихся материалами действующих учреждений. Однако сдача материалов в гос.архивы не разрешала всей проблемы архивов действующих учреждений. Переполнение последних было настолько велико, что гос. архивы, не обладая большими резервами помещений, могли принять лишь часть материалов. В то же время сами учреждения не могли справиться с приведением в порядок своих архивов, из которых в большинстве случаев в течение длительного периода не выделялась макулатура. Выход из такого положения в ряде стран был найден в создании промежуточных хранилищ . Кроме того, во многих странах (США, Англия, Франция, Италия, Скандинавские страны и др.) были сделаны более или менее успешные шаги к установлению контроля над архивами действующих учреждений. Это отчасти относится к области экспертизы, представляющей собой самый запутанный вопрос в буржуазном архивоведении и в послевоенный период, выдвинувшийся в качестве одной из самых сложных и требующих внимания проблем. Для послевоенного времени характерно возрастание интереса к частновладельческим архивам. Как в законодательстве, так и в практике деятельности архивных учреждений и в высказываниях архивистов мы находим заслуживающие внимания попытки подойти к этому вопросу, которые идут в основном в трех направлениях: 1) некоторые ограничения произвола владельцев архивов в вопросах вывоза за границу, дробления при наследовании, распродажи, уничтожения архивов, известных своим историческим значением, 2) концентрации с согласия владельцев в гос. архивах и библиотеках частных фондов путем дарения, покупки или передачи на хранение (депозит), 3) посредничество для облегчения доступа исследователей к материалам частных архивов. Однако все эти работы возможны лишь в ограниченных масштабах в силу господства принципа частной собственности. А особенно недоступны для влияния архивных учреждений архивы современных капиталистических предприятий. Развитие этих архивов пошло в XX в. по другому пути, чем можно было ожидать в начале века, когда появились первые образцы "междуфирменных" экономических архивов типа Кельнского. Такие архивы остались единичными примерами. Но развитие капиталистической экономики требовало улучшения организации ее документальных материалов. Формы управления монополистическими объединениями вызывали необходимость концентрации документальных материалов предприятий, как источника оперативной информации. Поэтому основной формой в развитии капиталистических архивов явилось создание крупных центральных фирменных архивов, оснащенных и организованных на современном уровне, что наметилось уже в междувоенный период.

Получили  развитие в послевоенное время и  вопросы архивной техники, особенно в области микрорепродукции и реставрации архивных документов. Предпринимаются опыты создания механических аппаратов, выполняющих поиски справочных сведений по документам, быстрое изготовление копий. Однако применение достижений техники нельзя рассматривать как явление, охватывающее все архивы капиталистических стран. Они находят применение лишь в отдельных, наиболее крупных и благоустроенных архивах, главным образом столичных. Характерным для послевоенного периода являются попытки расширить рамки использования документальных материалов архивов, как для обслуживания администрации, так и в деле народного образования, популяризации исторических знаний и т.п. Наблюдается и некоторое повышение интереса к вопросам архивного образования, попытки найти способы их разрешений в условиях тех или иных государств.

 

 

II мировая война имела для архивов стран, принимавших в ней участие, значительно более серьезные последствия, нежели I мировая войны. Последствия эти выразились:

1) во-первых, в огромном уничтожении документальных  материалов, как в результате военных действий и особенно воздушных бомбардировок, так и в результате деятельности фашистских оккупантов, истреблявших на захваченных территориях культурные ценности других народов. Особенно велики были потери архивов стран восточной и центральной Европы, прежде всего СССР и Польши. Однако и архивы стран Западной Европы также сильно пострадали; это относится к Италии, Франции и Англии. Много архивов погибло в самой Германии;

2) во-вторых, война имела своим последствием  массовые передвижения и переброски документальных материалов в более безопасные места;

3) в-третьих,  за годы войны во всех странах  неизмеримо выросла документация в действующих учреждениях в результате деятельности огромной военной машины, разбухания государственного аппарата и расширения его функций. К концу войны архивы и канцелярии учреждений были страшно переполнены и не имели никаких возможностей справиться с накопившимися материалами;

4) в-четвертых,  в ряде стран в период войны усилилось использование архивных материалов для нужд военного командования и военной экономики. Это способствовало повышению авторитета архивных учреждений в государственном аппарате.

 

Германская Демократическая  Республика

 

Вторая  мировая война, развязанная фашизмом, принесшая неисчислимые бедствия народам, в том число и немецкому, тяжело отразилась и на состоянии архивов Германии. В результате воздушных бомбардировок и артиллерийского обстрела городов были разрушены многие здания, где находились государственные и особенно ведомственные архивы.

После разгрома фашизма встала задача восстановления архивов. Большую помощь в этом деле оказали советские оккупационные власти, проявившие огромную заботу о сохранении документального наследия германского народа. Они приняли первые меры по спасению и охране документальных материалов и провели важные организационные мероприятия, содействовавшие созданию предварительных условий для реорганизации архивного дела. Уже весной  1946 г. был организован Центральный архив советской оккупационной зоны в Потсдаме, в этом временном хранилище были сконцентрированы в  первую очередь материалы бывшего Имперского архива, часть материалов б. Прусского государственного архива, документы центральных учреждений Германии, существовавших  до 1945 г. и другие документы, представлявшие историческую ценность. С этим, архивом было тесно связано временное центральное архивное управление, возглавившее работу по восстановлению архивов и реорганизации архивного дела. К 1949 г. в восточной Германии уже существовали органы архивного управления в отдельных землях, оформлялась сеть государственных архивов, принимались меры к восстановлению поврежденных архивных зданий, реэвакуации и собиранию документальных материалов.

Народное  правительство ГДР с самого начала своей деятельности уделяло большое внимание архивному делу. Для нужд его были отпущены значительные средства. Одной из важнейших задач являлась охрана документальных материалов - как возникших до1949 г., так и в делопроизводстве учреждений ГДР. 29 декабря 1949 г. было издано распоряжение министерства внутренних дел ГДР "Об обеспечении сохранности документальных материалов и о хранении документальных материалов, не являющихся более необходимыми в делопроизводстве". Этим распоряжением документальные материалы объявлялись государственным имуществом, находящимся под охраной закона. Строжайше запрещалось уничтожать их без разрешения архивных органов. Были приняты новые меры к собиранию документов, эвакуированных и распыленных в результате военных обстоятельств. Специальным постановлением от 8 июля 1950 г. предписывалось всем лицам и учреждениям, у которых окажутся официальные документы и книги, сдать их в местные советы или в государственные архивы. Была проявлена забота и об архивах национализированных предприятий. Инструкция об организации заводов и фабрик от 27 апреля 1950 г. требовала тщательного хранения документов предприятий, во главе заводского архива ставилось специальное лицо, подчиненное непосредственно руководителю предприятия. Все эти меры подготавливали реорганизацию архивного дела в стране на новых началах. При разработке архивной реформы был использован опыт реорганизации архивного дела в Советской России по декрету от 1 июня 1918 г. и весь богатый опыт архивного строительства в СССР, но при этом учитывались особенности исторического развития Германии и ее архивного дела и государственного устройства ГДР.

13 июля 1950 г. был издан закон об  архивном деле в ГДР, который  лег в основу архивного строительства страны. В тот же день был утвержден приказ министра внутренних дел о проведении закона в жизнь. Эти документы определили организацию и сеть архивных учреждений. Руководство архивным делом было возложено на Государственное архивное управление, которое является структурной частью Министерства внутренних дел ГДР. Начальник Государственного архивного управления подчинен непосредственно министру внутренних дел или его первому заместителю. В задачи управления входит общее руководство государственными архивами ГДР и специальными архивными учебными заведениями; собирание, хранение, упорядочение, учет и публикация архивных материалов, подготовка и повышение квалификации архивных работников, консультативное руководство и контроль в работе архивов учреждений, предприятий и организаций, контроль в области экспертизы документальных материалов.

Сеть  государственных архивов, утвержденная в 1950 г., состояла из Центрального архива в Потсдаме и системы местных архивов, соответствовавшей существовавшему тогда административно-территориальному делению ГДР. До административной реформы в состав ГДР входило 5 земель. В главных городах земель находились главные архивы земель – в Дрездене (земля Саксония), в Веймаре (земля Тюрингия), в Магдебурге (земля Саксония Ангальт), в Потсдаме (Браденбург), Шверине (земля Мекленбург). Эти архивы хранили документы правительств земель, как за период до образования ГДР, так и правительств, созданных после 1949 г. Кроме пяти главных архивов были созданы еще 12 земских архивов в городах Люббене, Грейфсвальде, Бауцене, Глаухау, Мерзебурге, Ораниенбауме, Альтенбурге, Эрфурте, Готе, Грейце, Мейнингене, Рудольфштадте и Зондергаузене. Они комплектовались материалами местных (провинциальных и отчасти городских) органов, существовавших до и после образования ГДР. В 1952 г. в ГДР была проведена административная реформа, в результате которой территория страны вместо прежних земель была разделена на 14 округов. При этом, сложившаяся уже сеть архивов сохранялась; отложившиеся в архивах земель материалы остались на прежних местах, а ближайшей задачей каждого архива земли стало завершение концентрации документальных материалов упраздненных учреждений земель и провинций до 1952 г. Социальные преобразования в деревне и национализация крупных помещичьих имений привели к поступлению в государственные архивы усадебных и вотчинных фондов. Интересы изучения истории крестьянства и истории сельского хозяйства требовали концентрации этих материалов. В Лейпциге было создано хранилище частных и семейных фондов.

Помимо  государственных архивов, находящихся  в непосредственном ведении архивного управления, на государственные архивные органы было возложено руководство в специальных вопросах и над другими категориями архивов. Сюда относятся: городские и районные архивы, архивы действующих учреждений и предприятий. В отношении архивов при центральных правительственных учреждениях эти функции выполняет непосредственно Государственное архивное управление. В отношении других архивов оно выполняет ее через посредство специальных органов, являющихся частью государственного аппарата. После реформы 1952 г. в 14 округах при окружных советах и в Берлине при магистрате Большого Берлина были созданы архивные отделы в составе референта и архивиста окружного совета, которые инспектируют архивы в пределах округа. Такая организация обеспечивала тес-связь архивных органов с местной администрацией.

Городские и районные архивы были оформлены  постановлением правительства от 26 февраля 1951 г. В прошлом в Германии существовали городские архивы при местных муниципальных органах, подчас хранившие еще средневековые документы, но эти архивы были разобщены, не имели руководства, теперь же они вошли в единую архивную организацию и участвовали в общей созидательной работе архивов ГДР. Районные же архивы представляют собой совершенно новое явление в архивном деле Германии. В них концентрируются архивные материалы районных советов и общин района, не имеющих своих оборудованных архивов. Создание районных архивов очень важно: они обеспечивали сохранность материалов местных низовых организаций, наиболее непосредственно отображающих перемены, происходящие в жизни народа, и в то же время создали базу для исследований местных краеведов.

Закон об архивном деле 1950 г. действовал в  течение 15 лет. За этот срок были достигнуты большие успехи в архивном строительстве  ГДР. Но со временем возникла необходимость  в издании нового архивного закона, который бы соответствовал новому этапу в социалистическом развитии страны, ознаменовавшемуся принятием новой Конституции, в то же время направлял деятельность архивных учреждений на выполнение наиболее актуальных задач и укрепил все звенья архивной организации. Новый закон об архивном деле был принят правительством ГДР 17 июня 1965 г. Закон охватывает все стороны организации архивной службы. Однако особое внимание он уделял улучшению работы архивов действующих учреждений, как наиболее актуальной задаче. Закон 1965 г. содержит более развернутое, чем в законе 1950 г. определение государственного архивного фонда. Организация управления архивным делом не подверглась изменениям; Государственное архивное управление сохранило прежние функции и ведомственное положение, но права его были несколько расширены. Много места в законе отведено вопросам использования документальных материалов. Закон 1965 г. лежит в основе организации архивного дела ГДР по настоящее время.

Информация о работе Зарубежные архивы