Сущность, принципы, модели социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.

Содержание

Теоритическое задание «Сущность, принципы, модели социального государства». 3
Тесты ……………………………………………………………………………………………14
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

основы социального государства.docx

— 34.54 Кб (Скачать файл)

При осуществлении этих позиций  главным остается финансовый вопрос. Ввиду этого невозможно существование  социального государства без  социально ориентированной экономики.

Ошибочным является мнение, согласно которому государство, гарантируя гражданам социальные права и создавая условия для их свободного развития, делает это себе в ущерб.

Современная наука пока не выработала единого понимания социального  государства. До сих пор не решен вопрос, обладает ли понятие «социальное государство» относительной самостоятельностью или оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость между сущностью, содержанием и формой государства. По сути, вопрос стоит так: тождественны ли понятия «социальное государство» и «социальная функция государства»?

Социальная функция - это  деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе  членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном  этапе социальная функция государства  претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью  социального государства было обеспечение  публично-властными структурами  права на достойное существование  для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты  пособий по безработице, пенсий, дотаций  и т.п., являлась основным критерием  степени «социальности» государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень «включения» гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах), что определяет степень «социальности» современного социального государства.

Современное социальное государство - это этап развития социального  государства, следующий за патерналистским  социальным государством. Социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Можно согласиться с  мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство  как «атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления», и толкуют о «фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия». Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным актором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант - оба эти соактора реализуют социальную функцию субсидиарно.

Современное неопатерналистское социальное государство - это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Но следует отметить, что видоизменяющаяся роль органов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата. Социальная функция в рамках неопатерналистского социального государства побуждает людей с ограниченными возможностями, женщин с малолетними детьми и безработных вести активную трудовую жизнь. И если относительно безработных такая политика может быть оправдана и государственно-организованное общество только выиграет от нее, то в отношении таких социальных групп, как женщины с малолетними детьми и лица с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры по старости), дело обстоит весьма проблематично. В отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра, безнадзорные дети - это проблема и обременение будущих поколений, зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения.

Идея новой исторической формы социального государства  должна консолидировать весь накопленный  опыт социальной деятельности: в нее  включаются и обязанности государства  по социальной защите, и обязанности  гражданина активно и продуктивно  трудиться. Реакция общества на тенденцию  приватизации социальной функции должна быть креативной, меры по сокращению государственного финансирования социальной деятельности воспринимались бы и реципиентами, и спонсорами как новаторские  и вместе с тем необходимые  и справедливые.

Надо отметить, что и  приватизация социальной функции не может быть полной, всеохватывающей. Потребности тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут  работать, должны удовлетворяться в  обязательном порядке либо органами публичной власти, либо под их обязательным и постоянным контролем и с  их субсидиарным финансированием в  случае необходимости. Соответствующие  группы населения должны иметь государственные  гарантии социальной помощи.

Идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это  общемировая тенденция, обусловленная  объективно. В последнее время  практически во всех современных  государствах весьма существенно проявляется  тенденция сокращения бюджетных  расходов на социальные нужды, что требует  своего научного осмысления. Все без  исключения социальные государства  приступили к подобного рода модификации еще в 80 - 90-х годах XX в. Сегодня и Россия вынуждена пойти по новому пути развития социальной функции. И Президент Российской Федерации, и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данных объективно.4

Наиболее характерные  черты социального государства  определяются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»5.

Важная роль в реализации социальной политики России отводится  федеральным целевым программам, а также аналогичным программам, разрабатываемым в регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты:

1. в

2. а 

3. в

4. г 

5. в 

6. а 

7. б 

8. а 

9. б

10. в 

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской  Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008г.  №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ) // Справочно-правовая  система КонсультантПлюс.

2. Трудовой кодекс Российской  Федерации: Федеральный закон  от 30.12.2001г. №197-ФЗ (в редакции от 07.05.2013г.) // Справочно-правовая система  КонсультантПлюс.

Научная и специальная  литература

3. Габрелян Э.В. О правовом и социальном государстве // Российская юстиция. - 2011. - №5. - С. 32.

4. Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал. — 2001. — № 7. — С. 5.

5. Шапошников С.П. Социальное  государство в России: историко-теоретический  аспект // История государства и  права. - 2010. - №11. - С. 125.

 

1 Габрелян Э.В. О правовом и социальном государстве // Российская юстиция. - 2011. - №5. - С. 32.

2 Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал. — 2001. — № 7. — С. 5.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001г. №197-ФЗ (в редакции от 07.05.2013г.) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

4 Шапошников С.П. Социальное государство в России: историко-теоретический аспект // История государства и права. - 2010. - №11. - С. 125.

5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ) // Справочно-правовая система Консультантплюс.


Информация о работе Сущность, принципы, модели социального государства