Уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование такого вопроса как понятие, виды и значение в уголовно-процессуальной деятельности, а также его изучение и описание.
В данной работе решаются следующие задачи:
· Рассмотреть понятие, задачи, стадии и функции уголовного процесса
· Изучить типы уголовного процесса
· Выявить уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, задачи, стадии и функции уголовного процесса 5
1.1. Понятие и задачи уголовного процесса 5
1.2. Стадии уголовного процесса 9
1.3. Функции уголовного процесса 11
Глава 2. Типы уголовного процесса 16
2.1. Формы уголовного процесса 16
2.2. Уголовно-процессуальное право и другие отрасли права 18
2.3. Процессуальная форма 21
Глава 3. Уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии 24
3.1. Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение 24
3.2. Процессуально-правовые гарантии 27
Заключение 30
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

уголовно-процессуальное право как самостоятельная отрасль.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Соотношение между уголовно-процессуальным правом и уголовно-исполнительным правом в известной мере аналогично соотношению между уголовно-процессуальным правом и уголовным правом. Общественные отношения, возникающие в процессе исполнения наказания, регулируются как уголовно-исполнительным, так и уголовно-процессуальным правом.

Уголовно-процессуальное право в сфере исполнения наказания регулирует порядок обращения приговора к исполнению, разрешения сомнений и споров при исполнении наказания, представления материалов и судопроизводства об освобождении осужденного от отбывания наказания по болезни, досрочное и условно-досрочное освобождение от наказания и замену наказания более мягким, изменение условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания и т.д. Борьба с преступностью — общая задача не только для уголовно-процессуального и уголовного, но и для уголовно-исполнительного права.

Гражданское процессуальное право, как и уголовно-процессуальное, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с отправлением правосудия. В этом плане они имеют много общего. Судебное разбирательство проводится на основе единых принципов как по уголовным, так и по гражданским делам в определенной процессуальной форме, оба вида судопроизводства связывает институт гражданского иска в уголовном деле. 

Вместе с тем между уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным правом имеются существенные различия. Уголовный процесс служит целям борьбы с преступностью, гражданский процесс – разрешению споров, возникающих из гражданских, семейных, наследственных и некоторых других отношений. Различен порядок собирания доказательств. По уголовным делам доказательства собираются государственными органами, по гражданским — сторонами при содействии суда. Различны последствия рассмотрения уголовных и гражданских дел. Если по гражданскому делу заглаживается причиненный вред, восстанавливается нарушенное право, то по уголовному делу применяется решение не только о заглаживание вреда (там, где это возможно), но и о назначении виновному наказания.

Тесная связь норм уголовно-процессуального права с нормами права, содержащимися в ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», обусловлена единством принципов организации и деятельности этих правоохранительных органов, которые реализуются в организационном построении суда и прокуратуры и в ходе процессуальной деятельности.

 

2.3. Процессуальная форма

 

Как указано выше, своеобразие правового регулирования в уголовном процессе состоит в том, что уголовно-процессуальное право устанавливает не только права и обязанности участников конкретных правоотношений, но и порядок производства по уголовным делам, т. е. последовательность стадий и условия перехода дела из одной стадии в другую; общие условия, характеризующие производство в конкретной стадии (например, гл. X УПК); основание, условия и порядок производства следственных и судебных действий, в которых государственные органы реализуют свои полномочия, а граждане осуществляют свои права и выполняют обязанности; содержание и форма решений, которые могут быть вынесены. Этот порядок производства в целом или отдельных процессуальных действий принято называть процессуальной формой или правовой процедурой.

Процессуальная форма (порядок) совершения отдельных процессуальных действий регламентирована законом (например, порядок производства выемки и обыска — ст. 170 УПК, порядок очной ставки — ст. 136 УПК, порядок допроса обвиняемого -- ст. 150 УПК) и включает указание на цели этих действий, участников этих действий, их права и обязанности, последовательность действий, порядок, закрепление произведенного действия в соответствующем документе.

Сложность и детальность уголовно-процессуальной формы, выделяющие ее из всех иных юрисдикционных процессов, обусловлены спецификой задач уголовного процесса, в том числе сложностью деятельности по установлению фактических обстоятельств уголовного дела, необходимостью создания максимальных гарантий прав личности в уголовном процессе, законности и обоснованности всех уголовно-процессуальных действий и решений. Поэтому порядок уголовного процесса предполагает прохождение дела по стадиям, каждая из которых имеет свою форму судопроизводства. Это способствует решению задач конкретной стадии и создает возможность проверить правомерность выводов и решений, принятых на предыдущей стадии. Процессуальная форма обеспечивает так называемую допустимость доказательств. Поэтому нарушение порядка процессуальной формы получения доказательств лишает доказательство юридической силы (ч. 3 ст. 69 УПК).

Процессуальная форма имеет свои особенности применительно к отдельным категориям уголовных дел (например, дела частного обвинения, дела несовершеннолетних обвиняемых, производство по применению принудительных мер медицинского характера, дела о протокольной форме досудебной подготовки материалов), а также применительно к разным составам суда, рассматривающим дело в первой инстанции. [15,c. 108]

Процессуальная форма является специфической разновидностью правовой формы государственной деятельности, а ее ценность состоит в том, что она создает детально урегулированный, устойчивый, строго обязательный, стабильный правовой режим производства по уголовному делу, отвечающий задачам и принципам судопроизводства. Поэтому недопустимы отклонения от требований процессуального закона, а неукоснительное соблюдение процессуальной формы является непременным условием законности действий и решений по делу.

Таким образом, значение процессуальной формы, ее социальная ценность состоят в том, что она обеспечивает режим законности в процессе, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов, участвующих в деле лиц, способствует воспитательному воздействию процесса.

Процессуальная форма включает и некоторые правила, имеющие процедурный, ритуальный характер, которые также играют существенную роль. Так, правило, согласно которому присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя (ст. 318 УПК), продиктовано уважением к суду и его решению, выносимому от имени государства.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АКТЫ И ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ

3.1. Уголовно-процессуальные  акты, их виды и значение

1. Процессуальные акты  предварительного расследования, их  виды. 
Процессуальный акт – понятие сложное, включающее не только определенные уголовно-процессуальные документы, но и действия участников уголовного процесса, совершаемые в порядке осуществления своих полномочий. 
Одним из требований процессуальной формы является правило о том, чтобы все процессуальные действия и принятые решения были письменно закреплены в определенных актах – процессуальных документах. 
Закон устанавливает такую форму актов, которая дает возможность полно отразить в них ход и результаты проведения следственных и судебных действий, принятое решение, а в дальнейшем использовать полученные данные при расследовании, рассмотрении, разрешении уголовного дела и проверке законности и обоснованности проведенных действий и принятых решений. 
«Без предусмотренных законом процессуальных документов нет уголовного процесса, нет дела, а, следовательно, и нет его сущности» . 
Одну группу процессуальных актов составляют протоколы следственных и судебных действий, в которых удостоверяется факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий (протокол осмотра, протокол допроса (ст. 218 УПК), протокол судебного заседания (ст. 99 УПК Республики Беларусь) и др.). 
Другую группу составляют решения. Это правоприменительные акты, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, и властные предписания о правовых действиях. 
Решения могут быть выражены в форме постановления, определения, приговора. Они различаются по органам, лицам, их приминающим, по кругу вопросов, по процессуальному порядку. 
Указывая, что приговор, постановление, определение являются решением, законодатель только применительно к приговору разъясняет: «Приговор – решение, вынесенное судом первой инстанции по вопросу о виновности или невиновности обвиняемого и о применении или неприменении к нему наказания» (ст. 349 УПК Республики Беларусь). Относительно иных решений необходимо знать на какой стадии они принимаются и кем они могут быть вынесены. 
Процессуальные решения как акт применения уголовно-процессуального права и уголовного права характеризуются рядом признаков: 
• решения выносятся только уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами; 
• выражают властные веления, подтверждают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные отношения, подтверждают наличие или устанавливают отсутствие материально-правовых отношений; 
• принимаются в установленном порядке и выражаются в определенной законом форме. 
Таким образом, решение в уголовном судопроизводстве – это облеченный в установленную форму правовой акт, в котором орган дознания, следователь, прокурор, судья или суд в пределах своей компетенции в предусмотренном законом порядке делают вывод об установленных фактических обстоятельствах и на основе этих обстоятельств и закона дают ответы на правовые вопросы и выражают властное волеизъявление о действиях, вытекающих из установленных обстоятельств и предписаний закона. 
Невыполнение установленных законом требований к форме актов влечет за собой признание их недействительными и отмену. 
 
2. Классификация уголовно-процессуальных актов. 
Для установления связи между многочисленными процессуальными актами с учетом их сущности, правовой природы и назначения прибегают к классификации, включающей акты-действия и акты-документы. 
Классификация производится по следующим основаниям: 
1. По стадиям судопроизводства и лицам, принимающиеся процессуальные решения подразделяются на акты следственные и процессуальные акты судебные; 
2. По отношению к обнаружению и закреплению доказательств акты подразделяются на следственно-процессуальные и просто процессуальные, неследственные. 
К следственным действиям относятся: допросы, осмотры, очные ставки, обыски, выемки, опознания, наложение ареста на имущество, производство экспертиз, освидетельствование, задержание подозреваемого, эксгумация трупа, следственный эксперимент. 
Любое следственно действие является процессуальным (т.е. предусмотрено процессуальным законом), однако процессуальное не всегда является следственным, поскольку не направлено на выявление и закрепление доказательств. 
К процессуальным неследственным актам относятся: повестки, постановление о признании потерпевшим, гражданским истцом и гражданским ответчиком, протоколы ознакомления с материалами уголовного дела, представления и т.д. 
В свою очередь следственные действия подразделяются на: действия, решения о производстве которых принимаются с участием: 
• прокурора (например, постановление об избраним меры пресечения – содержание под стражей); 
• в присутствии понятых (протокол осмотра места происшествия, протокол опознания); 
• в присутствии специалистов (осмотр места происшествия, эксгумация трупа и др.). 
3. По процессуальной значимости подразделяются на основные и вспомогательные акты.  
Основные процессуальные акты подводят итог определенной деятельности. Обычно ими заканчиваются стадии судопроизводства (постановление о прекращении уголовного дела, справка об окончании предварительного расследования, приговор). Кроме этого, в них могут разрешаться и второстепенные вопросы (например, в приговоре разрешается вопрос о вещественных доказательствах). 
Вспомогательные акты, хотя и не являются итоговыми по делу, но также очень важны, т.к. обеспечивают законное и обоснованное принятие основного решения, дают возможность участникам процесса осуществлять свои права. Они всегда предшествуют принятию основного решения и могут быть как начальными (например, протокол заявления о совершенном преступлении, так и промежуточные, которые принимаются по ходу движения уголовного дела (допросы, очная ставка и т.д.)). 
В зависимости от экстренности проведения следственных действий бывают неотложными и последующими. 
Неотложность проведения процессуальных действий и их документальное оформление может возникнуть на различных этапах судопроизводства (например, экстренный обыск, наложение ареста на имущество). 
4. По императивности принятия подразделяются на обязательные и факультативные. 
Обязательные акты – это те, которые всегда составляются по безусловному требованию законодателя, по любому делу или по определенной категории. Особое место в этом плане занимает процессуальный акт возбуждения уголовного дела (постановление или определение). Без этого документа по существу нет и уголовного дела. 
Факультативные – это документы, которые бывают не всегда и не по всем делам (например, привод, обыск и т.д.). 
По некоторым категориям дел производство тех или иных процессуальных действий является обязательным. Следователь их определить может заранее. Так, в обязательном порядке назначается экспертиза – по делам, по которым необходимо установить причину смерти, степень тяжести и характер телесных повреждений, назначается судебно-психиатрическая экспертиза по определению психического состояния подозреваемого или обвиняемого и др. 
5. По субъектам принятия решений – коллегиальные и единоличные акты. 
Так, уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единоличной судьей или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух заседателей. 
В ходе предварительного следствия решения принимаются единолично следователем, дознавателем, прокурором, начальником следствия. 
Если следствие по данному делу проводится группой следователей, то каждый следователь в пределах порученного участия обладает процессуальной самостоятельностью и совершает действия от своего имени (допрос, обыск). Справку об окончании предварительного следствия и направлении ее прокурору вместе с уголовным делом составляет старший следственной группы. 
6. По месту производства – документы, составляемые в служебных помещениях органов расследования, прокуратуры, суда и за их пределами. 
Закон обязывает в процессуальных документах указывать место их составления. Все процессуальные действия, как правило, должны проводиться в районе подследственности или подсудности, определенной законом, в месте производства предварительного следствия, а иногда и по месту нахождения определенных лиц (например, больница или колония). 
В основном следственные и судебные действия проводятся по месту их нахождения (осмотр, обыск, опись имущества и др.). Особую сложность представляет осмотр места происшествия, который зачастую проводится в неблагоприятных условиях (плохая погода, отсутствие освещения, на воде, под водой, при большом скоплении людей и т.п.). 
7. По юридической силе – акты, вступившие и не вступившие в законную силу. 
Принятые решения вступают в законную силу и немедленно исполняются после истечения срока на его обжалование или опротестование. 
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными к исполнению на всей территории Республики Беларусь, для определенных государственных учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. 
8. По порядку восстановления законности: 
• акты, которые отменяются, изменяются прокурором, судом; 
• акты, не подлежащие отмене. 
Сами органы и должностные лица, принявшие уголовно-процессуальные акты, по общему правилу не вправе их отменять или изменять. 
Так, ни следователь, ни судья не могут сами аннулировать свое процессуально оформленное решение. По делам предварительного следствия – вправе это сделать прокурор или вышестоящий суд и случае незаконно принятого судебного решения. 
В некоторых случаях следователю дано право самому исправить допущенные ошибки. Он может отменить (изменить) примененную им меру пресечения, да и то с согласия прокурора. И такие процессуальные документы как постановление о прекращении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и другие – только через прокурора, осуществляющего надзор за предварительным следствием.

3.2. Процессуально-правовые  гарантии

Процессуально-правовые гарантии — это содержащиеся в нормах права правовые средства, обеспечивающие всем субъектам уголовно-процессуальной деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные им права.

Правовые гарантии обеспечивают государственным органам (должностным лицам) возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для достижения задач уголовного судопроизводства, а гражданам — использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты и охраны прав и законных интересов. Права, предоставленные органу государства (должностному лицу) в уголовном процессе,  гарантированы обязанностью соответствующих лиц выполнять обращенные к ним требования и установленными законом санкциями, которые могут быть применены за невыполнение этих обязанностей. Поскольку одной из сторон процессуально-правового отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в уголовном процессе приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права граждан на судебную защиту.  Реальное обеспечение права личности, в первую очередь обвиняемого, является критерием оценки демократизма, гуманизма уголовного процесса. [12,c. 203]

Основу гарантии прав личности в сфере уголовного процесса составляют закрепленные и обеспечиваемые Конституцией РФ права и свободы граждан (гл. 2) и принципы правосудия. Эти основополагающие нормы, устанавливающие гарантии прав личности, конкретизируются в уголовно-процессуальном законе применительно к стадиям процесса и правам, предоставленным участникам и иным субъектам уголовного процесса.

Подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный) могут защищать свои права как лично, так и с помощью защитника, законных представителей, общественных защитников. Законом гарантированы права потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и иных субъектов процесса (свидетелей, экспертов, специалистов, понятых, переводчиков и др.).

Важнейшими гарантиями защиты прав и законных интересов личности в уголовном процессе являются:

1)  право подозреваемого, обвиняемого иметь защитника;

2)  судебный контроль за задержанием лица или избранием в качестве меры пресечения содержание под стражей;

3)  равенство прав участников судебного разбирательства;

4)  предоставление только суду права признать обвиняемого виновным;

5)  возможность обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов в суд.

Процессуальными гарантиями прав личности принято считать те средства, которые обеспечивают фактическую реализацию этих прав. Например, право обвиняемого иметь защитника гарантируется разъяснением ему этого права, предоставлением права избирать защитника, оказанием ему в указанных законом случаях бесплатной помощи защитника и др.

Обязанность по обеспечению прав граждан — участников процесса возложена на лиц, ведущих судопроизводство. Они обязаны разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав (ст. 58 УПК); принимать меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и не перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; выносить законные, обоснованные и мотивированные решения; отменять решения, нарушающие права граждан, и восстанавливать нарушенную законность.

На органах дознания, следователе, прокуроре и судье лежит обязанность принять меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Обязанность государственных органов, ведущих процесс, обеспечивать участникам процесса (обвиняемому, потерпевшему и др.) возможность реализовать свои права обусловлена тем, что фактическое использование прав участников процесса одно из важнейших условий объективного, непредвзятого исследования дела, установления истины, защиты законных интересов личности в процессе. В этом смысле процессуальные права личности выступают в качестве особого вида процессуальных гарантий правосудия.

Поэтому органы и лица, ведущие судопроизводство, обязаны соблюдать процессуальные права граждан. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы участники процесса знали свои права и использовали их, так как только при этом условии может быть достигнуто объективное, всестороннее и полное исследование дела, исключен обвинительный уклон, вынесено законное и обоснованное судебное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог рассмотрению вопроса о понятии уголовно-процессуального права, его принципах и задачах следует отметить следующие моменты:

1. В настоящее время происходит  переосмысление содержания понятия  «уголовно-процессуальное право» с широких нравственно-правовых позиций, связанное с разграничением права и закона и отказом от рассмотрения уголовного права исключительно как уголовного законодательства. «Право значительно шире по кругу охватываемых явлений и богаче по содержанию, нежели закон как формальный источник права или законодательство как одна из форм проявления права.

Уголовно-процессуальное право - это многоэлементная система, включающая не только уголовное законодательство, но и другие важные компоненты (правосознание, правоприменение). В УК РФ впервые закреплены принципы уголовного законодательства, в соответствующих статьях раскрыто их содержание. Тем не менее, в науке существуют споры как по поводу необходимости закрепления отдельных уголовно-правовых принципов, не указанных в законе, так и по поводу определенного законодателем их содержания.Так по мнению В.В. Мальцева «отдельные принципы не закреплены (принцип личной ответственности, принцип неотвратимости ответственности (хотя, как я уже отмечал, данный принцип ныне не является принципом материального уголовного права), а их содержание (справедливости, равенства граждан перед законом) раскрыто не совсем верно. Причем изъяны норм в последнем случае вряд ли вообще могут быть устранены посредством их простого уточнения, ибо для юридического выражения указанных идей в уголовном праве еще не разработан достаточный и общепризнанный теоретический фундамент». Поэтому он предлагает лишь перечислить в соответствующей статье УК принципы уголовного законодательства без определения их содержания. Применительно к уголовно-правовым принципам необходимо отметить также противоречие ряду уголовно-правовых норм, провозглашенным и закрепленным в статьях уголовного закона (Уголовного кодекса), что препятствует обеспечению реального действия правовых принципов.

Информация о работе Уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии