Делопроизводство в офисном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

При всей необходимости и важности знания того, как составить и оформить документ, не менее значимым является умение организовать работу с ним на всех этапах его прохождения от момента создания до реализации связанного с ним управленческого или иного действия
Любой документ по окончании связанных с ним управленческих или иных действий в течение определенного времени хранится в организации.
Важнейшую роль в подготовке и реализации документов организации, а также контроле за их исполнением играет организационный офисный персонал, в составе которого наиболее значимыми являются секретари руководителей и офис-менеджеры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Основные понятия 5
Глава 2. Основные правила составления текста документов 20
Глава 3. Правила оформления реквизитов документов 22
Глава 4. Основные требования к документам, изготовленным машинописным способом 35
Глава 5. Регистрация документа 36
Глава 6. Номенклатура дел 45
Глава 7. Подготовка и передача дел в архив 53
Глава 8. Составление описи дел 54
Глава 9. Передача дел в архив 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Без  бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек»

В. И. Лебедев-Кумач

Деятельность любой  организации сопровождается созданием  документов. Оформление документов в  соответствии с действующими правилами  обеспечивает защиту интересов организации, увеличивает эффективность управленческого труда.

Правильная организация  работы с документами предполагает, прежде всего, их разбиение на группы по назначению и принципам подготовки и оформления.

Если организационно-распорядительная и информационно-справочная документация отражает и фиксирует в основном формальную и внутреннюю деятельность организации, то внешние контакты отражаются в деловой переписке.

При всей необходимости  и важности знания того, как составить  и оформить документ, не менее значимым является умение организовать работу с ним на всех этапах его прохождения от момента создания до реализации связанного с ним управленческого или иного действия

Любой документ по окончании  связанных с ним управленческих или иных действий в течение определенного  времени хранится в организации.

Важнейшую роль в подготовке и реализации документов организации, а также контроле за их исполнением  играет организационный офисный  персонал, в составе которого наиболее значимыми являются секретари руководителей  и офис-менеджеры.

Важнейшей особенностью коммерческой деятельности является ее конфиденциальность. В связи с этим необходима соответствующая организация работы с документами, содержащими сведения ограниченного доступа

Персонал является основным ресурсом организации. Работа с ним  связана не только с содержанием основной деятельности организации, но и со многими факторами деятельности общества в целом. Это прежде всего касается действия соответствующего законодательства, реализация положений которого связана с оформлением и использованием ряда документов обязательного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Основные понятия 

Приступая к  изучению курса, прежде всего следует  ознакомиться с основными профессиональными  терминами и определениями, постоянно  встречающимися в работе с документами. 

Делопроизводство —  отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. 

Первоначально термин появился в устной речи (предположительно в XVII в.) и означал процесс решения (производства) дела: «дело производить» — решать вопрос, В ходе решения возникала необходимость закрепления результата, например, достигнутой договоренности. Для этого издревле и создавали документы, так как устное слово кратковременно, может быть забыто, искажено при передаче или не так понято. Уже в XVI в. употребляется слово дело как собрание документов, относящихся к какому-либо делу, вопросу. Впервые в этом понятии слово «дело» зафиксировано в документах в 1584 г. 

Современное делопроизводство включает:

• обеспечение  своевременного и правильного создания документов (документирование);  
• организацию работы с документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, систематизация, подготовка документов для сдачи в архив, уничтожение). 

Параллельно с  термином «делопроизводство» в последние десятилетия используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в управление компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе. В настоящее время термины «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» являются синонимами и применяются для обозначения одной и той же деятельности. И тот, и другой термин можно встретить, например, в названиях документов, регламентирующих организацию документационных процессов: «Государственная система документационного обеспечения управления» и «Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации». 

Документирование  —  это процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам». 

Необходимость фиксировать информацию появилась  у людей в глубокой древности. До нашего времени дошли «документы» различных эпох, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стелах и т.д. Способы нанесения информации также были разными: рисунок, графика, письмо. В настоящее время в управленческой практике используют главным образом документы, созданные каким-либо способом письма — рукописным, машинописным, типографским, компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звука и видеозаписи и на специальном материале (бумаге, кино- и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.). Изучением развития способов документирования и носителей информации занимается научная дисциплина — документоведение. 

Древнейшей  техникой документирования было текстовое  рукописное письмо. В конце XIX в. с изобретением пишущей машинки для документирования все больше стали применяться средства механизации труда. В течение XX в. канцелярская пишущая машинка постоянно совершенствовалась за счет появления более совершенных моделей пишущих и организационных автоматов и создания электронных моделей пишущих машинок различного назначения. С внедрением в 1980-е годы в управленческую деятельность персональных компьютеров они стали широко использоваться для создания документов.

В настоящее время практически все компьютеры имеют программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процессы составления, корректировки, редактирования, оформления, изготовления и пересылки текстовых документов. Однако внедрение новых ин- формационных технологий не исключает составления документов на бумажной основе и их обязательного оформления в соответствии с установленными правилами. 

Документирование  в аппарате управления может осуществляться на естественном языке (рукопись, машинопись, телеграмма, телефонограмма, факсограмма, машинограмма) или на искусственных языках с использованием соответствующих носителей (магнитные ленты, диски, лазерные диски, дискеты и др.). На сегодняшний день в управленческой практике преобладающим способом документирования является машинописная или компьютерная печать. Однако ряд документов, таких, например, как заявления, объяснительные записки, создается обычно рукописным способом. 

Во многих случаях  документирование является обязательным, предписывается законами и актами государственного управления. 

Так, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 5) указывает: «Документирование информации является обязательным условием включения ин- формации в информационные ресурсы. Документирование ин- формации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации». 

Организация работы с документами —  это обеспечение движения документов в annapame управления, их использования в справочных целях и хранения. Термин определяется государственным стандартом как «организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения». 

Документооборотом стандарт называет движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. 
В технологию работы с документами входит: 

 
• прием и первичная  обработка документов; 

 
• их предварительное рассмотрение и распределение; 

 
• регистрация документов; 

 
• контроль исполнения документов; 

 
• информационно-справочная работа;

 
 • исполнение документов; 

 
• их отправка; 

 
• систематизация (формирование дел) и текущее хранение документов.  

Раскроем некоторые  из перечисленных понятий. Так, регистрация означает запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения; контроль исполнения документов — совокупность действия,обеспечивающих их своевременное исполнение; формирование дела — гpynnupoванue исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел (систематизированным перечнем наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленным в установленном порядке) и систематизация документов внутри дела.

Любое управленческое решение всегда базируется на информации по рассматриваемому вопросу или  управляемому объекту. Информация тождественна понятиям: «данные», «сведения», «показатели». Законодательно закреплен следующий  термин: 

«Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В каждой области  человеческой деятельности информация имеет свою специфику и поэтому  она соответственно подразделяется на медицинскую, научную, техническую, технологическую и др. В федеральных органах власти и управления, в учреждениях, организациях и на предприятиях (независимо от направления деятельности и формы собственности) обязательно возникает управленческая информация, которая используется для целей управления каким-либо объектом или структурами. К управленческой информации предъявляется ряд требований: полнота, оперативность, достоверность, точность, адресности, доступность для восприятия человеком. 

Наиболее существенны  два требования к управленческой информации: во-первых, она должна быть своевременной и, во- вторых, достаточной для принятия наилучшего решения. Если информация приходит с опозданием, она может дать неверные сведения о проблеме, так как за время, ушедшее на передачу и обработку информации, состояние проблемы может измениться, и управленцы уже не смогут принять участие в ее решении. 

Полнота информации выражается ее объемом, который должен быть достаточным для управления и отражать все стороны вопроса. Недостаточная информация, в которой  отсутствует ряд фактов, приводит к малообоснованным, неверным или ошибочным управленческим решениям. 

В настоящее  время объемы информации удваиваются  каждые три года. Общество переживает информационный бум. Любая организация, так же как и каждый человек  в отдельности, может существовать, только обмениваясь информацией. В нынешних экономических условиях, когда очень быстро меняются и ситуация, и законодательство, предприятия могут выжить только в том случае, если они вовремя узнают, что, где, когда и почем. Другими словами, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. 

Носителем информации выступает документ. Организации  работы с информацией и документами  в экономически развитых странах  уделяется большое внимание. Например, в США принят и действует Закон  о документе. В нашей  стране принят закон «Об информации, информатизации и защите информации», которым установлены правовые нормы создания, сбора, обработки накопления, хранения, поиска, распространения и представления информации. 

Создание законодательной  основы использования информации является фактом существенного изменения отношения общества к организации информационных ресурсов, осознания  того, что информация и документ как ее носитель, пронизывая: все аспекты управления, влияют на функционирование различных структур и в конечном итоге приводят к достижению экономических результатов. 

Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и  являются объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, для юристов документ является прежде всего способом доказательства или свидетельства чего-либо, для историка — историческим источником, кибернетика-документалиста — носителем информации, а специалисты в области управления считают его средством фиксации и передачи управленческих решений. 

В Федеральном законе «06 информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее  определение понятия «документ»

Документ — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Это же определение дано и в государственном стандарте на термины и определения «Делопроизводство и архивное дело». Для более полной характеристики понятия «документ» следует раскрыть и понятие «реквизит». 

Каждый документ состоит  из ряда составляющих его элементов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись  и т.д.). ГОСТ закрепляет следующее определение: 

Реквизит документа  — обязательный элемент оформления официального документа.

Различные документы состоят  из разного набора реквизитов. Число  реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного  документа. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и состав реквизитов установлены законодательными и нормативными актами. Но в любом случае, как следует из определения, информация, зафиксированная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Только тогда она становится документом. 

В документоведении документ рассматривается как результат  закрепления (отображения) фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека любым удобным способом на специальном материале. Документы, зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивают ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, повторное и неоднократное возвращение к ней во времени. Они затрагивают различные сферы деятельности человека и разделяются на текстовые и графические, традиционные (рукописные, машинописные) и на машинных носителях, научные, технические, личные и официальные и др. 

Информация о работе Делопроизводство в офисном менеджменте