Алфавитный каталог, его значение в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: дать характеристику алфавитному каталогу, его значению в библиотеке.
В современной библиотеке каталоги основа любой библиотечной деятельности и поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе каждой библиотеки. Играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших библиотечных функций. В условиях ЦБС появляется необходимость совершенствования системы каталогов и картотек, т.к. увеличивается состав фондов, усложняется структура библиотеки, возрастает число читателей, развиваются традиционные и появляются новые формы библиотечного и библиографического обслуживания. Система каталогов и картотек расширяется.

Содержание

Введение 3
1. История создания алфавитного каталога. 4
2. Роль алфавитного каталога в воспитании и самообразовании. 6
3. Алфавитный каталог как обязательная система каталогов библиотеки. 8
4. Алфавитный каталог: функции, расстановка карточек. Как работать с алфавитным каталогом библиотеки. 11
а) Алфавитный каталог нотных изданий 19
б) Алфавитный каталог материалов звукозаписи. 20
в)Алфавитный каталог диаматериалов 21
5. Оформление алфавитного каталога 22
6. Редактирование каталога. 26
Заключение. 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Алфавитный каталог.docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

Алфавитный каталог нотных изданий  имеет свои особенности:  для расстановки  карточек языковый признак  во внимание не принимается и вне зависимости  языка  текста нотного  в  заголовок  описания вносится  фамилия автора в русской транскрипции.  Это  дает возможность организовать общий  ряд  библиографических описаний под единым авторским заголовком.

Одним из  правил организации  АК нотных изданий  является применение условного заглавия  (заглавие формулируется  библиотекарем)  в следующих случаях:

  1. Необходимо собрать части сценических, вокальных,  инструментальных произведений под названием произведения в целом.
  2. Когда в названии имеется порядковое числительное,  его  приводят в конце условного заглавия

Чайковский  П.И.

Симфония № 6. Шестая симфония.

Ноты для детей отражаются в  алфавитном   каталоге нотных изданий  ЦДБ(Центральной детской библиотеки),  если в ней сосредоточен и соответствующий  фонд. Нотные издания обрабатывают отдел комплектования и  обработки  (ОК и О) , ноты поступают с каталожной карточкой в специальный отдел, который ведет и редактирует каталог.

б) Алфавитный каталог материалов звукозаписи.

ЦБС комплектует и отражает в  каталоге грампластинки, магнитные  фонограммы музыкальных произведений, документальных и литературных записей, записей народных университетов, записей  уроков гимнастики, голосов птиц.

Наряду с  описанием отдельных  звукозаписей  в каталог включают описание грампластинок, приложенных  к книгам.

АК  содержит основные, добавочные и  аналитические описания,  а  также ссылочные и справочные карточки.

Карточки с описанием записей  текстовых материалов расставляют  отдельно от музыкальных. Алфавитный ряд описаний   текстовых записей организуется также,  как в алфавитном каталоге книг.

Библиографические записи голосов  живой природы расставляют в  отдельном ряду по предметно-тематическому  признаку.

Каталог  материалов звукозаписи  ведется по правилам , принятым для алфавитного каталога нотных изданий.

В алфавитном ряду музыкальных  звукозаписей  отдельно расставляют :

  1. Описания под фамилией композитора или  заглавием;
  2. Под фамилией исполнителя.

Расстановка описаний звукозаписей имеет  следующие особенности:

  1. Описания, составленные под именем исполнителя, размещают  в следующем порядке: вначале располагают основные описания,  на исполнителя концертных программ, за ними следуют добавочные описания на исполнителя  в алфавите авторов и  заглавий произведений.

Образцова Е.

Прокофьев С.

Александр  Невский : Кантата

 Образцова Е.

Концертная программа.

 

  1. Описание одного и того же  произведения для одного средства исполнителя,  но с разными исполнителями расставляют в алфавите фамилий исполнителей(в оркестрах – дирижера).

Например:

Прокофьев С. Прелюдия : До мажор : Для ф.-п.

Исполн. М. Воскресенский

Исполн. Т. Николаева

Исполн. С. Прокофьев

  1. Описание одного и того же произведения, которое записано в приложении для разных средств исполнения, расставляют  после описания оригинала  в алфавите средств исполнения. Например:

Рахманинов С.  Вокализ: Оригинал для голоса

Ансамбль инструментальный

Виолончель

Скрипка

Имеющиеся В ЦДБ звукозаписи-песни и оперы для детей, а также выборочно симфонические и вокальные произведения,  адресованные взрослым,  но рекомендуемые для прослушивания подросткам,  отражаются в алфавитном каталоге  звукозаписей ЦДБ.

в)Алфавитный каталог диаматериалов

Каталог отражает единый фонд ЦБС ,  территориально приближен к основному фонду диафильмов, диапозитивов, узкопленочных кинофильмов. Ведется по общим правилам  организации алфавитного каталога.

Например:

Ну,  погоди! : Мультфильм / Авт. сценария А. Курляндский, А.Хайт; Режиссер В. Котеночкин: Худож. С.Русаков; Оператор Г. Петров. – М : Союзмультфильм, 1988.

 

5. Оформление  алфавитного каталога

Для удобства пользователей, учитывая их различия в возрасте, уровне информационной культуры, в том числе и пользовательских навыков каталог

должен быть хорошо оформлен, причем его оформление должно способствовать продвижению книги к пользователю. От оформления каталога в значительной мере зависит эффективность его  использования.

Оформление - один из этапов работы по организации  Алфавитного каталога. Оно включает внешнее и внутреннее оформление. Внешнее оформление - это оформление шкафов и ящиков каталога. Все ящики  в каталоге нумеруются арабскими  цифрами либо по горизонтали слева  направо, либо по вертикали сверху вниз с помощью ярлыков. Ящики

снабжаются этикетками, которые  помещают в металлическую или  пластмассовую рамку. Этикетка - это  надпись, отражающая материал, содержащийся в ящике. На этикетке могут быть указаны  буквы, слоги или слова, которыми начинаются библиографические записи первой и последней карточек ящика, например;

А-Автомат

Внутреннее  оформление осуществляется при помощи каталожных разделителей. Они показывают порядок расположения записей, тем  самым наглядно демонстрируя правила  их расстановки. В среднем разделители

размещают через 60-70 карточек. Разделители  всегда ставят перед первой карточкой  в той группе записей, которую  нужно выделить. По форме разделители  делятся на центральные, боковые  и малые боковые.

Центральные разделители имеют широкий выступ посередине. Они используются для  выделения массивов карточек, внутри которых требуется дальнейшая детализация. Это могут быть группы записей  с совпадающими заголовками, комплексы  изданий коллективного автора, другие значимые материалы. Боковые разделители  имеют выступ в 2 / 3 ширины карточки и в зависимости от расположения выступа делятся на правосторонние и

левосторонние. Боковые разделители  рекомендуется применять для  оформления разнородных групп библиографических записей, не требующих дальнейшей детализации. Кроме того, они могут применяться в комплексе с центральным разделителем. Ими можно оформлять и группы записей внутри

авторского комплекса.

В зависимости  от информации, приведенной на разделителях,

различают буквенные, слоговые и словесные  разделители.

Словесные разделители, как правило, оформляются  на разделителях с широким выступом, а буквенные и слоговые - на боковых.

Словесные  разделители  делятся  на  авторские  и  заглавий. Разновидностью авторских  разделителей являются биографические, на которых приводятся  основные сведения об авторе, его произведениях, годы жизни, псевдонимы и так далее.

Запись  делается на выступе разделителя  и при необходимости может  быть продолжена на всем поле разделителя. На разделителях любого вида и формы  могут быть размещены сведения справочного  характера: перечень псевдонимов и  криптонимов автора, схема расположения записей в случаях отклонения его от строгого алфавитного порядка; ссылки и справки.

В целях  сохранности этикеток и разделителей производят их ламинирование, то есть покрытие пленкой.

К оформлению Алфавитного каталога относится  создание надшкафных надписей и средств информации, размещенных непосредственно на каталожных шкафах, например:

Служебный алфавитный каталог.

Каталог организован в 1977 г. Содержит описания книг и брошюр по всем отраслям знания на русском  и иностранных европейских языках, вышедших из печати начиная с 1970 г.

Рекламирование  АК осуществляется путем разработки памяток, буклетов, афиш, настенных  плакатов, которые поясняют структуру  Алфавитного каталога и правила  пользования им, в частности, приводят алгоритм поиска информации.

Итак,  мы выяснили, что разделители и  надписи на каталожных ящиках, с  помощью которых оформляется  каталог, вместе с правильной расстановкой

библиографических описаний обеспечивают доступность каталога. Если в библиотеке отдельно ведется каталог для  учащихся начальной школы, то оформлению следует уделить особое внимание - его делают красочным, ярким, снабжают пояснительными картинками и графическими значками. В алфавитном каталоге применяется  несколько видов разделителей:

буквенные, слоговые, словарные, именные.

При   использовании   разделителей   удобно   придерживаться

определенных правил, учитывающих  различия в сведениях, которые дают

разделители разных видов.

Для буквенных разделителей удобно делать небольшой выступ посередине.

Для слоговых разделителей удобно использовать карточки с выступами слева или  справа.

Для словарных разделителей удобнее  всего с широким выступом посередине. Словарным разделителем можно выделять не только слова, но и распространенные фамилии, а также заглавия отдельных  произведений

фамилии, а также

Пушнина

Пушкин  А.С.

Целесообразно придерживаться единой тактики выбора разделителей для всего алфавитного  каталога. В этом случае все слоги  на выступах будут расположены с  одной стороны, буквы и словарные  разделы посередине

Возможно  размещение на именных разделителях отдельных цитат, характеризующих  деятельность выдающихся людей, отдельных  организаций и учреждений. Осуществление  подобного подхода к оформлению

алфавитного каталога придаст ему  не только справочный, но и рекомендательный характер.

Целесообразно разработать и поместить рядом  с каталогом пояснения с алгоритмом поиска по данному каталогу. Учитывая, что юные читатели зачастую не запоминают фамилий авторов необходимых им документов (в том числе художественных произведений), алфавитный каталог можно дополнить таким вспомогательным пособием, как каталог заглавий произведений художественной литературы. Подобный каталог составляют из вспомогательных карточек, в которых указывается название произведения и дается краткая справка о его авторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Редактирование каталога.

Одним из постоянных процессов работы с алфавитным каталогом является процесс редактирования, который заключается в проверке соответствия структуры, содержания и оформления алфавитного каталога и устранении обнаруженных недостатков.

Основные  виды редактирования - плановое и текущее.

Плановое методическое редактирование должно проводиться систематически не реже одного раза в пять лет. Оно предусматривает проверку правильности составления карточек, полноты отражения фонда, оформления разделителей, доработки добавочных записей, ссылок и справок.

Одновременно  проверяется точность расстановки  карточек, проводится замена ветхих карточек, исправление обнаруженных ошибок. Плановое редактирование может быть полным и выборочным. При полном редактировании просматривается в алфавитном порядке (от А до Я) весь массив Алфавитного каталога, а при выборочном - редактируется та или иная часть каталога.

Текущее редактирование ведется в процессе каждодневной работы с алфавитным каталогом одновременно с расстановкой карточек на новые поступления и изъятием их на списанные издания.

В зависимости  от задач,  решаемых в процессе редактирования , различают методическое и техническое редактирование. Под методическим редактированием понимают  совершенствования  каталогам  путем переработки содержания, улучшения его структуры за счет  ввода новых делений, внесение  исправлений в  оформление каталога.

Техническое редактирование связано с проверкой правильности внутреннего оформления  каталогов -   расстановки карточек,  оформления разделителей,  обнаружения орфографических ошибок,  замены ветхих карточек.  В результате редактирования улучшаются информационные качества каталогов и их поисковые возможности, что делает  библиотечные каталоги более надежным  средством обслуживания читателей.

Заключение.

В работе был прослежен путь создания Алфавитного каталога, его организация  и составление, оформление и пропаганда.

Мало  создать и поддерживать  функциональный  справочно-библиографический - аппарат в библиотеке. Необходимо, чтобы его максимально использовали читатели.

Одно из направлений деятельности библиотеки - распространение справочных сведений о составе, размещении, структуре, содержании, правилах пользования каталогами и картотеками. Эти задачи решаются либо

- с помощью наглядных средств  информации, либо в печатной форме 

Информация о работе Алфавитный каталог, его значение в библиотеке