Уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование такого вопроса как понятие, виды и значение в уголовно-процессуальной деятельности, а также его изучение и описание.
В данной работе решаются следующие задачи:
· Рассмотреть понятие, задачи, стадии и функции уголовного процесса
· Изучить типы уголовного процесса
· Выявить уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, задачи, стадии и функции уголовного процесса 5
1.1. Понятие и задачи уголовного процесса 5
1.2. Стадии уголовного процесса 9
1.3. Функции уголовного процесса 11
Глава 2. Типы уголовного процесса 16
2.1. Формы уголовного процесса 16
2.2. Уголовно-процессуальное право и другие отрасли права 18
2.3. Процессуальная форма 21
Глава 3. Уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии 24
3.1. Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение 24
3.2. Процессуально-правовые гарантии 27
Заключение 30
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

уголовно-процессуальное право как самостоятельная отрасль.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                               3

Глава 1. Понятие, задачи, стадии и функции уголовного процесса              5

1.1.   Понятие и задачи уголовного процесса                                       5

1.2.   Стадии уголовного процесса                                                        9

1.3.   Функции уголовного процесса                                                   11

Глава 2. Типы уголовного процесса                                                                16          

2.1. Формы уголовного процесса                                                          16          

2.2. Уголовно-процессуальное  право и другие отрасли права           18          

2.3. Процессуальная форма                                                                   21

Глава 3. Уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии                   24          

3.1. Уголовно-процессуальные  акты, их виды и значение                 24          

3.2. Процессуально-правовые  гарантии                                               27

Заключение                                                                                                        30

Список использованной литературы                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Радикальные политические и экономические преобразования, происходящие в России, резкий рост преступных проявлений вызвали острую необходимость в новом, демократическом по содержанию уголовно-процессуальном законодательстве. Современное состояние общества требует не только и даже не столько преобразования судопроизводства путем внесения изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство, сколько более глубокой перестройки, направленной на смену приоритетов уголовно-процессуальной политики.

В концепции судебной реформы в Российской Федерации, представленной Президентом и одобренной Парламентом страны 24 октября 1999г. на основе обобщения критических материалов о деятельности судов, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, делается вывод о кризисе юстиции в России. Отмечается ее несостоятельность в деле охраны законности и правопорядка, низком профессиональном уровне работы, подмене цели защиты общества от преступлений целью борьбы с преступностью.

Необходимость создания цивилизованного, демократического судопроизводства, обеспечивающего защиту интересов личности и государства, давно стоит в повестке дня судебно-правовой реформы. При этом надо учитывать и позитивный отечественный опыт, и практику развитых государств Запада. Важнейшие проблемы, которые должны быть решены в ходе подобного реформирования, — доступность и эффективность правосудия, обеспечение законных прав и интересов человека и гражданина, отсутствие волокиты на всех стадиях уголовного процесса.

В связи с изложенным представляется актуальной тема настоящей курсовой работы. 

Целью данной курсовой работы является  исследование такого вопроса как понятие, виды и значение в уголовно-процессуальной деятельности, а также его изучение и описание.

В данной работе решаются следующие задачи:

·   Рассмотреть понятие, задачи, стадии и функции уголовного процесса

·   Изучить типы уголовного процесса

·   Выявить уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии

Такое решение поставленных вопросов и определило дальнейшее направление работы, так как только после разработки основных понятий возможно определение темы данной курсовой работы.

Ограниченность объема работы не дала возможности рассмотреть данный вопрос более детально, поэтому были  изучены и описаны лишь вышеуказанные задачи.

Данная работа является попыткой ознакомиться и изучить передовой опыт исследований в области теории уголовно-процессуального права.

Объектом  данной курсовой работы является  исследование и описание судебной экспертизы.

При исследовании были задействованы сравнительный и описательный методы.

Исследование осуществляется на основе источников по предмету уголовный процесс России.

 

 

Глава 1. Понятие, задачи, стадии и функции уголовного процесса 

 

    1. Понятие и задачи уголовного процесса

Уголовное право как самостоятельная отрасль, естественно, представляет собой совокупностьоднородных норм: Причем эта однородность в первую очередь обусловлена ихсодержанием. Содержательно эти нормы сориентированы, с одной стороны, на деяние, которое (согласно действующему на данный период уголовному законодательству) признается преступлением, а с другой — на правоприменителя,который обязан оценивать совершенное деяние как преступное только в соответствии с требованиями уголовного закона и на основании его. Кроме того,однородность норм выражается и в их общей функциональной направленности. В конечном счете эти нормы предназначены воздействовать на взаимоотношения людей друг с другом, на их отношения с государством (в лице соответствующих органов) в случае совершения преступного акта; предотвращать подобные деяния в последующем.

Известно, что необходимость существования уголовного права осознается, а тем более 
воспринимается далеко не всеми членами общества. Однако от этого оно не 
утрачивает своей социальной ценности. Как раз наоборот, уголовное право 
утратило бы свою основную цель, если бы ориентировалось только на принцип 
добровольности исполнения. Требование здесь немыслимо без принудительного 
элемента, гарантом которого выступает государство. Принудительность 
уголовно-правовых норм должна быть в равной степени применима ко всем, кто 
совершит преступление. В определенной степени именно этим обусловлен 
общеобязательный характер норм уголовного права.

Общеобязательность уголовно-правовых норм предполагает, с одной стороны, что каждый, совершивший преступление, обязан претерпеть воздействие на себе уголовной ответственности, а с другой — что правоприменитель в этом случае обязан (а не имеет право) использовать уголовно-правовые нормы.

Принудительность норм уголовного права, сопряженная с их общеобязательностью, предполагает свойство двоякого рода: во-первых, защитить потерпевшего (обиженного), т. е. восстановить или компенсировать его права и интересы, нарушенные преступлением; 
во-вторых, образумить преступника (обидчика), т. е. принудить его к претерпеванию тех нежелательных последствий, которые он должен (по обязанности, добровольно на себя возложенной фактом совершения преступления) понести. Иными словами, механизм уголовно-правовой защиты интересов общества от преступных посягательств есть своего рода удовлетворение потребностей каждого человека и всех людей вместе в безопасных условиях их бытия. Если право вообще и уголовное в том числе не удовлетворяет эти потребности (независимо от причин), то оно как социальный регулятор утрачивает свои нравственные и фактические позиции и теряет авторитет среди населения, превращаясь в балласт. Удовлетворение же указанных потребностей как бы подключает уголовное право к живительным социальным источникам, подпитывающим и утверждающим его как необходимый и достаточно эффективный государственно-правовой регулятор отношений между людьми.

Самостоятельность уголовного права не страдает от того, что оно оказывается включенным в систему других общественных регуляторов. Только в совокупном их взаимодействии уголовное право и может проявлять свою самостоятельность. Вне системы оно становится зловещим придатком криминально-правовой стихии. Автономность уголовного права позволяет установить совокупность признаков, с помощью которых то или иное порицаемое деяние признается преступным в силу того, что угрожает нормальному развитию или даже существованию той или иной сферы человеческого общественного или государственного бытия, т. е. становится общественно опасным.

Любое посягательство на субъект общественных отношений, морально одобряемых и 
нормативно урегулированных, представляет определенную опасность. Однако 
характер и степень этой опасности могут быть различными. Соответственно формы 
официальной реакции должны быть адекватны опасности такого посягательства. В 
одних случаях государство (законодатель) ограничивается мерами по восстановлению нарушенных законных прав потерпевшего, если речь идет о нарушении его имущественных прав, способных к восстановлению (гражданско-правовое воздействие); в других к нарушителю могут быть применены меры дисциплинарного или административного воздействия. При более опасных посягательствах действуют уголовно-правовые предписания, предполагающие уголовную ответственность.

Исходя из изложенного, можно сделать заключение, что уголовное право устанавливает прежде всего основание и пределы уголовной ответственности за те деяния, которые 
признаются преступлениями, и предусматривает возможность применения к виновному 
определенного наказания. Данное заключение подводит к логическому выводу о том, 
что уголовное право регулирует и случаи освобождения (при наличии законных на 
то оснований) от уголовной ответственности.

Бесспорным в этой связи является утверждение, что нормы уголовного права устанавливаются только государством в лице его законодательного органа.

Таким образом, уголовное право есть самостоятельная отрасль единой правовой системы, 
представляющая собой совокупность однородных норм высшего органа государственной власти, которые содержат описание признаков, позволяющих правоприменителю признавать деяние преступлением, и определяют основание и пределы уголовной ответственности, а равно условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

    1. Стадии уголовного процесса 

Закон устанавливает такой порядок поэтапного прохождения дела, который содержит оптимальные возможности для реализации всех целей процесса. Самостоятельные, связанные между собой, части уголовного процесса называются стадиями.

Каждой стадии свойственны:

1) непосредственные задачи;

2) определенный круг участвующих  субъектов;

3) особый порядок (процессуальная  форма) производства процессуальных  действий, определяемый содержанием  не посредственных целей данной стадии и особенностями выражения в ней принципов процесса;

4) специфический характер  уголовно-процессуальных отношений;

5) итоговый процессуальный  акт (решение), завершающий цикл процессуальных действий и отношений и влекущий переход дела на следующую ступень (если дело не прекращается или не приостанавливается).

Совокупность стадий, связанных между собой общими задачами и принципами судопроизводства, образует систему уголовного процесса. В этой системе различаются стадии, в которых:

1)  устанавливаются основания для начала производства по делу (возбуждение уголовного дела);

2)  исследуются все обстоятельства дела (предварительное расследование, судебное разбирательство);

3)  проверяются результаты проведенного исследования (назначение судебного заседания,  кассационное производство, производство в порядке судебного надзора, возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам);

4)  реализуются принятые по делу решения (исполнение приговора, определений и постановлений суда).

Названные стадии сменяют одна другую в строгой последовательности.

Возбуждение уголовного дела состоит в том, что компетентный орган государства (должностное лицо) при наличии признаков преступления принимает решение о начале производства по делу. Акт возбуждения уголовного дела служит правовой основой для предусмотренных законом процессуальных действий в последующих стадиях процесса.

Предварительное расследование производится по возбужденному делу и заключается в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию и исследованию доказательств, устанавливающих событие преступления, лиц, виновных в его совершении, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, характер и размер причиненного преступлением ущерба и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Лишь в случаях, точно указанных в законе, возбуждение уголовного дела не требует предварительного расследования.

Если предварительное расследование завершается составлением обвинительного заключения, то после утверждения его прокурором дело передается в суд для назначения судебного заседания. Назначение судебного заседания — первая стадия процесса. Судья, придя к выводу, что при расследовании дела соблюдены все требования УПК по обеспечению всех прав гражданина, привлеченного в качестве обвиняемого, отсутствуют иные препятствия для рассмотрения дела в суде, выносит постановление о назначении судебного заседания.

Судебное разбирательство является важнейшей стадией уголовного процесса. В ней суд рассматривает и решает дело по существу, т.е. решает вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о применении или неприменении к нему меры уголовного наказания либо мер общественного, воспитательного или административного воздействия.

Кассационное производство осуществляется в связи с кассационной жалобой участника процесса или кассационным протестом прокурора и состоит в проверке вышестоящим судом законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу. В итоге такой проверки суд либо оставляет решение без изменений, либо изменяет его.

Информация о работе Уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии